В ноябре прошлого года Южную Осетию посетили представители International Crisis Group, которые по итогам своего визита составили доклад, в котором содержатся также и рекомендации юго-осетинской и грузинской сторонам относительно дальнейшего хода процесса урегулирования. Перевод этого объемного документа занял приблизительно месяц, и уже в январе текст доклада был прислан и в Южную Осетию. Некоторые положения этого доклада вызвали большой резонанс.

Председатель Народной партии Южной Осетии Роланд Келехсаев сказал по этому поводу ИА REGNUM:

ICG опубликовал довольно объемный труд, в котором рассматриваются вопросы двусторонних отношений Грузии и Южной Осетии. Отдавая должное этой солидной международной организации, тем не менее, хотелось бы прояснить некоторые вопросы, связанные с недостаточной осведомленностью ее представителей, составивших экспертное заключение. Прежде всего, хочу обратить внимание на содержащуюся в самом начале доклада рекомендацию к Южной Осетии вступить в подлинный диалог с Грузией относительно своего статуса. Народ Республики Южная Осетия давно определился со своим статусом, выразив свою волю самым демократичным на сегодняшний день способом - референдумом - и, не отказываясь от политического диалога с Грузией, вопрос статуса мы рассматривать не намерены. Мы готовы с Грузией рассматривать вопросы добрососедства, дружбы, сотрудничества в самых разных сферах на равноправной основе.

ИА REGNUM: ICG обращает внимание на "гуманитарный штурм" Южной Осетии со стороны Грузии, целью которого называет обеспечение людей благами экономических и культурных проектов. Что Вы можете сказать по этому поводу?

В отличие от представлений составителей доклада, целью "гуманитарного штурма" Грузии было не обеспечение людей благами экономических и культурных проектов, а пропаганда своего мнимого внимания к осетинам. Южная Осетия вполне способна обеспечить необходимым прожиточным уровнем не только своих граждан, но, как известно, после стихийного бедствия, обрушившегося на Грузию, предложила оказать ей гуманитарную помощь. Для сравнения отметим, что средняя пенсия жителей Южной Осетии составляет в среднем 50-70 долларов США, а в Грузии порядка 15 долларов США. Относительно "законности" требования Грузии о сохранении ее территориальной целостности, нужно помнить, что Южная Осетия воспользовалась тем же Законом СССР "О порядке разрешения вопросов, связанных с выходом союзной республики из Союза ССР", на основании которого Грузия стала независимым государством, и который предусматривает для автономий в составе выходящих союзных республик право самоопределиться путем референдума.

ИА REGNUM: Рекомендации ICG касаются также военной сферы.

Поддерживая рекомендации правительству США "гарантировать, что военное оборудование и боеприпасы, переданные грузинской армии не будут использованы для наступательных действий в конфликтах с Южной Осетией и Абхазией", считаем совершенно неприемлемой предлагаемую демилитаризацию всей территории Южной Осетии в одностороннем порядке - какие бы гарантии не обещала Грузия, от повторения ужасов очередного геноцида мы не застрахованы. В то же время, мы приветствуем идею полной демилитаризации зоны грузино-осетинского конфликта.

ИА REGNUM: Согласны ли Вы с авторами доклада о важности гуманитарного и экономического направлений для процесса урегулирования?

Несомненно, это важные направления. Вызывает, однако, удивление, что среди адресованных Южной Осетии рекомендаций есть предложение "не препятствовать осуществлению экономического восстановления, свободному передвижению населения", в то время, как именно от этих действий властей Грузии страдает население нашей республики. Невозможно обойти вниманием пожелание к осетинам "не использовать зимнее время для того, чтобы заставить жителей грузинских деревень, которые все еще находятся в Южной Осетии, покинуть свои дома". Жителям Южной Осетии грузинской национальности предоставлены абсолютно равные права наряду с представителями осетинской и других национальностей, несмотря на последние осложнения между сторонами, именно жители грузинских сел обеспечивались руководством Южной Осетии гуманитарной помощью в первую очередь. Мы, конечно же, намерены жить с грузинами в дружеских отношениях и вызывают некоторое недоумение опасения о лишении их своих домовладений.

Чтобы прояснить этот вопрос, корреспондент ИА REGNUM обратился и к одному из составителей доклада - директору кавказского проекта ICG Сабине Фрейзер:

ИА REGNUM: В Вашем докладе содержится пожелание, чтобы осетины не выгнали грузин из грузинских сел. В этом усматривается латентный подтекст, что вы допускаете такую возможность. Прошу сообщить, на основании каких фактов у Вас сложилось опасение, что осетины выгонят грузин из грузинских сел? Есть ли у Вас данные о том, что такие факты имели место в прошлом, и прошу назвать конкретные примеры?

У нас нет таких фактов, и мы не собираемся обвинять осетин, но мы были встревожены, что во время зимних месяцев перестрелка продолжалась в зоне конфликта. Мы получили информацию от международных наблюдателей о том, что иногда эти перестрелки были для того, чтобы напугать жителей зоны конфликта - в основном грузин.

ИА REGNUM: Почему у Вас не возникло опасения, что обстрелы осетинских сел и города Цхинвала могут привести к изгнанию осетинского населения из своих домов?

Текст с нашего доклада, на который вы ссылаетесь, касался начала зимнего периода, и тогда факты были о том, что большей опасности подвергаются жители грузинских сел. Это конечно не означает, что у нас не было опасений относительно осетинского населения. В этом докладе есть описание летних событий, где мы пишем, что осетинский деревни тоже жили под страхом.

ИА REGNUM: И там есть пожелание, чтобы грузины не заставили осетин покинуть свои дома?

У нас есть самая первая конкретная рекомендация как грузинскому правительству, так и югоосетинскому де-факто правительству прекратить все вооруженные столкновения и осуществить постепенную демилитаризацию зоны конфликта. Конечно, мы говорим грузинскому правительству, чтобы не использовали военную мощь для того, чтобы напугать осетинское население и заставить его покинуть свои дома.

ИА REGNUM: На какой странице доклада можно найти эту рекомендацию?

У нас такой конкретной рекомендации нет ни к грузинам, ни к осетинам. Поэтому мы рекомендуем, что ни одна сторона не должна использовать военную мощь.

ИА REGNUM: На основании каких данных Вам казалось, что большая опасность исходит от юго-осетинской стороны?

Я повторяю, что в начале ноября и декабря мы получили информацию от нескольких международных наблюдателей, о том, что грузинское население Южной Осетии находится в опасности.

ИА REGNUM: В зоне конфликта, согласно ранее подписанным соглашениям, в течение долгих лет наблюдение за ситуацией осуществляют военные наблюдатели ССПМ - представители России, Грузии и Осетии, а также вместе с ними офицеры по мониторингу ОБСЕ. Их доклады не дают оснований для подозрений к осетинам в намерении изгнать грузин. Согласно их докладам, больше нарушений совершено с грузинской стороны. Можете ли Вы пояснить, кто эти международные наблюдатели, более авторитетные, по Вашему мнению, чем наблюдатели ССПМ и ОБСЕ, и какие организации они представляют и сколько времени они вели наблюдения, позволившие заподозрить осетин в намерении изгнать осетин?

Мы не можем это сказать, но даем гарантию, что было несколько источников.