Итоги первого этапа акции протеста "Зеленая волна" на Сахалине

Южно-Сахалинск, 27 января 2005, 18:58 — REGNUM  24 января на Сахалине завершился первый этап акции протеста малочисленных народов Севера Сахалинской области (нивхи, уйльта, эвенки, орочи, нанайцы) "Зеленая волна". Аборигены Сахалина протестовали против негативного воздействия нефтяных компаний на традиционную среду их обитания. Акция по блокированию автодорог к объектам, сооружаемым в рамках проектов "Сахалин -1" и "Сахалин-2", продолжалась 3 дня.

Напомним, 25 января организаторы акции сообщили о приостановлении радикальных действий в надежде наладить диалог для решения практических вопросов. По словам президента Ассоциации коренных малочисленных народов Севера Сахалинской области Алексея Лиманзо, акция протеста ни в коем случае не сворачивается. Сейчас ведется подготовка к проведению второго этапа пикетирования.

По итогам первого этапа акции коренные народы обратились к президенту России и органам власти с просьбой защитить их исконную среду обитания и традиционный образ жизни, а также оказать содействие в достижении взаимопонимания и цивилизованных взаимоотношений между коренными малочисленными народами Севера Сахалина и промышленными компаниями "Эксон Нефтегаз Лимитед" и "Сахалин Энерджи Инвестмент Компании ЛТД", операторами проектов "Сахалин-1" и "Сахалин-2", и их подрядчиками.

В открытом письме на имя президента говорится следующее:

"Просим вас принять неотложные меры по восстановлению нарушенных конституционных прав коренных малочисленных народов Сахалинской области на защиту исконной среды обитания и традиционного образа жизни в условиях расширения нефтегазодобычи и строительства трубопроводов на Сахалине.

Ассоциация коренных малочисленных народов Севера Сахалинской области и другие организации коренных малочисленных народов Сахалина не раз обращались к руководству нефтяных компаний и к администрации Сахалинской области с требованием провести в соответствии с Федеральном законом 82-ФЗ от 30 апреля 1999 года "О гарантиях прав коренных малочисленных народов РФ" дополнительную оценку влияния реализации проектов Федерации "Сахалин-1" и "Сахалин-2" на исконную среду обитания и традиционный образ жизни 3.5 тысяч коренных малочисленных народов Сахалина, занимающихся, в основном, рыболовством, морским зверобойным промыслом, охотой и оленеводством.

Организации коренных малочисленных народов Сахалина не раз указывали на негативное воздействие, оказываемое работами, связанными с реализацией проектов, на состояние оленьих пастбищ, на снижение объемов и качества объектов животного мира и водных биологических ресурсов, являющихся практически единственным источником жизнеобеспечения коренных малочисленных народов Сахалина.

Нефтяные компании и администрация Сахалинской области выражали готовность приступить к переговорам с организациями коренных малочисленных народов Сахалина, но, в конечном итоге, отказывались выполнять их законные требования. Так называемая компаниями "программа добровольных пожертвований" и "благотворительной помощи" сфокусирована на небольшой группе оленеводов Ногликского района, составляющих менее 8% от численности коренного населения области.

В ТЭО и ОВОСах (Оценка воздействия на окружающую среду) названных проектов явно недооцениваются и замалчиваются оценки кумулятивных, долговременных негативных воздействий на традиционный образ жизни и хозяйство большинства коренных малочисленных народов Сахалина, требования которых о проведении этнологической экспертизы и возмещении ущерба, нанесенного исконной среде обитания и традиционному образу жизни, нефтяниками игнорируются.

Отсутствие доступа к полной и достоверной информации по проектам, дезинформация, содержащаяся в опубликованной проектной документации, нежелание компаний вести серьезный диалог с организациями коренного населения заставили коренные народы встать на путь гражданского протеста.

20 января 2005 года на священной поляне нивхских родов вблизи поселка Венское, превращенной строителями в склад, состоялась акция протеста против прямого негативного воздействия, оказываемого нефтяными компаниями "Эксон Нефтегаз Лимитед" и "Сахалин Энерджи Инвестмент Компани ЛТД". На этой акции присутствовало более 200 человек - представителей местных общественных организаций коренных малочисленных народов Севера Сахалинской области (КМНС), национальных хозяйств КМНС, родов КМНС из Ногликского, Охинского, Тымовского, Александровск-Сахалинского районов, а также жители Ногликского района. Участники акции выразили свой протест против негативного воздействия нефтедобывающих проектов на окружающую среду и традиционный образ жизни КМНС.

Участники акции приняли единогласно Резолюцию и проект Меморандума о необходимости прямого взаимодействия между организациями коренных малочисленных народов Севера Сахалинской области и недропользователями, содержащие основные требования о проведении этнологической экспертизы, создании специального Фонда поддержки устойчивого развития КМНС и Регионального Консультативного Совета коренных малочисленных народов Севера Сахалинской области как органа, осуществляющего взаимодействие между коренными малочисленными народами и компаниями.

