"На каждого волка нужна свора борзых".

("Красноярский рабочий", 13.01.05, Всеволод Севастьянов)

Бюджет 2005 года - это бюджет "окопного выживания". Новое расширение расходных полномочий, выстроенное правительством, обременило наш край дополнительными расходами на 9 млрд рублей. С учётом консолидированного бюджета с Таймыром и Эвенкией рост бюджета никакой, вписаться бы в инфляционную составляющую да разобраться с монетизацией льгот и прочим.

Вполне актуально звучит вопрос - мы действительно обречены на окончательный переход в дотационную территорию? Или всё-таки способны и, более того, должны бороться за действительный рост благосостояния населения?

Способны и должны. Но для этого следует основательно разобраться с тем, что происходит на территории, с теми, кто использует её ресурсы - и природные, и людские. Речь, естественно, идёт о финансово-промышленных группах. Это сделать сегодня совсем не просто. Не факт, что за спиной у региональных властей стоит федеральная, не факт, что у федеральной власти есть реальная власть над ФПГ, не факт, что ФПГ уже перестали формировать в своих интересах федеральную политику. Но для власти особого выбора нет: она или управляет ФПГ, или лежит под ними.

Красноярский край - простор для финансово-промышленных групп, их здесь более десятка. Начать оценку, наверное, следует с крупнейшего предприятия - ГМК "Норильский никель". Самый значительный налогоплательщик (65 процентов краевого бюджета) является и самым крупным по объёму продукции. В системе РАО "Норильский никель" из 151,5 млрд рублей реализации продукции за 2003 год Норильский комбинат дал более 135 млрд руб. Масштабы его налоговых платежей составляли в 2002 году 11,2 млрд руб., в 2003-м - около 14, в 2004 году - примерно 19 млрд руб.

Сейчас много дискуссий идёт вокруг цены на никель, которая резко возросла в 2004 году. Рост идёт и по меди - 3000 долларов за тонну. Цены на золото в конце декабря слегка упали, но общий рост внушителен: за полугодие - более чем на 20 процентов. Для нас сейчас важно даже не то, что могут дать бюджету края выросшие цены на продукцию ГМК, а то, что компания обладает мощными ресурсами для маневра. Чистая прибыль за 2003 год достигла почти миллиарда долларов США.

А ведь есть ещё ЗАО "Полюс" со 160 млн долларов прибыли, а также принадлежащее ГМК Енисейское речное пароходство.

Не успели обыватели опомниться от приобретения завода по переработке палладия не где-нибудь, а в самих США, как "Норильский никель" удивил мир, затратив 1,16 млрд долларов на приобретение практически управляющего пакета акций южноафриканской золотодобывающей компании "Gold Fields". А ещё - недавнее приобретение рудника им. Матросова, по перспективам не уступающего знаменитому "Сухому логу". Вполне можно вспомнить про кур, которые не клюют деньги.

На фоне всего этого вложения "Норильского никеля" в край могли бы быть и больше. Не о налогах речь - и без того мы имеем уже 65 процентов краевого бюджета. А вот комплекс "Тесь" под детский санаторий могли бы просто передать как объект социальной сферы, не требовать за него 200 млн рублей. Да и горнолыжный "Бобровый лог" стоило бы не на деньги бюджетные строить.

Сегодня особый интерес для края с точки зрения роста налогооблагаемой базы представляют структуры, связанные так или иначе с ООО "Базовый элемент" ("Базэл") и ОАО "Русал". В Красноярском крае это предприятия цветной металлургии (КрАЗ, АГК, КраМЗ), электроэнергетики (Красноярская ГЭС - "ЕвроСибэнерго"), лесной промышленности (Енисейский ЦБК и ряд леспромхозов).

Хозяйствующие субъекты, контролируемые Олегом Дерипаской, могли бы существенно укрепить консолидированный бюджет Красноярского края. В общественном мнении давно сложилось впечатление, что за счёт толлинговых схем и иных финансовых механизмов предприятия этой финансово-промышленной группы выводят из края значительные финансовые ресурсы. Само же руководство ФПГ придерживается по этому поводу, естественно, иной точки зрения. Вполне уместно в связи с этим процитировать заявление, сделанное в апреле 2004 года:

"В последнее время на страницах ведущих красноярских общественно-политических изданий прошли публикации, в которых содержались заведомо ложные сведения о налоговых отчислениях Красноярского алюминиевого завода, входящего в состав "Русала". Приведенные цифры и расчёты не имеют ничего общего с действительностью. Например, в статьях было указано, что за 2001, 2002 и 2003 годы КрАЗ уплатил в бюджеты всех уровней налогов 900, 730 и 608 млн руб. соответственно. В действительности, общие налоговые отчисления КрАЗа за эти годы составили 1434, 1336 и 1556 млн рублей соответственно...".

