Внутренняя политика. Азербайджан - Россия. Азербайджан - Иран. Вокруг Карабаха и доклада Аткинсона. Экономика.

Внутренняя политика

Газета "Зеpкало" задается вопросом: "Насколько реальны предположения о начале в 2005 году боевых действий с целью освобождения оккупированных Арменией территорий?" "Азербайджанской общественности известно, на что способна вражеская армия. Министерство обороны в курсе даже мельчайших деталей вооруженных сил Армении. Если армяне не откажутся от притязаний на наши территории, то поле боя покажет, какая армия сильней". Об этом в интервью "Зеркало" заявляет руководитель пресс-службы оборонного ведомства АР полковник Рамиз Меликов.

"На мой взгляд, сегодня перспектива возобновления боевых действий невелика. Однако следует учесть, что И. Алиев (президент Азербайджана - прим. ИА REGNUM) - не тот человек, который действует в рамках одной определенной концепции. С этой точки зрения, можно все ожидать, в т.ч. и военные действия", - прокомментировал ситуацию известный азербайджанский политолог Зардушт Ализаде. Вместе с тем он выразил сомнения в наличии в стратегических планах руководства страны вопроса об "освобождении оккупированных территорий" военным путем. "Увеличение затрат на нужды обороны в Азербайджане и Грузии следует рассматривать как жест в сторону Запада и России. Оба государства стремятся привлечь внимание международной общественности к межнациональным конфликтам в своих странах и не допустить дальнейшего нагнетания напряженности", - отметил З. Ализаде. По мнению политолога, увеличивая военные расходы, Баку и Тбилиси намереваются успокоить общественное мнение в своих странах и уверить население в положительном решении существующих конфликтов. З. Ализаде отметил, что в сообщениях российских СМИ о попытках Баку вести сбалансированную политику доля истины имеется. "Баку намерен разными путями оказать воздействие на Ереван", - так объясняет действия властей политолог. Вместе с тем З. Ализаде заявил о необходимости кадровых изменений в Минобороны АР. "Штурвал министерства должен быть в руках опытных, патриотически настроенных офицеров. В этом отношении у нас немало нерешенных проблем", - подчеркнул он.

Экс-министр иностранных дел АР Тофиг Зульфугаров также не исключает возможности возобновления боевых действий. "Если переговоры окажутся безрезультатными и выяснится, что армяне тем или иным путем тянут время, рост напряженности в регионе, начало военных операций неизбежны", - утверждает дипломат и добавляет, что на это направлена деятельность армянского руководства. "Армения нагнетает обстановку в регионе. И по этой причине она и станет виновником возобновления боевых действий", - считает Т. Зульфугаров. Экс-министр также одобрительно высказался по поводу сбалансированной политики Азербайджана, оценивая ее как направленную на урегулирование конфликта в свою пользу. "Одна из целей государства - жертвы агрессии и состоит в отлучении союзников от ее врага и сближении с ними. Эти шаги в политике логичны", - заметил дипломат. "Увеличение оборонных возможностей Азербайджана, улучшение отношений с Россией, подъем на более высокий уровень связей с Ираном и другие вопросы являются шагами в этом духе. Для действий на данном направлении политики мы имеем большой потенциал", - продолжил Т. Зульфугаров.

Полковник-лейтенант запаса Узеир Джафаров заявил, что Азербайджан может добиться превосходства над Арменией, если сегодня будут начаты военные действия. "Но армяне, как и в первую военную кампанию, снова надеются на российскую помощь. Располагающаяся там 102-я база России является для Армении гарантом безопасности. Не будь этой поддержки, азербайджанские ВС давно "посадили бы на место" армянскую армию", - сказал военный эксперт. Сближение официального Баку с Москвой У. Джафаров считает нормальным явлением с точки зрения осуществления сбалансированной политики: "Азербайджанские дипломаты должны добиться нейтралитета России в этом вопросе. После этого мы легко сможем освободить оккупированные земли", - считает военный эксперт. "Говорить в настоящее время о боевом духе и силе армянской армии несколько сложновато. Просто армяне надеются на партнеров в рамках ОДКБ (Организация договора о коллективной безопасности - прим. ИА REGNUM)", - подчеркнул У. Джафаров и отметил превосходство азербайджанских вооруженных сил (ВС) над армянскими с точки зрения материально-технического обеспечения и людских ресурсов. Однако, по мнению Джафаpова, наличие региональных интересов и проектов на Южном Кавказе не позволит возобновить военные действия. "Я не верю, что в 2005-2006 годах здесь будут осуществлены военные операции. Между тем я не очень верю и в возвращение оккупированных территорий мирным путем. Вряд ли армяне пойдут на это. По этой причине Азербайджану необходимо интенсифицировать дипломатические усилия и достичь увеличения международного давления на Армению".

