Прокурор Тверской области направил губернатору Представление об устранении нарушений законодательства

Тверь, 28 января 2005, 12:14 — REGNUM  Прокурор Тверской области государственный советник юстиции 2 класса Александр Аникин направил губернатору Тверской области Дмитрию Зеленину Представление об устранении нарушений законодательства о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: "Статьи 3, 18 Конвенции ООН о правах ребенка, ст. ст. 4, 12, 45 Руководящих принципов Организации Объединенных Наций для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр-Риядские принципы) обязательства, по выполнению которых взяла на себя Россия, закрепили приоритет интересов и благосостояния семьи и детства.

Государство обязано оказывать семье помощь в обеспечении ухода за детьми и их защиты и в укреплении их физического и психического здоровья. Должны быть предусмотрены надлежащие меры для обеспечения того, чтобы дети, родители которых работают, имели право пользоваться предназначенными для них службами и учреждениями по уходу за детьми. Государственная политика в сфере предупреждения преступности несовершеннолетних должна ориентироваться на нужды детей, обеспечение помощи и заботы, благосостояние молодежи с раннего детства.

Аналогичные нормы содержатся в Конституции РФ и в Федеральных Законах "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних".

Согласно п. 2 ст.5 Федерального Закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", далее - ФЗ от 22.08.2004 г. 122-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации на осуществление гарантий прав ребенка в Российской Федерации относится реализация государственной политики в интересах детей, решение вопросов социальной поддержки социального обслуживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), безнадзорных детей, детей-инвалидов.

В тоже время статистика, прокурорско-следственная практика, многочисленные обращения граждан в органы прокуратуры свидетельствуют о распространенности нарушений законодательства, направленного на создание условий для улучшения положения детей, поддержку материнства, повышения уровня защиты прав и интересов несовершеннолетних в других сферах жизнедеятельности, профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Анализ состояния и динамики подростковой преступности в области дает основание сделать вывод об определенных негативных тенденциях.

В 2004 году несовершеннолетними совершено 1739 преступлений, что на 464 больше, чем за аналогичный период прошлого года. В 2004 году количество зарегистрированных преступлений, совершенных несовершеннолетними по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выросло на 36,4%.

В структуре подростковой преступности по-прежнему преобладают преступления имущественного характера. Число краж возросло на 41,7%, грабежей на 110 %, разбоев на 9,2%, мошенничества на 240 %, неправомерного завладения транспортным средством на 75%.

В текущем году на 68,2% больше совершено несовершеннолетними преступлений против личности. Групповая преступность несовершеннолетних за истекший период увеличилась на 15,1%. Количество преступлений, совершенных подростками в состоянии алкогольного опьянения возросло на 15,4 %.

Постоянна тенденция криминализации школьников и студентов - более половины несовершеннолетних преступников (51,3%) - учащиеся образовательных учреждений. 575 подростков на момент совершения преступления не учились и не работали (38 %).

Тенденция роста подростковой преступности наметилась в 26 районах Тверской области, в том числе Бежецком, Бологовском, Кашинском (100%), Вышневолоцком (97,7%), Зубцовском (120%), Пеновском (200%), Ржевском (147,8 %), Сонковском (1400 %) районах, г. Осташкове (150 %), в г. Твери (63,6 %).

Основными причинами совершения несовершеннолетними преступлений являются семейное неблагополучие, безнадзорность, назанятость учебой и работой, социальная незащищенность.

По состоянию на 01.01.05 на учетах в подразделениях по делам несовершеннолетних органов внутренних дел состоят 1192 родителей, не выполняющих обязанностей по воспитанию детей. В 2004 году в органы внутренних дел за совершение различных правонарушений доставлено 7 466 несовершеннолетних, в том числе 2083 неработающих и неучащихся, 762 беспризорных и безнадзорных ребенка. Эти тревожные тенденции свидетельствуют о необходимости комплексного решения проблем профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав, социальной реабилитации и адаптации.

Областная целевая программа "Профилактика правонарушений и преступности несовершеннолетних в Тверской области на 2002-2004 г.г." прекратила свое действие. Вместе с тем, в условиях резкого роста преступности несовершеннолетних новая целевая программа по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на 2005 г. и последующие годы в области не разработана и не принята.

Согласно ст.11 Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (в редакции ФЗ от 22.08.2004 г. 122-ФЗ) комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав являются координирующим органом системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Порядок образования комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав и осуществления ими отдельных государственных полномочий определяется законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, т.е. относится к предметам совместного ведения. Однако, соответствующий закон Тверской области не принят, что порождает неопределенность правового положения комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав и может привести к свертыванию их работы на местах, межведомственной разобщенности и слабой координации деятельности всех органов системы профилактики.

