Монетизация льгот затмила выборы: обзор прессы Архангельской области за 1 февраля

Архангельск, 1 февраля 2005, 13:00 — REGNUM  

Политика

Дымовая завеса губернатора (Правда Севера)

В политической жизни Архангельска на первое место сейчас выходят предстоящие выборы мэра и депутатов городского Совета. Время томного ожидания и прогнозов, споров и суждений, и, конечно же, надежд. Надежд на то, что к власти в областном центре придут политики новой формации - умные, честные, порядочные, не ставящие перед собой корыстные цели. Этой теме и было посвящено очередное заседание Архангельского регионального экспертного совета по местному самоуправлению.

Поводом для дискуссии послужили материалы в центральной и местной печати, на радио и телевидении, где была озвучена позиция главы администрации Архангельской области относительно предстоящей выборной кампании. Николай Иванович Киселев настойчиво убеждает в необходимости процедуры назначения градоначальника вместо всеобщего его избрания. Мол, он хочет видеть на этом посту человека хорошо ему известного и предсказуемого, а главное, проводившего бы в городе политику, созвучную с областной.

Конечно, такая согласованная линия политического и хозяйственного поведения обязана присутствовать. Жизнь неоднократно доказывала: где есть единство взглядов между руководством субъекта Федерации и его административного центра, любые вопросы, включая социальные, решаются проще и быстрее. Ситуация в нашей области предстает в ином виде. Город, по существу, живет автономно от области, вызывая у всех его жителей чувство глубокого неудовлетворения сложившейся в нем социальной обстановкой.

Прошедшее четырехлетие в жизни Архангельска отмечено массой негативных явлений. Они связаны с распределением земельных участков под застройку и коррупцией в этой сфере (что требует глубокого прокурорского расследования), состоянием жилищно-коммунального хозяйства города, разрушением структуры муниципального пассажирского транспорта, отсутствием грамотной политики в сфере малого и среднего предпринимательства, ценовой политикой в сфере услуг и торговли и многим другим. Но мы не были свидетелями глубокого разбирательства этих проблем на областном уровне. Городская власть словно вотчинник, не допускающий в свое хозяйство иных лиц, закрытая для постороннего глаза, не желающая афишировать свои деяния. Конечно, такое положение не устраивает губернатора, чья власть распространяется на всю область без каких-либо территориальных и административных исключений.

Однако в решении этой стратегической задачи вызывает вопросы тактика главы областной администрации, заговорившего о назначении мэра Архангельска в момент, когда избирательный поезд уже тронулся в путь. Отменить выборы в областном центре сейчас невозможно как минимум по двум причинам. Во-первых, это создаст дополнительную социально-политическую напряженность в момент, когда обстановка и так наэлектризована в связи с монетизацией льгот. Во-вторых, любое слово, заявление высшего должностного лица обязано иметь под собой правовую основу. Положение о назначении мэра губернатором отсутствует даже в действующем уставе области.

Может, глава администрации решил этим заявлением отвлечь избирателей от тем более насущных? И это в тот момент, когда острый взгляд и ясный ум так необходимы нам именно сейчас, чтобы дотошно изучить многочисленных претендентов, включая двойников-однофамильцев, на пост городского головы и определиться с теми, кто изъявил желание войти в состав представительного органа?

Или он рассуждает так: если теперь руководители субъектов Федерации будут фактически назначаться президентом страны, то почему бы и главам регионов не обрести такое право в отношении глав муниципальных образований, не обзавестись своими вассалами?

А может, это ностальгическое желание воссоздать пресловутую вертикаль власти, тот стволовой нерв административно-командной системы, всеподавляющую силу которой мы с лихвой испытали на себе в прошлом веке? Неужели все еще есть надежда, что обществом можно успешно управлять командным методом, держа в ежовых рукавицах нижестоящих начальников?

Опасность возврата к прошлому ощущается и потому, что одновременно формируется "единственно непоколебимая" партийная система, в которую буквально загоняют всех, кто имеет отношение к исполнительной власти. "Единороссы", используя мощный административный ресурс, прибрали к своим рукам и власть представительно- законодательную, оставив некоторый люфт в ней для партий-марионеток.

