"Красэйр" хочет сэкономить на имуществе". (Коммерсантъ. 27.01.05)

В распоряжении "Ъ" оказался текст обращения менеджмента ОАО "Авиакомпания "Красноярские авиалинии"" ("Красэйр") к депутатам законодательного собрания Красноярского края с просьбой предоставить перевозчику льготы по уплате налога на имущество. Соответствующее письмо за подписью гендиректора авиакомпании Бориса Абрамовича поступило на имя зампреда собрания Анатолия Ромашова 14 января 2005 года. О каких именно льготах идет речь и сколько в результате их предоставления может первоначально потерять региональный бюджет, в документе не сообщается. Сэкономленные в случае принятия положительного решения средства перевозчик обязуется потратить на программу обновления парка воздушных судов на период с 2003 по 2015 год, предполагающую приобретение на условиях лизинга 44 самолетов. Менеджмент "Красэйра" также обязуется увеличить налоговые платежи в краевой бюджет со 106 млн руб. в 2004 году до 263 млн руб. к 2014 году. В пятницу предложение "Красэйра" может быть рассмотрено на очередной сессии законодательного собрания.

"Таймыр готов вернуться".

("Сегодняшняя газета", 27.01.05, Игорь Руденко)

Дума Таймырского автономного округа провела последнее заседание. По крайней мере, в прежнем составе. Все-таки дело идет к референдуму, на Таймыре это осознали первыми. Депутаты назначили дату проведения референдума на 17 апреля. Вопрос, на который нужно будет отвечать, звучит так: "Согласны ли вы, чтобы Красноярский край, Таймырский и Эвенкийские автономные округа объединились в новый субъект Российской Федерации - Красноярский край, в составе которого автономные округа будут являться административно-территориальными единицами с особым статусом, определяемым Уставом края в соответствии с законодательством Российской Федерации?". Нельзя сказать, что вопрос простой. По форме. По содержанию, конечно, проще. Будем жить вместе?

Дурное дело, как известно, не хитрое. Это если сравнить, как проходило разъединение - со сказочной легкостью - и сколько времени потребовалось, чтобы приблизиться к объединению. В начале девяностых, если помните, процесс образования новых субъектов федерации происходил с разной скоростью. Там, где уже изобрели кнопки для голосования - со скоростью нажатия кнопки. Там, где еще не было кнопок - со скоростью поднятия руки. Кстати, быстрее всех из состава Красноярского края вышел как раз Таймыр, так что в какой-то мере историческая справедливость восстановлена: раньше вышли, раньше входят. По крайней мере, хотят войти.

Как бы там ни было, уже сама перспектива референдума вынуждает органы власти всех трех субъектов корректировать свои действия. Поскольку Устав нового, или, точнее, прежнего Красноярского края может быть принят только новыми законодателями, сложно говорить о структуре власти. С другой стороны, все прекрасно понимают, что количество управленцев должно быть значительно сокращено. Таймыр, не дожидаясь референдума, принял решение оставить всего пять депутатов окружной Думы, которые бы работали на освобожденной основе. В общем-то, правильная тенденция. Когда речь заходит о референдуме, одним из главных аргументов обычно называют как раз этот: сокращение аппарата управления. Тем боле, что по времени проведение референдума совпало, например, с началом реформы муниципального управления, когда часть функций региональных властей перейдет к местным властям. Соответственно, меньше функций - меньше чиновников.

Но мы, кажется, опережаем события. Сейчас очередь за депутатами Законодательного Собрания Красноярского края и Законодательного Суглана Эвенкии. Вопрос будет тот же самый, дата, соответственно, тоже. 17 апреля нынешнего года. Только после того, как все три законодателя примут решение, можно будет говорить о том, что референдум назначен. Судя по тому, как проходило заседание Думы Таймырского АО, особых проблем возникнуть не должно.

Было бы неправильно сказать, что на Таймыре нет противников объединения. Хотя надо признать, что аргументировать свою позицию им сложно. Основной вопрос жителей округа возникает в связи с особым статусом Таймыра, который должен быть прописан в уставе будущего объединенного края. Обязательно необходимо, чтобы будущая система власти позволяла жителям Таймыра защитить свои интересы, чтобы их голос был услышан. Дело в том, что при создании автономных округов основной задачей государства было сохранение уникальных народов и народностей, и принцип закладывался национально-территориальный. Сейчас построение будет административно-территориальным. Но в любом случае, задача остается прежней: сохранить людей.

