Что последует за резолюцией ПАСЕ по Карабаху? Нагорный Карабах за неделю

Степанакерт, 30 января 2005, 01:31 — REGNUM  

Кто продает в Армению азербайджанские товары? Миссия ОБСЕ по расследованию фактов заселения территорий. Зимняя сессия ПАСЕ. Оценки резолюции ПАСЕ. Что последует за резолюцией ПАСЕ? Степанакерт.

Кто продает в Армению азербайджанские товары?

Информационное агентство "Толышпресс" 20 января опубликовало любопытную информацию, в которой говорится, что, согласно расследованию "Азадлыг", азербайджанские компании, направляющие грузы в Армению, опекаются первыми лицами страны. Так, глава "Азпетрол", поставляющей в Армению горючее, является братом главы министерства экономического развития Фархада Алиева. Монополист в этой области - "АБУ-Холдинг" - принадлежит брату председателя государственного комитета по ценным бумагам Гейдара Бабаева. Покровителем поставщиков в Армению чая, растительного масла, рыбы является глава таможни Кемаледдин Гейдаров, а поставок зерна - глава администрации президента АР Рамиз Мехтиев. (PanARMENIAN.Net)

Миссия ОБСЕ по расследованию фактов заселения территорий

Как сообщает азербайджанское агентство Day.Az, 28 января в Азербайджан прибудет миссия ОБСЕ по расследованию фактов заселения армянами "оккупированных" территорий Азербайджана. Делегация проведет ряд встреч в Баку, Ереване, затем проведет расследование в регионе Нагорного Карабаха (НК) и в других "оккупированных" Арменией районах Азербайджана. По сообщению личного представителя действующего председателя ОБСЕ, посла Анжи Каспшика, цель визита миссии, состоящей из представителей США, Франции, Италии, Германии, Швеции и Финляндии, - расследование фактов "незаконного переселения армян". Как сообщает агентство, миссия по расследованию этих фактов отправится из Баку в Ереван, а оттуда - в Нагорный Карабах. Выражая свое отношение к факту поездки делегации ОБСЕ в регион Нагорного Карабаха из Армении, министр иностранных дел АР Эльмар Мамедъяров сказал, что тот факт, откуда миссия поедет в регион, не имеет принципиального значения, основным вопросом является вынесенное ею решение.

Как сообщает ИА "Де-Факто", министр обороны Нагорного Карабаха Сейран Оганян на состоявшейся 26 января пресс-конференции в отношении запланированного на конец января визита мониторинговой миссии ОБСЕ на подконтрольные НК территории сказал, что он "нормально воспринимает подобный мониторинг". "Эти территории находятся под полным контролем властей НКР (Нагорно-Карабахская Республика - прим. ИА REGNUM). Однако мы не можем запретить нашим гражданам заниматься сельским хозяйством на данных территориях. Что касается судьбы самих территорий, то еще предстоит большой переговорный процесс, и любое решение по этим территориям должно быть принято в рамках данного процесса", - отметил министр обороны НК.

Зимняя сессия ПАСЕ

Перед заседанием

По сообщению бакинской "525-й газеты", и азербайджанская, и армянская стороны тщательно подготовились к обсуждению доклада британского парламентария Дэвида Аткинсона о Нагорном Карабахе. С обеих сторон на выступления записалось по несколько человек. По словам руководителя делегации Азербайджана в ПАСЕ Самеда Сеидова, о результатах обсуждений однозначно говорить трудно. "Армяне стараются, чтобы в документ были внесены изменения. Мы же стараемся, чтобы документ остался в нынешнем виде и чтобы в нем был отражен факт оккупации азербайджанских земель. Обе стороны стараются добиться своего, и результат мы узнаем по итогам обсуждений". С. Сеидов сказал, что доклад устраивает азербайджанскую сторону. Согласно газете, руководитель делегации Армении в ПАСЕ Тигpан Тоpосян сказал, что армянская сторона внесет три предложения в связи с балансовыми изменениями в докладе. Газета пишет, что Т. Торосян обнародовал только одно из этих предложений: "Мы предложим, чтобы в доклад был внесен пункт о признании Нагорного Карабаха независимой республикой". "525" сообщает также, что в первый же день работы ПАСЕ член делегации Азербайджана Рафаел Гусейнов представил в комитет министров СЕ подготовленный им документ об ответственности Армении в связи с ущербом, нанесенным ею Азербайджану в результате военной агрессии против этой страны, и компенсации, которую она должна выплатить. "Документ распространен в Совете Европы. Комитет министров принял этот документ и дал согласие на его официальную публикацию".

Выступления

Газета "Аравот" сообщает, что первым на трибуну поднялся Дэвид Аткинсон. Он коснулся истории конфликта, после чего отметил: "Результат любого референдума, который сейчас будет проводиться в Карабахе, будет означать независимость Карабаха. Но этот референдум пройдет без участия бывшего азербайджанского населения Карабаха, поскольку все они покинули свои дома точно так, как покинуло свои дома армянское население Азербайджана. Никто - ни ООН, ни Евросоюз, ни СНГ, ни Совет Европы - не признает независимость Карабаха без согласования этого вопроса с Азербайджаном". Подытоживая свое выступление, Аткинсон заявил, что есть три пути разрешения карабахского конфликта: "Военный путь, который предполагает, что Азербайджан сможет повысить свой потенциал за счет доходов от продажи нефти и добиться преимущества. Но в этом случае Азербайджан, разумеется, перестанет быть членом Совета Европы. Возможен и вариант сохранения статус-кво, при котором Карабах будет независимым, непризнанным и нуждающимся в защите Армении. Но тогда в этой части Европы не будет мира, стабильности и процветания. Существует также мирное решение, которое я сегодня предлагаю - внедрение парламентского формата в Минский процесс".