В этом году предстоит завершить формирование управленческих схем на уровне муниципальных образований поселения и района. Речь идет о зарождении института местных политиков, без чего о реальной местной демократии не стоит и говорить. Но кто и как готовит этих политиков? Каким образом идет подготовка к вступлению в силу в полном объеме закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" на местном уровне? Кто может сказать, по каким принципам начнет складываться местная экономика, формироваться муниципальные бюджеты, в том числе "консолидированные" на уровне района? Начнется ли процесс оформления местных сообществ как основы гражданского общества? И понимают ли наши руководители, что исполнительная вертикаль оправдывает свое существование, когда возникают хотя бы предпосылки для развития горизонтальных связей на уровне местного самоуправления, ассоциаций муниципалитетов? Ответы на эти вопросы сейчас хотелось бы услышать от наших высоких чиновников.

Согласие и расхождение ветвей власти (заметки с сессии горсовета) (Новодвинский рабочий)

Впервые за последние годы депутатская сессия проходила столь долго. И немудрено. Народные избранники нового созыва на своем втором заседании должны были обсудить 12 пунктов повестки дня. Естественно, главным из предложенных администрацией вопросов было принятие бюджета муниципального образования "Город Новодвинск" на 2005 год.

После принятия депутатами повестки (корректировок не было) слово попросил прокурор города Александр Сапронов. Вот несколько цифр из его доклада. Количество совершенных преступлений осталось на уровне 2003 года - около 1150. Раскрываемость преступлений у нас - одна из самых низких в области, а нагрузка на каждого новодвинского милиционера в два раза выше среднеобластной. Из общего количества преступлений 67,9 процента совершено из корыстных побуждений. Иными словами, кражи и грабеж. Кстати сказать, количество краж против года предыдущего выросло на 13 процентов.

В целом прокуратурой было выявлено 605 нарушений закона, что в два раза больше против 2003 года. На вопрос, почему остаются нераскрытыми умышленные поджоги, Александр Иванович не без доли грусти ответил, что это все из-за того, что подобные дела переданы с некоторых пор в ведение МВД. Вот если бы поджогами занималась прокуратура, тогда разговор был бы иной!

Самолеты - хорошо, а по "железке" лучше!

Первым обсуждаемым депутатами вопросом стало внесение изменения в решение сессии Совета депутатов третьего созыва от 28.12.2004 года. N 2 "О нормативных актах, регулирующих социально-трудовые отношения в муниципальных учреждениях МО "Город Новодвинск". Конкретно речь шла о "Положении об отдельных гарантиях и компенсациях работникам муниципальных учреждений (муниципального образования). А еще конкретнее, об оплате стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно работника и неработающих членов его семьи".

Дебаты разгорелись жаркие. Приняли в них участие и прокурор, и начальник правового отдела горадминистрации Сергей Баган. Дело в том, что часть работников НЦГБ в минувшем, 2004-м году летали вместе с членами семьи в отпуска самолетом. Их проезд обошелся работодателю, а в конечном счете, городской казне в 30-40 тысяч рублей. Естественно, никакой бюджет не выдержит подобных расходов. А потому, в конце концов, было принято решение ограничить сумму оплаты за проезд 20 тысяч рублей. Этих денег вполне достаточно для проезда туда и обратно в купе железнодорожного вагона.

Вот и дождались, наконец!

Довольно спокойно прошло обсуждение вопроса, скромно значащегося в повестке под названием "О внесении изменений в Программу реформирования жилищно-коммунального хозяйства муниципального образования "Город Новодвинск" на 2001-2005 годы". На деле же шла речь о 100-процентной оплате населением коммунальных услуг.

Понимая, что без принятия столь "популярного" в народе решения уже не обойтись, депутаты лишь разошлись в мнения, с 1-го ли февраля, или 1 марта ввести его в действие! На сегодня, как сообщила докладчица по вопросу Татьяна Машина, вице-мэр по управлению городским хозяйством, 55,4 процента населения способно без особого ущерба для себя оплачивать коммунальные услуги. В среднем повышение оплаты составит на каждого человека рублей по 150. 1100 семей получают субсидии. С введением 100-процентной оплаты смогут обратиться за субсидиями 750-800 семей. В 2005 году на адресную социальную помощь бюджет предусматривает выделение 4 миллионов рублей. Хватит всем.