В соответствии с ФЗ от 22.08.2004 г. 122-ФЗ внесены изменения в Федеральные законы "Об основах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", которые вступили в силу с 1 января 2005 года.

В соответствии с указанными изменениями финансовое обеспечение деятельности, связанной с перевозкой в пределах территории субъекта Российской Федерации, несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей, детских домов и иных детских учреждений, дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (бесплатный проезд, на городском, пригородном, в сельской местности на внутрирайонном транспорте, обеспечение их жилыми помещениями вне очереди и другие меры по реализации государственной политики в интересах таких детей) устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации и относится к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Однако, вопреки требованиям вышеуказанного законодательства до настоящего времени в области отсутствует соответствующая нормативная правовая база, что влечет грубые нарушения прав одной из самых социально незащищенной категории населения.

Город Тверь является административным, промышленным и культурным центром Тверской области. На территории города создана развитая социальная инфраструктура для жителей области, в том числе сеть учреждений здравоохранения и образования для детей. Проводимые администрацией г. Твери мероприятия по сокращению финансирования и ликвидации объектов социальной инфраструктуры для детей г. Твери, установление высокой родительской платы за содержание детей в дошкольных учреждениях, в первую очередь, затрагивают интересы детей, проживающих в малообеспеченных семьях.

Главой г. Твери Лебедевым О.С. издано постановление № 3965 от 28.10.2004 "О ликвидации муниципальных образовательных учреждений дополнительного образования детей", в соответствии с которым с 1 января 2005 года ликвидируются 12 муниципальных образовательных учреждений дополнительного образования детей, в том числе 6 спортивных школ.

Кроме того, приказом управления по культуре, спорту и делам молодежи администрации г. Твери №293 от 29.10.04. директорам 19 муниципальных учреждений дополнительного образования определено предупредить работников о предстоящем сокращении в 2005 году бюджетного финансирования и возможном сокращении штатной численности.

В связи с планируемыми мероприятиями по передаче спортивных школ на содержание субъекта РФ все специализированные детско-юношеские спортивные школы олимпийского резерва осуществляют свою работу с детьми на общественных началах. Затянувшийся процесс реорганизации школ создает угрозу полной ликвидации таких видов спорта, как футбол, хоккей, спортивная акробатика, художественная гимнастика, бокс и другие.

Постановлением главы г. Твери №3691 от 28.10.2004 "О реорганизации МУЗ многопрофильный "Детский санаторий №3 "Радуга" предусмотрена реорганизация указанного санатория путем присоединения к ММУ "Городская больница № 2", что в итоге влечет прекращение работы санатория.

В соответствии с постановлением главы г. Твери № 5104 от 30.12.2004 в г. Твери с 01.01.05 закрыты две молочные кухни и семь раздаточных пунктов г. Твери, предназначенные для обеспечения детей первого и второго года жизни из семей социального риска, находящихся на искусственном вскармливании, продуктами детского молочного питания.

В г. Твери с 01.01.05 с родителей взимается непомерно высокая плата за содержание детей в дошкольных учреждениях (858 рублей в месяц на одного ребенка), дополнительные льготы по оплате предоставлены лишь работникам дошкольных образовательных учреждений, дети которых посещают детский сад и родителям, дети которых посещают дошкольные образовательные учреждения в поселках Элеватор, Литвинки, Сахарово.

Высокая родительская плата вынуждает родителей отказываться от услуг дошкольных образовательных учреждений. В результате значительная часть детей г. Твери придет в школу, минуя ступень дошкольного образования, что приведет к нарушению принципа преемственности уровней дошкольного и начального общего образования.

Сложившаяся ситуация вошла в противоречие со ст.43 Конституции РФ, согласно которой гражданам гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях.

Вышеперечисленные нарушения действующего законодательства ведут к снижению жизненного уровня большинства семей, создают дополнительную социальную напряженность в обществе, порождают многочисленные обращения граждан, объективно способствуют разрушению сложившейся практики и системы взаимодействия органов и учреждений, осуществляющих воспитательную и профилактическую работу среди несовершеннолетних и их родителей, что в свою очередь может усугубить ситуацию с безнадзорностью и преступностью несовершеннолетних в области.

На основании изложенного, руководствуясь ст.24 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", предлагаю:

1.Рассмотреть настоящее представление и принять конкретные меры по устранению отмеченных нарушений законности.

2.Разработать и осуществить мероприятия по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав.

3.Привести нормативные правовые акты Тверской области, регулирующие вопросы создания и деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорных детей в соответствие с требованиями федерального законодательства.

4.Принять меры к сохранению и функционированию объектов социальной инфраструктуры для детей.

О результатах рассмотрения представления и принятых мерах прошу сообщить в прокуратуру области в установленный законом месячный срок".

Об этом корреспонденту ИА REGNUM сообщили в Управлении информации и общественных связей Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.