"Самолет с чиновниками Эвенкии упал в тундру".

(Известия. 17.01.05 Александр Макаров)

Сегодня в Красноярске будут похоронены четверо из девяти человек, погибших в авиакатастрофе в Эвенкии 13 января. Самолет Ан-2, выполнявший чартерный рейс из поселка Ванавары в поселок Тура, не дотянул до аэродрома 10 километров и врезался в гору. На его борту находились высокопоставленные чиновники администрации Эвенкийского автономного округа, руководители ряда местных предприятий и 15-летний подросток. Все они погибли. Причины катастрофы станут известны после расшифровки бортовых самописцев.

Командир Ан-2 Владимир Ясновский последний раз вышел на связь 13 января в 17:20. Он получил у диспетчера аэропорта Туры разрешение на посадку. Через несколько минут самолет исчез с экранов радаров. Уже через полчаса на его поиски был отправлен вертолет Ми-8. Но из-за начавшейся метели обнаружить самолет удалось только через 15 часов - обломки нашла одна из наземных спасательных групп.

Спасатели увидели, что падающий Ан-2 пробил в редком тундровом лесу целую просеку и врезался в гору. Самолет развалился на части, двое членов экипажа и семь пассажиров, по заключению медиков, погибли от травм, полученных при ударе о землю. Вывезти тела погибших и разбитый самолет в Туру из-за сильной метели удалось только на следующие сутки.

Большинство погибших были высокопоставленными чиновниками Эвенкии: замгубернатора округа Иван Сафронов, глава госпредприятия "Эвенкиянефтепродукт" Владимир Ткаленко, главный врач Центра госсанэпиднадзора Константин Краснов, начальник окружного управления ТЭКа и транспорта Владимир Бабушкин, заместитель руководителя "Эвенкияэнергосбыта" Сергей Подглазов, заместитель начальника окружного управления инженерного обеспечения Михаил Булатов и 15-летний Максим Кирсанов - сын одного из местных высокопоставленных чиновников. В субботу в Эвенкии был объявлен траур. Проститься с погибшими пришло более полутора тысяч человек.

Группу, которая сейчас занимается изучением причин катастрофы, возглавил губернатор Эвенкии Борис Золотарев. Первоначально рассматривалось четыре версии случившегося - некачественное топливо, ошибка экипажа при заходе на посадку из-за плохой видимости, технические неполадки и "человеческий фактор". Но версии о плохой погоде и некачественном топливе отпали практически сразу. Метель началась вскоре после катастрофы, а авиакеросин, как заявил прокурор Эвенкии Николай Околеснов, соответствовал всем стандартам. По его словам, "черный ящик" разбившегося Ан-2 был обнаружен практически сразу после катастрофы - он не поврежден. Расшифровкой переговоров экипажа и данных о работе приборов займутся специалисты из Красноярска и Москвы. Окружная прокуратура по факту авиакатастрофы возбудила уголовное дело по статье УК РФ "Нарушение правил безопасности эксплуатации воздушного судна".

Это не первая в Красноярском крае катастрофа Ан-2. В сентябре 2002 года такой же Ан-2 после капитального ремонта загорелся прямо в воздухе. Пламя полностью уничтожило всю его обшивку всего за несколько минут. Тогда в огне заживо сгорели 12 парашютистов.

"Трагедия в небе над Эвенкией".

("Красноярский рабочий", 15.01.05, Оксана Проценко)

Вчера утром в районе устья ручья Баженов, примерно в десяти километрах от взлётно-посадочной полосы аэропорта, расположенного в посёлке Тура, был обнаружен пассажирский самолёт Ан-2, пропавший в минувший четверг в Эвенкийском автономном округе. Все члены экипажа и пассажиры самолёта погибли.

Ан-2, более известный как "кукурузник" - многоцелевой лёгкий транспортный самолёт короткого взлёта и посадки. Экипаж - два пилота. На борту могут находиться 12 пассажиров или 1300 кг груза. С конца 1940-х годов он используется для обслуживания труднодоступных районов страны.

Среди пассажиров были и чиновники высокого ранга, в том числе заместитель губернатора Эвенкийского автономного округа Иван Сафронов. Всего на борту самолёта находилось 9 человек, семь пассажиров и два члена экипажа.

Пассажирский самолёт Эвенкийской авиакомпании летел из Ванавары в Туру. В 17 часов 5 минут 13 января пилоты последний раз вышли на связь с аэропортом. Командир экипажа сделал запрос на посадку, и самолёт пошёл на разворот. Через несколько минут он должен был приземлиться в посёлке Тура. Однако этого не произошло, а самолёт пропал с экрана радара. Сразу же на его поиски вылетели два вертолёта Ми-8, были задействованы все наземные службы и спецтехника. В поиске участвовало даже местное население. В округе был создан оперативный штаб, который возглавил губернатор ЭАО Борис Золотарёв. Искать пропавший самолёт не прекратили даже с наступлением темноты, правда, из-за непогоды - только наземными средствами.

