В Риге в Международном торговом центре 30 января прошел первый в истории Латвии Республиканский слет старшеклассников русских школ, сообщает корреспондент ИА REGNUM. Форум, организованный Штабом защиты русских школ (далее просто Штаб) был посвящен вступившей в силу с начала нынешнего учебного года так называемой реформы образования-2004 и планам защитников русских школ на будущее. Напомним, с 1 сентября 2004 года обучение в старших классах школ национальных меньшинств Латвии переведено в основном на латышский язык обучения в пропорции, когда 60% предметов преподаются на латышском языке, а 40% - на родном. Нововведение вызвало небывалую волну протестов русскоязычной общины, пик которой пришелся на весну-лето-осень 2004 года. Однако, несмотря на массовые протестные акции, реформа вступила в силу, а спустя полгода в Риге на республиканский слет по этому поводу собрался 331 старшеклассник со всей Латвии. В том числе 60 человек из Лиепаи, Юрмалы, Лудзы, Олайне, Айзкраукле, Даугавпилса, Резекне, Елгавы, Огре и Вентспилса - остальные представляли 46 рижских школ. Организаторы поставили жесткое условие - взрослые в ход форума не вмешиваются, в свою очередь ребята были предельно откровенны и высказали немало претензий по поводу методов борьбы с реформой и деятельности Штаба как такового. Но формально о слете будут судить по принятым его участниками четырем обращениям, тексты которых были заготовлены заранее, то есть без учета разгоревшейся в бизнес-центре дискуссии. С них и начнем, тем более что данные документы предельно ясно и доходчиво отражают сложившуюся в Латвии ситуацию с русским образованием. А одно из обращений - к европейским структурам - приведем дословно.

"Обращение к европейским правозащитным структурам"

Вы уже знакомы с положением русских школ в Латвии? Русскоговорящие меньшинства составляют в Латвии более 40% всего населения, в Риге - более 60%. Система образования на русском языке здесь существует столетиями. Она благополучно пережила времена довоенной республики и фашистской оккупации. В русских школах учились и наши родители. В последние годы многие предметы, как в основной, так и в средней школе, начали преподаваться на латышском языке. Власти нам объясняют, что это для нашего блага. Мы им не верим хотя бы потому, что государство практически ничего не делает для улучшения качества обучения латышскому языку как отдельному предмету. Тем более что обучение на не родном языке нам навязывают, не спрашивая ни нашего мнения, ни мнения наших родителей или учителей. Мы свое мнение о ликвидации русской школы уже высказали, когда практически все 30 000 старшеклассников русских школ Риги зимой от своих школ пришли к Президентскому дворцу с требованием не провозглашать закон, предусматривающий насильственное изгнание русского языка из школы. Таких пикетов и шествий были десятки. Сейчас старшеклассники, каждый в своем классе, собирают подписи в поддержку идеи обучения на родном языке. Мы требуем от правительства, чтобы нам оставили право обучаться на русском, если за это письменно выскажется более половины учеников класса. И 10 февраля в который раз выйдем с этим требованием к Сейму. Латвийские власти, в отличие от высших должностных лиц Европарламента и ПАСЕ, не хотят идти с нами на компромисс и диалог. Поэтому мы - школьники Латвии - вынуждены обратиться к Вам за помощью. Мы знаем, что Европа может побудить Латвию, применить к русским латвийцам такие же стандарты, которые применяются к другим национальным меньшинствам стран Европы с развитыми традициями демократии. Мы просим приложить усилия к сохранению русских школ в Латвии. Мы готовы продолжать борьбу за наши школы, за родной язык вне зависимости от содержания или наличия Вашего ответа. Но все же верим благородным идеям Равноправия и Справедливости, которые провозглашают Ваши организации и надеемся, что они не окажутся пустыми словами.

Республиканский слет старшеклассников русских школ 30 января 2005 года".

В свою очередь "Обращение к Конституционному суду Латвии" начинается словами: "Мы убедились, что с сентября прошлого года заметно ухудшилось качество усвоения нами предметов, преподаваемых на латышском языке. Не менее половины урока уходит на перевод информации или заданий с латышского на русский, то есть на дублирование материала. Уровень знания латышского языка у преподавателей часто не позволяет им как следует проводить урок. Поэтому времени на освоение самого материала остается мало, а учебная программа остается той же. Ухудшились наши оценки на зачетных работах, что вызывает противоречия с преподавателями". В обращении также отмечается, что не хватает учебных пособий на русском языке, и чтобы понять учебный материал, приходится переводить латышские учебники на русский язык с помощью словаря. "Мы вынуждены больше думать о грамматике своего ответа или вопроса на латышском, чем о самом их смысле, - подчеркивают старшеклассники. - Это создает тяжелую психологическую обстановку и наносит психологические травмы. И, наконец, это же унизительно и абсурдно, когда русский учитель, недостаточно знающий латышский язык, учит на нем школьников, которые тоже недостаточно им владеют, совершенно не считаясь с нашим желанием". Документ венчает напоминание: "В статье 13 закона "О защите прав ребенка" говорится, что у ребенка есть право быть выслушанным и его мнение принимается во внимание соответственно его возрасту и зрелости. А в статье 6 этого закона утверждается, что во всех действиях в отношении детей приоритетно должны быть обеспечены интересы ребенка. И действие или бездействие, в результате которого не соблюдаются права ребенка, считаются аморальными и противозаконными. Все наши акции, на которых мы ясно выразили свое отношение к "реформе", полностью проигнорированы правительством и Сеймом. Мы, старшеклассники русских школ Латвии, просим Конституционный суд исправить опасную ошибку "школьной реформы".