"Победа Виктора Ющенко на президентских выборах на Украине является значимым событием не только для постсоветского пространства, но и для всего мира", - заявил лидер партии "Мусават" Иса Гамбар, комментируя итоги своего визита на Украину. Он посетил Киев с целью участия в инаугурации Виктора Ющенко, сообщает "Ени Мусават". По словам Гамбара, его визит на Украину был осуществлен без официального приглашения, т.к. власти Азербайджана предупредили руководство Украины о возможном осложнении двусторонних отношений в случае официального приглашения Гамбара на инаугурацию. В ходе поездки в Киев Гамбар имел встречи с лидерами политпартий Украины, руководством движения "Пора", а также "представителем демократических сил России" Борисом Немцовым.

"Азадлыг" и "Ени Мусават" красочно освещали возвращение лидеров оппозиционных партий Народного фронта (ПHФА-"pефоpматоpы") и "Мусават" - Али Керимли и Исы Гамбара с Украины, где они участвовали на инаугурации нового президента Виктора Ющенко. При этом газеты выразили надежду на повторение "бархатной" революции в Азербайджане. Однако некоторые обозреватели расценили эти надежды как "иллюзию революции". ("Ветендаш Хамрайлийи").

Глава Бакинского офиса ОБСЕ Маурицио Павеци в интервью "Эхо" заявил, что во время предстоящего 3-5 февраля официального визита в Баку директора бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ Кристиана Штрохала будут обсуждены вопросы, связанные с подготовкой к предстоящим осенью 2005 г. парламентским выборам в Азербайджане. В связи с этим Павеци выразил озабоченность существующей в Азербайджане практикой, когда некоторые руководители избирательных комиссий нарушают нормы избирательного законодательства. Вместе с тем Павеци выразил надежду, что власти проведут демократические выборы, которые не будут вызывать сомнений. Павеци не верит в возможность повторения в Азербайджане "бархатных революций", которые были в Украине и Грузии. Hа его взгляд, у каждой страны есть свои особенности.

Азербайджан - Россия

"Зеpкало" пишет: "Отношения между Россией и Азербайджаном строятся скорее на экономических уступках со стороны Азербайджана, нежели на политической поддержке России. Ильхам Алиев должен "расплатиться" с Россией за оказанную ему поддержку. Эксперты считают, что ситуация развивается по негативному для Москвы сценарию. Дело в том, что Россия не сумела использовать предвыборную ситуацию в республике во время последних президентских выборов и, соответственно, вряд ли она может оказывать влияние на политику азербайджанской администрации во время парламентских выборов.

В течение последних лет Москве так и не удалось закрепиться в Азербайджане и в ближайший исторический период Азербайджан может перейти под полный контроль США. Другое дело, что ныне покойному Гейдару Алиеву удалось договориться с ведущими региональными игроками - Россией, США и Турцией. Вашингтон заполучил контроль над энергоресурсами Каспия, а Москве удалось договориться с Баку об аренде Габалинской РЛС. Тогда никто не мог понять, что реально получил взамен Азербайджан. В нынешней ситуации, по мнению аналитиков, необходимо думать о новых взаимоотношениях между государствами региона. В особенности с Ираном и Россией. Любопытно, что за итогами переговоров Алиева и Хатами (президент Ирана - прим. ИА REGNUM) внимательно наблюдали в Москве. Дело в том, что одной из важных тем обсуждения официальных Баку и Тегерана была выработка общих позиций по строительству транспортных магистралей в рамках международного транспортного коридора Север-Юг, в результате чего Россия может получить сухопутный выход к Персидскому заливу. Кроме того, в Москве не исключали, что в ходе нынешнего визита И. Алиева в Тегеран стороны наконец-то договорятся по вопросу о разделе Каспия. Ожидания сторон об объединении железнодорожных путей Ирана и Азербайджана полностью оправдались.

