Основные претенденты. Партия власти. Основной конкурент. Национал-радикалы теперь в оранжевом. Старый новичок. Потенциальные аутсайдеры. Финансовая сторона. Возможна ли в Молдове "оранжевая" революция? СМИ отказываются освещать предвыборную кампанию.

От предвыборной Молдовы, расположенной между Украиной и Румынией, в которых недавно завершившиеся выборы проходили по довольно бурным и неожиданным сценариям, ждут подобного развития событий. Однако 27 января истекает месяц со дня объявления старта парламентских выборов в Республике Молдова, намеченных на 6 марта, а жаждущим сенсаций журналистам и политологам пока приходится довольствоваться наблюдением довольно спокойного и размеренного хода избирательной гонки.

На сегодняшний день Центризбирком зарегистрировал и проверил документы семерых участников предвыборной кампании. На участие в работе высшего законодательного органа государства претендуют Партия коммунистов (ПКРМ), которой в нынешнем парламенте принадлежит большинство депутатских мест - 71, блок "Демократическая Молдова" (БДМ)- коалиция партий, созданная в 2004 году, Социал-демократическая партия (СДПМ) - существует с 1996 года, блок "Patria-Родина" - образован в прошлом году, общественное движение "Равноправие" - на политической арене республики почти восемь лет, Христианско-демократическая народная партия (ХДНИ) - создана в 1990 году, а также один независимый кандидат. Срок регистрации кандидатов на выборы истекает за 30 дней до даты голосования. Уже сегодня известно, что в избирательный бюллетень войдет гораздо большее число претендентов на места в законодательном органе, которому предстоит затем избрать президента страны. Всего в предвыборной гонке могут участвовать 22 политические организации, зарегистрированные в Минюсте РМ.

Из нынешних кандидатов в предвыборной кампании в 2001 году участвовали ПКРМ, ХДНИ, СДПМ, "Равноправие" и ныне входящие в БДМ "Альянс Брагиша" (Дмитрий Брагиш возглавлял в то время кабинет министров) и Демократическая партия. Четыре года назад коммунисты вошли в парламент, набрав 50,07% голосов избирателей, "Альянс Брагиша" - 13,39%, ХДНП - 8,31%. СДПМ и демпартия не сумели тогда преодолеть 6-процентный избирательный порог, они набрали соответственно 2,4% и 5,02% голосов избирателей. За "Равноправие" в 2001 году проголосовало 0,4 % пришедших на выборы граждан. Всего в парламенте РМ 101 место.

Основные претенденты

Как отмечает агентство "Инфотаг", в сравнении с 2004 г. ситуация относительно шансов партий и избирательных блоков пройти в новый парламент не претерпела сколько-нибудь заметных изменений. Об этом свидетельствуют данные последнего опроса общественного мнения, проведенного институтом Gallup (США), а также комментарии политических аналитиков. Сегодня, однако, отмечается снижение политического рейтинга двух основных формирований, которые примут участие в выборах, - Партии коммунистов (примерно 39%) и блока "Демократическая Молдова" (около 13%) и повышение рейтинга ХДНП (примерно 15%) и СДПМ (в пределах 8%). По мнению политических наблюдателей, именно эти четыре формирования имеют реальные шансы оказаться в новом парламенте. К такому выводу они пришли, анализируя, каким образом начали предвыборную кампанию, как повели себя со старта основные электоральные конкуренты.

Партия власти

Наиболее предсказуемо стартовала Партия коммунистов, которая не преподнесла особых сюрпризов, пишет "Инфотаг". Как и следовало ожидать, главными кандидатами от правящей партии стали президент Владимир Воронин, спикер Евгения Остапчук и премьер-министр Василий Тарлев. Выдвижение этих лиц на первый план говорит о том, что основная карта, на которую будут ставить коммунисты в избирательной кампании, - это положительные результаты, достигнутые в последние четыре года, особенно в общественно-экономическом плане: рост ВВП, повышение зарплат, пенсий. Эти результаты, плюс относительная стабильность внутри страны, а также вера в завтрашний день, которую коммунисты в последние годы внушали населению, несомненно, дадут значительный процент голосов нынешним руководителям страны.

Не было сюрпризом и появление в избирательном списке ряда молодых политиков (советник президента по вопросам внутренней политики Марк Ткачук, советник президента по экономическим вопросам Олег Рейдман, министр экономики Мариан Лупу), сменивших некоторых более старых деятелей (например, министра сельского хозяйства и пищевой промышленности Дмитрия Тодорогло). Последний съезд Партии коммунистов ясно показал, что правящее формирование "взяло курс на омоложение кадров". Если бы коммунисты не сделали этого, они рисковали превратиться в ближайшие четыре года в партию пенсионеров, которая распалась бы вместе с исчезновением последних людей, тоскующих по советским временам, отмечает политический обозреватель агентства.

Сюрпризом, который связан со списком Партии коммунистов, следует считать появление в нем независимых депутатов Михаила Камерзана, Евы Гудумак и Михаила Сидорова. Учитывая "конкуренцию" среди членов партии за место в избирательном списке, не ясно, почему коммунисты уступили несколько "проходных мест в парламенте" людям извне, тем более не слишком известным в Молдове, чтобы своим именем обеспечить дополнительные голоса правящей партии. Единственным объяснением можно считать желание ПКРМ отблагодарить этих независимых депутатов за то, что несколько лет назад они покинули ряды "Альянса Брагиша" и постоянно голосовали вместе с коммунистами за принятие большинства законов, рассматриваемых парламентом, полагает "Инфотаг".

Базовые тезисы ПКРМ таковы: юридическая и социальная защита молдавских граждан, работающих за рубежом, доведение минимальной зарплаты до $300, утроение размера зарплат и пенсий, увеличение бюджетных мест в высших учебных заведениях. Значительные изменения произошли по разделу "Внешняя политика" - в отличие от ситуации четырехлетней давности коммунисты уже не обещают, что Молдова вступит в Союз Россия-Белоруссия, и не обещают придать русскому языку статус второго государственного языка. По мнению политических аналитиков, именно отсутствие этих моментов в предвыборной программе, а также активная проевропейская политика, которую проводила коммунистическая власть в 2004 г., и предопределили снижение рейтинга коммунистов. Значительная часть избирателей поддержала коммунистов в 2001 г. именно из-за явной "пророссийской" позиции. В настоящее время некоторые избиратели разочарованы. Вместе с тем, наивно полагать, что реальный рейтинг Партии коммунистов опустился ниже 40% и продолжит снижаться. Нынешнее правящее формирование по-прежнему остается партией, у которой самые высокие шансы выиграть парламентские выборы 6 марта 2005 г. Возможно, число мандатов не будет столь внушительным, как в нынешнем составе высшего законодательного органа (71 из 101), но, по всей вероятности, парламентское большинство (50% плюс 1) коммунистам обеспечено.