Схожие проблемы и в Эвенкии. В крае же вызывает беспокойство другое. Рост протестных настроений, связанных с монетизацией. Недоверие к власти. Но вот как раз объединение и может защитить бюджет края, а, следовательно, избежать угроз связанных с монетизацией. А может так случиться, что на волне протестных настроений "выплеснут ребенка". Проголосуют во вред себе.

"Социальная электронорма. Губернатор хочет её увеличить".

("Красноярский рабочий", 27.01.05)

Вчера на заседании Совета администрации края Александр Хлопонин заявил, что у него вызывает сомнение цифра - 50 кВт/час потребления электроэнергии в месяц на одного человека.

В связи с этим было решено повысить "социальную норму" до 70 кВт/час. Это изменение будет действовать первый квартал, но, если устроит администрацию, энергетиков и жителей края - будет продлено до конца года.

"...А депутаты предлагают её отменить".

("Красноярский рабочий", 27.01.05)

Вчера постоянная комиссия по экономической политике и собственности Законодательного Собрания также рассмотрела вопрос о постановлении Региональной энергетической комиссии края "Об утверждении социальных норм потребления электрической энергии населением Красноярского края".

Депутаты считают, что нормы снижены по сравнению с ранее применявшимися более чем в два раза. Никаких обоснований для этого предоставлено не было. Тем более что в краевом бюджете на 2005 год заложены для энергетиков компенсационные средства по прежним энерготарифам. Таким образом, считают депутаты, постановление РЭК противоречит действующему федеральному и краевому законодательству, является необоснованным и приводит только к увеличению затрат населения края на оплату реально потребляемой электроэнергии.

В связи с этим комиссия рекомендует сессии Законодательного Собрания края обратиться в краевую прокуратуру с предложением о принятии мер соответствующего прокурорского реагирования. Губернатору рекомендовано решить вопрос об отмене документа РЭК как незаконного.

"Повысят и тарифы на услуги ЖКХ".

("Красноярский рабочий", 27.01.05)

i В краевом центре предусматривается внесение изменений в решение Красноярского городского Совета "Об оплате жилья и коммунальных услуг в Красноярске и социальной защите населения", предусматривающих введение новых норм оплаты услуг ЖКХ с 1 февраля 2005 года.

Если депутаты Красноярского городского Совета примут этот проект, то тарифы на жилищные и коммунальные услуги в городе вырастут на 28,9 процента. Такое повышение в администрации города считают необходимым и обоснованным. Чиновники говорят, что разработана программа по поддержке малоимущих горожан. Для бюджетников запланирована единовременная выплата в размере 2 тысяч рублей. Всего на субсидии и льготы из городского бюджета предполагается выделить 1 миллиард 700 миллионов рублей. При этом власти города уверены, что качество коммунальных услуг должно вырасти.

"Наша родина - революция?".

("Красноярский рабочий", 27.01.05, Юрий Чувашев)

Современникам Людовика Четырнадцатого было куда проще, чем нам, потому как французский монарх с данным порядковым номером не играл в политкорректность с дворцовой челядью и простолюдинами и выражался без лукавого жеманства: "Государство - это я". У нас же, в России, стране с туманным будущим и, как регулярно показывает история, ещё более непредсказуемым прошлым, столь откровенный разгул абсолютизма сегодня не в чести. Потому как нынче, сказывают, у нас на дворе демократия, торжество прав личности над правами государства и вообще золотой век для процветания идей Великой французской революции с её нетленными лозунгами свободы, равенства и братства.

...Они шли по центру Красноярска в своих облезлых и куцых шубейках советской ещё выделки, стучали инвалидными клюшками о мостовую и с нерастраченным задором далёкой комсомольской юности кричали в морозное небо: "Ре-во-лю-ция!" Шли наши старики, для кого-то - отцы и матери, для кого-то - деды и бабки. Раньше у них, за гроши отгорбатившихся на самое передовое в мире "государство рабочих и крестьян", лозунг на чёрный день был только один - "Лишь бы войны не было". А на закате дней вдруг неожиданно выяснилось, что удел их, нищих и немощных, - скитаться Христа ради за грошовыми пособиями по чиновничьим кабинетам да сбиваться в обиженный и обозлённый человеческий клубок в обшарпанных районных поликлиниках - в упрямой надежде на нужный рецепт да на лишнюю таблетку.