Но в любом случае ситуация в Азербайджане развивается по негативному для России сценарию. Если Россия сумеет использовать азербайджанские парламентские выборы себе во благо, то Москва должна, в обмен на поддержку Алиева, "потребовать назначения" либо на пост спикера, либо премьер-министра пророссийского политика. Если этого не случится, у России очень сильно сократятся возможности влиять на ситуацию в Азербайджане и поэтому "старший брат" намерен взять реванш.

Не секрет, что Москва уже практически не влияет на азербайджанскую элиту. И в этом виноваты сами российские политики. Открытая военно-политическая поддержка Россией Армении привела к плачевным результатам: Азербайджан потерял 20% территории, а как отмечают сами трезвомыслящие российские аналитики, Россия потеряла Азербайджан - самое крупное по населению, территории и ресурсам государство Южного Кавказа и самого важного игрока в регионе.

Усилия США также не принесли результатов. Это, наряду со всем остальным, объясняется и тем, что до сих пор полностью не отменена 907-я поправка американского конгресса, блокирующая помощь Азербайджану.

Официальный Баку понимает, что для достижения успеха в урегулировании карабахского конфликта необходимо либо подключить в роли посредника какую-то новую влиятельную, незаинтересованную сторону, либо страну, у которой одинаково ровные отношения с обеими сторонами конфликта. Другой выход - оставить конфликтующие стороны договариваться самим при наличии посредничества нескольких стран. Москва пока не может претендовать на роль нейтрального посредника, исходя из истории взаимоотношений, связанных с этим конфликтом. Элементарно, существование дислоцированной в Армении 102-й российской военной базы вполне справедливо раздражает Баку. Не говоря уже о вооружении на сумму во многие миллиарды долларов, которое РФ передала Армении. Москва должна понять, что национальным интересам России отвечает налаживание политического и экономического сотрудничества именно с Азербайджаном. Поэтому на Южном Кавказе России нужно укреплять свое присутствие, сотрудничая не с Арменией, а с Азербайджаном, как с важным игроком. Тем более, что к этому уже есть определенные предпосылки. Кроме того, с экономической точки зрения Армения не может быть полноценным партнером России, ввиду плачевного состояния ее экономики, равно как и отсутствия перспектив развития в условиях изоляции от политико-экономических процессов, происходящих в регионе, которые успешно развиваются и без Армении..."

Посол США в Баку Рино Хаpниш сообщил, что на ближайшей встрече президентов США и России будет обсуждаться карабахский вопрос. "Роль России в урегулировании ряда конфликтов, в том числе карабахского, неоспорима. Однако урегулирование конфликта не зависит только от США и России. Мое правительство считает, что лидеры Армении и Азербайджана должны ускорить вопрос урегулирования конфликта. Поэтому мы призываем Россию сыграть позитивную роль, а президентов конфликтующих стран продемонстрировать более конструктивную позицию", - заявил Харниш. (ИА "Тpенд")

Азербайджан - Иран

Одной из главных тем азербайджанских СМИ на прошедшей неделе был официальный визит президента Азербайджана Ильхама Алиева в Иран. Официальные газеты позитивно оценили этот визит, делая основной акцент на поддержку Ираном территориальной целостности Азербайджана.

Заведующий отделом международных связей администрации президента Hовруз Мамедов в интервью газете "Айна" сказал, что Азербайджан должен строить нормальные отношения с Ираном и использовать потенциал этой страны. Hа его взгляд, отношения между двумя странами находятся на высоком уровне.

Политолог Халеддин Ибрагимли в интервью газете "Азадлыг" негативно оценил визит, назвав его ошибочным шагом. По его мнению, в условиях обострения напряженности между США и Ираном визит Алиева в Тегеран может привести к охлаждению отношений Азербайджана с Западом.