Выступления зарубежных делегатов

Представитель Норвегии Андре Кваккестад оценил доклад Аткинсона как "беспристрастный и взвешенный", пишет газета "Аравот". Он заявил, что нежелательно, чтобы в результате внесения изменений, предложенных Арменией и Азербайджаном, документ утратил сбалансированность. "Этот доклад является одним из ваших шедевров, господин Аткинсон", - заявил болгарский делегат Евгений Кириллов. "Вы предлагаете конструктивный путь урегулирования конфликта. Обе стороны должны понять, что, во-первых, Совет Европы больше не может ждать. Во-вторых, необходимо еще раз и навсегда четко осознать: не может быть насильно захваченной территории". Французский делегат Франсуа Рожблуа высказал мнение, что использование выражения "сепаратисты" означает нарушение равновесия в пользу одной из сторон конфликта. Он поддержал предложение о вовлечении в переговорный процесс представителей Нагорного Карабаха. По словам Рожблуа, ответственность за нынешнюю ситуацию в переговорном процессе несет Азербайджан. Герд Гофер из Германии указал на то, что 20 процентов территории Азербайджана "оккупировано" другим государством. Но при этом он отметил, что право наций на самоопределение является принятым Советом Европы принципом, и ему непонятно, почему два государства-члена СЕ не могут придти к соглашению на основе этих принципов. Польский делегат Томас Марковски выразил озабоченность невыполнением резолюций ООН по Нагорному Карабаху. Он повторил предложение, согласно которому Армения и Азербайджан должны рассмотреть возможность обращения в Международный суд юстиции. В качестве единственно "стабильного статуса" для НК Марковский назвал автономию, основанную на демократических нормах. Член делегации Греции Милитиадис Варвитсиотис подчеркнул важность участия представителей Карабаха в обсуждениях по данному вопросу.

Как сообщает "А1+", ряд депутатов из Франции, Греции и Италии поддержали необходимость участия в процессе урегулирования представителей НК, заявляя о невозможности решения проблемы без участия народа. Агентство отмечает, что от выступления воздержались представители России.

Выступления армянской стороны

Армен Рустамян задался в своем выступлении вопросом, может ли этот доклад помочь избежать применения силы и стимулировать мирный процесс. "Сожалею, но этот документ не ускорит переговорный процесс. Наоборот, он создаст новые сложности. С сожалением должен отметить, что не был представлен опыт посредников Минской группы ОБСЕ. Это попытка поставить под сомнение заключения и оценки посредников", - сказал А. Рустамян. В качестве примера он привел Нахиджеван, 40 процентов населения которого составляли армяне. "Сегодня, после этнических чисток, в Нахиджеване нет ни одного армянина. Это доказывает обоснованность опасений народа Карабаха". По словам Рустамяна, суть конфликта в документе искажена. "Армения не может подменить Нагорный Карабах и решить этот вопрос без согласия Карабаха". Он напомнил о некоторых положениях документа, подготовленного Аткинсоном в 1992 году. Тогда британский парламентарий сообщал о гуманитарной катастрофе, вызванной агрессией Азербайджана. "Вы правильно говорили, что народ Карабаха никогда не согласится остаться в составе Азербайджана. Сожалею, что сейчас Вы видите ситуацию в ином свете", - добавил Рустамян. Шаварш Кочарян коснулся правовой стороны проблемы, подчеркнув, что Карабах вышел из состава Азербайджана на законной основе, но Азербайджан ответил на это насилием. Тигран Торосян обратил внимание на то, что в Карабахе проводятся самые демократические выборы в регионе. "Где еще мэром столицы может стать представитель оппозиции?" Арташес Гегамян упрекнул Аткинсона в том, что тот 10 лет не был в Карабахе. "В Парламентской Ассамблее Совета Европы упорно не хотят видеть, что за 15 лет независимости и свободы образовательный уровень населения Нагорного Карабаха значительно превзошел тот же показатель в Азербайджане", - отметил А. Гегамян. Выступление Гегамяна вызвало возмущение азербайджанцев, которые пытались опровергнуть некоторые его доводы. ("Аравот").

Представитель Армении Армен Рустамян сказал, что в случае принятия проекта резолюции разрешение конфликта еще более осложнится. По его словам, употребление в документе терминов "оккупация" и "сепаратизм" позволит Азербайджану направить Армении ультиматум: "До сих пор ни в одном международном документе Армения не характеризовалась как оккупант. Принятием этого документа Совет Европы побудит Азербайджан начать переговоры с нуля". По словам оратора, население Карабаха не примет ни одного из предлагаемых Азербайджаном вариантов автономии. ("525-я газета").

Выступления азербайджанской стороны

Член делегации Азербайджана Гюльтекин Гаджиева заявила, что Армения - государство-агрессор, что она оккупировала 25% территории Азербайджана, пишет бакинская "525-я газета". По ее словам, "8 миллионов граждан Азербайджана ждут от Совета Европы справедливого решения. Совет Европы - организация, придающая большое значение правам человека. Хотя азербайджанцы в отличие от армян не христиане, они тоже люди". Депутат попросила ассамблею назвать "оккупантов" и "сепаратистов" своими именами.

