Медлить с наделением Биджанского рыбозавода статусом памятника природы опасно для "здоровья" этого уникального уголка природы. Об этом 27 января в материале "Жемчужина Биджана" рассказывает областная газета "Биробиджанская звезда".

"Памятник природы "Биджанский лососевый рыбоводный завод" расположен в 49 км южнее поселка Биракан Облученского района. Площадь памятника 20 кв. км. Памятник природы представляет собой уникальное природное образование - 10-километровый отрезок реки Биджан в ее среднем течении, являющийся крупнейшим нерестилищем биджанского стада тихоокеанского лосося (кеты). На выходе из-под подножия сопки Федоткина ключа, впадающего примерно через 2 километра в Биджан, в 1933 году был основан Биджанский рыбоводный завод, а также поселок Теплые Ключи. Охране подлежат ключ Федоткин, а также участок реки Биджан по 5 километров ниже и выше по течению реки и прибрежная зона - по 2 километра на левом и правом берегах...".

Приведенного описания памятника природы "Биджанский рыбоводный завод" пока нет ни в одном из справочников об особо охраняемых территориях (ООПТ) ЕАО. Но с таким предложением еще 2 года назад инспекция рыбоохраны по ЕАО вошла в бывшую экологическую службу управления природных ресурсов МПР по ЕАО (сейчас - экологическая служба Росприроднадзора по ЕАО). С предложением в экологическом ведомстве, в принципе, согласились, однако проект уже второй год находится там без движения. Правда, руководитель Б.В. Горобейко сообщил газете, что данное в 2002 году первичное обследование будущей территории памятника природы в Теплых Ключах не отвечает предъявляемым в таких случаях требованиям и необходимо вновь провести исследования, что и стоит в ближайших планах экологической службы.

"Биджанский рыбзавод давно пора брать в охрану, чтобы этот уголок природы не утратил своей уникальности", - считает руководитель инспекции рыбоохраны по ЕАО Сергей Мокров. - "Отдаленность Теплых Ключей и самого Биджанского рыбзавода от крупных населенных поселений еще не обеспечивает постепенного разрушения этого природного комплекса. Вот лишь один пример. Два года назад недалеко от Теплых Ключей на правом берегу Биджана была отведена деляна одному из китайских лесозаготовительных предприятий. Первое, что сделали "гости", - это незаконно навели через Биджан переправу для своей техники, уничтожив при этом массу прибрежного кустарника и деревьев, собрали со дна речки в пищу всех ракушек, залили берег на переправе соляркой и мазутом... Привлечение китайцев к административной ответственности ни в коей мере не компенсирует того ущерба, который они нанесли тогда Биджану".

С. Мокров также рассказал, что Теплые Ключи кое-как избавились от одной из коммерческих организаций из Хабаровска, развернувшей в поселке якобы производство древесного угля. При этом громадную печь для его выжигания "бизнесмены" соорудили в полусотне шагов от инкубационного цеха рыбозавода. Попутно хабаровчане рубили в округе лес и, говорят, выжгли немного угля. Какие-то деньги в виде налогов они в областную казну, может, и внесли, да только экологический ущерб от деятельности "экологов от бизнеса" (предприятие так и называлось - "Экология-бизнес") не идет ни в какое сравнение с ущербом, нанесенным местной природе. "Бизнес" в Теплых Ключах кончился тем, что нанятые им на работу пара бомжей сожгла принадлежавший рыбозаводу жилой дом, в котором обитала...

Особенность Биджана в тех местах такова, что он на многих участках не замерзает в самые сильные морозы, поэтому и зимой на нем нет покоя от рыбаков из Облучья, Биракана, Теплоозерска, Кульдура, других поселков. Взмучивая болотными сапогами галечное дно реки, они облавливают все плесы, выуживая подряд мелочь ленков и хариусов, вытаптывая естественные икрометы, уничтожая для своих костров береговую растительность. А когда приходит весна и начинается пожароопасный период, Теплые Ключи, вернее - его окрестности, страдают от набегов бомжей, готовящих здесь черемшу, попутно "сочиняя" лесные пожары.

Выше поселка примерно в двух километрах прямо на берегу реки обосновалось фермерское хозяйство, немного дальше пасека. Если бы в эти укромные места заглянули лесники, то им было бы любопытно спросить у хозяев: кто это вырубил в неприкосновенной водоохранной зоне столько леса? Кстати, на подворье фермерского хозяйства всю минувшую осень находился гусеничный вездеход, на котором в конце сентября, к примеру, выезжал с несколькими людьми облученский инспектор тогдашнего управления природных ресурсов. Ездить он, конечно, на "железяке", видимо, имел право, но ведь не по водоохранной зоне Биджана, по которой в направлении поселка Новый гусеницами этого и других вездеходов набита буквально широкая трасса.

Это, кстати, очень удивило инспекторов "Амуррыбвода" из Благовещенска, командированных в Теплые Ключи на кетовую путину 2004 года. Один из них, Виктор Шуйский, заметил: "У нас такой вольности не потерпели бы". Корреспондент газеты лично убедился в том, какие деляны разработали браконьеры. Действительно, где заброшенная дорога углубляется на склон ближайшей сопки, открываются следы нелегальных рубок: на земле валяются в беспорядке вершины ясеней, липы, елей. Сами стволы, естественно, вывезены. Куда и кем - неизвестно. И таких "делян" было обнаружено несколько на протяжении всего лишь пары километров...

Автор материала задает резонный вопрос, а кто даст гарантии, что хищнические рубки леса вблизи рыбозавода, по берегам Биджана, все рыбаки, вездеходы, пожары не "добьют" окончательно биджанский природный комплекс вокруг Теплых Ключей? Автор заметок помнит время не более чем тридцатилетней давности, когда в Теплые Ключи можно было попасть на автомобиле лишь с середины зимы и до марта по зимнику. Тогда окружающая поселок и завод природа находилась во всем своем великолепии. В Биджане было полно ленков и хариусов, а в сентябре и октябре инкубаторы забивались "под завязку" оплодотворенной икрой. Сотни рыбин проходили на ближние и дальние природные икрометы; кета шла по Биджану едва ли не до Нового года. В инкубаторы закладывалось по 30 и более миллионов икринок. На природных нерестилищах ее было, вероятно, раза в 3-4 больше. В минувшую осеннюю путину на инкубацию было заложено 1 миллион 340 тысяч икринок.

Директор заводов Наталья Антипова считает, что по нынешним временам это неплохой результат. Ведь еще недавно были провальные путины: к примеру, с 1992 по 1999 годы было заложено менее... 4 млн. икринок! В 2000 году заложили 450 тысяч, а с 2001 по 2004 - около 5 млн. Всего же за всю историю рыбоводного завода на Биджане с инкубаторов было получено более 500 млн. мальков. Н. Антипова тоже убеждена, что придание заводу, а также части реки Биджан вблизи его статуса памятника природы позволит не только сохранить этот удивительный уголок природы, но и благотворно скажется на воспроизводстве лососей.