Интервью первого заместителя Главы Коми по итогам 2004 года и о перспективах развития региона

Сыктывкар, 13 Января 2005, 13:42 — REGNUM  

Об итогах минувшего года и перспективах развития региона в наступившем году интервью первого заместителя Главы Коми Павла Орды.

Павел Анатольевич, как вы оцениваете ушедший год?

Я бы назвал его годом стабилизации. Прекрасно понимаю, что люди, живущие в нашей республике, возможно, еще не ощущают этого на себе, но, главное, что у них появилась уверенность в завтрашнем дне. Раньше, к примеру, многие руководители предприятий и организаций бились за то, чтобы получить деньги из бюджета, а теперь они просто заранее отстаивают, защищают "свою" строчку в бюджете. Потому что знают: если строчка в республиканском законе о бюджете есть - деньги будут выделены в срок. В 2003 году правительство стояло перед выбором: погашать долги за электроэнергию и тепло, или выплачивать заработную плату? Сегодня бюджетники, как в старые советские времена, получают аванс и зарплату. Конечно, никто не благодарит нас за это, потому что так и должно быть. Это абсолютно правильные и понятные вещи. Кстати, есть много нюансов, на которых мы просто не акцентируем внимание, а между тем, они тоже очень важны. Скажем, учитывая, что почти половина января - праздники, мы всем муниципальным образованиям перечислили январские платежи уже в декабре.

В прошедшем году, по сути, заложен фундамент правильных экономических отношений, на основе которых мы будем развиваться дальше. Это и есть главный итог 2004 года.

В 2005 году группа СУАЛ предполагает начать в Коми реализацию глиноземно-алюминиевого проекта. Он уже назван журналистами проектом года...

Согласен. Для нас это тоже знаковый проект потому, что изменит всю структуру экономики республики. Нам надо выстраивать ее таким образом, чтобы наполнение бюджета не зависело только от нефтяной и других традиционных сырьевых отраслей. В этом смысле проект СУАЛа для нас - прорывный. В ближайшее время начнем готовить инфраструктуру для его реализации.

Весь год шло формирование новой структуры правительства. Теперь эта большая работа завершена, что предстоит делать в дальнейшем?

Закончить антикризисные мероприятия и думать о перспективе. Когда говорят об удвоении ВВП, то я понимаю что, к примеру, надо в два раза больше заводов построить. Да, есть торговля, сфера услуг, которые надо развивать и они дадут это самое удвоение. Но, в принципе, мы должны заново построить половину промышленности бывшего Советского Союза. Обеспечивать этот рост должна энергетика. Темпы ее развития должны опережать темпы развития промышленности, как минимум, на 20 процентов.

Многие считают, кстати, что у нас сейчас идет борьба с компанией "Комиэнерго". Что мы не можем найти общий язык с ее генеральным директором и это лишь вопрос персоналий. Отнюдь. Это понятная и осмысленная позиция, которую мы пытаемся отстоять перед представителями энергосистемы. Это не конфликт Иванова и Петрова, а борьба разных точек зрения. Мы отстаиваем перед энергетиками идеологию дальнейшего поступательного развития. Глава поставил нам задачу выработать на 2005 год четкие правила на тарифном рынке республики. Мы потратили на это много времени, и я уверен, что все у нас получится. В бюджет уже заложены средства на финансирование разработки программы энергообеспечения Коми.

Наступивший год будет достаточно сложным. В стране идет одновременно очень много реформ: реформа бюджетных отношений, социальная, административная. Выпущено немало новых законов, по которым мы будем жить. Самой непростой, на мой взгляд, окажется социальная реформа. И тем приятней, что мы оказались готовы к ней, пожалуй, раньше всех. Мы уже имеем опыт, который вся страна еще только нарабатывает. В отличие от многих субъектов Федерации мы не стали менять 60 социальных законов, а приняли всего три: закон о социальной поддержке населения в Республике Коми, о государственных гарантиях семьям, имеющим детей и об оказании государственной социальной помощи. Это тот случай, когда чем проще, тем лучше. Сегодня наша главная задача - научиться качественно исполнять все три социальных закона.