Депутат Марина Хвостюк, директор фирмы "Жилищное хозяйство", довела до сведения коллег цифру задолженности населения за жилье и коммунальные услуги, равную 21 миллиону рублей. В то же время руководство ОАО "АЦБК" обратилось в суд с исковым заявлением на МУП "Жилкомсервис" о взыскании с него 64 миллионов за потребленные тепловодоэнергоресурсы (в досудебном порядке речь шла о 156 миллионах).

Споры были, но не продолжительные. В итоге 17 депутатов проголосовали за введение 100-процентной оплаты уже с 1 февраля.

Нужен ли такой контроль?

Понятны притязания депутатов на получение возможности контролировать мэра при использовании средств резервного фонда, заложенных в бюджете-2005. Сумма фонда - 8 миллионов рублей. Нелишне уточнить, что могут эти деньги расходоваться на:

- проведения аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, имевших место в текущем году;

- проведения ремонтных и восстановительных работ по заявкам муниципальных учреждений;

- проведения юбилейных мероприятий местного значения;

- поддержки общественных организаций и объединений;

- выплаты разовых поощрений гражданам за заслуги перед городом;

- других мероприятий на реализацию вопросов местного значения, финансирование которых не предусмотрено или недостаточно в расходной части местного бюджета.

Депутаты настояли на том, что мэр теперь сможет расходовать без согласования с ними суммы, не превышающие 20 тысяч рублей. Большую же сумму он обязан согласовать. Не возымели действия даже доказательства начальник правового отдела Сергей Багана, который пытался доказать народным избранникам, что их желание противозаконно, ибо противоречит Бюджетному Кодексу РФ. Столь же неубедительными для депутатов оказались и доводы мэра Юрьева, хотя он привел более чем убедительный пример: деньги фонда экстренно потребовались в летние месяцы, но весь депутатский корпус был в отпусках, проводить согласования было не с кем.

Уместны ли разногласия двух ветвей власти в таких вопросах? Жизнь полна неожиданностей, а средства резервного фонда как раз и предусмотрены для использования в те моменты, когда уже не до согласований:

Прогнозы, прогнозы Довольно спокойно депутаты восприняли комментарии вице-мэра по экономическому развитию Светланы Жилиной по прогнозу социально-экономического развития Новодвинска в 2005 году.

В оценке 2004 финансового года прозвучали слова, что ниже прогнозируемых показателей оказался объем производства промышленной продукции, прибыль прибыльных предприятий, оборот розничной торговли. Дополнительно на 105 человек снизилась в сравнении с уровнем 2003 года среднесписочная численность работников хозяйствующих субъектов.

Что касается 2005 года, то с 1 января в местный бюджет не поступит налог на прибыль организаций, зачисляемый в местный бюджет, единый налог при упрощенной системе налогообложения, налог на имущество организаций, плата за пользование водными объектами.

Зато с 1 января введен единый сельскохозяйственный налог (ставка отчислений в местный бюджет 60 процентов), увеличены ставки отчислений в местный бюджет по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности (с 45 до 90 процентов), земельный налог (с 50 до 100 процентов).

Самый интересный раздел доклада - "Пищевая промышленность". Удалось среди прочего узнать, что в 2005 году при благоприятных условиях Новодвинский хлебозавод планирует увеличение производства кондитерских изделий на 2 тонны, планируемый темп роста 102,5 процента к уровню 2004 года.

Что касается прогноза в труде и занятости населения, то по предварительной оценке в 2004 году среднемесячная заработная плата работающих с учетом всех малых предприятий и филиалов на территории Новодвинска составит 8816 рублей.

Также по предварительной оценке среднесписочная численность работающих в городе снизится на 403 человека. Почему цифра столь велика? Да все просто: 360 человек будут вынуждены покинуть Архангельский ЦБК и ОАО "Архбум". В 2005 году ожидается сокращение 232 работающих.

По прогнозу на 2005 год количество безработных, зарегистрированных в Центре занятости увеличится до 530 человек. А число ищущих работу составит 1920 человек. Возможно, кто-то из них найдут ее в розничной торговле, где рост оборота составит от 8-9 процентов и превысит 1,2 млрд. рублей. Демографическая обстановка в городе в 2005 году кардинально не изменится - население будет по-прежнему убывать и к концу года численность новодвинцев уменьшится еще на130 человек.

Быть или не быть вытрезвителю?

Скудность бюджета-2005 заставила городскую администрацию принять решение о ликвидации муниципальных учреждений "Спасательная станция" и "Медицинский вытрезвитель" при ГОВД.

