В 2003 году депутат Приморского Законодательного Собрания Николай Марковцев провел депутатское расследование по многочисленным жалобам избирателей-инвалидов, с которых во Владивостоке взимали лишнюю плату за жилье и коммунальные услуги.

Как сообщил корреспонденту ИА REGNUM сам депутат, нарушение прав граждан происходило потому, что "предоставленная инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, льгота применялась только при учете так называемой социальной нормы жилья. То есть распространялась на 18 кв. м жилой площади, что неправомерно".

"Тогда мною были подготовлены публикации в СМИ, направлены запросы в Генеральную прокуратуру, Госстрой РФ, - прокомментировал Николай Марквоцев. - И ответы пришли. Генеральная прокуратура 25 августа 2003 года уверенно сообщила: "Законодатель, устанавливая в ст. 17 Федерального закона "О социальной защите прав инвалидов в Российской Федерации" льготы по оплате жилья и коммунальных услуг инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, не поставил их в зависимость от социальной нормы жилой площади, пределов потребления коммунальных услуг, установленных органами местного самоуправления и социальной защиты". Если перевести этот текст с "правового" на обычный русский, то он означает: льгота распространяется на всю жилплощадь, которой пользуется инвалид, и на все предоставляемые ему коммунальные услуги. Вне зависимости от состава семьи".

"Письмо из Госстроя России оказалось еще обстоятельнее. В нем говорилось, что 3 июня 2003 года состоялось заседание Консультативного Совета по делам инвалидов Комитета Государственной Думы РФ по труду и социальной политике. Был рассмотрен вопрос о проблемах правоприменения ст.17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Принято решение о необходимости внесения изменений в указанную статью, чтобы прекратить ее вольное толкование.

Еще интересно отметить, что примерно в то же время Ленинский районный суд Владивостока признал "недействующим пункт 7 постановления главы администрации города "О дальнейшем совершенствовании системы оплаты жилищно-коммунальных услуг для населения" со дня его принятия". То есть прямо отменил ограничения в применении льготы на оплату жилья и коммунальных услуг инвалидами.

Вопрос казался решенным. Но не тут то было. В конце прошлого года моя депутатская почта вновь принесла письма от избирателей, в которых сообщалось о нарушении прав инвалидов. Я еще раз обратился в Генеральную прокуратуру РФ и получил ответ: "Проверка, организованная Генеральной прокуратурой Российской Федерации по Вашему обращению о нарушении прав инвалидов при предоставлении льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, не завершена. О результатах Вы будете проинформированы дополнительно"", - сообщил депутат.

"Вот так и проверяют уже полтора года. Тщательнее, очевидно, вряд ли возможно. Только зачем? Уже проведена скандальная монетизация льгот. Пока, правда, социальный пакет, включающий льготы по ЖКХ, инвалидам оставлен. Но дождутся ли они "дополнительной информации о результатах" от Генпрокуратуры, дождутся ли перерасчета и возврата незаконно собранных платежей - большой вопрос", - возмутился депутат.