Основной конкурент

Блок "Демократическая Молдова" был создан в середине 2004 года при поддержке зарубежных консультантов. В него вошли альянс "Наша Молдова" (в 2003 году его создали Альянс независимых, возглавляемый столичным мэром Серафимом Урекяном, Либеральная пария во главе с бывшим замминистра внутренних дел Вячеславом Унтилэ и Социал-демократический альянс экс-премьер-министра Думитру Брагиша), Демократическая партия, возглавляемая экс-спикером парламента, и Социал-либеральная партия во главе с бывшим пресс-секретарем министра иностранных дел Олегом Серебряном.

Блок "Демократическая Молдова" уверен в убедительной победе на предстоящих парламентских выборах, что позволит ему выдвинуть кандидатуру Серафима Урекяна на пост президента Молдовы. Об этом заявил 18 января председатель Демократической партии Думитру Дьяков на представлении платформы блока "Демократическая Молдова" (БДМ) и списка ее кандидатов, передает агентство "НОВОСТИ-МОЛДОВА".

По словам председателя БДМ, мэра Кишинева Серафима Урекяна, успех блоку принесут избиратели, разделяющие взгляды объединившихся демократов, а также рассматривающие блок в качестве единственной альтернативы правящей партии. Как считает мэр столицы, БДМ обладает реальной программой и специалистами, которые могут вывести страну из кризиса, добиться улучшения ее имиджа за рубежом, создания около 100 тыс. новых рабочих мест, увеличения средней зарплаты по стране до 250-300 долларов США, пенсий - до 220, стипендий - до 50 долларов.

На вопрос корреспондента агентства "НОВОСТИ-МОЛДОВА" о том, каким образом БДМ может позиционировать себя как центристское формирование, если в него входят две партии, придерживающиеся унионистских и националистических взглядов, Серафим Урекян ответил, что в блоке нет радикальных течений. "В пользу этого говорит и то, что после выборов все участники политформирования объединятся в одну партию", - сказал мэр. "То, что в ней будут и правоцентристы и левоцентристы, как свидетельствует мировая практика, лишь улучшит ее положение и восприятие избирателями", - отметил Думитру Брагиш. Серафим Урекян подчеркнул, что заявления в некоторых СМИ о том, что блок является мертворожденным, - провокация конкурентов, не обладающих собственной программой действий и повышающих свой имидж за счет дискредитации оппонентов.

По данным социологических опросов, в момент своего создания блок имел 25-30-процентный кредит доверия, теперь он опустился до 13%. Это "достижение" объясняется отсутствием четких ориентиров в предвыборной программе по многим важным проблемам (приднестровской, например) и недостаточной работой с избирателями на местах. Конечно, поездки в районы предпринимались, работали и продолжают работать с избирателями территориальные филиалы партий-членов блока, но самая большая проблема заключается в том, что не найдется такого населенного пункта, в котором лидеры появились бы все вместе, убедив избирателей, что блок действительно монолитен.

Как полагает аналитик агентства "Инфотаг", БДМ также очень многое потерял при составлении избирательного списка, избрав ошибочный метод. Первые 30 мест, которые, возможно, приведут кандидатов в парламент, заняли партийные лидеры и приближенные к ним лица, а большей частью это политики, которые уже порядком приелись избирателям. Кроме того, в тридцатке практически нет представителей с мест - разве что 3-4 человека. В силу этого местные активисты лишены серьезной мотивации энергично вести агитацию в пользу БДМ. Логично было бы отвести в списке первые 30-40 мест либо новым политикам, либо представителям территорий. В этом случае избиратели поверили бы, что БДМ предлагает обществу новую команду, способную обеспечить эффективное руководство. К тому же такой шаг побудил бы местных активистов БДМ приложить максимум усилий, направленных на продвижение блока, так как они лично были бы заинтересованы в этом, поскольку им могла бы представиться возможность войти в парламент.

Крупной ошибкой БДМ стало отношение к избирателям Гагаузии. В гагаузской автономии сформировалась сильная оппозиция к коммунистическому правлению (движение "Единая Гагаузия", руководимое Михаилом Формузалом, Константином Таушанжи и др.). Гагаузская оппозиция, хотя и отдалилось от коммунистов, ни за что на свете не вступила бы в предвыборную кампанию с ХДНП или другими правоцентристскими партиями, отмечает "Инфотаг". БДМ представлялся единственным блоком, который мог бы привлечь на свою сторону этот сегмент избирателей. Первоначально "Демократическая Молдова" так и намеревалась поступить, впоследствии, однако, проявила готовность выделить Формузалу лишь 34-е место в списке, иными словами, место с крайне малыми шансами на проход в парламент. В такой ситуации отказ Формузала участвовать в выборах по списку блока "Демократическая Молдова" логичен, и тем самым он лишил формирование поддержки в Гагаузии.

Другой большой ошибкой блока "Инфотаг" называет то, что он несвоевременно и неадекватно отреагировал на обвинения в коррупции Серафима Урекяна и его окружения. По логике вещей БДМ следовало бы организовать антикампанию по реабилитации лиц, подозреваемых в коррупции. БДМ нужно было превратить этих людей в мучеников (даже с натяжкой) и поместить их в избирательном списке на заметные места. В таком случае многие избиратели отдали бы за них голоса, стремясь хоть как-то компенсировать возможные невзгоды, через которые прошли эти лица. БДМ не только не внес этих людей в список, но с некоторых пор даже не упоминает их имен в своих заявлениях.

Если БДМ срочно не исправит хотя бы некоторые свои ошибки, а также если его по-прежнему будут "бить" с двух сторон (с одной - коммунисты, с другой - христиане-демократы), то его рейтинг может опуститься ниже 12-процентной отметки. В таком случае БДМ попросту не преодолеет избирательный порог. Картину омрачают и начавшиеся разногласия внутри БДМ.

Как сообщает "Баса-пресс", 19 января Серджиу Коропчану, член центрального политического совета альянса "Наша Молдова" (АНМ), входящего в блок "Демократическая Молдова" (БДМ), объявил о своем выходе из формирования. Объясняя свое решение, он заявил, что недоволен составом списка кандидатов в депутаты парламента и работой руководящих органов АМН. Коропчану заявил на пресс-конференции, что "в партии налицо личные интересы малочисленной группы, которая пытается манипулировать всем формированием, преследуя при этом собственные цели и стремясь вернуть свои прежние места в руководящем аппарате страны". Он подверг критике деятельность АМН и БДМ и особо подчеркнул, что "между сопредседателями формирования постоянно плетутся интриги и все они борются между собой за власть". Коропчану сказал, что он не единственный, кто вышел из партии. По его словам, среди "недовольных" много представителей руководящего аппарата партии и есть даже некоторые депутаты парламента действующего созыва. Коропчану подчеркнул, что он не претендовал на включение своей фамилии в список кандидатов, но недоволен тем, что "там нет многих из тех, кто заслуживает этого, другие же, никому не известные или ничем себя не проявившие люди, фигурируют в списке".