В числе трудных вопросов остается интинский. Есть ли варианты его решения?

Безусловно, потому что Инта - это, по большому счету, самая больная проблема, которая осталась сегодня. И у нас, и у администрации шахтерского города есть определенные варианты выхода из кризиса, но, опять же, это разные подходы. В мэрии Инты говорят: мы имеем 10 тысяч человек - вы обязаны их содержать. Я считаю, что это неправильно. Мы должны дать людям возможность изменить свою жизнь, и пусть каждый человек примет решение самостоятельно.

"Северсталь" купит компанию "Интауголь"?

Честно говоря, мне бы не хотелось сводить все к проблеме "купит - не купит". Все понимают, что за спиной этого инвестора уже есть положительный опыт решения экономических и социальных проблем в Печорском угольном бассейне. Но "Интауголь" - это всего лишь три тысячи человек, а в городе живет 50 тысяч. Поэтому решение проблем Инты не сводится лишь к покупке кампании. Нужна комплексная программа мер обеспечения занятости всего населения, социальной поддержки, переселения...

Можно ли назвать прошедший год годом развития?

Да. Республика развивается. Считаю самым большим успехом этого развития создание системы управленческих кадров и решений. Вот смотрите. Были две достаточно сильно развитых экономики: СССР и США. Собственность в СССР была распродана в сотни раз дешевле. Примерно с коэффициентом в пять раз. То есть основные фонды от стоимости кампаний отстают в пять раз. Что же может стоить в четыре раза больше, чем станки и здания? Ответ прост: люди, которые ими управляли. Я считаю, что мы развиваемся, поскольку у нас сложился фундамент правильных отношений. Подобралась команда единомышленников. Сейчас Правительство Коми представляет собой команду профессионалов, которая понимает, что надо предпринять для дальнейшего развития.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору.
Главное сегодня
NB!
11.12.16
Вашингтон, Киев, Лондон, Минск... далее везде?
NB!
11.12.16
Социализм в Южной Европе — слова и дела: Франция
NB!
11.12.16
Минкомсвязи РФ вступилось за репрессированных журналистов в Белоруссии
NB!
11.12.16
Курилы: Остановить «обгрызание» границ России!
NB!
11.12.16
Белорусские власти приступили к созданию «пророссийской оппозиции»?
NB!
11.12.16
Основная проблема референдума в Киргизии – технические сбои
NB!
11.12.16
Макфол хочет, чтобы власти США признали RT и Sputnik иностранными агентами
NB!
11.12.16
Кого похоронил АртДокФест?
NB!
11.12.16
Telegraph: Тереза Мэй сталкивается с новыми преградами на пути к Brexit
NB!
11.12.16
Суд признал «отделы» МВД ПМР на избирательных участках незаконными
NB!
11.12.16
Устроит ли Трамп «охоту на ведьм» в министерстве энергетики США?
NB!
11.12.16
Польша осознала «ошибку» и обвинила РФ в нарушении международных прав
NB!
10.12.16
Новак: РФ не будет заключать с Украиной дополнительные соглашения по газу
NB!
10.12.16
Выборы в Приднестровье: давление исполнительной власти началось
NB!
10.12.16
СМИ: Пальмира находится под контролем сирийских войск
NB!
10.12.16
Почему Россия позволяет унижать и дискредитировать себя?
NB!
10.12.16
«Вольсбург» продолжает опускаться в зону вылета
NB!
10.12.16
Запад снял с Порошенко иммунитет от «свободы слова»
NB!
10.12.16
Порты: Россия хочет повоевать с Прибалтикой за белорусский нефтетранзит
NB!
10.12.16
Репрессии в Минске: о чём на самом деле идёт речь
NB!
10.12.16
«Фараон» Ортега, «мутный» миллиардер и никарагуанская авантюра
NB!
10.12.16
Репрессии в Минске: Эксцесс исполнителя? Кому это выгодно?