Не будем подвергать сомнению заявленные пресс-службой "Русала" цифры, а просто попробуем соотнести их с фактическими возможностями "Русала". А эти возможности государственная власть должна преобразовать в обязанности по отношению к территории, где ФПГ формирует свои доходы и уж в любом случае - по отношению к стране в целом.

Для начала заметим, что ОАО "Русал" - преуспевающая компания, сумевшая в 2003 году объём реализации своей продукции довести до 138,38 млрд руб., причём темп роста по отношению к предшествующему году составил 11,5 процента. Мало кто у нас в стране может похвастаться такими масштабами и такой динамикой. "Русал" уступает по объёму реализации только нефтяным компаниям и "Норильскому никелю".

В составе предприятий алюминиевой группы "Русала" КрАЗ - ведущее звено. В 2003 году красноярский завод произвёл около 900 тыс. тонн алюминия. Практически всё ушло на экспорт. Интересная деталь. Журнал "Эксперт-Сибирь", приводя данные об объёмах реализации крупнейших компаний, указывает для КрАЗа цифру в 12,129 млрд рублей. Казалось бы, бросается в глаза явное противоречие. 900 тыс. тонн алюминия по среднегодовой цене до 1500 долларов за тонну должны дать другой показатель - около 40 млрд рублей. Объяснение простое - наличие толлинговых схем.

Это ещё можно было бы как-то объяснить происками "внешних" поставщиков глинозёма. Как-никак, 62 процента сырья поступает по договорам переработки от двух оффшорных фирм, расположенных на Гибралтаре и Мадейре. Они поставляют глинозём с Украины, из Румынии, Гвинеи, Венесуэлы. Но 34 процента глинозёма идёт через так называемый внутренний толлинг от ОАО "РАМ" ("Русский алюминиевый менеджмент"). Где же берёт сырьё этот самый РАМ? А известно где: на Ачинском глинозёмном комбинате.

Три года назад я уже публиковал данные по этим беспардонным финансовым операциям. Тогда Ачинский комбинат за 90 долларов продавал сырьё в оффшорную фирму, а эта фирма ту же самую тонну, но уже за 244 доллара продавала КрАЗу. Понятно, что у всех трёх участников процедуры хозяева были одни и те же. И сейчас ОАО "РАМ" входит в структурную систему "Русала". Кстати, "Русский алюминиевый менеджмент" до марта 2004 года был зарегистрирован в Чукотском автономном округе. Ранее эти операции производились через ОАО "Алтрейд", зарегистрированное в одном из сибирских ЗАТО.

К разряду изощрённых финансовых технологий можно отнести и механизм оказания консалтинговых услуг, которые позволяют в широком диапазоне маневрировать себестоимостью (как и при толлинге), сводя официально заявленную прибыль к минимуму. Не случайно за 2003 год "Русал" не показал в публикуемых отчётах ни балансовую, ни, тем более, чистую прибыль. Не утомляя читателя расчётными показателями, можно допустить, что эти комбинации уменьшают бюджетные поступления в край только от прибыли в течение финансового года не менее чем на 1,5 млрд руб.

Законодательное Собрание не смогло, между прочим, профинансировать на 2005 год закон "О ветеранах Красноярского края". Не хватило 300 млн руб. Пришлось выкручиваться с потерями. Ликвидировали или урезали значительную часть других социальных программ.

А ведь это только частность. А сколько проблем с земельным налогом на территориях, занимаемых "Русалом". Или взять операцию с выводом из состава имущественного комплекса КраМЗа импортного оборудования по производству фольги.

Процитируем ещё один абзац из упомянутого выше заявления пресс-службы "Русала": "В настоящее время между администрацией Красноярского края и компанией "Русал" установлены партнёрские отношения, предусматривающие активное участие "Русала" в развитии промышленного потенциала края. Конкретным примером является подписанное в 2003 году двустороннее соглашение, в котором, в том числе, чётко прописаны налоговые обязательства компании перед регионом".