Не так давно стало известно и о расколе внутри либерального крыла БДМ. Агентство "Интерлик" процитировало письмо руководителя одной из столичных территориальных организаций Социал-либеральной партии, направленное председателю СЛП. "Блок "Демократическая Молдова" (БДМ) представляет из себя не столько предвыборное политическое образование, сколько конгломерат физических лиц, временно объединенных не какой-либо ясной политической программой, а исключительно заботой о собственном благополучии", - считает секретарь Дурлештской городской организации СЛП, вице-председатель Ассоциации примаров и советников СЛП, примар (мэр - прим. ИА REGNUM) Дурлешт (один из крупных пригородов Кишинева - прим. ИА REGNUM) Георге Барбэнягрэ. Он назвал "негативными последствия присоединения СЛП к блоку". Барбэнягрэ сомневается, что руководство БДМ преследует цель проведения в жизнь принципов либерализма и вообще знакомо с ними. "Основной политический лозунг блока - "Голосуйте за оппозицию, потому что она находиться в оппозиции", - потерял свою привлекательность. Люди из руководства БДМ - далеко не те личности, которые самим фактом присутствия в избирательных списках могли бы компенсировать отсутствие плана конструктивных действий после выборов", - говорится в письме. Барбэнягрэ считает необходимым выход СЛП из блока - "это будет честный шаг по отношению и к избирателям, и к рядовым членам партии". По его мнению, "направление усилий на разработку конструктивной программы и оргработа по укреплению самой СЛП принесут в будущем больше пользы, чем торопливые, сомнительные со всех точек зрения альянсы, которые могут только скомпрометировать как идеи либерализма, так и будущую политическую элиту, которая, без всякого сомнения, вырастет из наших рядов".

Национал-радикалы теперь в оранжевом

На фоне снижения рейтинга коммунистов и особенно блока "Демократическая Молдова" ощутимо повысился рейтинг ХДНП. Если еще полгода назад бытовало мнение, что ХДНП наберет не более 6-7% голосов, то теперь кредит доверия формирования приблизился к 15%. Это объясняется корректной и продуманной избирательной кампанией, проводимой христианскими демократами, полагает "Инфотаг". Во-первых, им благоприятствует то обстоятельство, что БДМ и коммунисты, борясь между собой, практически оставили без внимания ХДНП. Робкую попытку дискредитировать ХДНП, прежде всего ее лидера Юрие Рошку, предприняли только коммунисты, попытавшиеся представить его "миллионером" и владельцем нескольких объектов недвижимости в Кишиневе.

Однако лидеру ХДНП удалось доказать, что вся его собственность приобретена на законных основаниях и что он никогда не делал тайны из своих доходов. Поэтому коммунисты были вынуждены публично признать: преследуемая ими цель была направлена на то, чтобы "дать политическую оценку данному вопросу", а не доказывать, что Рошка нарушает законодательство. В итоге получился эффект, обратный ожидаемому: симпатии к Рошке и его формированию возросли.

Христианам-демократам также удалось убедить часть избирателей в том, что и в Молдове после выборов может произойти революция, как в Грузии и на Украине, и что эту революцию организует именно ХДНП. Для этого Рошка лично съездил в Грузию и Украину, организовал поездку на выборы в соседнее государство около тысячи наблюдателей, обсудил с целым рядом важных персон обеих стран различные аспекты "революции роз" и "оранжевой революции". Кроме того, ХДНП стала первым в Молдове формированием, которое отреагировало на события на Украине и в Румынии и выбрало оранжевый цвет в своей предвыборной кампании. Вот уже месяц руководство ХДНП носит галстуки, шарфы, куртки, другую одежду оранжевого цвета. Победа "оранжевых" сил на выборах на Украине и в Румынии склоняет многих избирателей Молдовы к мысли о том, что это же удастся и ХДНП в Молдове, пишет "Инфотаг".

Еще одним плюсом ХДНП является способ, которым это формирование составило список и выработало предвыборную программу. Впервые в Молдове ХДНП предложила избирательный список, в котором женщины представлены в равной пропорции с мужчинами. Это обстоятельство может побудить многих представительниц прекрасного пола отдать голоса за ХДНП, предлагающей равные возможности для женщин и мужчин. Что же касается предвыборной платформы, то она, информирует "Инфотаг", ненамного отличается от платформ других партий - интеграция в ЕС, создание новых рабочих мест, повышение зарплат и пенсий. Исключением является то обстоятельство, что ХДНП - единственное формирование, предлагающее вступление Молдовы в НАТО.

Платформу ХДНП избиратели могут поддержать по той простой причине, что она была, по утверждению христиан-демократов, разработана с помощью важных зарубежных деятелей - экс-министрами иностранных дел, экс-премьерами Болгарии, Венгрии, прибалтийских стран. Разумеется, никто из этих лиц не принимал непосредственного участия в разработке платформы ХДНП - христиане-демократы попросту внесли в этот документ некоторые моменты, которые они обсуждали с соответствующими деятелями в той или иной форме. Может быть, названные деятели и не подозревают, какие заслуги им приписывают молдавские христиане-демократы, однако на этот предвыборный трюк попалась часть молдавских избирателей, что и повысило рейтинг ХДНП. К слову, христиане-демократы поступили корректно - они не сказали, что их предвыборная платформа разработана упомянутыми зарубежными экс-министрами и экс-премьерами, а что при составлении документа учитывались их соображения, отмечает "Инфотаг".

На фоне снижения рейтинга БДМ логично повышение рейтинга ХДНП. Сторонникам БДМ некуда деваться - за коммунистов они не станут голосовать ни при каких обстоятельствах, а у других демократических формирований, за исключением СДПМ, нет шансов попасть в парламент. Единственная ошибка, которую допустила ХДНП в нынешней избирательной кампании и которая может им дорого обойтись в будущем - это то, что партия не привлекла на свою сторону либо политического узника Тирасполя Андрея Иванцока, либо бывшего политического узника Приднестровья Александра Лешко, освобожденного минувшим летом. Эти люди не принесли бы христианам-демократам большого числа голосов, однако они не дали бы части голосов обойти эту партию, пишет "Инфотаг". Иванцок объявил о намерении участвовать в выборах в качестве независимого кандидата. Конечно, у него слишком мало шансов преодолеть трехпроцентный избирательный порог для независимых кандидатов, но все же 1-1,5% голосов он наберет. Если учесть, что сторонники Иванцока являются также сторонниками ХДНП, его самостоятельное участие в выборах нанесет ущерб христианам-демократам. Голоса, которые наберет Иванцок, и которые впоследствии потеряются, лишат ХДНП одного-двух, а то и трех мандатов депутатов будущего парламента.

Благополучную предвыборную картину христианских демократов подпортило также решение одного из видных членов ХДНП, благодаря личности которого эта партия сумела преодолеть в 2001 году избирательный порог. Как сообщает "Интерлик", депутат парламента от ХДНП, экс-глава Департамента по борьбе с организованной преступностью и коррупцией Николае Алексей возглавил Партию социально-экономической справедливости (ПСЭС). Решение о назначении Алексея председателем партии было принято накануне на съезде ПСЭС. Николае Алексей также возглавит избирательный список формирования на парламентских выборах 6 марта. Свой список партия должна представить в ЦИК в ближайшее время. Алексей попал в парламент нынешнего созыва по спискам ХДНП, не являясь членом этой партии. В этот раз в списках Христианско-демократической народной партии фамилии экс-борца с коррупцией не оказалось. По оценкам многих наблюдателей, сейчас, как и в 2001 году, фигура Николая Алексея будет использована для поднятия рейтинга партии, по спискам которой он проходит. По некоторым данным, Алексею удалось привлечь в списки ПСЭС многих активистов ХДНП.

