Традиционный летний период затишья в политической активности, похоже, не принесет хотя бы временного успокоения опальным руководителям муниципальных образований Марий Эл, пишет газета "Московский Комсомолец в Марий Эл". Нет-нет, да клюнет кого-нибудь из них официальная пресса республики. Споры вокруг "избранности" глав городов и районов не утихают.

Напомним, что президент Леонид Маркелов придерживается убеждения, что глав муниципальных образований нужно назначать. Это не свежая мысль. Ее высказывал и Вячеслав Кислицын. Подоплека на поверхности: назначенными главами проще управлять. Попробуй попереть против шефа: быстро вылетишь с работы, да еще и на другую не возьмут. Совершенно иное мнение по этому поводу высказал на встрече с региональными журналистами полпред в Приволжском федеральном округе Сергей Кириенко, который в силу должности, а может, еще чего, мыслит гораздо шире. Так вот, он сказал: "Сделать муниципалитеты частью государственной власти нельзя и неправильно. Нельзя, потому что есть европейская хартия о местном самоуправлении. Россия, продекларировав свое движение в сторону открытой Европы, должна принимать на себя определенные правила. Одно из этих правил - независимость местного самоуправления от государственной системы власти. Другой вопрос, это не означает неподконтрольность и неподотчетность. Это работа в русле комиссии по разграничению полномочий. Надо мэрам дать точно очерченные полномочия".

Это не единственная проблема, с которой приходится сталкиваться мэрам. Даже если их полномочия будут расписаны до последней буквы, заниматься исключительно хозяйственной деятельностью им не удастся. А всс потому, что ни один глава муниципального образования не знает, на что ему можно рассчитывать. Нормативы отчислений в городские и районные бюджеты устанавливаются каждый год Государственным собранием республики. Каковы они будут, предсказать очень сложно. А если мэр повздорил с региональным руководством, то даже к гадалке бегать не надо, чтобы понять, что нормативы будут урезаны. Это чуть ли не единственный способ урезонивать не в меру резвых глав, и используется он повсеместно в качестве средства давления. Так что, как бы мэр ни бился, привлекая инвестиции, у него нет твердых гарантий, что дополнительные доходы попадут в бюджет его территории.

Есть и другая сторона медали. Всенародно избранные главы муниципальных образований, по сути, не отвечают ни перед кем за свои промахи, если только эти промахи не тянут на статью в Уголовном кодексе. Скажем, кто виноват, если в городе нет ни горячей, ни холодной воды, а люди платят за нее деньги? На кого жаловаться, когда не горят уличные фонари? Кого посадить, когда машина изнашивается на городских колдобинах похлеще, чем на бездорожье? Да, никого. Мера ответственности мэра в этом случае сводится только к тому, что его больше не изберут. Но народ, как показывает практика, перед любыми выборами рад обмануться в очередной раз.

Эта проблема назрела на столько, что стала предметом обсуждения федеральной комиссии по разграничению полномочий. Первые итоги ее работы станут известны осенью. Но вряд ли решения исключат полностью междоусобные войны между губернаторами и мэрами. Заложниками затяжных конфликтов, как и нынче, будут люди, отмечает газета "Московский Комсомолец в Марий Эл".