Читал я эти соглашения и даже рецензию критическую на них писал. Как раз и нет конкретики в части обязательств ФПГ. Наверное, поэтому Совет администрации края при рассмотрении бюджета 2005 года так и не сумел представить, несмотря на просьбу нашей комиссии, информацию о том, какими благодеяниями собирается крупнейшая ФПГ "порадовать" красноярский бюджет.

Весьма значительную роль играет в нашей жизни угольная промышленность. И здесь мы имеем дело с ФПГ. Это МДМ и её основной оператор СУЭК, филиал которой расположен в Красноярске. Сибирская угольная энергетическая компания добыла в 2003 году 73 288,5 тыс. тонн угля, из них около половины пришлось на Красноярский край.

Хотя в последний год-полтора в отношениях СУЭК с краем отмечены позитивные перемены (выполняются обязательства по возврату долгов, вводятся социальные объекты, открыт благотворительный фонд), тем не менее, вопросов ещё немало. В частности, остаётся непрозрачным межтерриториальное распределение прибыли, формирующейся на угольных территориях СУЭК в Сибири, остаётся неопределённой перспектива Назаровского и Берёзовского разрезов, не очевидна устойчивость взаимных обязательств компании и краевых властей.

Возьмём аналогичный по масштабам угольный регион - Кемеровскую область. Если у нас в силу различных причин произошла монополизация отрасли в лице СУЭК, то у соседей тактика противоположная. Среди первой сотни крупнейших сибирских предприятий 11 самостоятельных хозяйствующих субъектов - предприятия угольной отрасли, работающие в Кемеровской области. Имеют они, правда, разных владельцев. "Кузбассразрезуголь" принадлежит Уральской горно-металлургической компании, "Южкузбассуголь" - "Евразхолдингу", "Южный Кузбасс" - стальной группе "Мечел", Распадская угольная компания - "Евразхолдингу" и т. д.

Но наряду с этим есть предприятия, пусть и небольшие, принадлежащие государственной власти Кемеровской области. Наличие же многих субъектов оставляет власти место для манёвра и делает ситуацию более независимой от судьбы того или иного ОАО или ООО. А главное - почти все они зарегистрированы на месте, отсюда и прозрачность налогооблагаемой базы.

Есть ещё одна проблема в сфере социально-экономической политики власти применительно к угольной отрасли. В Канском районе начал активно развиваться Канский угольный разрез, а на другой стороне края заметно активизировался Сереульский. Канский закупил большое количество большегрузных машин с явной перспективой на утроение объёмов добычи. Наращивает объёмы "Красноярсккрайуголь". Казалось бы, это хорошо - снижаем эффект монопольного влияния СУЭК. Только вот просчитана ли в главном управлении развития экономики и промышленности Совета администрации края судьба Назаровского и Берёзовского разрезов? Конкуренция конкуренцией, но оба эти разреза являются градообразующими предприятиями.

А ещё нужно не забывать о том, что РАО "ЕЭС России" планирует сократить в ближайшие годы закупки угля примерно на 5 млн тонн. А что у нас по этому поводу в соглашении с монополистом? Ничего. Налоги на прибыль, на имущество - это очень важно, но главнейший социальный показатель - подоходный налог. Чем больше людей работают, чем выше у них зарплата, тем больше смысла в социальной политике властей и в тактике их взаимоотношений с финансово-промышленными группами. Так что и в отношениях МДМ - СУЭК далеко не всё окрашено в розовые тона.

Одним из крупнейших игроков на нашем экономическом поле является ООО "Красноярскэнерго". Известно, что линией, которую в отношениях с внешним миром проводит этот хозяйствующий субъект, является политика РАО "ЕЭС России" - по существу, тоже крупнейшей финансово-промышленной группы.

Среди предприятий, зарегистрированных в Сибири, ООО "Красноярскэнерго" занимает по итогам 2003 года пятую позицию с объёмом реализации продукции 14,5 млрд рублей. Его чистая прибыль составила за этот период 888,3 млн руб. Для сравнения: "Иркутскэнерго" имеет объём реализации более 14,68 млрд рублей, а чистую прибыль - 1,3 млн руб. Есть разница? Конечно, обладателями гидроэлектростанций являются не все энергоснабжающие компании Сибири. Поэтому у "Кузбассэнерго" при объёме реализации 16,99 млрд рублей чистая прибыль составила 0,8 млн рублей, у "Новосибирскэнерго" при реализации в 10,5 млрд рублей чистая прибыль - 149 млн. И это при том, что тарифы последнее время в крае не росли.

