"Какой ущерб нанесло разъединение?".

("АиФ на Енисее", 19.01.05, Евгения Светлова)

В преддверии референдума по объединению Красноярского края с Таймыром и Эвенкией специалисты просчитывают возможные выгоды и риски от этого исторического решения. Анализировать прошлое гораздо проще, чем заглядывать в будущее. Но даже самые квалифицированные экономисты не берутся точно оценить ущерб, который понес некогда единый регион в результате разделения.

НАГЛЯДНЕЕ всего факт разъединения показан на географической карте: вместо крупнейшего региона России на территории некогда единого Красноярского края появились три разрозненных субъекта федерации. Другие последствия не столь заметны невооруженным глазом. Как можно подсчитать, сколько инвестиций мог бы привлечь единый край? Какой доход принесли бы в казну не обанкротившиеся в результате "выживания поодиночке" предприятия? Сколько средств получили бы Красноярский край, Эвенкия и Таймыр от своевременной разработки недр, рационального использования общих минеральных богатств?

Административные барьеры

ПОСЛЕДНИЕ 10-15 лет эксперты называют для края временем упущенных возможностей. Планировалось, что вслед за освоением природных богатств Западной Сибири, которое сегодня переживает естественный спад, начнется разработка и добыча ресурсов Восточной Сибири. По данным Министерства финансов РФ, государство только в геологоразведку новой нефтегазоносной провинции планировало вложить около 176 млрд руб. Не меньше половины средств достались бы Красноярскому краю, Эвенкии и Таймыру. Только налоговых платежей от проведения геологоразведочных работ в консолидированный бюджет края за 10 лет могло бы поступить около 1,5 млрд руб.

После отделения Эвенкии и Таймыра Красноярский край потерял выгодные возможности для развития внутреннего рынка. Как известно, абсолютное большинство предприятий, практически вся инфраструктура края были созданы, когда Красноярский край развивался как единый хозяйственный комплекс. Разорились многие сельскохозяйственные предприятия, колхозы и совхозы, снабжавшие овощами, молоком и мясом Норильск, Хатангу, Дудинку, Туру, Диксон, Игарку. Сельское хозяйство края всегда рассчитывало на потребителей Севера.

Административные барьеры для представителей крупного, а особенно малого бизнеса Красноярского края, ориентированного на три субъекта федерации, после разделения утроились. Стало сложнее решать вопросы регистрации, лицензирования, возникли проблемы с разным налогообложением, транспортными тарифами. В магазинах северных поселков до сих пор легче найти товары производителей европейской части России, чем соседнего Красноярского края.

Плата за суверенитет

САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ автономных округов оказалась весьма относительной: сегодня она не подкреплена экономически. Таймыр зависит от трансфертов федерации почти на половину, Эвенкия - на две трети.

Вместе с тем губернатор Красноярского края Александр Хлопонин напомнил, что Эвенкия и Таймыр для Красноярского края не обуза, а "богатые невесты". В Эвенкии только установленных запасов нефти, по данным предварительной разведи!, от 160 до 500 млн т. По приблизительным расчетам, только освоение (даже не долгосрочная эксплуатация!) Ванкорского и Юрубчено-Тахомского нефтяных месторождений привлекло бы в экономику региона порядка 120 млрд руб. О месторождениях цветных металлов на полуострове Таймыр известно во всем мире. Дотационные территории не могут не только освоить, но даже и основательно разведать свои природные богатства. У объединенного Красноярского края такие возможности будут. Среди первоочередных глобальных проектов - завершение строительства Богучанской ГЭС, энергия которой даст жизнь различным производствам в зоне Нижнего Приангарья и южной Эвенкии. Другие проекты на территории единого края связаны с развитием лесного комплекса, строительством нефтепровода, дорог, ЦБК, восстановлением местной авиации, переселением людей из районов Крайнего Севера.

