Проект "Транснефти" представляет экологическую опасность для Бурятии

Улан-Удэ, 31 Января 2005, 09:40 — REGNUM  Проектируемый нефтепровода "Восточная Сибирь - Тихий океан" может представлять экологическую опасность для Бурятии, считают экологи республики. Об этом корреспонденту ИА REGNUM сообщил руководитель общественной организации "Бурятское региональное объединение по Байкалу" Сергей Шапхаев.

Проект нефтепровода, постановление о строительстве которого, в последний день 2004 года подписало правительство России, претерпел несколько изменений. Так, изменен начальный пункт трассы - из Ангарска он перенесен в Тайшет, кроме того, увеличена мощность прокачки нефти с 50 до 80 млн. тонн в год. Конечным пунктом сделана Находка. Экологов беспокоит приближенность трубы к Байкалу. Всего по республике, из более чем 4 тысяч километров системы, планируется проложить 555 километров. 140 из них по проекту проходят в пределах водосборной зоны Байкала. Эта территория прилегает к Байкальскому участку Всемирного природного наследия. Маршрут проектируемого нефтепровода пролегает по северным районам, где отмечается высокая сейсмичность. Кроме этого, эксперты говорят о высокой проницаемости грунта на той территории, где запланировано крупное нефтехранилище.

До 14% местного населения используют наземные воды как источники питьевой воды. В связи с этим экологи предлагают предусмотреть за счет средств проекта резервные источники питьевой воды. А также провести оценку негативных последствий проекта для культуры и природопользования живущих на этой территории.

Экологи направили свои предложения АК "Транснефть", а также обратились за поддержкой к президенту Бурятии Леониду Потапову. В письме за подписью С. Шапхаева говорится:

"Направляем вам результаты независимой экспертной оценки проекта "Обоснование инвестиций в строительство нефтепроводной системы "Восточная Сибирь - Тихий океан" (заказчик ОАО "АК "Транснефть"), выполненной в рамках процедуры общественной экологической экспертизы. В ходе работы были обобщены и использованы замечания и предложения специалистов научных учреждений, представителей общественных организаций из Улан-Удэ, Иркутска, Читы, Благовещенска, Биробиджана, Хабаровска и Владивостока, а также ответы на эти замечания разработчиков проекта из ОАО "Гипротрубопровод", г. Москва (всего - 224 замечания и предложения). Эксперты при выработке своих оценок и предложений для органов власти опирались также на документально подтвержденный опыт эксплуатации действующих нефтепроводов ОАО "АК "Транснефть" на территории Иркутской области.

В связи с выходом распоряжения правительства России от 31 декабря 2004 года № 1737-р разработка проектной документации этого инвестиционного проекта вышла на стадию технико-экономического обоснования (ТЭО) и требует, на наш взгляд, более активного участия республики в выработке готовящихся управленческих решений на ее территории.

Проведенный в конце 2004 года социологический опрос населения вдоль планируемой трассы нефтепровода засвидетельствовал высокий уровень обеспокоенности жителей республики намечаемой проектной деятельностью. Так, 74% опрошенных респондентов уверены, что будет нанесен урон природе и 65% - их здоровью. Причем процент негативного отношения к проекту среди коренных малочисленных народов (эвенков) гораздо выше, чем среди остального населения.

Особое беспокойство у нас вызывают вопросы экологической безопасности (140 км трассы проходит по Байкальской природной территории в бассейне реки Верхняя Ангара в экстремально сложных инженерно-геологических условиях) и общественной эффективности инвестиционного проекта. В частности, требуют более углубленной проработки следующие вопросы:

- оценка влияния аварийных разливов нефти (по оценкам разработчиков до 8 300 т нефти) на экосистему озера Байкал;

- расчет издержек, которые понесут смежные отрасли экономики республики, в случае реализации проекта (недропользование, рекреации и др.) и механизмы их компенсации;

- учет упущенной выгоды и временного лага при расчете компенсаций за ущерб водным, охотничьим ресурсам, рыбным запасам и другим природным ресурсам;

- компенсация налоговых потерь для бюджета республики в случае предоставления налоговых преференций ОАО "АК "Транснефть" для снижения тарифов на прокачку нефти;

- создание страхового фонда для ликвидации последствий аварийных разливов нефти (по предварительным оценкам могут пострадать источники питьевого водоснабжения для 10-12 тыс. человек);

- создание накопительного фонда для рекультивации территории и демонтажа (либо конверсии) нефтепроводной системы после окончания срока ее эксплуатации.

Для оперативного решения возникших проблем предлагается использовать механизм согласования готовящихся среднесрочных программ развития республики с Минэкономразвития РФ и другими профильными министерствами, ответственными за подготовку инвестиционного проекта по распоряжению №1737-р, а также предусмотренную законодательством этнологическую экспертизу намечаемой проектной деятельности. Со своей стороны, мы готовы предоставить накопленную информационную базу по данному проекту любому заинтересованному ведомству республики и привлечь независимых экспертов разных отраслей знаний для консультаций".

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору.
Главное сегодня
NB!
18.01.17
Путин подарил Додону карту исторической Молдавии без Румынии и Украины
NB!
18.01.17
Когда на самом деле Украина воссоединилась с Россией
NB!
18.01.17
Федерализация Молдавии возвращается: Додон «выучил уроки и ошибки» Воронина
NB!
18.01.17
«Трамп наносит удар по НАТО, на который не отважился Кремль»
NB!
18.01.17
Реальные власти Молдавии дезавуировали обещания Додона Путину
NB!
17.01.17
Декоративный президент Молдавии Додон имитирует «евразийскую интеграцию»
NB!
17.01.17
Израиль и палестинцы: будут резать и будут бить?
NB!
17.01.17
Выход в паритет евро и доллара может оказаться блефом?
NB!
17.01.17
ВПК России запретили закупать импортные аналоги отечественной продукции
NB!
17.01.17
Тупики и лабиринты ОБСЕ: что предлагает Австрия по Карабаху
NB!
17.01.17
Стоимость севастопольского участка трассы «Таврида» вырастет втрое
NB!
17.01.17
Радио REGNUM: второй выпуск за 17 января
NB!
17.01.17
«Решение ЕСЧП является уничижительным по отношению к детям»
NB!
17.01.17
Американские военные в Польше: спиной к России, лицом к Германии?
NB!
17.01.17
В аэропорту Калининграда вновь коллапс
NB!
17.01.17
Премьер Литвы признал: недовольство БелАЭС — вопрос политический
NB!
17.01.17
Генсек Совета Европы обеспокоен декриминализацией «шлепков» в России
NB!
17.01.17
Захарченко: «В победу Украины уже Украина не верит»
NB!
17.01.17
Паритет доллара и евро в 2017 году не отменяется?
NB!
17.01.17
Порошенко ждет помощи от главы КНР в ситуации с Донбассом
NB!
17.01.17
«Дональд Трамп – это новый Рональд Рейган?» — The American Conservative
NB!
17.01.17
Внук Назарбаева публично назвал имена казахстанских «врагов народа»