Между тем, в принятом на слете "Обращении к русской молодежи" идет речь о возможных дальнейших действиях или "дорогах, по которым пойти". Так, первая - смириться с реформой, принять ее и перестать сопротивляться. Вторая - путь "жертвы", когда последняя пытается найти и наказать виновных. Старшеклассники отмечают, что власти и СМИ подогревают именно такую позицию. "Властям выгодно, чтобы русские и латыши направили свои силы на борьбу друг с другом и выяснение того, кто виноват, - отмечается в обращении. - Но что мы получим в итоге? Два враждующих лагеря, разрозненное общество, не способное постоять за себя перед лицом настоящей опасности". В общем, участники слета предлагают другую дорогу: "Действовать всюду. В классе, на митингах и акциях протеста, в семье и просто на улице. Ты можешь проявить себя, например, выйдя в пикет в защиту русских школ у Сейма 10 февраля, стать делегатом Съезда защитников русских школ 26 февраля". Обращение также призывает создавать инициативные группы и проекты, и "бороться, договариваться, только не сидеть, сложа руки".

Если упомянутые выше обращения были приняты слетом в том виде, в каком их предложила инициативная группа, то в "Обращение к латышской молодежи" внесли изменения. После долгой и эмоциональной дискуссии с повторными голосованиями из текста убрали абзац: "Газетные полосы пестрят заголовками: "Реформа образования - фашизм", "Россия должна ответить за оккупацию Латвии", "Мы по разные стороны реки!". Русская и латышская пресса преподносит все события каждая в своем свете, умалчивая о многом, искажая информацию". В прениях выяснилось, что русская пресса, хоть и "преподносит", но все-таки тоже борется за русские школы. Недовольство и непонимание собравшихся вызвал еще один пункт обращения, который, тем не менее, оставили: "Нами манипулируют, мы становимся пешками в руках политиков, марионетками, которых используют в борьбе, цель которой одна - власть! Как просто сказать: "Наша партия будет отстаивать права русскоязычных жителей". Или "Ни при каких обстоятельствах о втором государственном языке не может быть и речи", и сразу же политическая сила завоевывает поддержку своего избирателя". Заметим, в зале в качестве наблюдателей присутствовали депутаты разных уровней от политического объединения "За права человека в единой Латвии" (ЗаПЧЕЛ) из числа активистов Штаба защиты русских школ. Например, депутаты Сейма Владимир Бузаев, Юрий Соколовский и Андрис Толмачов, депутат Рижской думы Геннадий Котов, кандидат в депутаты Рижской думы Владислав Рафальский и др. В свою очередь очередной пик протестного движения против реформы образования совпадает с муниципальными выборами, которые в Латвии пройдут 12 марта. То есть через две недели, после намеченного на 26 февраля второго Вселатвийского съезда защитников русских школ.

Еще одна деталь. За поправку к "Обращению к латышской молодежи" проголосовало 75 человек, на что ведущий заметил, что это большинство. Когда чуть позже корреспондент ИА REGNUM поинтересовался, как такое большинство может быть при 331 делегате, последовал ответ, что в зале, а это был уже конец дня, осталось едва половина от зарегистрировавшихся утром участников - около 140 человек. Основной же частью повестки дня была работа сформированных на слете рабочих групп, в которые записалось всего 79 человек. Группы были призваны разработать стратегию и тактику защитников русских школ на будущее. Однако, в четыре из них - "Обязательства перед латвийцами, которые выполняет Латвийское государство", "Обязательства перед латвийцами, которые не выполняет Латвийское государство", "Каких новых людей нужно пригласить в Штаб защиты русских школ" и "Как защищать русские школы в Европе" - вообще никто не записался, что вызвало недоумение у организаторов слета. Подчеркивая особую важность двух последних, один из ораторов заметил: "Группы были призваны, прежде всего предложить новые пути для развития движения в защиту русских школ, не старые акции, которые по большому счету доказали то, что они почти не работают, а новые пути. Потому что правительство просто плюет на это. Не какие-то демонстрации или, упаси боже, "флеш-мобы". Новые пути для развития в рамках закона. Но туда никто не записался, что тоже является показателем".