Президент Азербайджана Ильхам Алиев, комментируя итоги трехдневного визита в Иран, выразил удовлетворение результатами состоявшихся в Тегеране переговоров. При этом он позитивно оценил позицию ИРИ по карабахскому урегулированию. По его словам, между двумя странами практически не осталось "спорных вопросов". (ИА "АзеpТАдж")

Отвечая на вопрос о подвижках по вопросу раздела Каспия, Алиев сказал, что в ходе визита состоялись "эффективные обсуждения" по данной проблематике. Выражая отношение к принятию ПАСЕ резолюции по итогам доклада Дэвида Аткинсона по Нагорному Карабаху (НК), Алиев высоко оценил этот документ, расценив его как успех Азербайджана. ("Эхо")

Оппозиционный политолог Hасиб Hасибзаде считает, что сближение И. Алиева с Ираном и Россией является посланием главы Азербайджана Западу. Он дает понять, что в случае продолжения давления Запада на него руководство Азербайджана может нарушить баланс во внешней политике в сторону Ирана и России. Hасибзаде считает, что не нужно бояться нападения США на Иран, а следует воспользоваться этим. Изменения в политической системе Ирана могут привести к предоставлению автономии этническим азербайджанцам в этой стране. ("Ени Мусават")

"Азербайджанская Республика и Исламская Республика Иран приложат усилия для того, чтобы каспийский регион стал зоной мира, стабильности, добрососедства и сотрудничества", говорится в совместном заявлении для прессы по итогам официального визита в Иран главы Азербайджана Ильхама Алиева, подписанном в Тегеране президентами двух стран. В документе отмечается: "Стороны отметили необходимость продолжения конструктивного диалога по согласованию Конвенции о правовом статусе Каспийского моря на основе консенсуса прикаспийских государств и выразили в связи с этим пожелание активизировать деятельность специальной рабочей группы на уровне заместителей министров иностранных дел прикаспийских стран". Кроме того, в заявлении подчеркнута необходимость скорейшей ратификации и вступления в силу подписанной в 2003 году в Тегеране всеми прикаспийскими государствами Рамочной конвенции об охране морской среды Каспийского моря. Стороны намерены и далее тесно взаимодействовать на двусторонней и многосторонней основе "в целях укрепления международного политического, экономического и правового порядка, опирающегося на суверенное равенство, территориальную целостность всех государств, невмешательство в их внутренние дела" и другие общепризнанные нормы международного права. Азербайджан и Иран намерены также взаимодействовать в борьбе с новыми глобальными угрозами: такими, как международный терроризм, незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, транснациональная организованная преступность, торговля людьми и незаконная торговля оружием. Стороны вновь подтвердили приверженность необходимости выполнения резолюций ООН и Организации Исламская конференция (ОИК) по армяно-азербайджанскому конфликту и урегулированию данной проблемы "на основе суверенитета, территориальной целостности и неприкосновенности границ Азербайджанской Республики". Кроме того, в заявлении подчеркиваются намерения сторон "осуществлять сотрудничество в вопросах обеспечения национальной безопасности и на основе отдельных соглашений оказывать содействие связям между соответствующими структурами двух государств". (ИА "АзеpТАдж")

Пресса комментировала также возможную военную операцию США против Ирана. Обозреватели едины во мнении, что создание нового очага конфликта по соседству с Азербайджаном недопустимо, ибо от этого пострадает также Азербайджан. Баку должен занять независимую позицию во взаимоотношениях США с Ираном. ("Эхо")

Вокруг Карабаха и доклада Аткинсона

ПАСЕ приняла резолюцию по итогам доклада Дэвида Аткинсона по Нагорному Карабаху. Азербайджанские политики и политологи в целом позитивно оценили доклад. Вместе с тем отмечалось, что некоторые положения доклада не в пользу Азербайджана. Речь идет о положении доклада, в котором содержится призыв к официальному Баку начать переговоры с "карабахскими сепаратистами". "Азадлыг" считает это упущением внешней политики Азербайджана и обвиняет правительство в проведении капитулянтской политики в карабахском вопросе.

"Халг джебхеси" полагает, что доклад Д. Аткинсона не отвечает интересам Азербайджана и является образцом "лицемерия".

Российский сопредседатель Минской группы (МГ) ОБСЕ Юрий Мерзляков считает Нагорный Карабах участником конфликта и поэтому настаивает на участии карабахских представителей в переговорах. ("Зеркало")

"Зеpкало" отмечает, что Парламентская ассамблея Совета Европы фактически признала Армению агрессором. "Армянская сторона всеми правдами и неправдами старалась снять обсуждение доклада Аткинсона с повестки дня. Взаимные обвинения армянских и азербайджанских депутатов разбавлялись дипломатическими выступлениями европейских парламентариев, призывавших к мирному урегулированию конфликта.