Партия социально-экономической справедливости была учреждена в 1997 году экс-депутатом Маричикой Ливицки. Партия лишь один раз участвовала в парламентских выборах 1998 г., не сумев преодолеть действовавший тогда 4-процентный барьер.

Старый новичок

Повышение в последнее время рейтинга СДПМ объясняется наличием у этого формирования достаточных денежных средств, благодаря которым оно может позволить себе вести предвыборную кампанию в соответствии с международными стандартами. Социал-демократы, которые до сих пор проводили свои предвыборные кампании лишь на энтузиазме из-за отсутствия средств, внезапно стали одними из самых "богатых" электоральных конкурентов, сообщает "Инфотаг". После того, как в 2004 г. партию возглавил известный предприниматель Ион Мушук, который привел с собой команду бизнесменов, все филиалы партии получили помещения, телефоны (в том числе мобильные) и т.д. Члены формирования, задействованные в избирательной кампании, оплачиваются должным образом, следовательно, у них есть мотивы действовать эффективно. Кроме того, многие из них занесены в избирательный список и убеждены, что сейчас у СДПМ, как никогда ранее, есть шансы пройти в парламент.

Располагая достаточными финансовыми средствами и благоприятной ситуацией внутри партии, СДПМ приступила к внедрению целого ряда предвыборных мероприятий массового характера. Например, партия выступила с инициативой о всенародном обсуждении своей предвыборной программы, начала кампанию по сбору подписей граждан для легализации молдаван, работающих в странах ЕС (подписные листы должны быть направлены в ЕС) и др. Все эти действия сослужили СДПМ прекрасной рекламой. Люди узнали, что эта партия существует по-прежнему, что она является тем формированием, которое советуется с ними, и смогло бы разрешить, возможно, самую серьезную проблему, с которой сталкивается общество, - проблему легализации граждан, работающих, порой нелегально, за рубежом, пишет обозреватель "Инфотаг".

Немало способствовала улучшению имиджа СДПМ и массированная реклама, которую партия ведет через ряд популярных телеканалов и газет. На СДПМ работает и удачная предвыборная программа. Особого внимания заслуживает экономический блок. В отличие от других партий, программы которых носят общий характер, СДПМ, отмечает "Инфотаг", обращается с предложениями к определенным категориям населения - обладателям патентов предпринимателя, крестьянским (фермерским) хозяйствам, плательщикам НДС (например, если СДПМ придет к власти, НДС сократится с 20% до 10%).

Вместе с тем СДПМ допускает и ошибки, которые могут впоследствии дорого ей обойтись, убежден обозреватель "Инфотаг". Судя по рекламным блокам, социал-демократы выбрали стиль, который трудно понять большинству населения. Например, социал-демократы обещают создать в Молдове истинно правовое государство. Что означает "правовое государство" понимают лишь жители столицы и незначительная часть людей на местах. Для большинства избирателей правовое государство ассоциируется с полицейским государством, с вызовом в прокуратуру, с судами и прочим. Естественно, что такой лозунг не будет пользоваться популярностью на местах. Или обратимся к другому лозунгу, призывающему к строительству "сильного демократического и социально справедливого государства". Очень мало людей на местах поймут, что имеется в виду под "социально справедливым государством". В то же время СДПМ не размещает в своих рекламных материалах две свои инициативы, которые могли бы принести ей голоса: инициативу о возврате к всенародным выборам президента; результаты кампании по сбору подписей в пользу легализации молдаван, работающих за рубежом. Люди на местах лучше поймут и будут с удовольствием голосовать за право самим избирать президента, чем за "правовое государство" или "социально справедливое государство", то есть за определения, которые многим непонятны.

Потенциальные аутсайдеры

Блок "Patria-Родина" обнародовал 20 января список кандидатов в депутаты и предвыборную программу, сообщает МОЛДПРЕС. Первым в списке значится историк Борис Муравский, вице-председатель Партии социалистов Республики Молдова (ПСРМ) Вероника Абрамчук - вторая, а председатель Социалистической партии Молдовы (СПМ) Виктор Морев - третий. Далее в списке кандидатов следуют Валерий Яниогло и Валериу Кожокару. Виктор Морев заявил, что половина кандидатов, баллотирующихся по спискам блока в парламент, имеет высшее образование. Из 101 человека 23 не являются членами партии. Также среди кандидатов 15 безработных и 18 пенсионеров. Как заявил Борис Муравский, блок выступает за безоговорочное возобновление диалога с Приднестровьем на основе меморандума Козака и высказывается против вовлечения НАТО в процесс урегулирования приднестровского конфликта. "Patria-Родина" считает, что цены должны регулироваться государством. Блок выступает за то, чтобы государственным языком в Молдове был молдавский язык, а официальным - русский.

Список кандидатов от общественного движения "Равноправие" включает 69 фамилий. Под номером один зарегистрирован лидер движения, глава Конгресса русских общин РМ Валерий Клименко, далее идут руководители и члены различных этно-культурных организаций - Елена Белякова, Олег Момат, Светлана Мыслицкая, Александр Станин. "Равноправие" ратует за права национальных меньшинств и выступает в жесткой оппозиции к ПКРМ, обманувшей, по убеждению членов движения, ожидания русскоязычного населения Молдовы.

Финансовая сторона

Партии и предвыборные блоки смогут потратить на избирательную кампанию до 2,5 млн. леев (около 200 тыс. USD), тогда как независимым кандидатам придется уложиться в 100 тыс. леев. Эти пределы установлены Центральной избирательной комиссией, передает "Баса-пресс". Центризбирком установил размер финансовых средств, которые можно перечислять на счета кандидатов в парламент. Председатель Центризбиркома Петру Рэйлян заявил, что впервые комиссия установила "потолок" субсидирования после консультаций с кандидатами. В прежние годы предельный размер финансовых средств для партий и политических блоков составлял 1 млн. лей. Государство готово предоставить участникам выборов беспроцентные кредиты в размере 238 тыс. лей для партий и политических блоков и 3 тыс. лей - для независимых кандидатов.

Как показывает практика прошлых лет, благосостояние молдавских политформирований с каждым годом растет. "Экономическое обозрение" пишет, что, например, на выборах-98 деньги на саморекламу у государства заняли 26 конкурентов (5 партий и блоков и 21 независимый кандидат), в 2001 году - только трое. Судя по декларациям о доходах и имуществе, поданным нынешними избирательными конкурентами в ЦИК, фавориты предвыборной гонки одалживаться у государства не станут.