В недавнем обращении Госдумы к правительству по поводу роста цен на энергоносители указывалось, что уже сейчас в отдельных регионах предполагается повышение цен на электроэнергию на 15-28 процентов. К кому же обращаться красноярцам, когда уже озвучено, что для населения края рост тарифов в 2005 году составит 43 процента, а для сельхозтоваропроизводителей они увеличатся в 2 раза?

Что ж, если прибыль ООО "Красноярскэнерго" будет и далее иметь такие масштабы, то в пору уж не обращаться, а... И не нужны нам от этого монополиста налоги, населению и промышленности нужны тарифы на электро- и теплоэнергию, при которых люди могли бы нормально жить, а предприятия - работать.

Не знаю, на каких условиях заключены соглашения с ООО "Красноярскэнерго", но хорошо представляю себе, что структурная политика господ Чубайса и Грефа однозначно учитывает интересы только десятой части населения, а деятельность региональных структур РАО очень точно отражает эту политику. А уж мы в крае при наличии ГЭС точно могли бы иметь более благоприятные условия для развития экономики.

Компания "Юкос" красноярцам известна достаточно хорошо. Заправки с этой торговой маркой встречаются на каждом шагу. Основная часть нефтепродуктов, поступающих в край, - это продукция "Юкоса". Ачинский нефтеперерабатывающий завод, в недавнем прошлом - законная гордость красноярцев, - это тоже "Юкос". А кроме того, "Юкос" - это постоянно висящий топор банкротства над "Красноярскнефтепродуктом" - единственной структурой, предоставляющей товарный кредит сельхозпроизводителям на спасительных условиях.

И ещё "Юкос" - это несообразно лезущие вверх цены на ГСМ. Уже не раз отмечалось, что в Красноярске и крае бензин и дизтопливо дорожают вне всякой логики. В целом по стране за 2004 год при инфляции примерно в 11,5 процента цены на низкооктановый бензин выросли на 48 процентов, на дизельное топливо - на 51 процент.

Так же, как и все остальные, "Юкос" вполне определённо проявил себя, выводя финансовые потоки из края. Едва став владельцем Ачинского завода, он тут же разделил его на три самостоятельные структуры и зарегистрировал их в ближайшем оффшоре. Бюджет Ачинска до сего дня ещё не оправился от этого манёвра. Единственное, чего удалось добиться, - реструктуризация задолженности ОАО "Красноярскнефтепродукт". И то только после того, как Генпрокуратура взялась за Ходорковского.

Между тем возможности "Юкоса", с точки зрения влияния на социально-экономическое развитие края, достаточно велики, и не только в стабилизации цен на энергоносители. "Эйвол", дочерняя компания НК "Юкос", действующая в Красноярском крае, в 2003 году произвела продукции на 121,37 млрд руб. Это чуть меньше, чем ГМК "Норильский никель" (135 млрд руб.). Чистая прибыль компании за 2003 год составила 2752 млн руб. И что мы имеем от нефтегиганта в налогах?

События последнего времени, в том числе с ценами на ГСМ и с "Красноярскнефтепродуктом", как бы поясняют переориентацию красноярских властей на сотрудничество с "Роснефтью". Однако "Юкос", пусть и переместившийся после "Юганскнефтепродукта" на восьмое место среди российских нефтяных компаний, не исчезнет ни как один из крупнейших производителей нефтепродуктов, ни как налогоплательщик в Красноярском крае.

Перечислены здесь далеко не все участники крупного бизнеса, действующие на нашей территории. Есть ещё и "Газпром", и "Роснефть", и "Еврохолдинг", и "Сибнефть", и второй эшелон из "Красэйр", "Амтел" и многих других. В крае планируется получить в 2005 году валовой региональный продукт в объёме 401 млрд руб. Прибыль предприятий, действующих на территории края, даже при наличии многочисленных способов её минимизации, составит в 2005 году более 93 млрд рублей, а всего доходов на территории края формируется более 191 млрд руб.