Со стороны Азербайджана и Армении выступили по 4 депутата. Помимо этого, выступили еще 15 депутатов из других стран, отметив позитивность разработки доклада и соблюдение баланса. Все выступившие, за исключением армянских депутатов и французского депутата Франсуа Рожблуа, поддержали позицию Азербайджана, в частности, в вопросе защиты территориальной целостности, необходимости вывода оккупационных войск и мирного решения проблемы.

Таким образом, в доклад не было внесено серьезных изменений, и резолюция была принята большинством голосов - 123, против выступили 7 депутатов.

В ходе голосования азербайджанской делегации удалось сорвать принятие поправки о том, что в Нагорном Карабахе действуют не сепаратисты, а "сторонники независимости". Примечательно, что эту поправку армян поддержали сам Дэвид Аткинсон и политический комитет ПАСЕ. Однако активное эмоциональное выступление болгарского депутата Кириллова сорвало ее принятие".

По мнению "Зеркала", "самым неприятным для Азербайджана стало принятие поправки армян о необходимости начала официальным Баку без всяких предварительных условий переговоров с армянской общиной НК о будущем статусе этого региона. Хотя эту поправку сорвать не удалось, однако стало возможным предотвратить другую поправку армян о необходимости участия в этих переговорах представителей так называемой "администрации Нагорного Карабаха". Все остальные поправки не имели существенного значения. Достаточно противоречивым и не совсем приятным для Азербайджана было выступление самого Аткинсона, который, казалось, был напуган реакцией на свой же доклад. Так, открывая обсуждения, он поторопился заявить о своей нейтральности и необходимости примирения сторон. При этом Д. Аткинсон посоветовал представить экспертов для разработки политического статуса Нагорного Карабаха и выделить средства для разработки программы мероприятий по установлению доверия между Арменией и Азербайджаном. Аткинсон указал, что конфликт имеет три варианта решения. Первый - это военный, когда Азербайджан, используя силу, освобождает свои территории. Второй - НК остается "независимой территорией", при этом НК остается вне Европы и всего цивилизованного мира. Наконец, третий - урегулирование конфликта с участием международных организаций, включая ПАСЕ. Однако г-н Аткинсон не сказал, почему международные организации до сих пор не смогли урегулировать конфликт и как это сможет сделать ПАСЕ. При этом он сделал заявление о том, что если Азербайджан, применив силу, освободит свои территории, то будет исключен из СЕ".

Как отмечает ИА "Туpан", складывалось впечатление, что сам Аткинсон, а также Терри Дэвис, автор первого варианта доклада, вынуждены реагировать на обвинения армян о влиянии азербайджанской нефти на их доклад. В то же время нельзя не признать, продолжает агентство, что доклад Аткинсона, его резолюция и рекомендации признают и отражают 4 резолюции Совета Безопасности ООН: о необходимости безоговорочного "освобождения оккупированных территорий"; о том, что эти территории "оккупированы" армянскими войсками; что эти войска должны быть оттуда выведены; о фактах этнических чисток на данных территориях и действии в Нагорном Карабахе "сепаратистов", а не "борцов за свободу Карабаха". Принципиально важными положениями этого документа являются первые три пункта резолюции. Так, в первом пункте сказано, что "значительная часть территории Азербайджана все еще под оккупацией армянских сил, а сепаратисты все еще контролируют Нагорно-Карабахский регион". Во втором пункте говорится, что военные действия привели к "широкомасштабным" этническим чисткам и созданию "моноэтнической территории". В этом же пункте сказано, что независимость региональной территории и ее выход из состава страны могут осуществляться "только правовым и мирным путем при демократической поддержке жителей этой территории". "Подобная цель не может быть достигнута путем вооруженного конфликта, этнических чисток и фактической аннексией территории другим государством". "Ассамблея считает, что оккупация иностранной территории страной-членом является грубым нарушением обязательств этой же страны перед Советом Европы", отмечено в документе. Ассамблея призывает Армению и Азербайджан представить конструктивные предложения по мирному урегулированию конфликта посредством Минской группы ОБСЕ и ускорить проведение переговоров. "Если это не удастся, стороны должны использовать Международный суд ООН", сказано в документе. В третьем пункте резолюции говорится, что ассамблея призывает стороны вернуться к резолюциям 822, 853, 874 и 884 Совета Безопасности ООН и выполнять их, особенно в части, касающейся "вывода вооруженных сил с оккупированных территорий".

