"В настоящее время международный аэропорт Уфа оснащен техническими средствами досмотра и оборудованием, соответствующим международным стандартам", - сообщил советник по авиационной безопасности авиакомпании "Башкирские авиалинии" И. Савинов. Он так же отметил, что авиакомпания "Башкирские авиалинии", выполняющая авиарейсы во многие страны мира, принимает меры по поддержанию международного уровня авиационной безопасности.

- Воздушные суда авиакомпании имеют соответствующее оборудование, предназначенное для противодействия актам незаконного вмешательства. Экипажи воздушных судов постоянно проходят обучение действиям в чрезвычайных ситуациях, связанных с террористическими проявлениями. Проводимые тренировки и учения, показывают их готовность действовать при любом неблагополучном развитии обстановки на борту.

Воздушный терроризм не имеет границ, поэтому успешная борьба с ним возможна лишь при взаимодействии всех стран мирового сообщества. В настоящее время участниками различных конвенций и соглашений, направленных против воздушного терроризма состоят более 180 государств. В основе всех соглашений лежит требование о том, чтобы государство, на территории которого задержан террорист либо выдало его, либо привлекло к ответственности. Преступление не должно оставаться безнаказанным, - отметил И. Савинов.

По словам советника, в последнее время во всем мире в том числе в России возросло количество терактов с применением взрывчатых веществ. Пассажирский самолет, имеющий определенный запас прочности, не создан для противостояния террористам с поясами шахидов. Несколько сот граммов пластида, пронесенные на борт или размещенные на борту огромного авиалайнера в состоянии разрушить его или привести в непригодное состояние. Слабую защищенность воздушных судов от террористических актов с применением взрывчатых веществ вновь продемонстрировали взрывы двух самолетов над территорией Тульской и Ростовской областей.

Эти катастрофы потребовали повышения мер авиационной безопасности в аэропортах России. Усилены требования пропускного и внутриобъектового режимов. Наряду со 100% досмотром грузов, ручной клади и багажа усилен досмотр авиапассажиров, включающий в себя досмотр с применением технических средств верхней одежды и обуви, а при необходимости и личный досмотр пассажиров путем ощупывания.

Кроме того, предусмотрено обучение специалистов авиационной безопасности - "профаилингу", т.е. выявлению среди пассажиров на основе использования определенных тестов и анализа признаков поведения лиц, требующих дополнительной проверки. Предлагаются меры по оснащению аэропортов аппаратурой для обнаружения взрывчатых веществ, оружия и боеприпасов.

Напомним, что проявления воздушного терроризма не обошли стороной и воздушные ворота Башкирии - международный аэропорт Уфа. 20 сентября 1986 года - вооруженными военнослужащими-дезертирами был захвачен самолет Ту-134 выполнявший рейс "Киев-Нижневартовск" во время посадки его в Уфе. При этом погибло 5 человек. Впоследствии самолет был освобожден, а преступники понесли заслуженное наказание.

9 февраля 1995 года двое несовершеннолетних учащихся техникума угрожая взрывом, захватили междугородный автобус с 44 пассажирами и потребовали от водителя следовать в аэропорт. В аэропорту на привокзальной площади оставили в автобусе 15 пассажиров и выдвинули требования предоставить им самолет для вылета в Сирию. Сотрудниками милиции в аэропорту Уфа они были задержаны, у них обнаружено и изъято самодельное зажигательное устройство.

Стоит отметить, что большинство экспертов полагает, что 21 век будет веком борьбы с терроризмом. Все значительные теракты, приведшие к трагическим последствиям были совершены в XX веке. Только за два последних десятилетия террористы уничтожили свыше 30-ти государственных деятелей стран мира. На сегодняшний день разработано достаточно много нормативно-правовых актов, направленных на борьбу с воздушным терроризмом. Создана и продолжает совершенствоваться организационно-правовая база по пересечению этих проявлений. Но есть и другая сторона этой проблемы. Специалисты указывают на недостаточность технической составляющей этой борьбы и предлагают меры по выработке антитеррористических стандартов и технологий.

Речь идет о том, чтобы вопросы противостояния терактам учитывались на стадии проектирования авиалайнеров. Должна быть определенная запрограммированность самолета к повышению устойчивости к взрывам определенной мощности на борту, к снижению возможного количества жертв терактов. При проектировании и строительстве авиалайнеров можно заранее прогнозировать опасность размещения взрывных устройств в закрытых и непросматриваемых полостях. Эти стандарты могут носить международный характер, поскольку воздушный терроризм не имеет границ и не связан никакими нормами права. Так, установка в залах ожидания аэропортов кресел с сетчатыми просматриваемыми сидениями и прозрачных пластиковых урн для мусора позволяет резко сократить время их осмотра, сообщает корреспондент ИА REGNUM.

Принятие дополнительных мер по повышению уровня авиационной безопасности понижает уровень комфортности при пользовании авиационным транспортом, повышает его стоимость. Но здесь авиапассажирам самим следует сделать выбор между удобством и безопасностью, считает советник.