А имеем мы на этой базе консолидированный бюджет всего в 47 млрд руб. Если бы означенные выше и другие хозяйствующие субъекты без всякой благотворительности просто не строили бы свою финансовую политику на сокрытии реальных доходов, наш бюджет, может быть, и не был бы удвоен, но вырос бы существенно.

В период, когда администрация края вела работу по подписанию соглашений с финансово-промышленными группами, я обращал внимание руководства исполнительной власти на то, что волк никогда не станет травоядным, не перестанет резать овец. С волком только тогда можно нормально разговаривать, когда, как по Крылову, свора борзых на поводке.

Наивно ожидать от ФПГ, что они распахнут карманы для бюджета - их нужно к этому энергично подвинуть. На этом этапе развития страны такая функция госвласти является наиглавнейшей.

Всеволод СЕВАСТЬЯНОВ, председатель постоянной комиссии по экономической политике и собственности Законодательного Собрания края, профессор.

"Принято".

("Труд-Енисей", 13.01.05, Виктор Николаев)

В конце прошлого года Законодательное собрание Красноярского края во втором чтении приняло закон о краевом бюджете на 2005 год. В политическом контексте результат был, на первый взгляд, вполне прогнозируем: достаточно вспомнить спешное вступление в стройные ряды "Единой России" спикера ЗС Александра Усса и суету вокруг создания в региональном парламенте фракции правящей партии. Однако, даже несмотря на процесс перманентного "укрепления вертикали", принятие бюджета проходило непросто.

Некоторые депутаты, например, потребовали, чтобы при обсуждении столь значимого документа присутствовал зачастивший по московским командировкам губернатор. Однако предложение не прошло, а спикер Усс миролюбиво отметил, что рассмотрение бюджета имеет смысл откладывать и ждать возвращения Александра Геннадиевича, только если обсуждение зайдет в тупик и возникнут непреодолимые трудности (каковых в конечном итоге и не возникло).

За сим последовал целый ряд "политических" выступлений. Критика "слева" (в основном со стороны фракции коммунистов) касалась в первую очередь взаимоотношений краевой власти с местными финансово-промышленными группировками. Последние, по версии ряда депутатов, явно недоплачивают в бюджет из своих многомиллиардных прибылей, администрация же разговаривает с ними слишком мягко (подтекст понятен: "сами такие"), в результате чего краевая казна недополучает гигантские суммы. В качестве примера эффективной работы с ФПГ приводилась соседняя Кемеровская область, где в меру жесткий, в меру гибкий губернатор Тулеев сумел заставить местные корпорации более щедро делиться с социальной сферой.

Прозвучала и критика "справа", к которой приложил руку даже спикер Усс. Касалась она в основном так называемого бюджета развития, который в 2004 году составлял 1 миллиард рублей, а "освоен" был только на четверть. В результате в 2005 году "на развитие" заложено всего 500 миллионов, да и те с неясными перспективами. И это при многочисленных симпозиумах и съездах, посвященных уже навязшей в зубах поддержке малого и среднего бизнеса, всяческих инвестиций и инноваций. Характерно, что даже те 250 миллионов, которые были потрачены, ушли отнюдь не в сферу прямой стимуляции экономической активности, а на проекты, имеющие весьма опосредованное отношение к экономической "злобе дня". Как говорится, "дело нужное", но почему его нужно финансировать за счет именно этой строки бюджета? Так, например, 95 миллионов было вложено в укрепление берегов реки Базаиха; 74 миллиона ушло на подготовку дорожной инфраструктуры для спортивно-туристического комплекса "Бобровый лог", строящегося, кстати, "Норильским никелем"; 90 миллионов явились одним из скромных вкладов краевой власти в строительство Красноярского железнодорожного вокзала...

Несмотря на внушительные цифры доходной части краевой казны (с учетом двух автономных пока округов она составит 43,3 млрд рублей), "жизнь не по средствам" продолжится: расходная; часть бюджета-2005 достигнет 46,9 млрд рублей. При этом на один миллиард возрастет государственный долг края, добравшись до внушительной суммы в 11,8 млрд руб. Только на обслуживание этого долга из казны уйдет 1,3 миллиарда рублей бюджетных средств. На этом фоне тот факт, что депутаты худо-бедно подсократили сумму предполагаемого кредитования краевого бюджета (на 240 миллионов рублей), выглядит каплей в море. Особенно если учесть, что, урезав "кредит", краевые парламентарии не замедлили "выбить" из исполнительной власти дополнительные 816,5 млн рублей на всяческие социальные нужды (вот вам и миллиардный рост госдолга). Уступка была явно запланирована и, как водится, немало способствовала конечному успеху "прений": 33 депутата проголосовали за проект бюджета на 2005 год.