Если по "Спасательной станции" не поступило ни одного возражения со стороны депутатов, то почти единодушным было мнение "Медицинский вытрезвитель" не уничтожать!".

Принципиальным был вопрос - куда девать подобранных на улицах пьяных горожан или взятых из квартир дебоширов? В дежурную часть ГОВД или в приемный покой? И те, и другие открещиваются от подобных постояльцев. Депутаты решили отложить решение вопроса еще на месяц. За этот срок и у депутатов могут появиться новые идеи, да и администрация успеет подготовить свои предложения.

Детский сад или церковь?

В довольно щекотливом положении оказались депутаты, когда им было предложено согласовать передачу здания бывшего детского сада (дом N 31 по улице 50-летия Октября) в безвозмездное пользование Приходу Покровской церкви. Казалось бы, о чем тут думать? Ведь не мормоны же просят объект, не свидетели Иеговы и не христиане-баптисты веры евангельской, а наша родная РПЦ! Однако председатель депутатского корпуса Сергей Вишняков предложил вообще снять вопрос с нынешнего обсуждения. А отцу Александру, настоятелю Храма Покрова Пресвятой Богородицы предложено через средства массовой информации разъяснить населению план дальнейшего использования здания бывшего детского сада.

Под занавес депутаты приняли еще несколько решений. Без особых дебатов внесли изменения в одно из приложений к решению сессии от 27.12.2003 "О ценовом зонировании территории МО "Город Новодвинск". Согласовали состав комиссии по регулированию и согласованию цен (тарифов) на отдельные виды продукции, товаров и услуг, производимых на территории Новодвинска.

Не вызвала вопросов и "Программа гарантированного обеспечения населения Новодвинска бесплатной медицинской помощью на 2005 год" (она обязательно будет опубликована в "Новодвинском рабочем", рекомендуем внимательно прочесть - прим. ред.).

На этом "открытая" часть повестки дня была исчерпана. После этого состоялось закрытое заседание Совета.

Первый тайм мы уже отыграли (Нарьяна вындер)

Второй - 6 февраля

В четверг, 27 января, окружная избирательная комиссия приняла решение о проведении второго тура выборов на должность главы администрации округа. Это значит, что 6 февраля мы не только определим состав нового депутатского корпуса, но и поставим точку в выборе губернатора округа. В четверг же состоялась наша беседа с председателем окризбиркома Зауром Тлябичевым.

Заур Магометович, правда ли, что решение по второму туру затягивалось в связи с отсутствием информации из двух отдаленных деревень?

Мы все сделали в установленные законом сроки. Получили итоговые протоколы территориальных комиссий - Искательской, городской. На их основании составили сводную таблицу и общий протокол. Утвердили. И вынесли решение о проведении второго тура голосования. Во второй тур вышли 2 кандидата, набравшие в первом наибольшее количество голосов. Фамилии этих двух кандидатов - А.В. Баринова и И.В. Кошина - и будут внесены в избирательные бюллетени для тайного голосования.

Как вы оцениваете чистоту ведения предвыборной кампании кандидатами в первом туре?

Выборная кампания была нелегкой. Кандидатов было много. Некоторые пытались заявить о себе громче других, вели себя не так корректно, как хотелось бы. Но радует, что в день голосования не было ни одной жалобы на действия или бездействие избирательных комиссий. А ведь наблюдателей на некоторых участках было не меньше, чем членов комиссий.

Считаю, в комиссиях у нас люди грамотные. Мы со своей стороны сделали все возможное: оборудовали избирательные участки, создали нормальные условия для избирателей, подготовили членов комиссий к этой непростой работе.

А что произошло в Искателях?

Людям со справками о временной регистрации в округе дали право проголосовать. Вопрос о праве голосовать временно проживающим в НАО был всегда спорным. По этому поводу мы уже обращались за разъяснением в ЦИК. И в некоторой степени даже спровоцировали это судебное решение. Чтобы в дальнейшем не было вопросов и разногласий. У нас есть заключение, что люди, временно пребывающие на территории округа, не имеют права участвовать в выборах органов власти Ненецкого округа. А потому эти бюллетени в Искателях были признаны недействительными.

Будут ли принципиальные отличия предвыборной кампании второго тура?

Она короче по срокам. В остальном -как обычно. Жеребьевка по распределению бесплатного эфирного времени, печатных площадей. Встречи с избирателями...

