С 1 января 2005 года Тюменская область перешла на новую систему бюджетного финансирования. Государственные деньги для бюджетных организаций перестали быть гарантированы - за право их получения нужно побороться, доказать свою состоятельность и эффективность работы. Таким образом, начинает обретать свой истинный смысл старая поговорка: "Кто не работает, тот не ест".

Cспециалисты уже назвали этот процесс микрореволюцией в управлении бюджетными расходами, где во главу угла с одной стороны ставится конкурсная основа на получение казенных денег и самостоятельность бюджетных организаций, а с другой - отстранение чиновников от процесса контроля расходования бюджетных средств бюджетополучателем. Теперь в их задачу входит лишь контроль за результатом их расходования.

По мнению власти, такой подход раскрывает предпринимательский и управленческий потенциал руководителей бюджетных структур, дает новые возможности для стимулирования труда подчиненных, освобождает бюджет от необоснованной излишней нагрузки.

Главный финансовый документ региона на 2005 год впервые за много лет сформирован не по принципу затратности, а по принципу нормативности и госзаказа, т.е. конкуренции. Вопрос финансирования вышел на принцип эффективности: кто эффективнее работает, тот и получает бюджетные деньги. Теперь средства будут выделяться под конкретный результат, а значит, деньги получит тот, кто докажет, что именно он сможет выполнить определенные услуги лучше, качественнее, интереснее.

Об этом говорил на предновогодней пресс-конференции начальник правового управления администрации Тюменской области Владимир Ульянов. Комментируя законодательные перемены в регионе, он отметил: "Мы не можем быть государством, которое платит за то, что есть, а не за то, что лучше и качественнее. Совсем не обязательно в каждом городе должен быть стандартный набор - 2 музея, 3 театра, 5 еще чего-то и т.д. Бюджетные организации должны перестраиваться на новый режим работы. Либо они вживаются в эти условия, либо они лишаются бюджетного финансирования".

И все же перевод муниципальных учреждений на новые организационно-правовые рельсы стал поводом для долгих дискуссий. Отлучение бюджетных структур от казенных денег и их перевод в статус автономных некоммерческих организаций вызвал массу споров, многочисленных домыслов и страхов. Аббревиатура АНО задолго до принятия законов и тем более их реализации стала почти ругательным выражением среди работников бюджетной сферы.

Впрочем, Тюменская область уже опробовала новый принцип работы не только в теории, но и на практике. Тюменская филармония вот уже полгода работает в статусе АНО. Она стала не только в Тюменской области и УрФО, но и во всей России первым концертным учреждением, перешедшим на новую организационно-правовую систему. Уже сейчас можно говорить, что эксперимент удался. Сложный этап позади и теперь филармония делится опытом с коллегами не только местных культурных организаций, но и представителями со всей России.

По словам директора тюменской филармонии Михаила Бирмана, переход в новый статус заставил иначе взглянуть на собственную деятельность, многое изменить в структуре филармонии.

"Мы сейчас более сориентированы на повышение доходности предприятия. Каждый концерт для нас - это коммерческий риск: удастся ли наполнить зал, собрать необходимое количество средств, чтобы оправдать все расходы на гастроли и оплатить гонорары артистам, окупить все затраты. Если мы этого не сделаем, то нам никто не поможет и в нашем бюджете образуется огромная брешь. Поэтому за каждым концертом стоит громадный труд большого коллектива, особенно если взять концерты классической музыки. Очень сложно обеспечить продажу билетов на эти концерты и оправдать их с точки зрения экономики. И, тем не менее, это наша основная деятельность. Если взять из всей массы концертов - 80% - это выступления просветительского направления. И мы не снимаем с себя этой обязанности, мы не идем по линии наименьшего сопротивления и пытаемся зарабатывать на вечном и разумном", - рассказал Михаил Бирман.

Руководитель тюменской филармонии в новом режиме работы, несмотря на все трудности, видит много плюсов. Во-первых, изменилась система заработной платы, поскольку не стало единой тарифной сетки, оплата труда привязана к конечным результатам деятельности. Все, кто занимается организацией концертной деятельности, получают процент от дохода по принципу - как работаем, так и живем.