Интересно, что, несмотря на итоги предновогодней сессии, ряд наблюдателей полагает общую лояльность и сдержанность председателя ЗС Александра Усса по отношению к исполнительной власти явлением временным. По некоторым наблюдениям, спикер отнюдь не утратил своих политических амбиций, а также поддержки бывших активистов и "кукловодов" блока "Наши", которые ждут лишь удобного момента, дабы завязать интригу внутри достаточно рыхлой конструкции, называемой "партией власти". Случись у Хлопонина прокол с грядущим референдумом по объединению или изменись направление ветра в верхних эшелонах, близких к президенту, и вот она, кандидатура нового губернатора-назначенца, уже готова. Так что, похоже, с отменой всенародных выборов глав территорий "политика" из нашей жизни никуда не уйдет: она просто переместится в кулуары и будет не так мозолить глаза "дорогому населению".

"Рай, который мы потеряли".

("Сегодняшняя газета", 13.01.05, Илья Силаев)

Сегодня уже ни для кого не секрет, что в апреле наступившего года скорее всего состоится референдум по объединению Красноярского края с Таймыром и Эвенкией. Уже в конце января во всех трех субъектах Федерации пройдут сессии депутатов, где будет окончательно определена дата мероприятия. Видимо, это будет 17 апреля. Однако людям до сих пор так никто толком не объяснил преимуществ совместного проживания. Нет материалов и о том, потерял ли что-нибудь край в результате "развода" со своими меньшими северными братьями в начале 90-х. И совершенно напрасно - рассказать тут можно много чего.

ПОЖАЛУЙ, главным аргументом при выделении в 1992-м году Таймыра и Эвенкии в самостоятельные субъекты Федерации было улучшение положения коренных малочисленных народов енисейского Севера. Однако практика показала, что разрыв привычных экономических связей внутри сбалансированной модели территориального устройства привел лишь к ускорению их вымирания и к коллапсу экономики автономных округов.

Цифры, характеризующие экономические показатели северных соседей в 90-е годы, наглядно демонстрируют неутешительную динамику. Так численность населения на Таймыре с 1990 по 2003 год упала с 54,4 тыс. чел. до 39,4 тыс. По Эвенкии в процентном отношении это падение еще больше - с 25,4 тыс. до 17,5 тыс. Убыль населения, таким образом, составила здесь в среднем около 30%. Красноярский край за тот же период тоже не прибавил в числе жителей, но здесь показатели убывания куда "скромнее": всего около 6%.

Интересно, что в это же самое время социальная сфера автономных округов демонстрировала даже некоторый прирост. Так, в Эвенкии за этот же самый период численность врачей возросла на 15%, на Таймыре - на все 40%. На первый взгляд, вроде бы, радужные показатели. Но только не для того, кто хоть немного разбирается в экономике. На деле это означает, что и без того нищающая экономика автономий вынуждена тащить на себе все утяжеляющуюся "социалку", бремя которой в один прекрасный момент может оказаться неподъемным. Те же врачи, к примеру, просто дублируют тех профильных специалистов краевого центра, к которым раньше направляли людей "с северов" на диагностику и лечение. В итоге такой регион медленно, но неуклонно проедает сам себя, свой стратегический запас. Причем, порой в буквальном смысле.

Хорошо помню, что "суверенизацию" северных районов объясняли, в числе прочего, необходимостью для коренных народностей заниматься своим исконным промыслом. Что же вышло? Нынешнее поголовье оленей по отношению к 90-му году для Таймыра сегодня составляет 56%, для Эвенкии же - только 15%. Зато эвенкам больше повезло с крупным рогатым скотом - здесь его осталось хотя бы 20%, на Таймыре же он был забит и съеден практически полностью - численность поголовья сегодня только 0,5% по отношению к 90-му году.

Но хватит пугать читателя ужасами, произошедшими за истекшее десятилетие с нашими северными братьями. Много ли потеряла экономика края в целом от "парада суверенитетов" начала девяностых? Уверяю вас, не мало. Да и не могла не потерять.