"Поколение дворников и сторожей"

О том, что выработали группы, которые все-таки собрались, чуть ниже, вначале о выступлениях. Одно из них прозвучало на тему "Латвия наш общий дом". Некто Андрей, учащийся 11-го класса (многие на форуме вообще не представлялись, кого-то называли только по именам, - прим. ИА REGNUM) рассказал, что рос в семье, которая разговаривает и думает на двух языках, и оба языка для него являются родными. По поводу необходимости изучения двух языков он заметил: "С каких это пор русские боятся трудностей и ищут легкий путь? Два языка открывают нам гораздо больше возможностей, потому что в каждом языке есть что-то уникальное, чего нет в другом, за счет чего оба могут дополнять друг друга. Я говорю не о том, что языки надо смешивать и делать один язык, а что разные языки можно применять в разных ситуациях... Взгляды же о чуждости друг к другу нам навязывают специально. Это делают депутаты, которые борются за власть: чтобы была видна их деятельность и активность, им нужно придумать проблему, которую они обещают решать. Такой проблемой в Латвии для депутатов стало разделение населения на две части. И разделение депутатов на две стороны, чтобы каждой стороне было, кого защищать. Ходом правительства по так называемой защите своей части населения, а именно латышей, было введение реформы, причем у реформы была настолько хорошая реклама, что большинство из латышской части населения даже не сомневалась в ее необходимости. А ответный ход русской общины - создание движения по защите русских школ и по сопротивлению реформе. Но тем, кто создавал движение по борьбе с реформой, не совсем удалось внедрить в массы такие идеи, как сопротивление и борьба. Они почему-то толком не объяснили, против кого мы сопротивляемся и за что боремся. Нам надо понять, что боремся мы именно против правительства, которое осуществляет такую политику, и против тех депутатов. Мы неоднократно пытались говорить с правительством, но нас не слушают. Кроме того, русской молодежи, которая строит свое будущее, надо начинать сотрудничать с латышской молодежью".

Тему межобщинного согласия продолжил другой 11-классник - Борис: "Учиться так же как раньше уже не получится. На латышском языке все по-другому. Это касается качества преподавания. Я уже не говорю про угрозу русской культуре в Латвии. Но деятельность Штаба защиты русских школ все больше вызывает недоверие и даже насмешку среди молодежи. Я не могу понять причины, но это происходит. Да, удалось собрать огромное количество людей на акции протеста. Но что дальше?.. Давайте не будем уподобляться нашим властям, давайте забудем все обиды и пойдем договариваться с латышами. Даже если столкнемся с недоверием. Ведь это единственный выход из тупика". О некоторых проблемах протестного движения рассказал гость из Даугавпилса Юрий Зайцев: "Русские учителя, преподавая нам на латышском, например, ту же биологию, говорят с ошибками. А ученики при этом откровенно тупеют. В результате приходится больше времени уделять на домашние задания, и люди не могут участвовать в нашем движении. С другой стороны есть директора, которые внедряют реформу, скажем, сквозь пальцы. Дают указание своим педагогам потише вести себя на уроках и, если есть возможность говорить на русском или вообще преподавать на русском, и чтобы заучи не проверяли, на каком языке они преподают. В итоге ученики самоуспокаиваются и не ходят на наши акции протеста, от чего опять же страдает наше движение. И третья проблема, самая важная. В нашем городе 10% латышей, а городская дума в основном латышская. При этом 80% жителей Даугавпилса - русские, из которых половина неграждане, не имеющие права избирать городскую власть. Это большая проблема. И Штабу необходимо в список наших дел внести именно борьбу с безгражданством".

Много говорилось о пагубных последствиях реформы. Некто Анна: "Разве благо, когда школьник не справляется с большей частью заданий и не воспринимает на уроках новую информацию. А на выполнение домашнего задания тратит гораздо больше времени, чем если бы учился на родном языке. Неужели чиновники министерства образования не знают, что хорошие знания латышского языка можно получить, изучая его как предмет экстенсивно, применяя эффективные и проверенные временем методики". Перспективы на будущее обрисовала студентка первого курса Латвийского университета Кира Савченко: "С 2007 года придется сдавать экзамены на латышском, и ваш сверстник из латышской школы тоже сдает экзамен на латышском. Но вы сдаете на иностранном языке, а он на своем родном. Потом вы идете с этими результатами поступать в университет, где на многих факультетах учитываются только централизованные экзамены. В чью сторону будет перевес. Конечно, если вы идеально знаете латышский, то в вашу. Но согласитесь, что это несправедливость, потому что тем, кто не поступил, придется идти либо в частный вуз, либо работать. А кем вы можете стать после 12-го класса? Продавцом, сторожем. Неужели вы хотите, чтобы из вас выросло поколение дворников и сторожей?.. Государство, осуществляя реформу, нам говорило, что русские школы не будут закрываться. Это отмечалось во всех интервью премьеров. Конечно, зачем их закрывать, если они скоро станут просто латышскими. Ведь государство официально подтвердило, что 40% нам дано пока, чтобы не очень-то бастовали, а потом это будет сведено практически к нулю". По этому же поводу преподаватель русского языка и литературы Владислав Рафальский: "Я вижу проблему в том, что многие сначала перестают понимать преподаваемый материал, потом теряют интерес к предмету, потом перестают учиться и посещать школу. Не идут в 10-й класс. В общем, такими конкурентоспособными вас собственно и делают. Понятно, что ни о какой заботе государства по обеспечению вашей конкурентоспособности и речи быть не может. Подменяются очень важные вещи. Вам в результате этой реформы предлагают не качественное образование, а вас заставляют просто сносно говорить по латышски".