После чего состоялось подписание оглашенных документов участниками акции из числа КМНС. Под Резолюцией и под проектом Меморандума о сотрудничестве поставили свои подписи около 200 человек.

На акцию были приглашены для переговоров представители руководства нефтяных компаний, но они не явились. В связи с чем, участники акции приняли решение продолжить акцию путем пикетирования строительных объектов проектов "Сахалин-1" и "Сахалин-2", чтобы привлечь внимание компаний к своим требованиям.

В пресс-релизе компании "Сахалин Энерджи Инвестмент Компани ЛТД", распространенном 23 января 2005 года было заявлено, что нефтяным компаниям "неизвестны юридические основания для проведения дополнительной этнологической экспертизы, а также границы такой экспертизы в случае ее проведения. Им не известно о существовании в этой сфере каких-либо методик определения количественно выраженного воздействия, которые были бы утверждены российскими нормами или приняты в международной нефтегазовой отрасли".

24 января акция была на время приостановлена, чтобы не вызывать дополнительного социального напряжения. Организаторы акции доставили в офисы нефтяных компаний в Южно-Сахалинске Резолюцию акции и проект Меморандума с подписными листами и заявили о своей готовности к переговорам. В случае отказа нефтяных компаний от переговоров организаторы акции намерены продолжить пикетирование строительных объектов проектов "Сахалин-1" и "Сахалин-2".

Просим вас принять меры по урегулированию сложившейся конфликтной ситуации на Сахалине, чтобы избежать дальнейшего обострения социальной напряженности.

Для этого считаем целесообразным:

1. Усилить надзор по соблюдению природоохранного законодательства при реализации проектов "Сахалин-1", "Сахалин-2";

2. Внести изменения и дополнения в законодательство об экологической экспертизе в части необходимости защиты исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов. Это можно осуществить путем принятия специального федерального закона об этнологической экспертизе, проведение которой предусматривается Федеральным законом 82-ФЗ от 30 апреля 1999 года "О гарантиях прав коренных малочисленных народов РФ", либо путем внесения соответствующих изменений и дополнений в действующий Федеральный закон "Об экологической экспертизе", указав на обязательность проведения в рамках экологической экспертизы этнологической экспертизы, если намечаемая хозяйственная и иная деятельность предполагается осуществляться в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ (соответствующий законопроект подготовлен экспертами АКМНСС и ДВ РФ);

3. Разработать и утвердить методику определения ущерба и убытков, причиненных исконной среде обитания и традиционному образу жизни коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока деятельностью добывающих компаний (соответствующие наработки имеются в "ВИСХАГИ-Росземкадастрсъемка", подготовленные совместно с Ханты-Мансийским АО, Ямало-Ненецким АО и Ненецким АО);

4. Разработать и утвердить порядок возмещения коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока ущерба и убытков, причиненных деятельностью добывающих компаний.

Кроме того, возможно, следует пересмотреть соглашения о разделе продукции по данным проектам с учетом необходимости разработки дополнительных долговременных программ по адаптации традиционного образа жизни малочисленных этнических групп коренного и местного населения к условиям, возникающим вследствие реализации проектов нефтегазодобычи на Сахалине, действие которых рассчитано на 49 лет, в соответствии с существующим российским законодательством, а также общепризнанными международными принципами и нормами в отношении коренных малочисленных народов".

А также, президент АКМНСС и ДВ РФ направил открытое письмо нефтегазодобывающим компаниям, работающим на Сахалине, в ответ на пресс-релиз компании "Сахалин Энерджи" от 23 января с заявлением по поводу акции пикетирования коренных малочисленных народов Севера Сахалина.

Как говорится в письме, "АКМНСС и ДВ РФ приветствует стремление компании "Сахалин Энерджи" и других компаний, работающих на Сахалине и желающих в своем взаимодействии с группами коренных малочисленных народов руководствоваться принципами открытого и прозрачного диалога, поддерживающих создание трехстороннего форума из представителей коренных малочисленных народов Сахалинской области, властей всех уровней и нефтегазовой отрасли. Тем не менее, АКМНСС и ДВ РФ поддерживает акцию протеста коренных малочисленных народов Севера Сахалинской области по следующим причинам.

Положительные тенденции к сотрудничеству между Ассоциацией коренных малочисленных народов Севера Сахалинской области, компаниями и администрацией Сахалинской области, наметившиеся в ходе совместного совещания Координационного Совета АКМНСС и ДВ РФ в июне 2004 года в Южно-Сахалинске, к сожалению, не были реализованы. Как показали итоги совещания, состоявшегося 15 декабря 2004 г. в Южно-Сахалинске, и соглашение, подписанное 18 января 2005 г., представители АКМНС Сахалинской области во главе со своим законно избранным президентом Алексеем Лиманзо были необоснованно отстранены от процесса переговоров и подписания документов. Подписанное 18 января соглашение не явилось шагом вперед в развитии конструктивных взаимоотношений и, по мнению экспертов, носит декларативный характер.