Доходы кандидатов в депутаты от Партии коммунистов, проживающих в Кишиневе и занимающих высокие посты, согласно их декларациям за период 2003-2004 годов, колеблются от 100 тыс. леев (примерно 8051,5 доллара) и выше. Например, пишет "Экономическое обозрение", президент РМ за два года получил 215 тысяч леев (примерно 17310,7 доллара) в виде заработной платы и 84 тысячи российских рублей в виде пенсии МВД РФ. Президент Молдовы и глава партии Владимир Воронин - владелец квартиры в центре столицы в 140 кв. м., домика в одном из приднестровских районов, кооперативного гаража, мотоцикла "Яиаха" и двух садовых участков в том же приднестровском районе. Депутат парламента от ПКРМ Владимир Панфилов получил по месту работы больше, чем глава государства, - 260 тыс. леев. У него четыре квартиры, особняк, дача, гараж, несколько автомобилей и пара аптек. У другого депутата-коммуниста Александра Жданова доход за предыдущие два года составил 210 тыс. леев, но в отличие от коллеги у него "Жигули" 1999 года выпуска. Ярый борец с земельными злоупотреблениями, директор Департамента строительства и развития территорий РМ Игорь Семиновкер (в списках от ПКРМ) на рабочем месте получил 170 тыс. леев, зато у него дом в 700 кв. м. в Кишиневе, дом в пригороде столицы, два гаража, "Мицубиси Паджеро" и БМВ 728, а также мотороллер. Следующий в списке ПКРМ - премьер-министр Василий Тарлев со 149 тыс. леев. Он владелец жилого дома, дачи, автомобиля и двух земельных участков. Что касается кандидатов от ПКРМ, не проживающих в столице, то их доходы значительно меньше.

У лидера ХДНП Юрия Рошки два особняка, в одном - площадью 468 кв. м. - он проживает, другой сдает за 8 тыс. долларов в месяц. Заработная плата его, как лидера парламентской фракции, составила в 2003 году 32,5 тыс. леев, в 2004 - 62,2 тыс. Рошка также владеет долей в уставном капитале одной из типографий столицы. № 2 в списках ХДНП Адриана Кирияк за два года получила гораздо больше, чем Рошка, - 305 тыс. леев, Штефан Сэкэряну - 101 тыс. леев, у него есть квартира, иномарка, и акции в одной из газет радикального толка. У вице-председателя ХДНП Влада Кубрякова - двухкомнатная квартира и еще 6 соток в Кишиневе, летний домик и 11 соток в пригороде, "Опель" и акции в трех небольших фирмах, сообщает "Экономическое обозрение".

Самый солидный и состоятельный человек в СДПМ - Ион Мушук. Его доходы по основному месту работы за два года составили189 тыс. леев. Он владелец двух участков земли в пригородах, трехкомнатной квартиры в Кишиневе и акций в ряде предприятий - от 428708 номиналом в один лей в АО "Телеком-Инвест" и 25232 номиналом в 10 леев в "Телеком-холдинг" до 2% акций в ООО "Ренаком". Следующий в рейтинге состоятельности у СДПМ адвокат Геннадий Татар. В 2003 году он получил 288,5 тыс. леев, в 2004 - 247,6 тыс. леев. Следом идут начальник одного из отделов "Финкомбанка" Владимир Гричанюк (160 тыс.) и Эдуард Мушук (83,3 тыс. леев), сообщает "ЭО".

"Демократическая Молдова". Далеко не самый бедный человек в этой стране генеральный примар (мэр - прим. ИА REGNUM) Кишинева Серафим Урекян, подавая в ЦИК свою декларацию, решил быть лаконичным - у него имеются в наличии квартира, гараж и дача. По месту работы Серафим Александрович получил 91,5 тыс. леев, плюс он владеет кое-какими акциями. Человек № 2 в списках БДМ Думитру Брагиш (145 тыс. леев) - владелец гаража, дачи, трех машин (БМВ X5, Мерседес 230 и ВАЗ 2102), а также акций в инвестиционном фонде "MCI", который, увы, находится в процессе ликвидации. Доходы бывшего госминистра, а ныне предпринимателя Владимира Филата составили 296 тыс. леев. У него тоже три автомобиля - БМВ 528, "Тойота" и "Нива". Еще двое состоятельных граждан в списках БДМ - председатель административного совета АО "Галас" Валериу Гума и исполнительный директор румынского АО "Авиром-Прод" Марчел Рэдукан. Первый только в прошлом году получил, как он пишет, $3 тыс. Кроме того, у него 4 жилых дома и автомобиль "Лексус". Второй написал в своей декларации, что доход семьи в последние годы составил 355 тыс. леев. У г-на Рэдукана дом в Грэтиешть, два автомобиля (БМВ и Мерседес), 907 акций в АО "Букурия", 200 акций в АО "Авикола" (Вадул луй Водэ) и 34% акций в АО "Авиром-Прод".

Возможна ли в Молдове "оранжевая" революция?

Желающим совершить революцию (если допустить, что таковые в Молдове имеются) необходимо прежде ответить на два элементарных вопроса: (1) зачем, собственно говоря, она нужна в обществе, в котором регулярно, раз в четыре года, проводится процедура, именуемая демократическими выборами, и (2) кто, собственно, какая политическая сила и какой политический лидер готов стать "лицом" этой революции? Молдавским Iuscenco или Sacasvilescu?, пишут "Молдавские ведомости". Иметь ответ на эти два простых вопроса следует заблаговременно - до того, как начнешь думать о ресурсах, о лозунгах, о цвете стягов, курток и лент, о символическом цветке (гвоздике, розе, чертополохе) или фрукте-овоще, о степени "бархатистости" этой революции (грубо говоря, чего в ней должно быть больше - бархата или наждака?). И даже до того, как начнешь ломать себе голову - а как посмотрят на все эти "шалости" чужие дяди, главным образом, из Вашингтона, Брюсселя и Страсбурга? А в случае Молдовы - и дяди из Москвы, в руках которых и тот же газовый кран, и кое-какие ниточки в запутанном приднестровском узелке, и способность, скажем так, масс-медийно влиять на значительную часть молдавского румыно-русскоязычного общества. У лидеров молдавской оппозиции вряд ли есть ответы на эти два, на первый взгляд, совсем простых вопроса. Ответ на третий вопрос - а есть ли в РМ "организация революционеров", способная "перевернуть Молдову", - действительно, остается открытым. Но до того, как может начаться революция, любые потенциальные революционеры, возможно, не хотят раньше времени "светиться", а во-вторых, они все равно должны пройти через избирательную кампанию.