Пока же мы - раздробленный край. Без развернутой сети транспортных магистралей местные производители не могут в полноценных объемах вывозить продукцию как ближним, так и дальним "соседям", конкурировать с другими поставщиками. Сельхозпроизводители, потерявшие существенную часть рынков сбыта, становятся неконкурентоспособными. Остановилось развитие проектных и производственных институтов, построенных в советское время и предусматривавших взаимодействие с предприятиями Таймыра и Эвенкии. В результате гипертрофированного развития соцсферы "на северах" менее востребованы становятся квалифицированные краевые специалисты - медики, преподаватели вузов. Жители Красноярья, как представители рабочих специальностей, так и кадры высшего звена, в перспективе теряют новые высокооплачиваемые рабочие места. По прогнозам специалистов, совсем скоро востребованные вакансии на севере края могут занять "наемники" из Украины, Китая, Молдовы. Зарплату им, в том числе, будет платить из своего кармана каждый житель Красноярского края. Как уже заплатил и продолжает платить за раздельное существование трех отдельных субъектов на месте некогда единого региона.

"Награды находят достойных".

("Красноярский рабочий", 19.01.05)

За большой вклад в развитие металлургической промышленности и многолетний добросовестный труд плавильщик Надеждинского металлургического завода имени Б. И. Колесникова Николай Яковлев награждён орденом Почёта.

Ещё одним указом президента орденом Дружбы награждён директор НИИ медицинских проблем Севера Сибирского отделения Российской академии медицинских наук Валерий Манчук. Председатель окружной избирательной комиссии N 50, начальник отдела регионального управления федеральной службы по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ Людмила Кирпичёва награждена медалью ордена "За заслуги перед Отечеством" II степени. А начальнику отдела культуры и кино администрации Бирилюсского района Валентине Нехорошевой присвоено почётное звание "Заслуженный работник культуры Российской Федерации".

"Грузовое сердце Таймыра".

("Московский комсомолец" в Красноярске", 19.01.05, Анатолий Мошницкий)

K юбилею Дудинского морского порта.

На исходе прошлого года таймырские докеры отметили юбилей - Дудинскому морскому порту исполнилось 60 лет. Шесть десятилетий назад, 8 декабря 1944 года, было подписано распоряжение Совета Народных Комиссаров СССР за №22447 об организации порта в составе хозрасчетного управления "Норильскснаб" Норильского медно-никелевого комбината.

На самом деле порт гораздо старше. Первые сооружения (40 погонных метров ряжевого причала, внутрипортовыи железнодорожный путь, причалы и навесы для хранения грузов) появились еще в мае-июне 1936 года, вскоре после начала строительства Норильского комбината. В первую навигацию здесь было выгружено на берег (вручную!) более 50 тысяч тонн груза. А 3 ноября 1937 года порт выделили в самостоятельную единицу в составе "Дудинской Товарной экспедиции транспортного отделения". 18 мая 1982 года ему присвоен статус морского порта. Тоже своеобразный день рождения.

Но официальная история любит четкость формулировок и не терпит разнобоя в датах. Даже если это дата не фактического, а "официального" дня рождения предприятия.

О юбилее и о своем трудовом пути рассказывает заместитель начальника Дудинского морского порта по общим вопросам Владимир Брязгин:

В.Б.: В рамках юбилейных торжеств мы проводили профессиональный конкурс машинистов портального крана. На праздник пригласили наших ветеранов, заслуженных работников порта, 28 человек. Все они отслужили в порту 15 лет и больше, сейчас живут на "материке". Заполярный филиал ОАО "ГМК "Норильский никель" оплатил им проезд до Дудинки и обратно, проживание в профилактории - чтобы могли принять участие в юбилейном вечере. Присутствовали коллеги-смежники из Москвы, Красноярска, Мурманска, наши портовые рабочие и инженерно-технические работники... В программе вечера был праздничный концерт и награждение. Вручались благодарности и почетные грамоты руководства Заполярного филиала ОАО ГМК "Норильский никель", губернатора Таймыра, Думы Таймырского автономного округа, главы администрации города. Трое наших заслуженных работников получили звание "Почетный гражданин Таймыра".

