Чиновники Минпромнауки хотят объединить российские верфи в два холдинга - подводного и надводного судостроения.

Как сообщил сайт Российского судостроения, в "подводный" холдинг войдут петербургские Адмиралтейские верфи и северодвинское "Севмашпредприятие" (Архангельская область). Об этом рассказал чиновник Минпромэнерго. До конца года эту концепцию планируется доработать и передать на рассмотрение правительства.

Владельцы предприятий пока не торопятся объединяться. Эксперты утверждают, что объединению верфей в холдинги мешают противоречия между собственниками предприятий. Контрольный пакет Северной верфи принадлежит Объединенной промышленной корпорации (ОПК, структура Межпромбанка, в которой сконцентрированы промышленные активы), 25% - государству, а 18% - холдингу "ИСТ". "ИСТ" владеет также 80% Балтийского завода, золотая акция которого принадлежит государству. А Адмиралтейские верфи и "Севмашпредприятие" представляют собой ФГУПы. Такие предприятия, как Адмиралтейские верфи и "Севмашпредприятие", перед объединением необходимо акционировать, оставив в собственности государства, говорит Виталий Шлыков, член общественного совета по внешней оборонной политике. Впрочем, считает он, после акционирования предприятия вполне могут заинтересовать крупных судостроительных инвесторов. В частности, говорит Шлыков, Адмиралтейские верфи могли бы привлечь владельца контрольного пакета Северной верфи - Межпромбанк, который активно интересуется петербургскими судостроительными активами. Источник в руководстве ОПК говорит, что банк действительно интересуется судостроением, но пока только надводным. Выкупив 53% Северной верфи у своего партнера - холдинга "Новые программы и концепции" Бориса Кузыка, ОПК вступила в переговоры с группой "ИСТ". "Мы рассматриваем несколько вариантов взаимодействия - покупку Балтийского завода, создание объединенной холдинговой компании или продажу Северной верфи", - говорит источник. Но Межпромбанк всерьез не присматривался к Адмиралтейским верфям, пока "государство не приняло решения об их приватизации", добавил он. Группа "ИСТ" пока не приняла окончательного решения о судьбе Балтийского завода, поэтому с Межпромбанком проводит пока только "первичные консультации", сообщил "Ведомостям" руководитель "ИСТа", просивший не называть его имени. Из-за противоречий между собственниками ожидать создания каких-либо холдингов в этом году не стоит, считает и руководитель Адмиралтейских верфей, также просивший не упоминать его имени. Но эксперты утверждают, что объединение жизненно необходимо судостроителям. Загрузка петербургских предприятий отрасли не превышает в среднем 30%, и за счет исключения дублирующих производств каждое предприятие в случае объединения могло бы сэкономить около 20%, говорит начальник отдела перспективных исследований ЦНИИ технологии судостроения Илья Вайсман. А замдиректора Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко напоминает, что вскоре петербургские верфи закончат исполнение военных заказов на экспорт. А строительство гражданских судов менее рентабельно. "Петербургские верфи предназначены для строительства военной техники, - поясняет Вайсман из ЦНИИ ТС. - И при сокращении военных заказов их владельцы будут вынуждены искать пути объединения, чтобы сохранить бизнес". Напомним, что в Минпромэнерго разрабатывается концепция, по которой надводное объединение должно быть построено на основе Балтийского завода, Северной верфи, а также калининградского "Янтаря".