Пропавший самолёт был найден с вертолёта Ми-2. В связи с труднодоступностью территории вертолёт не смог совершить посадку непосредственно на месте. Чтобы добраться до места трагедии, отряд спасателей был вынужден преодолеть около 10 километров на лыжах. В Сибирском региональном центре МЧС сообщили, что взрыва не было, и машина не горела. Хотя от удара о гору оторвался один из двигателей.

Уже создана специальная комиссия по расследованию причин катастрофы. Пока рассматриваются только версии, среди которых некачественное топливо, человеческий фактор и ряд других.

Вчера на место трагедии выезжала оперативно-следственная группа, которую возглавил прокурор округа Николай Околеснов. Расследованием данного происшествия будет заниматься краевая прокуратура. Известно также, что прокуратурой Эвенкийского автономного округа по факту катастрофы самолёта Ан-2 возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст. 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта).

Вчера днём все тела погибших были доставлены в Туру. Все расходы по погребению погибших в авиакатастрофе и по приезду в округ их родственников взяла на себя администрация Эвенкии.

"Трагедия у Баженова ручья".

("Сегодняшняя газета", 15.01.05)

Вчера утром в Эвенкии был обнаружен потерпевший крушение пассажирский самолет Ан-2, который пропал с экранов радаров накануне.

Самолет следовал рейсом номер 9368 из Ванавары в Туру. В последний раз экипаж вышел на связь в четверг в 17.20 по красноярскому времени. В этот момент Ан-2 находился всего в нескольких километрах от пункта назначения - аэродрома Туры.

Поиски были возобновлены утром. И вскоре Сибирский региональный центр МЧС сообщил, что самолет, на борту которого находились девять человек, в том числе заместитель губернатора округа Иван Сафронов, обнаружен экипажем вертолета Ми-2 в 9 часов 21 минуту в десяти километрах от Туры, в районе устья Баженова ручья.

Приземлиться к месту крушения поисковикам не удалось. Корреспондентам НИА в администрации Эвенкийского округа сказали, что самолет лежит в лесной чаще, к нему пробирается отряд, который находится ближе других к Ан-2. Тогда еще теплилась надежда, что роковое приземление обошлось без жертв. То и дело поступали сообщения, что пассажиров возле самолета не видно. Но, как оказалось, погибли, увы, все, кто находился в самолете.

По предварительной версии, Ан-2, принадлежавший Туринскому авиапредприятию, врезался в сопку в десяти километрах к юго-востоку от административного центра округа.

На место катастрофы вылетела специальная оперативная группа. В нее вошли шестеро спасателей, пять представителей прокуратуры, правоохранительных органов, администрации округа. Дело находится под личным контролем губернатора Эвенкии Бориса Золотарева.

Первоначальный комментарий дал вчера руководитель регионального центра МЧС Владимир Бердников: "Сейчас на месте ведутся работы по очистке площадки. Самолет не горел, взрыва не было. Причины падения выяснит комиссия. Самолет просто упал, он не разрушен. Все тела погибших были в самолете".

Вот этот скорбный список...

Бабушкин Владимир Анатольевич - начальник управления топливно-энергетического комплекса и транспорта администрации ЭАО

Ботулу Никита Алексеевич - пилот

Булатов Михаил Агафонович - заместитель начальника управления инженерного обеспечения администрации ЭАО

Кирсанов Максим Валерьевич - учащийся Туринской средней общеобразовательной школы 10 б класса.

Краснов Константин Михайлович - главный врач ФГУП "Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора".

Подглазов Сергей Михайлович - заместитель руководителя управления "Эвенкияэнергосбыт".

Сафронов Иван Васильевич - заместитель губернатора ЭАО.

Ткаленко Владимир Георгиевич - генеральный директор ГП ЭАО "Эвенкиянефтепродукт".

Ясновский Владимир Анатольевич - командир воздушного судна.

"Уступили ступеньку Башкирии".

("Сегодняшняя газета", 15.01.05)

Красноярский край опустился на девятое место по объемам промышленного производства среди регионов России. Об этом свидетельствуют данные Минэкономразвития РФ. На край приходилось 3,3 процента индустриальной продукции страны против 3,2 - в 2003 году. При этом тогда регион находился на восьмом месте. Красноярский край уступил эту позицию Башкирии, увеличившей свою долю за год с 2,8 до 3,7 процента. Лидирует в России по объемам промышленного производства Ханты-Мансийский автономный округ, где производится почти 10 процентов индустриальной продукции страны.

"Нужен ли церкви интернет".