Теоретически, существуют два пути - либо выборы, либо революция - и при нормальном развитии они не должны пересекаться. События в Грузии и на Украине (а еще ранее - в Сербии) показывают, однако, что эти два разных, как бы даже взаимоисключающих друг друга, пути могут быть очень даже органично переплетены. Просто-напросто выборы плавно (или не очень) переходят в революцию, которую по этому случаю стало модно называть словечком "мирная". В любом случае - элемент выборов необходим. Другое дело, как и кем этот элемент используется. По целому ряду признаков у обозревателя "Молдавских ведомостей" складывается впечатление, что лидеры ведущих молдавских оппозиционных блоков и партий всерьез намерены рассматривать предстоящий в начале 2005 года политический фарс, режиссурой которого давно и даже не особо таясь, заправляет воронинская власть, как выборы в будущий парламент. Уже давно составлены списки, уже каждый знает свое "персональное" место и крепко-накрепко, зубами вцепился в него (причем кое-где в рядах оппозиции успели даже посчитать, сколько людей уйдет затем, после выборов, в исполнительскую власть и сколько придет на их место в парламент), уже проводятся презентации будущих кабинетов министров... Ведь совершенно очевидно - с каждым последним годом, с каждым месяцем все очевиднее, - что сегодня в Молдове власть узурпирована, считает обозреватель. Достаточно заглянуть в Конституцию, прочесть статью 2 (2): "Ни одно частное лицо, ни одна часть народа, ни одна социальная группа, ни одна политическая партия или иное общественное объединение не могут осуществлять государственную власть от своего имени. Узурпация государственной власти является тягчайшим преступлением против народа". Что, в прессе мало писалось о фактах, доказывающих узурпацию власти гражданином по имени Воронин Владимир Николаевич и возглавляемой им Партии коммунистов Республики Молдова? Что, об этом не говорят на каждом углу люди, пострадавшие от произвола узурпатора? Причем не только из числа оппозиционеров, но и бывшие члены ПКРМ, а ведь все это - ценные свидетельства изнутри о тоталитарном характере самой партии. В подобной ситуации оппозиция должна была бы, для начала, озаботиться малоинтересным, но крайне полезным занятием по систематизации и последовательному изложению всех фактов и свидетельств узурпации власти в Республике Молдова, пишут "Молдавские ведомости".

Если использовать процессуальную терминологию (ведь когда-то же ее придется использовать, если Молдова действительно захочет стать правовым государством, а не оставаться лишь постсоветским осколком с населением, непонятно за какие грехи наказанным государственной независимостью), оппозиция должна была бы составить своего рода политико-правовое обвинительное заключение в адрес ныне правящего режима, убеждены "Молдавские ведомости". Причем от лица всех оппозиционных партий, независимо от того, кто с кем блокируется, или от того, кто кого и кем считает. И опубликовать его в прессе. И разослать (так, на всякий случай, без всякой надежды на позитивные ответные сигналы) во все иностранные дипломатический миссии, аккредитованные в РМ, ну и, разумеется, во всякие там евроструктуры. Ничего подобного сделано не было. То есть к так называемым парламентским выборам 2005 года оппозиция приходит абсолютно неподготовленной идеологически. Очень хотел бы ошибиться, но складывается впечатление, что об идеологии там - в рядах, как она сама себя называет, серьезной оппозиции - вообще никто не думает. А если думает, то так, что не знаешь - плакать тебе или смеяться?

Ну скажите на милость, это что, лозунг для начала XXI века - "Жос комуништий?" (долой коммунистов - прим. ИА REGNUM). А ведь его упорно скандировали на двух последних митингах блока "Демократическая Молдова". Стоило, спрашивается, тратить столько усилий по мобилизации митингующего люда для того, чтобы: (1) повторять лозунги, четко ассоциирующиеся с другим политическим игроком, имеется в виду Рошка и ХДНП (у которого, кстати, они и звучат как-то постройнее, поубедительней что ли..?), и (2) дать возможность воронинской пропаганде обвинить в ответ БМД в антиевропеинизме: в большинстве европейских стран, мол, тоже есть компартии, значит БМД против Европы и т.д. Поди объясни потом, что ты имел в виду совсем другую компартию, что существует принципиальное отличие еврокоммунистов от их постсоветских квазикоммунистических клонов и пр.

Участвовать в выборах, конечно, надо (выше уже говорилось - они неотъемлемый элемент так называемых мирных революций), но каким образом? Здесь опять же, для начала необходимо ответить на вопрос: возможны ли демократические выборы в условиях режима, узурпировавшего власть? Гипотетически (только гипотетически) ответ звучал бы следующим образом: возможны, если режим как таковой прекращает быть узурпаторским. По такой логике оппозиционные партии должны были бы, одновременно с началом избирательной кампании, никак не позднее, выдвинуть власти своего рода ультиматум (назовите как хотите) - перечень условий, при неукоснительном соблюдении которых она, оппозиция, согласится считать будущие парламентские выборы свободными и демократическими. И далее по пунктам. Например: президент Владимир Воронин должен на период всей избирательной кампании оставаться "над схваткой", для чего (а) заявить о своем выходе из ПКРМ и (б) ни разу до дня выборов не появиться ни на одном из телеканалов и не подать голос в радиоэфире. Лучше всего, если все это время он проведет где-нибудь в Карловых Варах или, на худой конец, на президентской даче в Кондрице. Любое его появление на телеэкране или упоминание его фамилии в электронных СМИ будет означать, что предстоящие выборы уже сфальсифицированы. А также: в информационных и так называемых аналитических программах государственного и прочих телеканалов не должно быть даже упоминания о всяких там заседаниях, совещаниях, рабочих поездках и встречах "в территориях" с участием так называемых официальных лиц (членов правительства, депутатов). Естественно, не должны упоминаться во всех передачах и лидеры оппозиции. О всех телодвижениях первых избиратель пусть черпает информацию исключительно из рекламных предвыборных клипов. Малейшее нарушение этого принципа будет означать, что предстоящие выборы уже сфальсифицированы. А также: любое появление в любом районе в этот период автомобиля с парламентскими или правительственными номерами будет трактоваться как использование пресловутого административного ресурса, что, в свою очередь, будет означать, что предстоящие выборы уже сфальсифицированы. А также: на период избирательной кампании должны быть прекращены все так называемые антикоррупционные дела против оппонентов воронинского режима, а задержанные граждане незамедлительно освобождены. Несоблюдение этого требования будет означать, что предстоящие выборы уже сфальсифицированы. А также: сформированная по указанию Воронина Центральная избирательная комиссия должна быть распущена, а вместо нее создана временная структура, состоящая исключительно из присланных Советом Европы зарубежных юристов, которая гарантировала бы (в отличие от нынешней ЦИК, которая, по мнению "Молдавских ведомостей", сие гарантировать не способна) строгое соблюдение положений молдавского Избирательного кодекса. Несоблюдение этого требования будет означать, что предстоящие выборы уже сфальсифицированы. А также: сроки официальной избирательной кампании должны быть увеличены обратно, с 60 до 90 дней, чтобы оставалось достаточно времени для правдивого информирования о реальной ситуации в стране всех избирателей, отравленных лживой воронинской пропагандой, пишет издание. Несоблюдение этого требования будет означать, что предстоящие выборы уже сфальсифицированы. И так далее, по той же гипотетической логике трансформации узурпаторского режима в неузурпаторский. Трансформации атмосферы тотальной лжи и дезинформации в атмосферу правды и уважения к оппонентам, в которой нет места оскорблениям, обвинениям в "политическом педофильстве" и прочему хамству. Трансформации, которая невозможна в принципе. Но ведь любая революция, даже самая мирная - это нарушение существующих принципов, не так ли? - задают вопрос "Молдавское ведомости".