И поскольку старичьё российское в который уж раз оказалось абсолютно никому не нужным - и прежде всего власти - со своими бессчётными болячками и занудными жалобами, то и пришлось когдатошним строителям коммунизма на одной шестой части мировой суши самим грудиться в кучу и кричать про революцию. Тем более что респектабельные ныне и вполне встроившиеся в современную политическую систему красноярские коммунисты, а также их существенно более радикальные коллеги по борьбе с "антинародным режимом" в России позвали стариков протестовать против дуроломства правительственной монетизации льгот. И старики пошли. А куда им ещё податься, если мнение их никого не интересует, кроме как левых, привычно набирающих очки на критике всего и вся происходящего в стране.

С одной стороны, к левым-то особых претензий нет. Оппозиция и обязана наступательно вести себя в любой нормально устроенной стране. Это Ельцин, управлявший несчастным нашим государством в изменённом состоянии сознания, радостно восклицал после танкового расстрела Белого дома в 1993 году: "Почва для коммунистической идеи в России уничтожена раз и навсегда". Ну что тут скажешь - глупость неграмотного человека. Коммунистическая идея - при всей своей утопичности - не отомрёт никогда. Потому как нигде в мире нет полной справедливости и совершенства, всегда было, есть и будет расслоение общества на бедных и богатых, сильных и слабых, смелых и трусливых, работящих и ленивых, удачливых и невезучих.

Потому что такова природа человека - мы все разные, в силу чего наивны и обречены на провал любые попытки построить некое идеально, на началах справедливости и равноправия организованное общество. Оно неизбежно и скоро расслаивается и разрушается, как показывает опыт утопических коммун и колоний давнего и недавнего прошлого. Да и само существование подобных искусственно созданных человеческих коллективов возможно лишь при условии самой жёсткой и даже тоталитарной регламентации абсолютно всех сторон жизнедеятельности подобных "пробирочных" социумов. А это и есть самое слабое место коммунистической доктрины, по поводу чего нынешним левым не только можно, но и нужно предъявлять претензии.

Достаточно вспомнить учение Платона об идеальном государстве (диалог "Государство"), "Политику" Аристотеля, "Утопию" (то бишь "Нигдею") Томаса Мора, "Город Солнца" мечтателя Кампанеллы, идеи французских утопистов Фурье и Сен-Симона... Не говоря о, так сказать, "практических" марксистах, "загонявших человечество в счастье железной рукой" уже не в кабинетной тиши, а с самой вершины пирамид государственной власти в прошлом веке. И, кстати, на пример СССР и его попутчиков в светлое будущее кивать тоже не надо, потому как 70 с небольшим лет прошлого нашей страны, с точки зрения истории человечества, - не более чем мгновение. И каких только экспериментов мировая история за это время не ставила...

Да, конечно, хотелось бы жить в гармонично и справедливо устроенном обществе, не ведать моральных и материальных лишений и полагать главной целью своего земного существования личностную самореализацию. По-человечески желание это вполне объяснимо и похвально. Вот только не бывает так в той полной мере, о какой толкуют идейные поводыри народных масс разных оттенков, никогда не было и не будет. Природа человека неизменна, какие бы пафосные эксперименты ни устраивали с ней.

Это прекрасно понимали во время недавнего пенсионерского "марша протеста" в Красноярске юные и не очень "вожди трудового народа", глаза у которых блестели по-бесовски, как у Петра Верховенского. Они-то хорошо знали, чем заканчиваются любые и всякие революции, - дополнительным хомутом на шею столь милому их сердцу "простому народу". Знали, но весело кричали, забившись поглубже для безопасности в толпу стариков: "Красные придут - тарифы упадут!" Развлекалась пиар-молодёжь, как могла.

А старикам было не до Достоевского и не до истории мировой революции. Государство их действительно в который уж раз унизило и в тычки выгнало на самую обочину жизни. Правительство высоколобое решило. Депутаты всех мастей дружно проголосовали. Правительственная партия что-то пробурчала бессвязно. А чиновники на местах ретиво бросились исполнять. И никто ничего объяснять старикам не стал. Не царское это дело. Вот и принялись деды с бабками обострять "революционную ситуацию" на морозе под присмотром очередных "гапонов". А что им ещё делать, если государство повернулось к ним своим чугунным задом. Не поговоришь с ним особенно, с задом-то. Остаётся только про революцию кричать.