("Красноярский рабочий", 15.01.05)

Архиепископ Красноярский и Енисейский Антоний вчера совершал архиерейское богослужение далеко за полярным кругом, в Хатанге, в самом северном в мире Свято-Богоявленском храме, который в эти дни отмечает свое 300-летие. Сегодня владыка Антоний возглавит праздничные богослужения в Норильске и Дудинке, а после возвращения с Таймыра, накануне великого праздника Крещения Господня архиепископ Красноярский и Енисейский ответит на вопросы читателей "Красноярского рабочего". Что сделано для возрождения православной веры за 15 лет существования Красноярско-Енисейской епархии? Использует ли церковь современные информационные технологии? Становится ли больше воскресных школ и учеников в них? Задавайте свои вопросы.

"Первыми голосуют тундровики".

(Заполярный вестник. 17.01.05. Автор: В. Андреев)

До выборов в окружную Думу, которые пройдут на Таймыре 23 января, остается всего ничего. С 3 января в округе началось досрочное голосование. Оно проводится в труднодоступных и отдаленных районах полуострова - в оленеводческих бригадах, на многочисленных рыболовецких и охотничьих точках, буровых в бескрайней тундре и на полярных станциях Северного Ледовитого океана.

О том, как проходит выборная кампания в округе, рассказывает председатель избирательной комиссии Таймырского автономного округа Петр ЗАЙЦЕВ.

- Несмотря на новогодние и рождественские каникулы, досрочное голосование на Таймыре уже началось и продлится до 22 января. Проголосовали уже более 170 человек. 12-го числа в Усть-Енисейский район ушел с базировкой вертолет, который будет работать там не меньше трех дней. Задача экипажа - доставить урну с избирательными бюллетенями во все оленеводческие бригады бывшего совхоза "Заря Таймыра", разбросанные на огромной территории.

В Хатанге тоже начали досрочное голосование. Погода позволяет. Ну и на Диксон отправляются два вертолета, которые будут летать по полярным станциям и пограничным заставам.

- Сколько, Петр Александрович, "досрочников" на нынешних выборах?

- Точную цифру назвать трудно. Могу сказать по прошлому опыту - 970 человек проголосовали досрочно на выборах в Государственную Думу и 1300 - на президентских.

- А сколько всего у нас на Таймыре избирателей?

- Имеющих право голосовать - 29 035 человек.

- Что можно сказать об особенностях нынешних выборов в окружную Думу?

- Особенность в том, что эти выборы проводятся по смешанной системе. Из четырнадцати депутатов будущей Думы половина избирается по одномандатным округам, половина - по единому окружному избирательному округу.

По этому округу голосуют все жители Таймыра. По партийным спискам. Избиратель отдаст свой голос в целом за какую-то партию - ЛДПР, Народную партию, "Единую Россию", избирательный блок "За родной Таймыр". Именно эти объединения зарегистрированы избиркомом и получили право участвовать в выборах в окружную Думу.

Вся территория Таймыра поделена на семь одномандатных округов. В первый входят Диксонский и Усть-Енисейский районы. Со второго по шестой - Дудинка и подведомственные ей поселки. В седьмой - Хатанга и поселки Хатангского района.

- Сколько кандидатов будет участвовать в выборах в таймырский парламент?

- Всего 90. 46 по одномандатным округам и 44 по единому избирательному округу (партийным спискам).

- Какая авиакомпания обслуживает выборы?

- Авиакомпания "Таймыр". Это хорошо всем знакомые экипажи вертолетов "Ми-8", имеющие большой опыт работы, не раз участвовавшие в избирательных кампаниях.

- За время предвыборной кампании нарушений не отмечалось?

- Серьезных не было. Правда, два решения избиркома округа оспаривались в суде. Но суд их подтвердил и оставил в силе. Все решения комиссия принимает в строгом соответствии с законом. И не только наша, но и окружные, и территориальные.

- Есть ли трудности в работе?

- А как же. Без них не обходится ни одна избирательная кампания. Сейчас больше всего беспокоят технические детали.

- Поточнее, если можно.

- Простая вроде бы, но одновременно и сложная вещь - объяснить людям, как правильно голосовать по партийным спискам. Чтобы они не кинулись вдруг вычеркивать отдельных кандидатов, а голосовали за партию или блок в целом, ставя отметку о своем волеизъявлении в предназначенном для этого месте.

- Завершив выборы в Думу, избирком тут же начнет готовиться к проведению референдума по объединению с краем и Эвенкией?

- Подготовка к референдуму уже началась, с того момента, как в ноябре была зарегистрирована инициативная группа по его проведению...

- Однако вернемся к нынешним выборам. Они будут считаться состоявшимися, если...

- Если в них примут участие 25 процентов избирателей.