Глава азербайджанской делегации Самед Сеидов сказал, что и Армения, и Азербайджан хотели бы жить в едином пространстве, пишет бакинская газета "Эхо". Однако, сказал Сеидов, Армения является инструментом в руках крупных держав и "это трагедия армянского народа". Депутат Асим Моллазаде заявил, что все страны-члены СЕ, которые представлены присутствующими делегатами, признают НК частью Азербайджана. Он подчеркнул, что надо установить правовые рамки для разрешения конфликта. Моллазаде отметил также, что другие "оккупированные" территории по размерам в несколько раз больше нагорно-карабахского региона. "Вы знаете, что есть партия войны. Я же представитель партии мира, и я прошу вас - поддержите доклад. Это самое большее, что может сделать СЕ". Депутат Айдын Мирзазаде в своей речи заявил, что армянская делегация вместо того, чтобы предлагать свои пути разрешения проблемы, занимается уроками истории, причем истории фальсифицированной. "Если бы каждая община Европы могла самоопределиться, то сейчас в СЕ были бы представлены не 46, а 460 стран-членов".

Завершила эмоциональные выступления азербайджанских делегатов Наира Шахтахтинская, пишет "Аравот". Она заявила, что готовность Азербайджана к мирному урегулированию конфликта следует расценивать как "большую уступку", на которую Армения должна отреагировать конструктивно и освободить "оккупированные территории".

Два изменения в резолюции

Несмотря на предпринятые усилия, армянской делегации не удалось изъять из доклада Аткинсона формулировку "сепаратистские силы". Как сообщает газета "Новое Время", было предложено заменить ее на "силы, борющиеся за независимость". "Определение "сепаратистские силы" не только ничего не добавляет к описанию ситуации в регионе, но и оскорбительно для армян Нагорного Карабаха, которые всегда составляли более 90% населения Нагорного Карабаха, - заявил руководитель армянской делегации Тигран Торосян, аргументируя поправку. - В 1988 году практически все они подписали обращения в Верховные Советы Азербайджана, Армении и СССР с просьбой о выходе из состава Азербайджанской ССР. Более 83% населения Карабаха в 1991 году приняли участие в референдуме и высказались за независимость от Азербайджана. Слово "сепаратисты" в отношении карабахцев использовалось только в советское время. Мы не должны повторять это, народ Нагорного Карабаха, как и любой другой народ, достоин уважения..." Аргументация армянской делегации была одобрена Политической комиссией, давшей положительное заключение по этой поправке. Согласно газете, с ней был согласен и сам Аткинсон. "Однако перед самым голосованием глава политической комиссии Абдулгядир Атеш в нарушение регламента заявил, что комиссия отвергла поправку, чем ввел в заблуждение голосовавших и по сути таким, по определению Торосяна, "нечестным путем", провалил ее принятие. Опротестовать его неприемлемое поведение не удалось, так как, будучи председательствующим, он не предоставил для этого слово, а проведение нового голосования по регламенту не предусмотрено". В целом из трех представленных армянской делегацией поправок прошла лишь одна, позволившая зафиксировать в тексте доклада Нагорный Карабах в качестве отдельного субъекта, что, подчеркивает "Новое Время", особенно важно в свете постоянных попыток азербайджанской стороны представлять конфликт в плоскости противостояния Армения - Азербайджан.

Предложение, которое было принято, отмечает "Аравот", по сути повторяло обязательство Армении перед Советом Европы: Армения должна использовать свое влияние на Нагорный Карабах для достижения мирного урегулирования проблемы. Еще одно изменение вошло в раздел о гарантиях по предложению турецкой делегации: после пункта "контролировать выполнение обеими странами резолюций Совета Безопасности ООН и решений Комитета министров ОБСЕ" было добавлено: "докладывать ПАСЕ о результатах этого мониторинга".

Оценки резолюции ПАСЕ

Принятие резолюции по нагорно-карабахскому конфликту однозначно негативно оценивается армянской делегацией в ПАСЕ, сообщает агентство "А1+". Как отметил в своем выступлении Армен Рустамян, доклад не только не отвечает поставленной цели - избежать применения силы, но, фактически, развязывает руки Азербайджану. По мнению Рустамяна, доклад создаст новые сложности в процессе урегулирования и не приведет к решению проблемы. Агентство считает, что факт принятия резолюции должен стать предметом пристального анализа и пересмотра стратегии и тактики армянской внешней политики.

Руководитель азербайджанской делегации Самед Сеидов отметил, что впервые ПАСЕ приняла отдельную резолюцию, назвав Армению "оккупантом", а карабахских армян - "сепаратистами". "Это дипломатическая победа Азербайджана, и, надеюсь, что такие победы нашей страны продолжатся". ("525-я газета").