"Хозяйство вести - не флагом трясти".

("Красноярский рабочий", 27.01.05, Сергей Иванов)

Социальное и экономическое развитие Красноярского края - это организация новых рабочих мест, укрепление действующей промышленности и создание новой, это инвестиции в развитие Нижнего Приангарья и всего нашего региона, это рост доходной части бюджета края. А всё вместе - это рост благосостояния населения. Но любое из вышеперечисленных направлений не может быть реализовано без надёжного энергоснабжения. Энергосистема края должна обеспечивать растущее потребление энергоресурсов.

Однако ситуация сегодня у нас такова, что износ энергооборудования составляет более 60 процентов, а по многим позициям превышает 80 процентов. Ввод новых мощностей измеряется единицами. Если потребление энергоресурсов будет и дальше интенсивно расти, а энергетика будет продолжать "стареть", то никакого экономического роста не произойдёт.

На протяжении последних двух лет энерготарифы были неизменными. Это позволило промышленности встать на ноги и начать развиваться, а местным органам самоуправления заткнуть зияющие бюджетные дыры и начать реализовывать новые социальные проекты. Тарифная политика - это баланс интересов потребителей энергоресурсов и энергетиков. Можно сделать энергоотрасль спонсором и обеспечивать всех бесплатными энергоресурсами, как того требуют некоторые политики, но это чревато энергетическим кризисом.

Для поддержания надёжного энергоснабжения краевой энергосистеме на ремонт в 2002 году требовалось 2 млрд 214 млн рублей, в 2003-м - 2 млрд 276 млн, в 2004 году - 2 млрд 203 млн рублей. Фактически на ремонт было направлено в 2002 году 1 млрд 386 млн рублей, через год - 1 млрд 606 млн рублей. В прошлом году - 1 млрд 518 млн рублей. Цифры практически застыли на месте. И даже уменьшились. В условиях ежегодного удорожания материальных ресурсов и стоимости энергооборудования происходит снижение физических объёмов ремонтных работ.

Изношенное энергооборудование может в любой момент выйти из строя и увлечь за собой в энергетический коллапс любого потребителя - от частного владельца жилья до директора стального гиганта. В программе "Повышение надёжности электроснабжения и развития электрических сетей и трансформаторных подстанций в г. Красноярске на период до 2010 года" чётко указывается: "высоковольтная распределительная сеть 110 кВ и элементы сети 220 кВ в Красноярске исчерпали свои возможности по приёму и передаче дополнительных нагрузок". Для обеспечения прироста нагрузок потребителей и электроснабжения вновь вводимых объектов требуется строительство и ввод новых подстанций. В левобережной части города для жилых районов Северный, Иннокентьевский, Ястынское поле требуется строительство новой подстанции "Весна-2"; для нового жилищного строительства в районе радиостанции - подстанции "Ботаническая"; для обеспечения электроснабжения п. Удачный - подстанции "Удачная"; для разгрузки существующих подстанций центральной части города и электроснабжения новой и выборочной застройки, строительства метро - подстанции "Стрелка". На правобережье для обеспечения растущих нагрузок коммунально-бытового сектора намечено строительство подстанции "Пашенный". Подстанция будет строиться для электроснабжения потребителей микрорайона Утиный плёс, разгрузки существующей подстанции "Предмостная". Кроме строительства новых подстанций, требуется строительство новых линий электропередачи общей протяжённостью более 25 км.

Для строительства новых подстанций и линий электропередачи требуется 747,9 млн рублей. Кроме нового строительства, требуется реконструкция уже существующих объектов на общую сумму более 468 миллионов рублей. Без строительства новых подстанций и ЛЭП и без реконструкции уже существующих энергообъектов срывы в энергоснабжении потребителей, и в первую очередь населения, неизбежны уже сегодня. Прошлым летом вышло из строя оборудование на подстанции "Центр" в Советском районе. Несколько часов света не было в части Центрального, Железнодорожного и Советского районов Красноярска, без электричества остались краевая больница N 1, глазной центр, Институт медицинских проблем Севера, объекты коммунальной сферы. Причина банальна - старое, изношенное оборудование не выдержало нагрузки. Если бы это случилось зимой, в краевом центре произошла бы энергетическая, коммунальная и социальная катастрофа.