"До сих пор армянская сторона утверждала, что только Организация Исламская конференция, да и то из-за мусульманской солидарности, признала Армению агрессором. Теперь же ПАСЕ, где большинство составляют именно христианские страны, обвинила Армению в оккупации и в фактической аннексии территории независимого государства, члена Совета Европы, что само по себе, как отмечено в принятом документе, является грубым нарушением обязательств официального Еревана перед этой организацией. Кроме того, надо учесть, что членами СЕ являются Россия и Франция, то есть два сопредседателя Минской группы ОБСЕ. Остаются только США", пишет "Зеpкало".

"МГ ОБСЕ в минувшем году провела немалую работу. Состоялись встречи президентов Армении и Азербайджана, а также несколько встреч глав МИД этих стран. Все это говорит об эффективной деятельности Минской группы", - заявил 26 января в Баку посол США в Азербайджане Рино Харниш. По его словам, есть хорошие возможности для достижения прогресса в мирных переговорах. При этом посол сослался на высказывания самого президента АР Ильхама Алиева на заседании Совета Безопасности в начале января этого года. Как отметил посол, США проводят последовательную политику в связи с армяно-азербайджанским конфликтом. "Мы не признали и не признаем самопровозглашенную Нагорно-Карабахскую Республику. США признают территориальную целостность Азербайджана. Мы приветствуем попытки сторон урегулировать конфликт мирным путем и являемся свидетелями подвижек в данном вопросе. Я положительно расцениваю роль США в данном вопросе", - сказал американский дипломат. ("525-я газета")

По словам известного азербайджанского политолога Расима Мусабекова, "Европа начинает называть вещи своими именами". Комментируя газете "Эхо" факт принятия резолюции ПАСЕ по итогам доклада Аткинсона, Мусабеков заявил, что "доклад содержит некоторые моменты, по крайней мере вызывающие недоумение в Азербайджане, но состоявшиеся обсуждения довольно неприятны для армянской стороны. В очередной раз подчеркивается, что бессрочное замораживание вопроса об оккупированных азербайджанских территориях невозможно. Европа уже начинает называть вещи своими именами: сепаратизм называется сепаратизмом, а оккупация соответственно оккупацией. Таким образом, со временем могут появиться и требования. В связи с этим требование о том, что конфликт не может найти своего решения военным путем, несмотря на то, что земли захвачены силой, работает против Азербайджана. Но с точки зрения политической квалификации ситуации в целом и обсуждения, и принятые документы нужно оценить положительно". Hа вопрос: "Насколько принятый документ может оказаться действенным для достижения продвижений в решении конфликта", политолог Р. Мусабеков ответил таким образом: "Действенными можно считать документы, в которых есть конкретные пункты для исполнения. В принятом документе этот конкретный пункт, требующий исполнения, сводится к тому, что Совет Европы может выделить экспертов, которые могли бы помочь в определении статуса Нагорного Карабаха. Других пунктов, предполагающих их непосредственную реализацию, нет. И поэтому документ в конечном счете следует рассматривать в контексте его политического значения. Это значение документа важно как для Минской группы ОБСЕ, которая занимается этим вопросом, так и для стран-посредников. Теперь при разговоре с армянской стороной им объяснят, что дальше тянуть резину не надо". По словам политолога, "армянская сторона станет более реалистично оценивать ситуацию. В связи с этим изменяется ситуация, когда Ереван делает все, что хочет. Но ожидать, что после принятия документа армяне прибегут к нам и заявят, что готовы к компромиссам, было бы утопично".

26 января армянские вооруженные формирования, расположенные на "оккупированных территориях Азербайджана", подвергли обстрелу азербайджанские позиции в селе Шурабад Агдамского района. "Противник был подавлен ответным огнем, при этом геройски погиб 19-летний солдат Национальной армии Адиль Натиг оглу Мамедов", передает ИА "АзеpТАдж".