Агентство Day.Az сообщает об оценках азербайджанских политиков. По мнению депутата Мубариза Гурбанлы, "отражение реалий Азербайджана в отчете докладчика ПАСЕ Дэвида Аткинсона сделало бессильной агитацию армян, опирающуюся на ложь. Евродепутаты, защищающие европейские ценности, поддержали справедливую позицию Азербайджана". Конфликтолог Эльхан Мехтиев уверен, что обсуждение доклада Аткинсона "ни к чему не приведет", поскольку "в докладе учтены интересы обеих сторон". По мнению Мехтиева, решение ПАСЕ не будет иметь реальной силы, поскольку Минская группа (МГ) ОБСЕ "монополизировала вопрос урегулирования карабахского конфликта". Политолог Мубариз Ахмедоглу назвал принятую резолюцию дипломатической победой Азербайджана. "Ведь до сих пор армянская сторона утверждала, что только Организация исламской конференции, да и то из-за мусульманской солидарности, признала Армению агрессором. Вчера же ПАСЕ, где большинство составляют именно христианские страны, обвинила Армению в оккупации и в фактической аннексии территории независимого государства, члена Совета Европы. Кроме того, надо учесть, что членами СЕ являются Россия и Франция, то есть два сопредседателя Минской группы ОБСЕ. Это, безусловно, серьезное поражение армянской дипломатии". Политолог Ариф Юнус сказал, что, несмотря на положительную резолюцию, нельзя забывать, что документ не имеет обязательного характера и не предполагает применения санкций против Армении в случае его невыполнения, так же как и, впрочем, все остальные документы ПАСЕ. Депутат Гюльтекин Гаджиева заявила, что Совет Европы, "наконец-то отбросив пресловутую христианскую солидарность, вынес справедливое решение". Глава азербайджанской общины Нагорного Карабаха Низами Бахманов заявил, что этот документ является "резким ответом Совета Европы России. Россия пыталась склонить Азербайджан к переговорам с армянской общиной". "Позиция Москвы всегда состояла в том, чтобы азербайджанская община Карабаха как заинтересованная сторона отстранилась от переговоров".

"Не думаю, что доклад Аткинсона будет иметь какое-либо влияние. Совет Европы не обладает мандатом на урегулирование карабахской проблемы. Это всего лишь пропаганда, направленная на создание антиармянского настроения, попытка морального воздействия. Наилучшим подтверждением тому может служить неудачная попытка провести в Генеральной Ассамблее ООН резолюцию, касающуюся "оккупированных территорий". Об этом, согласно газете "Айоц Ашхар", заявил политолог Сергей Шакарянц.

Руководитель армянской делегации в ПАСЕ Тигран Торосян отметил, что принятая резолюция - это первый документ по карабахской проблеме, содержащий следующую формулировку: народ территории любой страны может отделиться от данной страны демократическим путем и на основании содействия народа этой территории. Член парламентской фракции "Оринац Еркир" Мгер Шахгельдян заявил что данный документ не имеет правовой силы. По его словам, в документе "есть пункты, которые дают возможность легитимизировать право Нагорного Карабаха на самоопределение". В них также отмечается, что "ни одно решение нельзя навязывать населению НК". По мнению председателя фракции Республиканской партии Галуста Саакяна, документ создает прецедент установления администрацией Азербайджана определенных отношений с властями Нагорного Карабаха. Секретарь фракции "Справедливость" Виктор Даллакян отметил, что доклад Аткинсона представляет большую опасность для Армении и Нагорного Карабах. ПАСЕ фактически "представляет конфликт как посягательство Армении на территориальную целостность Азербайджана". "О чем еще можно говорить после этого?" - сказал В. Даллакян, добавив, что доклад может иметь серьезные правовые и политические последствия. По его мнению, "если какая-либо страна обвиняется в оккупации территории другой страны, то в отношении нее могут быть применены серьезные санкции". Председатель Национально-демократического союза Вазген Манукян считает, что доклад Аткинсона - "больше политический документ, нежели правовой". "И с политической точки зрения - нежелательный для нас. Он показывает, что мы уже не можем быть в регионе настолько влиятельными, чтобы с нами считались всерьез". ("Аравот").

"А1+" сообщает, что пресс-секретарь МИД РА Гамлет Гаспарян по просьбе "Арменпресс" прокомментировал обсужденный в ПАСЕ доклад Аткинсона и принятую резолюцию. "Доклад Аткинсона, наряду с положительными сторонами, в целом неполный, так как касается последствий конфликта, не вдаваясь в причины. Проблематично также то, что процесс внесения поправок в резолюцию был необъективен: фактически, из-за того, что председатель комиссии ПАСЕ по политическим вопросом был турком, не была принята одна из наших поправок, которую поддерживал сам Аткинсон. В любом случае, мы приветствуем некоторые принципы, утвержденные в документе ПАСЕ, в которых, в частности, говорится, что независимость и отделение территории "может быть достигнуто путем правового и мирного процесса, основанного на демократическом содействии со стороны жителей данной территории", а также утверждение, что "проблема не может быть решена с применением вооруженных сил". Будущее и статус населения должно решать именно население". Пресс-секретарь счел своим долгом напомнить, что резолюция не имеет обязательной законной силы, а носит консультативный и декларативный характер. "Переговоры будут продолжены в рамках Минской группы, мы считаем, что положительные и отрицательные стороны резолюции не могут иметь особого влияния на сам переговорный процесс".

На вопросы газеты "Айкакан жаманак" ответил член армянской делегации в ПАСЕ Шаварш Кочарян.

Как протекало обсуждение доклада Аткинсона и что можно сказать о его результатах?

По существу, документ, подвергнувшись незначительным изменениям, остался в прежнем виде. Единственным серьезным принятым со стороны ПАСЕ изменением было предложение армянской делегации. Согласно добавленному пункту, Армения должна использовать свое влияние на Нагорный Карабах для ускорения урегулирования конфликта. Таким образом, вразрез логике всего документа, зафиксировано, что Армения и Нагорный Карабах не являются единым субъектом, то есть Армения не является стороной конфликта. Но я не считаю, что одним этим мы решили задачу, так как дух документа - восприятие существа карабахского конфликта - остался прежним: территориальный спор между Арменией и Азербайджаном. То есть документ слегка улучшился, но результат прежний. Отрицательный.