Вопрос освоения западного промышленного района Нижнего Приангарья остаётся открытым по той же банальной причине - существующее энергооборудование не в состоянии обеспечить растущие потребности в электроэнергии. Для строительства новой ЛЭП "Раздолинск - Красноярск" требуется более одного миллиарда рублей.

Не лучше обстоят дела и в теплоэнергетике. Срок эксплуатации теплотрасс уже давно превысил все допустимые нормы, требуется их повсеместная замена. По самым скромным расчётам, ежегодно требуется перекладывать не менее 100 км теплотрасс. Однако в 2002 году было переложено 35,43 км, в 2003-м - 33, 821, в прошлом году - 20,404 км. Каковы последствия износа теплотрасс, могут рассказать жители Канска, которые почти круглый год живут без горячей воды и отопления. Последним случаем аварии на коммунальных тепловых сетях Канска заинтересовалась даже прокуратура.

Ещё один фактор надёжности теплоснабжения городов края - это состояние поверхностей нагрева тепловых котлов на теплоэлектростанциях. Это специальные трубы, расположенные внутри тепловых котлов и испытывающие колоссальные температурные нагрузки от кипятка, газов и сгорающего топлива, из-за чего на них появляются свищи и коррозия. Ежегодно требуется их замена, причём в 2002 году нужно было заменить 1990 тонн, а заменено по факту 910 тонн, в 2003-м - соответственно 2680 тонн/565 тонн, в 2004 году - 2810 тонн/175 тонн, в этом году разрыв между необходимостью и возможностью составит 3083 тонны против 123 тонн - в 25 раз меньше! А ведь выработка тепла (впрочем, как и электроэнергии) - процесс непрерывный, его невозможно приостановить по причине отсутствия денег на ремонт, реконструкцию и техперевооружение.

Картина складывается весьма удручающая. Оборудование краевой энергосистемы изношено и не в состоянии обеспечивать надёжное энергоснабжение уже сегодня. Потребители вправе ожидать для собственного развития введения в строй новых энергетических мощностей. И при этом тарифы на протяжении двух лет не менялись. Парадокс! Но власти края и энергетики прекрасно понимают, что без развития энергосистемы дальнейшие планы повышения благосостояния жителей нашего региона невозможны. И несут за это всю полноту ответственности.

В отличие от некоторых местных политиков, желающих показать свою способность громко читать речёвки и выразительно повязывать красный галстук. "Слуги народа", с одной стороны голосуя за бюджет края, предусматривающий рост энерготарифов, с другой стороны пытаются получить политические дивиденды, демонстрируя, как они пекутся о народе. Однако народ должен задать им один простой вопрос: какую ответственность несут товарищи депутаты и их молодая поросль за подрыв энергетической безопасности нашего Красноярского края? О какой ответственности может идти речь, если эти товарищи публично отказываются от своих соратников по партии и от того, что они делали вчера? Видимо, эти товарищи надеются, что они-то, люди не бедные, всегда будут при свете и тепле? От энергетического коллапса, в который пытаются загнать всех нас, жителей Красноярского края, товарищи постарше и помоложе, им вряд ли удастся спастись. А пока товарищи политики занимаются организацией пиар-шоу, ответственные люди спасают край от сползания в темноту и холод.

"Социальная "диета".

("Красноярский рабочий", 27.01.05)

На состоявшейся вчера в краевом центре пресс-конференции представители регионального отделения партии "Родина" сообщили журналистам любопытную новость.

Довольно необычным образом депутаты Государственной Думы, члены партии "Родина" Дмитрий Рогозин, Олег Денисов, Михаил Маркелов, Андрей Савельев и Иван Харченко решили отстоять интересы своих сограждан, попавших в жернова реформы по монетизации льгот. В знак протеста против непродуманной социальной политики федеральных властей парламентарии объявили бессрочную голодовку.

В числе их требований - временный мораторий на действие нового законодательства, касающегося монетизации, создание чрезвычайной комиссии для выяснения причин происшедших в стране после нового года общественных волнений, а также наиболее радикальное: отставка главного "продвиженца" не просчитанной до конца реформы - министра здравоохранения и социального развития Михаила Зурабова.

Что ж, приятно, конечно, когда интересы народа отстаиваются столь решительным образом. Вот только вряд ли это стоит делать натощак - силы быстро иссякнут.