Какой процент голосов избирателей станет "пропуском" к губернаторскому креслу?

Побеждает тот, за кого проголосует большинство. При условии, что лидер наберет голосов больше, чем " против всех".

Сегодня трудно прогнозировать, кому из оставшихся кандидатов отдадут предпочтение сторонники Шмакова, Саблина или Бебенина, Бобровой... Успеют ли определиться? Возможен ли такой вариант, что победит кандидат "против всех"? И что за этим последует? Избирательная комиссия при подсчете голосов избирателей является всего лишь статистом. И должна уважать выбор народа. Что касается сути вопроса, то, по закону, повторные выборы главы проводятся, если выборы были признаны несостоявшимися или недействительными. Повторные выборы проводятся не позднее чем через 4 месяца со дня признания выборов несостоявшимися или недействительными. Но, учитывая, что с 1 января вступил в силу новый Закон о наделении полномочий главы администрации субъекта Российской Федерации - я думаю, что повторных выборов может и не быть.

А какова процедура назначения?

Президент России предлагает кандидатуру на должность главы исполнительной власти региона для согласования с законодательным органом власти этого субъекта Федерации. В нашем случае, с окружным Собранием депутатов, которое, надеемся, будет сформировано после выборов депутатов 6 февраля.

Кстати, под накалом страстей депутатские выборы как бы отошли в тень.

У нас 20 депутатских мест: 10 - по партиям, на эти места претендует 7 политических партий, в том числе - 1 блок. Им надо преодолеть барьер 7 процентов. Далее, 8 - по одномандатным округам, где в среднем на одно депутатское кресло претендует 8 кандидатов. И 2 - по коренным малочисленным народам.

Значит, кроме бюллетеня по выборам главы округа на избирательном участке люди получат еще 3 бюллетеня по выборам представителей в окрсобрание?

Давайте разъясним избирателям, как разобраться в этих еще трех бюллетенях. Народ голосует за одну из 7 партий, за одного кандидата по одномандатному округу и выбирает не более двух кандидатов по коренным малочисленным народам. Эти условия надо помнить и соблюдать, иначе бюллетени признаются недействительными. Есть еще графа "против всех".

Что ж, "первый тайм мы уже отыграли". Второй - не менее ответственный. Пусть в нашей власти будут действительно надежные люди, способные смело отстаивать наши интересы. А избирательным комиссиям хочется пожелать поменьше хлопот. Медицина

Врачу теперь не до больного (Правда Севера) Пинежский район

- Льготными лекарствами район обеспечен примерно наполовину от потребности, - сообщила заместитель главного врача Пинежской ЦРБ Нина Ошукова, - но наши люди привыкли, что медикаментов по бесплатным рецептам не хватает, так что сейчас почти никто не возмущается. Оставляют рецепты в аптеках и ждут.

Пинежане-льготники не создают ажиотажа и в поликлинике. Обращаются за лекарствами только в случае необходимости. Вообще "монетизационный" январь, судя по словам Нины Николаевны, район пережил спокойно.

Онежский район

В аптеках - неотоваренные льготные рецепты, в поликлинике - очереди к врачам. Доктора работают до позднего вечера, но все равно не успевают принять всех больных.

- Врач, выписывая льготный рецепт, должен заполнить кучу бумаг, - говорит главный врач Онежской больницы Ирина Рогачева, - новая схема оформления рецептов слишком бюрократична. Нагрузка на медиков возросла в несколько раз, а зарплату обещают поднять всего на 20 процентов. Но при этом со специалистов участковых служб сняли 50-процентную надбавку, которая выплачивалась из областного бюджета. Значит, люди реально будут получать меньше. Есть и задержки: только в пятницу выдали зарплату за декабрь.

Красноборский район

- В райцентре нерешенная пока проблема - оформление рецептов для лежачих больных. В инструкции написано, что врач должен его осмотреть. А доктора пока не успевают принять всех, кто сам смог прийти на прием, - заместитель главврача Красноборской ЦРБ Надежда Тюсова, рассказывая о проблемах, с которыми пришлось столкнуться в январе, по большому счету, вторила своей онежской коллеге. Та же бумажная загруженность, - "врачу теперь некогда общаться с больным", очереди, нехватка лекарств... Осложняет ситуацию еще одна повсеместная проблема - не хватает врачей. Ставки заполнены на 60-70 процентов.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.