"После того, как в ПАСЕ была принята резолюция, отражающая интересы нашей страны, по всей линии границы Азербайджана с Арменией возможны регулярные провокации со стороны противника", - так прокомментировал "Зеркалу" факт нарушения перемирия глава пресс-службы Министерства обороны (МО) АР полковник Рамиз Меликов. Он отметил, что в настоящее время ситуация в Агдаме стабильна. По его словам, принятый в ПАСЕ доклад внес смятение в военные и официальные круги Армении. "Они поняли, что сложившаяся за последние месяцы ситуация никак не складывается в их пользу. Сегодня мы можем наблюдать позитивную тенденцию, когда определенные международные организации и государства начинают открыто признавать Армению страной-агрессором. В принятых четырех резолюциях Организации Исламская конференция отражен факт признания Армении агрессором, а принятый в ПАСЕ доклад открывает перед Азербайджаном большие перспективы в направлении освобождения оккупированных земель", - заявил Р. Меликов. При этом он отметил, что в 2005 году в вопросе урегулирования карабахского конфликта будет наблюдаться совсем другая политическая атмосфера. "Наблюдая, как проводимая ими политика потерпела фиаско, армяне попытаются нарушить режим перемирия на линии фронта и тем самым накалить обстановку. Однако это для нас не опасно, так как на каждое провокационное действие со стороны армян мы дадим достойный отпор", - подчеркнул Р. Меликов. Глава пресс-службы не преминул "наградить" армян жестким ультиматумом: "Еще раз заявляю: если армяне по собственной воле не освободят оккупированные земли Азербайджана, тогда на повестку будет поставлен вопрос об исторических азербайджанских землях - Эриванское ханство и другие территории, на которых ныне расположена Армения". "Не исключено, что в ближайшие годы мы станем свидетелями санкций со стороны международных организаций, которые приведут к политической, правовой, экономической изоляции Армении. Я также не исключаю, что в ближайшее время США и Европейский союз признают факт агрессии Армении в отношении азербайджанских земель", - отметил он.

Экономика

По словам министра экономического развития Азербайджана, в прошлом году реальный рост объема производства ВВП составил 10,2%. ВВП на душу населения составил 5,1 млн. манатов или $1041. Удельный вес частного сектора в ВВП составил 73,5%. Рост в производственной сфере в отчетный период составил 10,8%, в том числе в промышленности - 4%, в сельском хозяйстве 4,6%, строительстве - 41,9%, в сфере услуг - 8,9%. (ИА "АзеpТАдж")

Суммарные активы азербайджанских банков выросли в 2004 году на 57%, совокупный капитал - на 91%, объем привлеченных депозитов - на 60%, объем кредитования экономики - на 47%, в том числе долгосрочного - на 58%. Об этом сообщил 27 января председатель Национального банка Азербайджана (НБА) Эльман Рустамов, сообщает ИА "Тpенд". Рустамов также отметил, что общий уровень инфляции в 2004 году впервые превысил 10% и был на две трети вызван немонетарными факторами. Базовая инфляция равнялась 6,8%. Валютные резервы НБА увеличились на $120 млн., составив $877 млн. При этом в течение года по долгам МВФ было выплачено $62 млн. Реальный эффективный курс маната снизился в минувшем году на 1,5%, что создало благоприятную почву для роста национального экспорта.

АОЗТ "Азеригаз" обратилось в кабинет министров Азербайджана с просьбой пересмотреть розничную цену на природный газ в сторону ее повышения в связи с увеличением стоимости импортируемого из России газа с $52 до $61 за 1000 кубометров, сообщил президент "Азеригаза" Алихан Меликов. Вопрос повышения цен на газ уже рассматривается в правительстве. В последний раз цена на природный газ в Азербайджане была повышена в ноябре 2004 года в 2,3 раза. ("525-я газета")

"525-я газета" отмечает, что президент АООТ "Азерэнержи" Этибар Пирвердиев также считает необходимым пересмотреть тарифы на электроэнергию в сторону их повышения. По мнению Пирвердиева, тарифы на электроэнергию "слишком низки". "Наше ведомство работает с убытками", - сказал он, пояснив, что себестоимость электроэнергии составляет 120 манатов (1 доллар США = 4905 манатов) за 1 кВт/час, а продается она электрораспределительным компаниям за 71 манат.