Какое влияние может оказать принятие резолюции на переговорный процесс и на создавшуюся вокруг Нагорного Карабаха в целом обстановку? Какие возможные последствия Вы видите?

Во-первых, подобных неблагоприятных формулировок в принятых ранее международными организациями документах не было. И это азербайджанцами будет широко использоваться. Мы знаем также, что в Азербайджане есть милитаристически настроенные круги, которые все время говорят о необходимости решать проблему силовым путем. И этот документ дает им возможность расширить свою пропаганду - якобы даже ПАСЕ зафиксировала, что Армения оккупировала наши земли.

Таким образом, прогноз, что проект доклада в ПАСЕ подвергнется лишь незначительным изменениям, оправдался. И принятый документ неблагоприятен для Армении. Почему же так произошло?

Я неоднократно публично заявлял, что условия, в которых мы будем пытаться смягчить документ, будут очень тяжелыми, и это может нам не удастся. Та поправка, которую нам удалось провести, незначительна. И в целом резолюция очень неблагоприятна для нас и очень полезна азербайджанцам. Это общая оценка. А почему так вышло? Я говорил и повторю еще: это результат нашей внешней политики в целом и, в частности, многолетней деятельности министерства иностранных дел и ответственного за внешнюю политику страны президента. ("Айкакан жаманак").

На вопросы газеты "Аравот" ответил руководитель азербайджанской делегации в ПАСЕ Самед Сеидов.

Вас устраивает доклад Аткинсона и резолюция, принятая по карабахскому вопросу?

Ценность документа состоит в том, что Совет Европы фактически впервые в своем докладе определяет и уточняет то, что в действительности происходит в регионе, - оккупация азербайджанских земель, сепаратизм в Нагорном Карабахе, этнические чистки, гуманитарная катастрофа, связанная с беженцами, указана также недопустимость оккупации государством-членом Совета Европы территории другого государства. Вот основные акценты, к которым я бы добавил то, что в докладе говорится о необходимости провести обсуждения и переговоры с двумя общинами Карабаха, подумать о будущем.

Выступая в ПАСЕ, Вы сказали, что после заседания комитета по политическим вопросам, когда предложения азербайджанцев провалились, к Вам подходили другие делегаты и признавались, что ничего не могли сделать, так как армян поддерживают мощные силы. Если это действительно так, почему наши предложения не прошли?

Да, такие силы точно существуют, это всем прекрасно известно. Существование армянского лобби ни для кого не является секретом, оно сильное, влиятельное, богатое. Однако предложения не прошли, так как не соответствовали действительности. Поскольку в современном мире иные отношения - огромная страна и одна небольшая точка с точки зрения международного права могут быть абсолютно равными партнерами. То же самое здесь. Да, было использовано влияние для искажения текста доклада, чтобы он утратил сбалансированность. Но, несмотря на все усилия, международное сообщество правильно и адекватно отреагировало на международные законы, которые нельзя изменить. Поэтому предложения не прошли.

Эксперты отмечают, что в документе Аткинсона содержатся выборочные ссылки на международные документы. Скажем, говорится о резолюциях Совета Безопасности ООН и дополнительной встрече Комитета министров СБСЕ в Хельсинки 24 марта 1992 года. При этом не упоминается о решении будапештского саммита ОБСЕ от 6 декабря 1994 года, которое по результатам переговоров было наиболее весомым и максимально ситуационным.

Я считаю, что в докладе представлены все необходимые документы. Их громадное количество, однако ни в одном документе, принятом международным сообществом, никто и никогда не ставил под сомнение территориальную целостность Азербайджана. В противовес этому принципу иногда упоминают принцип самоопределения наций. Однако мы неоднократно отмечали, что армяне уже самоопределились и имеют свое государство. Кроме того, право на самоопределение никогда не противоречило принципу территориальной целостности. Можно самоопределиться в культурном или этническом плане в рамках территориальной целостности государства.

Во время обсуждения в ПАСЕ этого доклада многие делегаты отмечали, что вопрос невозможно решить без вовлечения в переговорный процесс представителей одной из сторон - Карабаха. Члены вашей делегации назвали этот подход попыткой узаконить оккупацию. Как, по-Вашему, можно ли решить проблему Карабаха без учета мнения карабахцев?

Представители вашего государства пытаются включить в резолюцию формулировку о проведении переговоров с представителями режима Карабаха. По оценке Совета Европы, Евросоюза, ООН, выборы и режим незаконны. А в этом случае режим не может участвовать в тех или иных легитимных мероприятиях. Но нельзя лишать этого права простых людей. Поэтому в резолюции отмечено, что необходимо установить контакты с представителями армянской общины, но одновременно и с представителями азербайджанской общины. Мы не против этого. Мы лишь против слова "избранные", поскольку это незаконно с точки зрения международного права и является нарушением всех принятых законов. ("Аравот").

