Политическое объединение "За права человека в единой Латвии" (ЗаПЧЕЛ) 12 января объявило об очередной попытке внесения поправок в Закон об образовании с целью отмены пресловутой реформы средних школ национальных меньшинств-2004, сообщает корреспондент ИА REGNUM. Напомним, преподавание в старших классах средних школ с началом текущего учебного года в Латвии переведено в основном на латышский язык в пропорции 60% предметов на латышском языке и 40% - на родном. На сегодняшней пресс-конференции в парламентской фракции ЗаПЧЕЛ журналистам рассказали о негативных последствиях реформы, которая привела к резкому ухудшению качества обучения в русских школах. Суть же законодательной инициативы объединения в том, что если более половины учащихся не желают учиться преимущественно на государственном языке, то язык преподавания должна выбирать сама школа. В поддержку данного предложения в ближайшее время будет организован ряд массовых акций протеста. Параллельно пройдет сбор подписей под заявлением в Суд Сатверсме (Конституционный, - прим. ИА REGNUM) в связи с заявкой 20 депутатов Сейма о признании школьной реформы не соответствующей Конституции республики и международным правовым нормам.

"Дебилизация по полной программе"

Прежде чем перейти к деталям председатель парламентской фракции ЗаПЧЕЛ, сопредседатель объединения и доктор педагогики Яков Плинер еще раз напомнил, как в Латвии развивались события в сфере образования. Так, в 1991 году после восстановления государственной независимости в республике был принят Закон об образовании, который гарантировал обучение на латышском языке и не запрещал учить детей на других языках. Но в 1995 году Сейм внес законодательные поправки: преподавать на латышском не менее двух предметов в основной школе национальных меньшинств и не менее трех - в средней. При этом каких-либо исследований или научных экспериментов не проводилось. В свою очередь в 1998 году был принят ныне действующий Закон об образовании, определяющий, что, начиная с 1 сентября 2004 года, обучение в старших классах средних школ и первых курсов ПТУ происходит только на государственном языке. Я. Плинер подчеркнул, что вновь не проводилось никаких исследований, между тем, национальные меньшинства о подобной реформе власть не просили. И лишь после ряда беспрецедентных массовых акций протеста слово "только" в законе было заменено пропорцией 60:40. "На сегодняшний день мы имеем печальные результаты в образовании, - рассказал доктор педагогики. - В Латвии среднее образование среди 22-летних имеют только 71,2% - это самый низкий показатель из десяти новых стран-членов ЕС. Около 19% детей учебу бросают. Я уверен, что при переходе преимущественного на государственный язык обучения, через год-другой таких детей будет в два раза больше. В целом по Латвии, с так называемым "волчьим билетом", то есть без аттестата основную школу в прошлом году окончили 2300 ребят, что на сотни человек больше, чем годом ранее. В вечерних школах и того хуже - их заканчивают около 50% учащихся".

По данным Я. Плинера, 34,1% от всех преступлений сегодня приходится на несовершеннолетних. "В виду отсутствия необходимых исследований я имею право предположить, что часть этих детей бросают школу, потому что не могут учиться билингвально и преимущественно на государственном языке, - заметил он. - Что касается групповых преступлений, то на долю несовершеннолетних их приходится 40,3%". По словам сопредседателя ЗаПЧЕЛ, в прошлом году до 1 сентября по разным причинам из школ уволилось 860 учителей, а пришли в школы 244 молодых специалиста после вузов и 269 учителей - студентов. "Это студенты-недоучки: им еще нужно учиться преподавать на родном языке", - пояснил Я. Плинер. Он привел статистику, свидетельствующую, что усилия чиновников и методистов повысить качество знаний государственного языка учащихся школ нацменьшинств к серьезным позитивным результатам пока не привели: "В среднем 55,9% учащихся основной школы и 43,6% средней школы имеют уровни от 1 до 6 баллов по десятибалльной шкале. Это явно недостаточно для изучения предметов на государственном языке в средней школе и можно предположить, что значительная часть детей, которые могли бы окончить школу, этого не сделают, а упомянутые 43,6% не получат качественное среднее образование, если оно будет продолжаться преимущественно на государственном языке. Катастрофически низки уровни результатов выпускных экзаменов по родному языку учащихся. Ухудшается качество знаний по естественным наукам. Например, от 1 до 6 балов на выпускном зачете по естествознанию получили 71,3% наших учащихся".