Создание дублирующих органов административного регулирования поставило серьезные препоны свободному развитию предпринимательства на некогда единой территории края. Регистрация, лицензирование, согласование проектной документации - все эти и без того трудоемкие и затратные процессы теперь не только умножились на три, но еще и происходят в каждом субъекте по своим собственным правилам. Теперь бизнесу, если он хочет законно вести дела во всех трех субъектах, надо совершать вовсе уж героические усилия по легализации своей деятельности, либо обладать огромным, почти бесконечным "пробивным" ресурсом. Добавьте сюда дублирование контрольных функций, осуществляемых в крае и автономиях, и вы поймете, что инвестиционная привлекательность региона как единого экономического пространства снизилась в разы.

Говорят, история не знает сослагательного наклонения. Неблагодарное и не научное это дело - считать, что было, если бы... В действительности, даже останься край единым, развитие могло идти самыми разными путями. Слишком много факторов, как объективных, так и субъективных, влияет на тонкую экономическую материю. Однако доводилось слышать и такую цифру: 25 миллиардов долларов. Именно столько по самым приблизительным подсчетам будто бы потерял край в результате неразумного административно-территориального передела начала 90-х. Это и прямые убытки, и недополученная выгода, затормозившееся развитие экономики, "замороженная" социальная сфера. При всей своей условности, цифра впечатляет. Примерно по 12,5 тысяч долларов на каждого избирателя, то бишь, на каждого взрослого члена семьи. Стоимость крупнолитражного японского автомобиля в очень приличном состоянии!

Благо, что выгоды от объединения, наконец, поняли наверху. Хлопонин со своей командой также не зря так долго считали финансовую сторону вопроса, прежде чем в полной мере включиться в объединительные процессы. Видимо, скрупулезный экономический анализ развеял последние сомнения. Теперь дело за малым: сделать так, чтобы эти сомнения развеялись и у людей, живущих на необъятных территориях некогда единого Красноярского края. Чтобы проснулось горячее желание бежать к избирательным урнам голосовать за объединение: планка 50/50 (не менее 50% явки в каждом из трех субъектов и везде не менее 50% проголосовавших "за") - задача отнюдь непростая.

Как это получится у властей края, Эвенкии и Таймыра, мы узнаем уже этой весной.

"Страна как комитет народного контроля".

("Сегодняшняя газета", 13.01.05)

Руководство Красноярского отделения ЛДПР настаивает на создании общественного совета по контролю за процессом объединения территорий.

Недавно зарегистрирована еще одна иная - партийная - группа в поддержку референдума по объединению Красноярского края, Таймырского и Эвенкийского автономных округов в единый субъект. В качестве такой группы выступил руководящий орган регионального отделения партии ЛДПР.

Так называемые "иные группы в поддержку референдума" уже зарегистрировали Красноярское отделение партии "Единая Россия" и региональное общественное движение "Единый край". Ах, какое рвение! КПСС с ее прежними движениями навстречу пленумам и съездам отдыхает.

Как заявил корреспонденту НИА лидер регионального отделения ЛДПР Олег Коледов, позиция партии и, следовательно, созданной инициативной группы, - за объединение территорий. Если тоже "за", то, казалось бы, чего огород-то городить? Ан нет! Это же совсем иное "за" - элдэпээровское. Да к тому же соколы Жириновского хотят стяжать лавры инициаторов процесса, поставив выскочек из "Единой России" на место. В смысле - на положенное место, а не на первое, где единороссы хотят угнездиться.

"Мы выступаем за укрупнение субъектов Федерации и за объединение территорий уже десять лет, - заявил Коледов. - Это позволит регионам стать территориально и экономически самодостаточными субъектами. Сейчас подавляющее большинство территорий - дотационные, а это вызывает дисбаланс в экономике страны. Поэтому мы поддерживаем процесс объединения в нашем регионе".

Очень глубокая мысль. И главное - новая. До сторонников Жириновского, получается, никому и в голову не приходило, что же может дать народу объединение. Вот только почувствует ли этот самый народ все прелести соития, которые обещаны ему всеми партиями? И будут ли вообще плюсы в этом процессе? Один рывок нам уже был обещан... Помните?

И все же руководство ЛДПР выступило с инициативой создания общественного совета по контролю за процессом объединения Красноярского края, Таймыра и Эвенкии.