Как и следовало ожидать, доклад комитета по политическим вопросам ПАСЕ за авторством Девиса-Аткинсона без существенных поправок был принят на сессии Парламентской Ассамблеи Совета Европы, пишет провластная газета "Голос Армении". Все попытки армянской делегации как-то смягчить текст проекта резолюции по докладу остались безуспешными. "По единодушной оценке членов делегации Национального Собрания РА, принят документ, который не только не будет способствовать мирному урегулированию конфликта, а наоборот, приведет к эскалации напряженности в регионе". Чуда не произошло, отмечает газета, резолюция по докладу Аткинсона, вызвавшая крайне негативную реакцию в Армении и восторг в Азербайджане, принята на зимней сессии ПАСЕ практически без изменений. "Пожалуй, 25 января можно назвать самым неудачным для нас днем за 5 лет членства в Совете Европы. И для людей сведущих этот крупный провал стал вполне закономерным". Произошло то, о чем 10 лет предупреждают эксперты по Карабаху и общественные организации, возмущается газета. "Отсутствие государственной стратегии и тактики решения карабахской проблемы, преступное - иначе трудно назвать - безразличие к развязанной Азербайджаном антиармянской пропагандистской кампании, направленной на фальсификацию процессов в регионе, основанной на чудовищной лжи и вымыслах, - вот причины сегодняшнего позорного для Армении и крайне опасного документа". По мнению "ГА", стратегия внешней политики Армении терпит в последнее время провал за провалом, но по-прежнему остается на вооружении руководства страны. "Подобная позиция, упорное нежелание признать собственную неправоту и сделать правильные выводы чреваты серьезными последствиями как для Карабаха, так и для Армении. И резолюция ПАСЕ - громкий сигнал об этом, сигнал, не слышать который недопустимо".

Противоположного мнения придерживается другая провластная газета - "Айоц Ашхар". Газета утверждает, что принятая 25 января в Страсбурге резолюция "в целом является положительной". Вместе с тем, "Айоц Ашхар", отмечая наличие в резолюции "неблагоприятных для Армении формулировок", пишет, что принятие подобной резолюции " является не следствием провала парламентской дипломатии или внешней политики Армении в вопросе Карабаха", а "очередным проявлением психологического воздействия, которое в условиях новой геополитической ситуации посредством ПАСЕ оказывается в отношении народа и властей Армении".

Что последует за резолюцией ПАСЕ?

"После принятия ПАСЕ резолюции по Нагорному Карабаху мы ждем, что азербайджанское правительство начнет контактировать с представителями нагорно-карабахского региона и обсуждать с ними проблемы", - заявил автор принятой ПАСЕ резолюции по Нагорному Карабаху Дэвид Аткинсон в интервью "Би-Би-Си". По его мнению, переговоры не приносят результата потому, что за все эти годы не было реальных контактов между азербайджанскими властями и представителями Нагорного Карабаха. По словам Д. Аткинсона, для разрешения конфликта нужно установить диалог между сторонами, к чему и стремится Совет Европы. (PanARMENIAN.Net).

Азербайджан никогда не смирится с потерей территорий, мы их вернем любой ценой. Мирным путем или не мирным путем - этот вопрос будет зависеть от хода переговоров, а также от других факторов. Об этом, сообщает бакинская "525-я газета", заявил президент Азербайджана Ильхам Алиев на встрече с представителями российских СМИ. Согласно газете, Алиев заявил, что сегодня мировое сообщество наконец-то признает, что произошла "оккупация территорий Азербайджана со стороны Армении". "Факт оккупации признан, территориальная целостность Азербайджана признана ООН, а также практически всеми государствами мира. Мы считаем, что этот вопрос должен быть решен именно на основе норм международного права, а не на основе чьих-то фантазий, желаний или предположений". Этот вопрос, подчеркнул он, важен в целом для установления мира в регионе, поскольку нерешенность армяно-азербайджанского конфликта - это постоянная угроза возобновления военных действий, которые приведут к очень серьезным последствиям.

Газета "Иравунк" отмечает, что как в армянских, так и в зарубежных политических кругах делаются весьма мрачные прогнозы по поводу возможных последствий доклада Аткинсона. "Ситуация еще больше осложняется, поскольку скандальному заявлению помощника госсекретаря США Элизабет Джонс последовало разъяснение посольства США в Армении, в котором ясно сказано, что США проблему Нагорного Карабаха видят в свете территориальной целостности Азербайджана". Обобщая ситуацию, газета утверждает, что для Армении создан довольно неблагоприятный фон. "Позиции подобных структур, суммируясь, создают документальную базу и обстановку, которые могут воздействовать на принимающие решения органы, и главное - на позиции сверхдержав". "Иравунк" отмечает, что "довольно драматическая геополитическая ситуация" может вызвать в Армении создание таких внутриполитических блоков и форматов (как во властной структуре, так и в оппозиции), которые на данный момент могут казаться фантастическими.