М К: Владимир Валентинович, а у вас какой стаж работы в Дудинском порту?

В.Б.: 27 лет. В город я приехал в апреле 1977 года. Отработал три года после окончания Одесского мореходного училища на Дунае, в порту Рени - и отправился на Север.

МК: С Дуная - в Заполярье?

В.Б.: Холостой был, ехал за романтикой, за заработком.

МК: Интересно было?

В.Б.: Интересно. Я работал стивидором, это организатор погрузо-разгрузочных работ, как прораб на стройке. Был мастером, инженером-технологом, диспетчером. Потом ушел в коммерческий отдел, возглавлял договорной отдел. В октябре 2001 года стал заместителем начальника порта по общим вопросам.

МК: Какие именно вопросы попадают в категорию "общих"?

В.Б.: Я курирую работу спортивного комплекса "Портовик", санатория-профилактория "Енисей", Бюро по социальной работе и контролю за документооборотом, проведение культурно-массовых мероприятий.

МК: Таких, как юбилей морского порта?

В.Б.: И юбилейные торжества, и наш профессиональный праздник - День речника.

МК: Давайте вернемся в прошлое.

Высокие заработки, романтика - все это в одночасье кануло в Лету вслед за СССР. Тогда многие вернулись на "материк". А вы остались. Почему?

В.Б.: Уезжали те, кто был готов уехать. А у меня была семья, родилась дочь, я только что закончил заочно Новосибирский институт водного транспорта (сейчас - Новосибирская Государственная академия водного транспорта), получил повышение...

МК: В1991 году многие северяне лишились сбережений. Вас это тоже коснулось?

В.Б.: Да, и мои сбережения пропали. Пожалуй, именно тогда я решился бы уехать - если бы был готов. МК: А сейчас?

В.Б.: Чем старше становишься, тем чаще думаешь, что уезжать до наступления пенсионного возраста нет смысла. Мне до пенсии 4 года осталось. Если, конечно, у нас пенсионный возраст не передвинут. К тому времени и дочка получит высшее образование - она на "материке" учится... Жаль, конечно, уезжать. Привык я к жизни в Дудинке. Здесь свой круг общения, друзья. Мне доводилось разговаривать со многими коллегами-портовиками, уехавшими на "материк" после 20-30 лет работы в нашем порту. Все в один голос говорят - мы уезжаем, оставляя здесь часть души. Там, на "материке", они испытывают одиночество, тоску. Есть и такие, кто, не выдержав, возвращается сюда. В сердце Таймыра.

ПОРТ ВЧЕРА И СЕГОДНЯ

Из воспоминаний руководителя приемной Дудинского морского порта по производственным и социально-трудовым вопросам Николая Костецкого:

Это не ностальгия о прошлом, о молодости, это просто воспоминания об определенном отрезке жизни порта и людях, работавших в этот период. Ветеранам - вспомнить, "как это было"; молодым рабочим - оценить труд и с большим уважением относится к наставникам.

Грузопотоки 70-80-х годов через Дудинский морской порт (даже с применением перегрузочной техники) не исключали в большинстве своем тяжелый ручной труд, утомительную переноску грузов "из пункта "А" в пункт "В". Укладка Мешковых и ящичных грузов на поддоны, площадки, стропы производилась с учетом их устойчивости. Грузы укладывались на площадку способом "в перевязку", в так называемые пятерики. Каждый верхний ряд являлся связкой для нижнего ряда. В крытых вагонах, на складах и базах ДКУТ, ДОРО, ТОРО (так в разное время именовалось подразделение Норильторга, находящееся в Дудинке) все грузы также укладывались в штабеля с учетом устойчивости последних. Мало того что ящики или мешки необходимо было уложить специальным порядком, необходимо было с каждого места (ящика или мешка) считать информацию.