Конечно, для чистоты эксперимента надо было все эти требования к власти сформулировать и продекларировать заранее, хотя бы за несколько месяцев до назначения даты выборов. Следует помнить, что примерно 60-65 процентов избирателей, как правило, формируют свои предвыборные предпочтения заранее, еще до начала избирательной кампании. Но уж лучше поздно, чем никогда. Тем более, что при таком раскладе сами выборы, как уже говорилось, лишь элемент, лишь отправная точка для мотивации совсем других действий и поступков. Так ведь набрали в рот воды и молчат. Об этом уже примерно с полгода заявляют неправительственные организации, об этом же уже давно пишет и пресса. А партии, политическая оппозиция, словно партизан на допросе, молчат, констатируют "Молдавские ведомости".

Кто именно будет делать в Молдове "оранжевую" революцию? Кто из молдавской оппозиции решится на что-то подобное? На политически значимый поступок. Как полагает обозреватель "МВ", никто. Во-первых, у большинства молдавских оппозиционных лидеров (может быть, за исключением Рошки) явно притуплен политический нюх. К тому же часть из них явно робеет перед Ворониным (слухам о расчете на иллюзорные постэлекторальные договоренности как-то верить не хочется), не очень-то спешит его критиковать. Критикуют абстрактную партию коммунистов, а режим Воронина, который узурпировал, по мнению "МВ", власть в государстве, хоть и поругивают, но как-то невнятно. Как сказали бы в ЦК КПСС, если и звучит критика, то какая-то идеологически невыверенная. Во-вторых, достаточно проанализировать, как эволюционирует сегодня общественно-политическая ситуация в РМ. "Центристы" из БМД прочно обосновались, если говорить шахматным языком, в "защите Урекяна". Главным образом лишь отбиваются (сейчас уже даже неважно как) от атак Воронина и неизвестно когда еще перейдут (и перейдут ли?) в контратаку. А кому тогда, если не "ведущей оппозиционной силе" (скромненько, скромненько они себя величают, могли бы что-нибудь позаковыристей изобрести) атаковать власть?

Социал-демократам, "Партии - Родине", "Равноправию"? Так они, вроде, и атакуют Воронина, но для "мирной революции" у самих силенок явно маловато. К тому же каждое из этих формирований всерьез рассчитывает попасть в будущий парламент, то есть нацелено на всамделишную избирательную кампанию. Да и опыта участия в многолюдных уличных акциях у них не накоплено. Остается ХДНП. Здесь, на первый взгляд, имеются все атрибуты, необходимые для полноценного оранжевого политического шоу. Есть способность мобилизовать в нужный момент многотысячную толпу, наличествует необходимый резерв палаток, есть пассионарность, есть и вполне харизматичный лидер. Рошка успел даже побывать в Грузии и на Украине, именно он первым "застолбил" в Молдове оранжевый цвет. Тем не менее, меня почему-то и в этой части терзают смутные сомнения, пишет обозреватель "Молдавских ведомостей".

Да, Рошка производит впечатление человека увлекающегося, даже сам признаёт за собой такой "недостаток" (хотя, если сам признаёт, это уже никакой не недостаток, а преимущество; если угодно, страстность натуры - это часть имиджа его политгероя). Но при всем том он остается трезвым и расчетливым политиком, может быть, самым расчетливым из стана оппозиции. И Рошка не может не понимать, что даже в румыноязычной части молдавского общества (о русскоязычной лучше в этом контексте вообще промолчать) он сегодня вряд ли может рассчитывать на поддержку большинства. Возможно, завтра (года через четыре) или послезавтра (через восемь), но еще не сегодня. В этом, если угодно, драматизм сегодняшнего положения Рошки. С одной стороны, он лучше многих прочих подготовлен для серьезной политической борьбы, с другой - его не готово адекватно воспринять большинство того общества, в котором он эту борьбу ведет. Во всяком случае, пока не готово. Зачем Рошке нужна сегодня "оранжевая" революция? Ведь после всякой революции, рано или поздно, наступают выборы, а здесь у него могут возникнуть серьезные проблемы. Вот если бы рядом с Рошкой была бы действительно тяжеловесная (исключительно в электоральном смысле, не в физическом) фигура, кто-то наподобие украинского Ющенко, тогда все могло бы выглядеть иначе. Но сегодня такой фигуры, если судить по всем опросам общественного мнения, в рядах молдавской оппозиции не просматривается, отмечают "Молдавские ведомости".

Дефицит доверия к нынешним представителям "демократической" части бессарабской политической сцены велик как никогда, считает главный редактор газеты "Cjntrafort" Виталий Чобану. Оппозиции и на этот раз не удалось предстать единой и солидарной силой, способной привлечь единодушные симпатии антикоммунистического электората, хотя примеры Грузии, Украины и Румынии, казалось, должны были стать мощным источником вдохновения. Другим вводящим в заблуждение фактором является неоднозначный курс Партии коммунистов. Относительно стабильная экономическая ситуация, переориентация Воронина с "оси Россия-Беларусь" на Европейский союз и его недвусмысленное осуждение российского военного присутствия в Приднестровье (на что не осмелилась во время пребывания у власти целая когорта так называемых политиков-демократов, обличающих сегодня злоупотребления коммунистов) - все это нарушило привычное для Бессарабии разделение партий на правых и левых, пророссийских и прорумынских, прозападных и провосточных.

Явная предрасположенность к переменам ощущается сейчас в рядах значительной части избирателей, испытывающих стыд за пребывание у власти в Молдове Партии коммунистов, в то время как и на западе, и на востоке ситуация начала стремительно меняться. Однако их энергия, к сожалению, не находит соответствующего выхода, так как в щедром "ассортименте" бессарабского политического толчка не отыскать людей, достойных их доверия, а право голоса хочется осуществить. Давно уже нет никаких чувств (они израсходованы за 14 лет нескончаемых разочарований) - хочется проголосовать, руководствуясь исключительно трезвым разумом, но, увы! как раз в таком прагматическом варианте нам отказано, пишет Чобану. На политической сцене идет все та же "пьеса", с известными и уже исчерпавшими себя героями, которых даже величайшее национальное бедствие не заставит разогнать тучи лжи и дезинформации, отравляющих общественную атмосферу в Молдове, и взять на себя хоть какую-то ответственность. Все это питает пассивность в рядах требовательных избирателей, не видящих за слоганами ничего, кроме интересов партийных лидеров, тогда как национальный интерес присутствует только в их риторике, но не в делах. Это безразлично-созерцательное состояние, в котором пребывают те, кто не намерен дать себя провести 6 марта, можно преодолеть лишь конкретными действиями, убежден Чобану. Для гражданского общества Бессарабии (сторонники идеи объединения с Румынией так называют Молдову по наименованию губернии в составе Российской империи - прим. ИА REGNUM), у которого есть столько претензий к конкурентам на выборах, настал момент сделать шаг вперед и, в свою очередь, извлечь собственные уроки из выборов, прошедших недавно в ряде бывших коммунистических стран. Такие гражданские организации, как "Отпор" в Сербии, "Кмара" в Грузии или "Пора" на Украине сосредоточились на мобилизации электората против "оподлившихся систем" (по выражению румынского президента Траяна Бэсеску), заставив оппозиционные партии действовать слаженно и эффективно и в итоге добиться известного изменения ситуации.