В условиях повышенного внимания международной общественности к нагорно-карабахскому конфликту военная пресса России заявляет о готовности Азербайджана "освободить оккупированные территории" военным путем, пишет бакинская газета "Зеркало". По сообщению газеты "Военно-промышленный курьер" ("ВПК"), основанием для такого рода утверждений служат военно-политические шаги азербайджанского руководства. "ВПК" отмечает, что власти Азербайджана осуществляют деятельность, направленную на урегулирование конфликта в рамках сохранения территориальной целостности государства, а рост расходов на оборону свидетельствует о будущих планах Баку. Если в 2003 году при президенте Гейдаре Алиеве рост военных расходов АР составлял 12%, в 2004 году - 20%, то на 2005 год запланировано беспрецедентное увеличение военных расходов на 245 миллионов долларов (рост на 36%), подчеркивает "ВПК". Насколько реальны предположения о начале в 2005 году боевых действий с целью "освобождения оккупированных территорий"? "Азербайджанской общественности известно, на что способна вражеская армия. Министерство обороны в курсе даже мельчайших деталей вооруженных сил Армении. Если армяне не откажутся от притязаний на наши территории, то поле боя покажет, какая армия сильней", - заявил "Зеркало" руководитель пресс-службы Минобороны Азербайджана полковник Рамиз Меликов. "Сегодня перспектива возобновления боевых действий невелика. Однако если учесть, что И. Алиев - не тот человек, который действует в рамках одной определенной концепции, то можно ожидать всего, в т.ч. и военных действий", - считает азербайджанский политолог Зардушт Ализаде. Экс-министр иностранных дел АР Тофиг Зульфугаров также не исключает возобновления боевых действий. "Если переговоры окажутся безрезультатными и выяснится, что армяне тем или иным путем тянут время, рост напряженности в регионе, начало военных операций неизбежно", - утверждает дипломат и добавляет, что на это направлена деятельность армянского руководства. Полковник-лейтенант запаса Узеир Джафаров сообщил, что Азербайджан может добиться превосходства над Арменией, если сегодня будут начаты военные действия. "Но армяне, как и в первую военную кампанию, снова надеются на российскую помощь. Располагающаяся там 102-я база России является для Армении гарантом безопасности. Не будь этой поддержки, азербайджанские ВС давно "посадили бы на место" армянскую армию". "Азербайджанские дипломаты должны добиться нейтралитета России в этом вопросе. После этого мы легко сможем освободить оккупированные земли", - заявил военспец.

На вопрос агентства "А1+", какие последствия может иметь принятый документ, член армянской делегации в ПАСЕ Армен Рустамян ответил: "Я полагаю, что уже в этом году мы станем свидетелями ультиматумов Азербайджана. Они будут требовать территории, утверждая, что стали жертвами агрессора, будут просить поддержки у Европы в этом вопросе. И тогда, если этого не произойдет, они получат карт-бланш на начало военных действий. Я уверен, что так и случится. Уже сейчас высокопоставленные лица из Баку делают подобные заявления, в том числе президент Алиев. Так что мы оказались в ситуации, когда принятый документ полностью может быть использован Азербайджаном. Конечно, некоторым изменениям доклад подвергся, в частности, появились некоторые различия между Карабахом и Арменией. И то только благодаря тому, что подобное положение было и 12 лет назад. Это еще раз доказывает, что за 5 лет членства в СЕ в вопросе Карабаха мы только отступали от занятых позиций, и надо делать серьезные выводы".

"Азербайджану почему-то всегда кажется (так было изначально), что из этой войны он может выйти победителем. Это заблуждение посредством различных пропагандистских методов все настойчивее внедряется в сознание азербайджанской общественности. Если сегодня Азербайджан говорит о 20 процентах своей территории, где гарантия, что в результате новой войны не заговорит о 40 процентах? Кто может дать народу Азербайджана такую гарантию? Пусть те азербайджанцы, которые своими агрессивными заявлениями усиливают вражду между народами, подумают об этом". Об этом заявил газете "Еркир" представитель верховного органа Армении партии "Дашнакцутюн", председатель постоянной комиссии по внешним отношениям Национального Собрания (НС) Армении Армен Рустамян. По словам Рустамяна, вопросы беженцев и территорий возникли в результате "агрессии Азербайджана". "Сегодня ответственность за указанные последствия Азербайджан пытается возложить на армянскую сторону и предлагает решить сперва эти вопросы, потом уже вопрос о статусе (Нагорного Карабаха - прим. ИА REGNUM). Поскольку проблема представляется в таком виде, к тому же в ультимативной форме, что означает: "либо желательный для меня сценарий, либо война", то мы всегда оказываемся на пороге возобновления войны". (PanARMENIAN.Net).

"По результатам резведслужбы Армии обороны НКР, а также периодически проводимых на передовой линии мониторингов, можно с уверенностью сказать, что Азербайджан не в состоянии решить какой-либо вопрос военным путем", - подчеркнул министр обороны Нагорного Карабаха Сейран Оганян, отвечая на пресс-конференции 26 января на вопрос о воинственных заявлениях Азербайджана. В то же время он не отрицал, что подобные заявления действительно вызывают тревогу. ("Ноян Тапан").

Газета "Азг" считает, что какими бы неблагоприятными ни были для Армении формулировки, содержащиеся в резолюции ПАСЕ, решающим для нагорно-карабахского конфликта является не столько характер формулировок, сколько непримиримая борьба, развернувшаяся в Закавказье между США и Россией, влияние установившегося в Грузии американского военного присутствия, расчеты Евросоюза проникнуть в Закавказье посредством карабахского конфликта. Очевидно, пишет газета, что в случае проникновения в Закавказье ЕС вовлекается в российско-американскую конкуренцию, что непременно приведет к нарушению установившегося баланса сил. Следовательно, заключает "Азг", не менее значимым для Нагорного Карабаха можно считать отношение США к проникновению в Закавказье ЕС. А это означает, что в случае конфликтов проблема заключается не в резолюциях, а в тех международных силах, которые в состоянии в своих целях нарушить военно-политическое равновесие.