"В условиях полного контроля за финансовыми средствами со стороны учредителя, казначейства и т.д. заниматься предпринимательской деятельностью было практически невозможно. У нас просто были связаны руки. Сейчас мы получили финансовую свободу, свободу в распределении средств: теперь мы самостоятельно зарабатываем и сами распоряжаемся этими деньгами", - подчеркнул Михаил Бирман.

Кстати, сразу же после перехода в АНО филармония посчитала возможным и нужным сразу же увеличить заработную плату всем работникам на 50%. При этом учреждению удалось сохранить все творческие коллективы и не сократить ни одного сотрудника филармонии.

Вторым весовым преимуществом, которое получила филармония в новом статусе - свобода в творческом плане. "Сейчас наши отношения с учредителем, функции которого выполняет комитет по культуре администрации Тюменской области, только договорные. Они не вмешиваются в нашу творческую жизнь. Конечно, в части госзаказа учредитель нас контролирует. В остальном - мы свободны".

Говоря о минусах нового режима работы, Михаил Бирман констатирует факт - получив свободу, потеряны гарантии и поддержка. Ведь со временем на рынке может появиться более сильный конкурент и тендер на государственный заказ филармония уже не выиграет или этого заказа просто может не быть. "В Уставе прописано - если мы плохо работаем и находимся на грани разорения, то учредитель не несет никакой ответственности", - добавил М.Бирман.

Тем не менее, он уверен, что перестраиваться на рыночные отношения необходимо. "Искусство - очень дорогая вещь. В рыночных условиях искусство тоже становится интеллектуальным духовным товаром. Ведь любое учреждение культуры - это досуговая организация, и мы должны конкурировать и сражаться за досуговое время граждан. Тут уже все зависит от организации мероприятия - что выберет человек, куда он пойдет - смотреть представление с африканскими слонами или слушать органную музыку, выберет концерт эстрадной звезды, театральную постановку или клубную тусовку. Здесь уже проявляется умение работать, умение преподнести, здесь вмешивается модное слово пиар. Мы здесь все конкуренты в борьбе за слушателей, зрителей", - считает Михаил Бирман.

По мнению директора филармонии, должна поменяться сама психология людей и интенсивность деятельности, которую нужно направить в нормальное русло: "Люди боятся потерять гарантии. Государственное финансирование было хоть и маленьким, но стабильным. Люди бояться новизны, они волнуются, как они будут жить дальше, смогут ли они существовать в рыночных условиях, смогут ли руководители как менеджеры это обеспечить. Это совершенно другой уровень мышления, менеджмента. Но надо заниматься этим бизнесом, надо овладевать и быть нормально работающим субъектом в этом концертном рынке, надо уметь жить в рыночных условиях. И не надо бояться этого и привыкать, что концертная деятельность - это концертный бизнес".

В то время как Тюменская филармония уже привыкла к новому статусу и к новым условиям работы, другие бюджетные организации области только еще начинают менять привычный уклад жизни. Например, директор Тюменского театра кукол и драмы Владимир Коревицкий смотрит в будущее с оптимизмом, утверждая, что опасений нет.

"Мы находимся в стадии процесса изменения всей жизни. Другое общество, другая социально-экономическая система, другие модели взаимоотношений. Тут выбор такой: либо ты не участвуешь в этом, либо участвуешь. Но если участвуешь, ты должен не просто верить, но и стараться что-то сделать, чтобы минимизировать возможные проколы и недостатки. Профессионалы должны очень внимательно и скрупулезно принимать участие в вариантах разработки проектов законодательных актов, их реализации и т.д. Если ты что-то хочешь изменить, нужно стараться трезво смотреть на мир и на все происходящие процессы, и заниматься своим делом, хорошо еще, если ты его любишь", - так прокомментировал в процесс перехода театра в АНО Владимир Коревицкий.

Все новое всегда непонятно и сложно. Оно пугает и смущает, кажется, на одной чаше весов концентрируется все отрицательное и неприемлемое, а другая - пуста. Процесс перехода на другие финансово-правовые отношения между бюджетными организациями и властью только-только начинается. Конечно, не обходится без ложки дегтя, но люди с надеждой смотрят в будущее, ждут позитивных перемен и лучшей жизни. Какая чаша весов перевесит - время покажет.