"Подобный совет, в который могут войти физические и юридические лица, представители администраций и общественных организаций, должен будет отслеживать, как выполняются обязательства Совета Федерации и краевых властей перед жителями территорий, - отметил Коледов. - Особенно остро здесь стоит вопрос социальной защиты и защиты доходов северян, в частности, норильчан".

Если дело и дальше так пойдет, вся страна превратится в один большой комитет народно-партийного контроля.

И хотя на сегодняшний момент предложение о создании подобного совета особого энтузиазма у властей не вызвало, представители партии готовы настаивать на его создании. Оно и понятно... На такой волне можно без особого труда "пропиарить" себя по полной программе, продемонстрировав всю полноту ответственности за судьбу народонаселения нового края.

Н-да... Все меняется в этой жизни. Кроме существа жизни политической.

"Работы непочатый край".

("Сегодняшняя газета", 13.01.05)

С началом года в Красноярском крае стартовал и новый политический сезон: разрабатываются направления работы в политике и экономике края, готовится референдум по объединению регионов. В этой связи корреспонденты НИА решили обратиться к краевым парламентариям с вопросом о том, какие направления деятельности Законодательного Собрания станут приоритетными в 2005 году.

Председатель постоянной комиссии по социально-трудовым отношениям, делам семьи и молодежи Светлана АНДРОНОВА:

- Законодательному Собранию предстоит большая работа, необходимо принять еще очень много законов. Уже сейчас наша профильная комиссия занимается проведением слушаний по социально-трудовым отношениям. Именно эта сфера и станет приоритетной. Необходимо выстроить законодательство таким образом, чтобы обезопасить людей от таких ситуаций, как, например, на заводе "Красноярские волокна". Что же касается ушедшего года, то, на мой взгляд, основную работу депутаты выполнили: приняли бюджет и социальные законы. Особенно, если учитывать закон о монетизации льгот, ведь по сравнению со многими другими территориями наши краевые льготники находятся в выгодном положении, так как мы старались принять наиболее щадящие законы.

Председатель постоянной комиссии по делам Севера Василий НЕЧАЕВ:

- В этом году нам предстоит доработать программу "Народы Севера", ранее носившую название "Социально-экономическая программа проживания коренных малочисленных народов". Стоит отметить, что данный законопроект уже был принят в первом чтении в 2004 году, и на январской сессии мы планируем вынести и принять его во втором чтении. До этого момента у нас еще есть время доработать некоторые аспекты. Кроме того, мы собираем предложения от законодателей северных территорий. Также в новом году мы планируем наладить сотрудничество с парламентами Эвенкии и Таймыра, поскольку у них законодательная база в вопросах народов Севера намного больше нашей.

"Победителям достанутся дипломы".

("Красноярский рабочий", 13.01.05)

Определены лауреаты Союза журналистов Красноярского края за 2004 год.

Как сообщила пресс-служба Дома журналиста, победителями стали: в номинации "За творческое долголетие" - Геннадий Луговой, в номинации "Лучший репортёр" - Александр Коновалов ("АиФ на Енисее"), в номинации "Лучшая многотиражная газета" - "СИАЛ-ТАЙМ" (главный редактор Василий Брежнев), в номинации "Лучшая городская газета" - "Огни Енисея" (Дивногорск, главный редактор Любовь Климович), в номинации "Журналистское расследование" - Александр Шестериков ("Канские ведомости"), в номинации "За гражданскую позицию" - Наталья Ольхова ("Комок"), в номинации "Лучший очеркист" - Наталья Сойнова ("Комок"), в номинации "Дебют года" - Ольга Коробова ("Сегодняшняя газета-26", Железногорск), в номинации "Акция года" - "Огни Енисея" (Дивногорск), в номинации "Лучшая районная газета" - "Пригород" (Берёзовский район, главный редактор Валентин Панов), в номинации "Лучший обозреватель" - Светлана Подшибякина ("Экономика и жизнь-Сибирь"), в номинации "Лучший фотокорреспондент" - Валерий Бодряшкин, в номинации "Лучшая авторская радиопрограмма" - Людмила Базарова (КГТРК), в номинации "Лучшая авторская телепрограмма" - Анна Прохорова и Елена Кемлер (ТРК "ПРИМА"), в номинации "Лучший дизайн" - газета "Дзержинец" (Дзержинский район, главный редактор Людмила Лаптенкова).