Главный акцент - "перекрытие улиц и Сейма"

И в заключение несколько выдержек из докладов рабочих групп, с учетом, что их готовили все-таки дети. "Как бороться с реформой в школе": "Необходимо выпускать информационные буклеты с карикатурами на русских учителей, администрацию, которые поддерживают реформу. Выступления творческих коллективов на тему реформы в школах, публикации в русской прессе о ходе реформы в русских школах. Писать о возникающих проблемах и нарушениях прав учащихся. Необходимы более частые поездки в Европарламент для улучшения результатов борьбы. Личные письма учащихся политикам Европарламента". "Какие необходимы новые акции протеста": "Критерии: акции должны быть масштабными, долговременными, чтобы в них был виден смысл, чтобы каждый пришедший понимал свою роль. Акции должны быть как дипломатическими, так и юмористическими, освещая проблему с различных сторон. Разработать способы привлечения народа. 12 марта во время выборов самоуправлений организовать митинг с требованием, чтобы неграждане смогли проголосовать на выборах. Организовать выборы для неграждан, поставив рядом с избирательными урнами для граждан урны для неграждан, и пусть неграждане проголосуют. Сделать компьютерные "мультики" о борьбе русской общины с реформой. Утвердить почетный орден трех степеней. Первая - за большой вклад в дело русофобии. Вторая - за выдающиеся успехи в борьбе с русским языком, третья - за заслуги по уничтожению русских школ и образования на русском языке. Последним орденом третьей степени также награждаются проинтегрированные педагоги русских школ, внесших большой вклад в дело уничтожения образования на русском языке. Список награждаемых утверждается молодежной секцией Штаба защиты русских школ. Вручение проводится в Штабе в торжественной обстановке с соответствующей информацией в СМИ".

К последнему докладу прозвучало существенное дополнение от некого Ивана: "Людей, тех, кто ходит на митинги, просто достало обычное стояние на морозе и ничего не делание. Потому что достало, просто ходить и кричать. Надо делать реальные массовые акции, радикальные. Надо начинать с перекрытия улиц, перекрытия Сейма. Мы все это видели на Украине. Это был главный акцент в нашей группе, который докладчик не упомянул". "О недостатках в работе Штаба защиты русских школ": "Непродуктивность работы Штаба. Плохое распространение информации, которая не доходит до родителей и т.д. В деятельности Штаба принимает участие все меньше людей. Другая группа недостатков связана с отношением Штаба с латышской молодежью и латышской диаспорой. Во-первых, был выделен такой недостаток, как разжигание межнациональной розни. Ребята оценили это резко негативно, мол, такого со стороны Штаба не должно быть. Во-вторых, нет как такового диалога с латышской молодежью: есть молодежь, которая хотела бы принимать участие в деятельности Штаба, в акциях, но такой возможности у них нет и нужно строить такой диалог с молодежью. В-третьих, во всех акциях, которые организует Штаб, участвуют люди, не понимающие суть акций, а также то, зачем они в них участвуют. Они приходят по каким-то своим, не касающимся деятельности Штаба, целям и задачам. Еще один знаковый недостаток - Штаб не решает старые проблемы, которые были обозначены ранее".

И еще один штрих. Как уже неоднократно сообщало ИА REGNUM, спецслужбы Латвии уделяют деятельности защитников русских школ повышенное внимание. Похоже, не обошлось без их вмешательства и на этот раз. Так, на слете предполагалась раздача специальных маек с эмблемами Штаба, однако машину, которая их везла, как сообщили собравшимся, задержала полиция - у шофера не оказалось накладных. Разбираться по этому поводу выезжал депутат Сейма Владимир Бузаев, но безрезультатно - груз задержали. Однако активист Штаба Геннадий Котов, перед тем, как разойтись, пообещал школьникам, что майки они все равно получат.