Олег Григорьевич, в конце минувшей недели, полномочный представитель президента РФ в Северо-западном округе Илья Клебанов провел совещание с представителями регионов, где сделал ряд заявлений по поводу монетизации. Скажите, пожалуйста, а чем, на Ваш взгляд объясняется необходимость замены натуральных льгот денежными компенсациями?

Замена льгот денежными выплатами, с моей точки зрения, необходима, прежде всего, для модернизации экономики и социальной сферы нашего государства. Реформа повлечет за собой оздоровление наиболее уязвимых с экономической точки зрения сфер хозяйственной деятельности. Убежден, в скором времени в лучшую сторону изменится обстановки на общественном транспорте, в здравоохранении и ЖКХ. Необходимость этих реформ возникла уже давно. Причина того, что их перенесли связана, скорее, с неготовностью экономического блока правительства РФ провести такую реформу.

Чем же, по Вашему мнению, объясняются массовые акции протеста граждан против реформы?

Определенные политические силы пытаются использовать период перехода в своих узкокорыстных политических целях, для укрепления своего имиджа, не заботясь о решении конкретных социальных проблем граждан. И транспорт и сфера ЖКХ будут эффективно функционировать при условии их достаточного финансирования и, соответственно, своевременного обновления материальных активов: парка и коммуникаций. Нужно отметить, что в тех регионах, где руководители грамотно наладили проведение социальной реформы, она уже дает свои положительные результаты.

Протестующие против реформы граждане настаивают на возвращении к практике натуральных льгот. Как вы могли бы прокомментировать эти требования?

Дело в том, что многие льготы, декларированные государством, не выполнялись раньше в силу объективных экономических причин. Например, обеспечение лекарственными препаратами и санаторно-курортным лечением имевших на это право льготников осуществлялось раньше из рук вон плохо. Не в последнюю очередь эта ситуация складывалась и в результате скрытой политики волокиты со стороны исполнявших структур. Кроме того, льготы распределялись непропорционально между жителями города и на села. Не секрет, что городские льготники находились в привилегированном положении по отношению к сельским жителям.

Но в Новгородской области администрация при поддержке областных законодателей приняла решение о сохранении на территории региона натуральных льгот...

Действительно. Это решение было принято по поводу тех льготных категорий граждан, исполнение льгот в отношении которых было оставлено 122-м законом на усмотрение региональных властей. В регионе сохранено бесплатное зубопротезирование, 50-процентная оплата жилья и коммунальных услуг, другие натуральные льготы, предусмотренные областным законом "О социальной поддержке" №345, - для таких категорий, как ветераны труда, труженики тыла, реабилитированные и репрессированные граждане. На текущий период, с учетом недостаточности проработки системы реализации монетизации льгот, такой шаг выглядит разумным. Например, как позволяющий избежать социальной напряженности в обществе. Вместе с тем, в течение года область будет вынуждена перейти постепенно к денежным компенсациям, предусмотренным 122-м федеральным законом. Регион просто не сможет жить в условиях, отличных от тех, что существуют во всей России.

Тем не менее, Новгородским властям не удалось избежать протестных выступлений. Такую реакцию, правда, на реформирование жилищно-коммунальной сферы, продемонстрировали представители левой оппозиции. Как вы считаете, насколько оправданным было повышение с 1 января платы за жилищно-коммунальные услуги в областном центре, ставшее причиной акции протеста в начале прошлой недели?

Вынужден констатировать, что повышение цен на услуги ЖКХ в Великом Новгороде на 38% было проведено несвоевременно, это вызвало определенный социальный протест. В настоящее время компетентные органы проводят проверку обоснованности повышения тарифов, а администрацией Великого Новгорода уже приняты некоторые меры по их снижению. Думаю, что эта работа приведет к положительному для жителей города результату.

Городские власти, объясняя гражданам необходимость повышения "пеняют" на постановления правительства РФ...

В правительственном постановлении, на которое ссылаются представители администрации Великого Новгорода, действительно говорится, что такое повышение должно проводиться один раз в год. Но можно было предусмотреть повышение, например, в июне месяце, когда были бы уже выплачены повышенные пенсии, социальные выплаты и другие. Необходимости проведения повышения в январе не было. Более того, январь самый неблагоприятный для этого месяц с финансовой точки зрения. И для крупных компаний, и для жителей, и для торговли он всегда наиболее тяжел, доходы людей и предприятий в этом месяце всегда ниже обычного. Кроме того, январь - месяц максимального потребления ЖКУ. Отмечу, что в других городах области повышения цен на услуги ЖКХ с января не провели. По моему мнению, в современных условиях можно выбрать два варианта управления системой ЖКХ. Снизить расходы, энергопотери, принять меры, чтоб трубы не текли, разработать схему движения мусоровозов, с учетом минимальных затрат топлива, и так далее. А можно сосчитать, сколько удалось потратить, и "раскидать" эти расходы на каждого жителя. Судя по всему, власти Великого Новгорода избрали второй вариант.