По словам Я. Плинера, первые месяцы текущего учебного года показали однозначную картину: практически во всех школах не хватает учебников на русском языке, возросла перегрузка учащихся. "На уроках работа сводится к поиску ответов на примитивные вопросы в учебнике, и переписываю их в тетрадь с дальнейшим зазубриванием, - привел он пример. - Очень много времени у детей занимают переводы с одного языка на другой, они отвечают на ломанном латышском, а мышление на русском языке не развивается. Нет качественного усвоения знаний. В результате нет ни знания предмета, ни латышского языка. Я это называю дебилизацией по полной программе. Поэтому реформа в нынешнем виде должна быть отменена, школам следует самим выбирать языки преподавания. По последним исследованиям Балтийского института социальных наук 80% родителей реформу не приемлют".

ЗаПЧЕЛ за оптимизацию языка обучения

Суть законодательной инициативы ЗаПЧЕЛ пояснил член координационного совета объединения Эдуард Жемайтис-Дзицевич. Она сводится к повышению самостоятельности школьных советов в целях привлечения к участию в вопросе выбора языка обучения родителей и учащихся. 10 февраля у здания Сейма по этому поводу будет организован пикет, на который, по словам политика, соберется около 500 школьников старших классов и их родителей. Не останутся в стороне и самоуправления - на предстоящих муниципальных выборах Э. Жемайтис-Дзицевич выдвинут от ЗаПЧЕЛ кандидатом на пост вице-мэра Риги. "В данном контексте важнейшая составная часть программы ЗаПЧЕЛ - это борьба за оптимизацию языков обучения, ликвидация тех перекосов, к которым привела реформа, - пояснил кандидат в депутаты. - Настолько, насколько это будет возможно в рамках уже существующих полномочий города, а также тех инициатив, которые, на наш взгляд, Рижская дума должна выдвигать адресно Сейму. Наши усилия будут направлены и на то, чтобы школы с русским языком обучения не пострадали в плане финансирования по сравнению с латышскими школами. Но стратегическое направление наших усилий будет сводиться к тому, чтобы школа, совет школы, родители могли реально участвовать в регулировании учебного процесса, в том числе и в выборе языка обучения".

Между тем, депутат Сейма от ЗаПЧЕЛ, председатель партии "Равноправие" Владимир Бузаев напомнил, что в июне 2004 года 20 депутатов Сейма от левых фракций подали в Суд Сатверсме заявку, требующую признать так называемую школьную реформу не соответствующей Конституции и международным обязательствам Латвии. В заявке, которую уже готовятся рассматривать, в частности был упомянут прецедент - приговор Европейского суда в Страсбурге по делу "Кипр против Турции" мая 2001 года. Напомним, правительство турецкой части острова ликвидировало систему среднего образования на греческом языке, и суд признал, что эта деятельность противоречит Европейской конвенции о правах человека. В свою очередь представители ЗаПЧЕЛ и Штаба защиты русских школ сейчас пытаются добиться, чтобы Суд Сатвесрсме рассмотрел иск парламентариев в открытом процессе. Для чего идет сбор подписей под соответствующими индивидуальными заявлениями, которые заканчиваются словами: "Я полностью поддерживаю требования заявителей и с учетом несомненной общественной значимости вопроса прошу рассмотреть дело в публичном процессе". По словам В. Бузаева, данный шаг преследует две цели: во-первых, просто ознакомить людей с аргументацией 1/5 части депутатов парламента, разъясняющей юридическую необоснованность данной реформы, а, во-вторых, добиться открытого процесса. "Знакомясь с аргументацией, люди своим подписями подтверждают, что они за открытый процесс, - пояснил депутат. - Заявления передадут в суд 18 января накануне его распорядительного заседания, где решиться, то ли все это рассмотрят келейно, то ли заявителям дадут возможность высказать свои доводы, и будет приглашена пресса".

Как предполагает В. Бузаев, за оставшуюся до 18 января неделю заявлений будет собрано относительно немного - порядка тысячи. "Но это будет наиболее массовая подача писем в суд Сатверсме за всю его историю, - подчеркнул он. - Надеюсь, что это будет и первой разминкой перед массовым референдумом в старших классах русских школ о свободе выбора языка образования. Если в каждом классе более половины учащихся своими подписями удостоверят, что они хотят учиться на русском языке, тогда закон их освобождает от процентовки 60:40". Однако, по словам В. Бузаева, реально такая инициатива станет возможной только в случае, если активисты Штаба защиты русских школ дойдут до большинства старших классов, а в одной Риге их примерно 1000. Поэтому окончательное решение - проводить или не проводить подобный референдум будет принято в ближайшие дни. А в заключение пресс-конференции слово вновь взял Я. Плинер: "Мы не против латышского языка, мы не против латышей, мы выступаем за настоящее и будущее наших детей и внуков, за их право в основном или преимущественно учиться на родном языке, и хорошо изучать и знать латышский язык".