Грузчики-профессионалы того времени владели виртуозной техникой броска ящика с расстояния. В трюме пять-шесть человек укладывают ящики на круто поднимающийся трюмник (короткий переносной транспортер). Руководит работой трюмного звена Владимир Боженков, штангист легчайшей весовой категории (52 кг) - он постоянно работал в трюме. После трюмника ящики по транспортеру длиной 150-200 метров подаются в проем крытого вагона. Четыре-пять человек в крытом вагоне, в строгой очередности, хватают на плечо ящик с движущейся ленты транспортера. Не доходя до штабеля, с плеча, с поворотом в полете по необходимой траектории, ящик "впечатывается" в штабель точно на установленное место. Высшим шиком в работе грузчика базы ВВ (взрывчатых веществ) считался бросок ящика с расстояния без дальнейшей его правки. Укладывались ящики в вагоне в восемь ярусов. На такую высоту груз весом в 55 кг можно только забросить. Поправлять некогда, ящики к крытому вагону подаются по транспортеру беспрерывно. Любой сбой в приеме ведет к остановке транспортера. Очередность строгая. Не успел - поднимаешь ящик с пола. Это значительная затрата сил и энергии. Цикл бешеный - все операции производятся бегом. И это - с ящиком тротила массой 54 кг! Так - всю смену из года в год... От пыли просыпавшихся на пол вагона гранул тринитротолуола - во рту стоит горький привкус. Лица и рубашки потные. На спинах отчетливо видны белые разводы от соли. Воду во время работы не пили. Зато в обеденный перерыв, для восстановления водного баланса, в столовой выпивали по шесть стаканов компота. 35 минут - и в вагон загружено 840 ящиков взрывчатки - 42 тонны. Норма загрузки -11 тонн на человека в смену. В отдельных случаях грузили по32 тонны на одного, что в три раза превышало нормативное задание.

Такой ритм выдерживали не все. Чтобы укомплектовать бригады базы спецгрузов, набирали сезонных рабочих, преимущественно спортсменов - штангистов, борцов, боксеров. Однако подбирать кадры на сезон навигации становилось все труднее. Кадровые рабочие уходили в другие районы, где применение техники облегчало труд грузчика (при той же зарплате).

Так потогонная система базы спецгрузов потерпела крах. Со временем произошла реконструкция причала, складов, стало возможно применение новых технологий и техники. При участии начальника района Анатолия Ивановича Мироненко труд грузчиков переложили на машины. Продолжили дальнейшую модернизацию причала и базы спецгрузов заместители начальника порта Виктор Феофанович Доронин, Василий Васильевич Дельхман, Эдгар Теофильевич Ландес. Сегодня работа скромных тружеников самого грозного подразделения порта ничем не отличается от работы на других участках.

СПРАВКА "МК"

Порт Дудинка расположен на правом берегу Енисея в устье его притока - реки Дудинка, в 220 морских милях от Карского моря. Через морской порт доставляются грузы в Норильск и вывозится готовая продукции Заполярного филиала ОАО ГМК "Норильский никель" - по Норильской железной дороге и федеральной автомобильной дороге. Через Дудинский порт проходит единственная транспортная артерия, связывающая Норильске "материком", - если не считать дорогостоящего воздушного пути.

Основное назначение порта - обслуживание предприятий Заполярного филиала горно-металлургической компании "Норильский никель" и выполнение заявок администрации Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа по обеспечению северного завоза.

Грузы поступают сюда круглогодично - по Северному морскому пути через Северный Ледовитый океан и по Енисею в период навигации по открытой воде.

Удачное географическое расположение порта позволяет доставлять грузы практически из всех стран мира в Красноярск - морскими и (после перевалки грузов) речными судами.