Компании по-прежнему не понимают суть требований коренных малочисленных народов Севера Сахалинской области, о чем свидетельствуют нижеприведенные рассуждения, содержащиеся в пресс-релизе компании "Сахалин Энерджи" от 23 января 2005 года: "Нам неизвестны юридические основания для проведения дополнительной этнологической экспертизы, а также границы такой экспертизы в случае ее проведения. Нам не известно о существовании в этой сфере каких-либо методик определения количественно выраженного воздействия, которые были бы утверждены российскими нормами или приняты в международной нефтегазовой отрасли". Это утверждение не соответствует реальности.

В российском законодательстве впервые понятие этнологической экспертизы было введено в Федеральном законе "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" 1999 г. "Статья 1: 6) этнологическая экспертиза - научное исследование влияния изменений исконной среды обитания малочисленных народов и социально-культурной ситуации на развитие этноса". В этом же законе понятие этнологическая экспертиза употребляется в ст.8, где перечисляются права коренных малочисленных народов. "Коренные малочисленные народы имеют право: 6) участвовать в проведении экологических и этнологических экспертиз при разработке федеральных и региональных государственных программ освоения природных ресурсов и охраны окружающей природной среды в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов".

Федеральный закон "Об экологической экспертизе" (1995 г.) дает следующее определение экологической экспертизы: "Статья 1. Экологическая экспертиза. Экологическая экспертиза - установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы".

Упоминание в этом определении связанных с воздействиями на окружающую среду социальных, экономических и иных последствий дает возможность проводить в рамках экологической экспертизы дополнительную оценку этих последствий, связанных с исконной средой обитания и традиционным образом жизни коренных малочисленных народов.

В международной практике для такой оценки в качестве методики используются соответствующие инструкции, разработанные Всемирным банком, Европейским банком реконструкции и развития, Добровольные руководящие принципы Аkwe: Kon (Агуэй-гу) проведения оценок культурных, экологических и социальных последствий предлагаемой реализации проектов в местах расположения святынь, а также на землях и в акваториях, занимаемых или используемых коренными и местными общинами.

О том, что подобные исследования и оценки в связи с началом реализации проектов не были проведены, свидетельствует сам факт проведения начала акции протеста коренных малочисленных народов Севера Сахалинской области 20 января 2005 в священном месте погребения предков коренных малочисленных народов, которое строителями было превращено в склад. В опубликованных в Интернете материалах ОВОС проекта Сахалин-2 в отношении коренных народов внимание сфокусировано на последствиях, которые окажут влияние на традиционное хозяйство нескольких семей оленеводов, и замалчивается долгосрочное кумулятивное воздействие проекта на перспективы развития традиционного рыболовства и охоты многих сотен коренных народов Сахалина. При этом руководством компаний игнорируются многочисленные заявления рыбаков и морзверобоев из числа коренных малочисленных народов о постоянном снижении объема и качества уловов традиционных водных биологических ресурсов.

Все перечисленные факты в очередной раз доказывают необходимость проведения дополнительных оценок воздействия проектов на исконную среду обитания и традиционный образ жизни коренных малочисленных народов Севера Сахалинской области в тесном взаимодействии с представителями самих коренных народов, создание для этих целей постоянного консультативного органа с участием представителей коренных народов, занятых в традиционных видах деятельности, и специального фонда, обеспечивающего такое взаимодействие и реализацию долгосрочных программ адаптации коренных народов Сахалина к условиям, возникающим в результате реализации проектов, на весь срок их действия. Именно эти требования содержатся в Резолюции акции от 20 января 2005 г. и проекте Меморандума о сотрудничестве, разработанного Ассоциацией коренных малочисленных народов Севера Сахалинской области и подписанного участниками акции.

АКМНСС и ДВ РФ в целях разрешения возникшего конфликта рекомендует всем заинтересованным сторонам процесса немедленно приступить к конструктивному диалогу и сотрудничеству и со своей стороны предлагает содействие в области организации переговоров, создании трехсторонних рабочих структур с участием уполномоченных представителей коренных народов, в подготовке предложений для совершенствования необходимой законодательной и нормативной базы для предотвращения и смягчения неблагоприятных воздействий проектов на исконную среду обитания и традиционный образ жизни коренных малочисленных народов, в соответствии с российским законодательством и на уровне международных стандартов".

Об этом ИА REGNUM сообщили в Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ (RAIPON).

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.
×

Сброс пароля

E-mail *
Пароль *
Имя *
Фамилия
Регистрируясь, вы соглашаетесь с условиями
Положения о защите персональных данных
E-mail