В Молдове гражданскому обществу также предстоит многое сделать. Например, установить контроль над соблюдением принципа равного доступа к электронным СМИ для всех политических актеров, тем более, что с соответствующим обращением выступил президент Воронин, и на него можно ссылаться, невзирая на пропагандистскую подоплеку данной инициативы. В этой связи уже можно упомянуть акцию по мониторингу национального телерадиовещания, координируемую Коалицией за свободные и корректные выборы. Коалиция уже выпустила несколько отчетов, которые нашли отклик в обществе, хотя властями пока игнорируются. Другая инициатива, достойная поддержки и проводимая рядом независимых социологических организаций, состоит в проведении так называемых exit-poll-ов, практикуемых во всем цивилизованном мире. Данный тип опроса, осуществляемый при выходе избирателей из участков для голосования, позволяет провести предварительную оценку результатов выборов, которая, как правило, близка к окончательным итогам. В Молдове exit-poll-ы, предоставляя достоверный ориентир, могут предотвратить фальсификации при подсчете голосов. Также насущно необходимо движение, аналогичное "кампании за чистый парламент", инициированной рядом гражданских организаций в Румынии. В списки некоторых оппозиционных партий Молдовы проникло немало скомпрометированных имен - номенклатурщики с жидкой моралью, зато с тугими кошельками. Их нужно вынудить отозвать свои кандидатуры, считает Чобану. Затем необходимо будет мобилизовать на участки для голосования как можно больше местных наблюдателей. Известно, какую решающую роль сыграло заключение такой организации, как Pro Democratia, относительно законности электорального процесса в Румынии. К ее председателю Кристиану Пырвулеску само правительство СДП и некоторые западные посольства обратились с просьбой не прекращать мониторинг во втором туре президентских выборов, после того, как эта организация привела доказательства подтасовки результатов первого тура. Сигнал тревоги, поданный Pro Democratia, вкупе с энергичными протестами оппозиции заставил правителей обеспечить гораздо больший порядок на выборах 12 декабря, то есть исключить "электоральный туризм" и махинации с дополнительными списками для голосования. Это сделало возможной победу кандидата Альянса "D.A." в неравной борьбе за президентское кресло, полагает Виталий Чобану.

СМИ отказываются освещать предвыборную кампанию

Центральная избирательная комиссия (ЦИК) приняла 18 января решение, обязывающее Координационный совет по телерадиовещанию (КСТР) еженедельно представлять отчеты об освещении избирательной кампании в электронных СМИ Молдовы. Как сообщает "ИНФОТАГ", Совету поручено назначить одного из своих сотрудников ответственным за составление и представление отчетов. Член ЦИКа Юрие Чокан сказал, что в последнюю неделю перед выборами, которая, по его мнению, будет наиболее активной с точки зрения политической рекламы в электронных СМИ, КСТР должен будет представлять отчеты ежедневно.

Во время обсуждения этого вопроса представители некоторых партий в ЦИКе обратили внимание комиссии на то, что PRO-TV и "Первый канал в Молдове" отказались размещать избирательную рекламу. По их мнению, ЦИК должен вмешаться и обязать данные каналы освещать избирательную кампанию. Однако председатель ЦИКа Петру Райлян посоветовал представителям партий обратиться со своими жалобами напрямую к телеканалам или в КСТР, а "не превращать ЦИК в жандармерию".

Социал-демократическая партия Молдовы (СДПМ) обжаловала 19 января в Апелляционной палате постановление Центральной избирательной комиссии об утверждении Концепции освещения избирательной кампании средствами телевидения и радиовещания, передает МОЛДПРЕС. Это постановление позволяет частным аудиовизуальным СМИ не участвовать в избирательной кампании, что, по мнению СДПМ, противоречит Конституции Республики Молдова, Кодексу о выборах и Закону о телевидении и радио. СДПМ обжаловала постановление ЦИК в суде после того, как два частных телеканала - "PRO TV Chi[in]u" и "Первый канал в Молдове" - приняли решение не освещать избирательную кампанию. Указанное политформирование подало в суд и на соответствующие телеканалы, требуя от них отказаться от ранее принятого решения.

В заявлении директора телеканала "PRO TV Chisinau" Каталина Джосана, переданном МОЛДПРЕС для распространения, отмечается, что законодательство о выборах и о телерадиовещании разрешает частным телеканалам распространять предвыборную рекламу и готовить передачи по предвыборной тематике, но не обязывает их это делать. "Все пять лет своей деятельности в Республике Молдова "PRO TV" не был политически ангажированным каналом, не поддерживал ни одну из политических сил, никогда не выпускал в эфир предвыборную рекламу - ни на парламентских выборах 2001 года, ни на местных выборах 2003 года. Это означает, что наше решение не размещать в эфире предвыборную рекламу - естественное продолжение проводимой нами редакционной политики".

Ранее генеральный директор "Первого канал в Молдове" Анатолий Голя заявил, что решение отказаться от размещения предвыборной рекламы было принято в соответствии с национальным законодательством и рекомендациями международных организаций относительно проведения корректных выборов. "У нас есть опыт предыдущих избирательных кампаний, когда телезрители жаловались на то, что их раздражает предвыборная реклама", цитирует Голю МОЛДПРЕС.

Радиостанции "Взрослое радио. Шансон", "Мелодия" и "Хит ФМ", а также телеканал ТV DIXI тоже не будут участвовать в предвыборной кампании парламентских выборов 6 марта 2005 года. Соответствующее решение 20 января принял холдинг "Dixi-Media-Grup" ООО, которому принадлежат данные каналы. Директор "Dixi-Media-Grup" Дан Лозован сообщил "ИНФОТАГ", что холдинг действует строго в соответствии с законодательством, которое позволяет не участвовать в предвыборных кампаниях. Он отказался комментировать возможные финансовые потери компании из-за отказа от трансляции предвыборной рекламы.

Всего в Молдове 9 информационных агентств, 90 газет, 80 радиостанций и телеканалов.

Бесплатное эфирное время, выделенное одному участнику предвыборной кампании в течение дня, не должно превышать 5-7 минут на телевидении и 10-13 минут на радио. Лимит платного эфирного времени ограничен двумя минутами в день. Это предусматривает Концепция освещения избирательной кампании, одобренная 21 января ЦИКом. Как передает "ИНФОТАГ", Ион Михайло - председатель Координационного совета по радио и телевидению (КСРТ), который разработал документ, сказал, что на предвыборные дискуссии телерадиокомпании вправе выделять не более 120 минут в неделю. Конкуренты обязаны предоставить кассеты с записью предвыборной рекламы не позднее, чем за 24 часа до выхода в эфир. Минимальная продолжительность платного и бесплатного ролика - 30 секунд. Телерадиокомпании обязаны сохранять записи передач по предвыборной тематике в течение трех месяцев после завершения избирательной кампании.