Почему России нужен свой православный Ватикан
Вначале было слово, и слово это следует процитировать. Во время пребывания в Крыму с бывшим премьер-министром Италии Сильвио Берлускони президент России Владимир Путин предложил основать недалеко от заповедника «Херсонес Таврический» историко-культурный центр христианства. «У нас есть идея, я вчера с господином Берлускони говорил, что где-то невдалеке здесь, чтобы не мешать Севастополю, основать историко-культурный центра христианства», — заявил глава государства, подчеркнув (и это очень важно), что он имеет в виду центр «не только православия, но всех направлений христианства». Берлускони поддержал идею: «Я считаю, что вся крымская земля прекрасна. На меня произвело большое впечатление все: и природа, и море, и горы, которые поднимаются на сотни метров, замечательный фон для всей этой прекрасной природы. У меня даже иногда дух захватывает на все это смотреть! Президент Путин показывает мне очень интересные места. Например, место, в котором мы сейчас находимся, откуда фактически пошла христианизация всей России. И мне очень нравится идея создания здесь историко-культурного центра. Конечно, я вижу, что здесь предстоит еще много работы. Думаю, если господин Путин сочтет необходимым, я буду готов направить сюда итальянских архитекторов, чтобы они, может быть, помогли или привезли бы сюда итальянские растения, чтобы восстановить понимание важности этого места, которое этого, конечно, заслуживает».
Господин Берлускони родом из Италии, в Италии есть Рим, а в Риме — Ватикан, маленькое государство, чье влияние, тем не менее, распространяется на весь мир. И, конечно, итальянский премьер не может не помнить, что когда-то его столица дала название целой империи, которая правила известной нам на тот момент человеческой цивилизацией, чье наследие лежит в основании существующей ныне человеческой культуры и чей чиновник упоминается в главной книге христиан — Евангелии. Не будь Понтия Пилата, так отчаянно пытавшегося спасти Господа Иисуса Христа и потерпевшего роковую неудачу, кто знает, как бы писалась история христианства. И Крыма. В те давние времена это было место ссылки преступников, дикое место, где, как писали Геродот, Плиний, Страбон и Птолемей, «живут тавры грабежом и войной». Жестокие языческие нравы, кровавые жертвоприношения, постоянные разбойничьи нападения делали Крым-Тавриду в глазах цивилизованных греков и римлян местом, пригодным лишь для наказания заключенных. Но так было лишь до прибытия сюда осужденного на изгнание папы римского Климента I, преемника святого апостола Андрея Первозванного в миссионерском служении на той земле, которая впоследствии стала Русью-Россией. Прибыв на место ссылки, папа Климент «обрете тамо паче двух тысящ христиан». Это огромная по тем временам (конец первого века по Рождестве Христовом) православная община состояла частью из тайных христиан, обращенных в веру еще апостолом Андреем, а частью из ссыльных каторжников.
В конце первого тысячелетия от Рождества Христова, когда христианство было еще единым и цельным, Крым стал местом крещения святого равноапостольного князя Владимира, с которого мы отсчитываем историю христианства нашего народа. В силу особенностей исторического процесса российское христианство в какой-то момент переместилось в Москву и Киев. Но сегодня новый Владимир восстанавливает правду. Киев подался на страну далече, а Москва, при всем уважении к Троице-Сергиевой Лавре и преподобному Сергию Радонежскому, может предлагать лишь историю христианства при Орде и нашествии иноземных захватчиков. Поэтому так важен для нас Крым и Херсонес, наша Храмовая гора, позволяющая России вести отсчет своей истории от начала Рождества Христова и иметь в фундаменте наследие древнего Рима и Греции. И еще больше Крым нужен русскому православию и Русской православной церкви, поскольку это позволит ей преодолеть замыкание в узких филетических границах так называемого «Русского мира» и вырваться из ловушки ограниченности «Москвы — Третьего Рима», которая заперла русское православие в осажденной крепости. Но стены этой крепости давно рухнули, пора выходить на свободу, чтобы претендовать на позиции центра Вселенского православного мира, который сейчас не вполне заслуженно удерживает Фанар.
И для этого Русской православной церкви нужен свой Ватикан. РПЦ до сих пор находится в плену сталинской модели. Но эта модель не творческая, она не позволяет развиваться православию и православной мысли, в результате чего вера становится исповеданием культа и обрядовых привычек. Более того, стоит некоему государству — и это мы отчетливо видим на примере Украины — противопоставить себя Российской Федерации, как РПЦ с ее идеологией «Русского мира» начинает проваливаться, а местные епархии задумываются об автокефальном существовании, возлагая надежды на Константинополь. Между тем в церковном вопросе концепции «Русского мира» стоит противопоставить концепцию «Православного мира». Ведь, в конце концов, русское православие не ограничивается пределами бывших российской и советской империй. Русские православные миссионеры доходили до Америки, а приходы русского православия существуют практически на всех континентах. Крым представляется идеальным местом для создания там православного Ватикана. Во-первых, исходя из его истории неразделенного еще христианства. Во-вторых, полуостров мог бы претендовать на сакральное значение новой Византии, а Святой престол получал бы равного себе партнера в деле христианизации мира, подспудно опираясь и на возможности Российского государства, что не может позволить себе Фанар. И вполне возможно, что Ватикан и папа римский Франциск оказали бы поддержку этому православному Ватикану, в том числе передав византийские святыни, находящиеся сейчас у католиков. Но инициативу должна проявить первой Русская православная церковь, государство не может решить за нее такое важное дело. Пойдет ли она на это, покажет время.