Соблюдение конституционных прав граждан на свободу и личную неприкосновенность находится под постоянным прокурорским надзором. На выявление и пресечение их нарушений направлены прокурорские проверки соблюдения состояния административного задержания граждан органами внутренних дел, результаты которых на днях были рассмотрены на расширенном заседании коллегии прокуратуры республики.

Согласно закону административное задержание граждан может применяться исключительно в связи с административными правонарушениями и допускается только в целях их пресечения, установления личности, составления протокола об административном правонарушении, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дел и исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях и по общему правилу может длиться не более трех часов. Более длительные сроки административного задержания допускаются в исключительных установленных законом случаях Обязательным атрибутом административного задержания является составление протокола об административном задержании. По просьбе лица, задержанного за совершение административного правонарушения, о месте его нахождения уведомляются его родственники, администрация по месту работы или учебы. О задержании несовершеннолетнего уведомление его родителей или лиц, их замещающих, обязательно.

Проверки показали, что органами милиции Марий Эл допускаются неединичные случаи нарушений оснований, порядка и сроков административного задержания.

Распространенный характер имеют факты административного задержания при отсутствии в действиях задержанных признаков административного правонарушения. Так, например, в дежурную часть Центрального отдела милиции УВД г.Йошкар-Олы был доставлен и задержан в административном порядке гражданин за отказ платить за стрижку. Сотрудниками Заречного ОМ применено административное задержание за то, что гражданин "шатался" на территории садоводческого товарищества "Мичуринец" с неизвестной целью, а также за нарушение паспортно-визовых правил, что ныне действующим законодательством не предусмотрено в качестве основания для административного задержания. Сотрудниками Звениговского РОВД произведено административное задержание за мелкое хулиганство гражданина, в отношении которого впоследствии при рассмотрении дела судом административное производство было прекращено за отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.

При этом в райотделе милиции он содержался свыше 10 часов, протокол об административном задержании не составлялся. Ему было отказано в просьбе сообщить родным о его месте нахождения. Нарушения сроков административного задержания были выявлены при проверках в Куженерском и Советском РОВД. Сотрудниками милиции зачастую игнорируются требования административного законодательства об обязательном составлении протокола об административном задержании. Так, по книгам учета лиц, доставленных в дежурные части ЛОВД на ст. Йошкар-Ола и в аэропорту Йошкар-Ола, по состоянию на 26-27 апреля 2002 года в отдел милиции на станции Йошкар-Ола было доставлено и задержано в административном порядке 1166 лиц, в отдел милиции в Аэропорту Йошкар-Ола - 172 лица. Протоколы об административном задержании в отношении задержанных не составлялись. Не составлялись также эти протоколы в отношении несовершеннолетних. В отношении 3 лиц составлены протоколы об административном задержании сотрудниками Горномарийского РОВД, хотя за 4 месяца текущего года в РОВД было доставлено за совершение административных правонарушений с последующим административным задержанием 43 лица. Из 44 граждан, задержанных сотрудниками Куженерского РОВД за совершение административных правонарушений, протоколы об административном задержании составлены только в отношении 13 граждан. Подобные факты имеют место в Новоторъяльском, Медведевском, Звениговском, Советском РОВД, Волжском ГОВД, УВД г. Йошкар-Олы (ЦОМ, Заречном и Заводском ОМ), Красногорском ОМ. В Оршанском, Медведевком, Горномарийском РОВД, ЛОВД ст. Йошкар-Ола, ЦОМ УВД г. Йошкар-Олы не всегда родители несовершеннолетних уведомляются об административном задержании их детей, хотя это является обязательным.

Составленные сотрудниками милиции протоколы об административном задержании по своему содержанию во многих случаях не отвечали установленным законом требованиям. В них зачастую не указывались полные сведения о личности задержанного, время и мотивы задержания, время освобождения. Нередко в протоколах отсутствовали подписи должностного лица, составившего протокол, и задержанного. Эти нарушения установлены в Юринском, Сернурском, Мари-Турекском, Звениговском, Новоторъяльском, Медведевском, Куженерском, Волжском РО(ГО)ВД. Вскрыты нарушения административного законодательства в части производства личного досмотра и досмотра вещей задержанных Личный досмотр задержанных зачастую производился либо в отсутствии понятых ( Заводской, Заречный ОМ УВД г.Йошкар-Олы, Волжское, Мари-Турекское РОВД), либо в присутствии лишь одного понятого (Куженерское, Сернурское РОВД, ЛОВД ст. Йошкар-Ола). Нередко понятыми являлись лица различного с задержанным пола. Так, в Новоторъяльском РОВД досмотр задержанной в административном порядке женщины произведен дежурным по РОВД в присутствии двух понятых мужчин. Подобные нарушения имели место в Оршанском РОВД, ЛОВД станции Йошкар-Ола). Нарушения закона при административном задержании граждан вызывают обоснованные жалобы на действия сотрудников милиции.

Напоминаем, что административное задержание, личный досмотр, досмотр вещей и изъятие вещей и документов могут быть обжалованы заинтересованным лицом в вышестоящий орган (должностному лицу) или прокурору.

По результатам проведенных прокурорских проверок внесено 20 представлений, прокуроры потребовали привлечения к дисциплинарной ответственности за нарушения служебных обязанностей 58 сотрудников милиции. Коллегия потребовала от горрайпрокуроров усиления прокурорского надзора за соблюдением закона при производстве административного задержании граждан, своевременного и решительного пресечения фактов нарушений их конституционных прав на свободу и личную неприкосновенность.