Причиной взрыва, унесшего жизни 15 человек на лакокрасочном производстве в Йошкар-Оле (Марий Эл) 9 декабря 2004 года, стал целый комплекс нарушений (в акте их 25): от "забивания гвоздей в помещении для покраски (повышенная опасность образования искр)" до "недостаточной вытяжной вентиляции в покрасочной".

Взрыв был спровоцирован "разрядом статического электричества и воспламенением взрывоопасной смеси паров лакокрасочных материалов". Специальная комиссия завершила работу, пишет еженедельник "Аргументы и факты в Марий Эл".

Как выяснилось, многочисленные нарушения техники безопасности на производстве начались еще 3 года назад, когда частный предприниматель Юсуп Солтанов взял в субаренду земельный участок с арочным складом на территории Марийского хладокомбината. Он произвел реконструкцию списанного имущества: разгородил его на несколько производственных помещений, возвел над ними потолок, который одновременно являлся и основанием второго этажа. После завоза оборудования началось производство филенчатых дверей. Меж тем, реконструкция складского помещения и строительство к нему пристроек производились без оформления необходимых документов. Как выяснилось, не было лицензии на реконструкцию, выдаваемой министерством строительства и архитектуры. Отсутствовали и другие разрешения. Еще в марте 2003 года пожарные предписали Солтанову устранить "недостатки в эксплуатации электропроводки". В документе, перечисляющем, что и за какой срок устранить, нет отметок о контроле за исполнением. То есть, получается, что Солтанов не устранял обнаруженные неисправности, а контролирующие органы вдруг перестали интересоваться выявленными нарушениями.

Наверное, делает предположение издание, каждая из контролирующих организаций в дни после взрыва смогла без труда обнаружить нарушения требований безопасности именно в сфере своей компетенции. Государственная трудовая инспекция, например, установила, что ни руководитель, ни специалисты деревообрабатывающего предприятия не обучались охране труда и поэтому не знали о необходимых мерах безопасности. Заместитель руководителя Государственной инспекции труда в Марий Эл Николай Махов считает, что проверить всех работодателей республики хотя бы на предмет соблюдения требований основ охраны труда для его ведомства практически невозможно. В республике 14 тысяч предприятий, в штате Гострудинспекции - 9 инспекторов. За прошлый год проведено 664 проверки, из них 221 - расследование несчастных случаев с тяжелым и смертельным исходом.

Перед самым Новым годом родственников неопознанных погибших собирали для повторной сдачи крови. Первая генетическая экспертиза не принесла каких-либо результатов. Проводится она в Кировском институте микробиологии Министерства обороны. Об окончании исследований людям обещали сообщить. Результаты станут известны после 20 января.

Денежная помощь семьям неопознанных погибших пока ограничивается выплатами заработанного на предприятии за первые декабрьские дни. На единовременное пособие в 50 тыс. руб. родственники смогут претендовать после идентификации тел. Семьи троих погибших, имена которых удалось установить, уже получили эту сумму. Одиннадцати пострадавшим выплачено по 15 тысяч. Сейчас на такую сумму претендует еще одна женщина, обратившаяся за медицинской помощью позже остальных.

Заместитель министра социальной защиты республики Леонид Коновалов сообщил, что открыт специальный благотворительный счет. Семьи, оказавшиеся в наиболее затруднительном материальном положении, получили с него деньги перед Новым годом. Кроме того, работники, с доходов которых производились отчисления в Фонд социального страхования, претендуют на страховые выплаты.