Степанакерт

26 января состоялось первое в нынешнем году заседание правительства Нагорного Карабаха. В своем выступлении премьер-министр республики Анушаван Даниелян, касаясь достижений прошлого года, отметил, что рост ВВП по сравнению с 2003 годом составил 17,5%, или 42 млрд. драмов, а в нынешнем году этот показатель будет доведен до 48 млрд. драмов. Как сообщает ИА REGNUM, в ходе заседания был одобрен документ "О мероприятиях, обеспечивающих выполнение бюджета Нагорно-Карабахской Республики 2005 года". Правительство приняло также ряд постановлений, в частности, о создании аппарата министерства территориального управления и развития производственных инфраструктур НК и аппарата министерства градостроительства НК. Были утверждены законопроекты о внесении изменений и дополнений в закон НК "О государственных пенсиях" и о внесении изменения в закон НК "О репрессированных", а также законопроекты, касающиеся культуры и спорта. Члены кабинета министров утвердили ряд программ, в том числе программы деятельности правительства НК и министерства образования, культуры и спорта НК в 2005 году. Были приняты также решения, касающиеся полномочий ряда акционерных обществ, приватизации государственного и муниципального имущества.

В Степанакерте состоялась пресс-конференция министра обороны Нагорного Карабаха генерал-лейтенанта Сейрана Оганяна, посвященная итогам 2004 года и планам на 2005 год. Как сообщает ИА "Де-Факто", глава оборонного ведомства НК отметил, что в минувшем году был продолжен процесс укрепления боеспособности Армии обороны НК и повышения уровня защищенности республики. "В 2004 году был зафиксирован беспрецедентный прогресс в вопросе укрепления передней линии. Проделан большой объем работы по строительству на передней линии таких инженерных сооружений, которые позволили бы командованию и всему личному составу в случае начала военных действия свободно вести окопные бои, предотвратить все попытки противника продвинуться вперед", - сказал Сейран Оганян. По словам министра, проходившие в августе прошлого года командно-штабные учения показали, что командование и части Армии обороны НК в состоянии на должном уровне выполнять поставленные перед ними задачи. Министр сообщил, что в нынешнем году будут совершенствоваться боевое и профессиональное мастерство, знания и навыки офицерского и рядового состава. "Каждый год в Армии обороны НКР фиксируется определенный прогресс, и это констатируется не только командованием армии, но и подтверждается в ходе проверок, инспекций и командно-штабных учений", - сказал министр обороны НК. В 2005 году повысилась зарплата военнослужащих, около 750 миллионов драмов будет выделено на улучшение жилищных условий офицеров, около 300 миллионов драмов предусмотрено на улучшение жилищных условий семей погибших и инвалидов войны.

Газета "Азат Арцах" пишет, что в 2004 году валовой внутренний продукт в НК, по предварительным данным, составил 42183.0 млн. драмов - вместо 33883.7 млн. драмов в 2003 году. Экономический рост составил 17,5%. 9,1-процентный уровень темпов роста ВВП на 17,5% обеспечила промышленность, 2,6% - строительство, транспорт и связь, 1,8% - объекты торговли и общественного питания. Положительное воздействие на экономический рост оказали материальное производство, темпы реального прироста которого составили 22,2%, нематериальное производство (6,7%), налоги на товары и импорт (33,6%).

По сообщению Национальной статистической службы Нагорного Карабаха, в 2004 году, по сопоставимым ценам, объем выпуска промышленной продукции составил 18 млрд. 511,7 млн. драмов, что по сравнению с 2003 годом больше на 56 процентов. Рост обеспечен за счет горнорудной промышленности - 45,6%, перерабатывающей промышленности - 7,9%, производства и распределения электроэнергии, газа и воды - 2,5%. В государственном и частном секторах удельный вес выпуска продукции составил соответственно 18,4 и 81,6 процента. Готовой продукции было реализовано на 18 млрд. 45,7 млн. драмов, или 97,5% объема выпущенной продукции. По сравнению с 2003 годом среднесписочный состав промышленно-производственного персонала увеличился на 630 человек, или 18,3 процента, и составил 4071 человек. В 2004 г. объем капитального строительства в республике составил 9 млрд. 103,6 млн. драмов, что на 4,7 процента, или на 409,2 млн. драмов, превышает аналогичный показатель минувшего года. По сравнению с 2003 годом рост объема бюджетных вложений в эту сферу составил 5,8 процента, внебюджетных средств - 70, средств населения - 40,9, гуманитарной помощи - 29,3 и организаций - 6,3 процента. (Информационный портал (ИП) МИД НК).

C 1995 года "Армянская технологическая группа Америки" реализует в Нагорном Карабахе ряд гуманитарных программ, сообщает ИП МИД НК. В частности, организация осуществила программы "Семена пшеницы", "Мед", "Вино", предоставила хозяйствам НК семена овощных культур и кукурузы и т.д. В 1999 году группа приступила к реализации программы "Питомник" (на территории села Храморт) с целью стимулирования развития виноградарства. Ввиду того, что большая часть угодий Нагорного Карабаха заражена филлоксерой, программа в первую очередь преследует цель создания филлоксероустойчивых саженцев. Сегодня на 2,5 га выращиваются филлоксероустойчивые черенки, на испытании находятся 20 сортов винограда, в том числе местных и привезенных из Армении.

Газета "Аравот" сообщает, что напряженность в отношениях между руководством Нагорного Карабаха и партией "Дашнакцутюн" сохраняется. Согласно газете, после декабрьского заявления партии "Дашнакцутюн" НК со стороны властей не было сделано попыток наладить отношения. "Делались только попытки оправдаться и принять меры против нашего заявления", - сказал газете один из представителей партии. Что касается разногласий, то, пишет газета, вновь отмечается, что они касаются "кадровой и структурной политики, а также подходов к вопросам теневой экономики или связанных с сельским хозяйством кредитных программ".

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.