Монетизация льгот и поиски пропавших улан-удэнцев - жертв цунами: Бурятия за неделю

Улан-Удэ, 12 января 2005, 13:40 — REGNUM  

"Родные Борголовых не теряют надежды". Как пишет еженедельник "ИнформПолис", "Сергей Борголов, генеральный директор бурятского филиала Сибирьтелеком, ОАО "Электросвязь", пропал вместе с женой и сыном на острове Кхаолак в Таиланде. Отель, в котором остановились на отдых улан-удэнцы, полностью разрушен цунами, обрушившимся на Юго-Восточную Азию в канун Нового года. Наталья, Сергей и их девятилетний сынишка Владислав официально числятся пропавшими без вести, заявляет МИД России.

На место трагедии выехали брат Сергея Петровича Владимир и начальник службы безопасности ОАО "Электросвязь". Несмотря на то, что гостиница "Софитель", где остановились улан-удэнцы, практически стерта с лица земли, родные не теряют надежды отыскать семью Борголовых. "После осмотра места происшествия, где произошла трагедия, мы приняли решение продолжать работу по розыску моего брата, - сказал Владимир в интервью корреспонденту Первого телеканала. - "Отрабатываем все имеющиеся госпитали, которые находятся в округе Кхаолак, все места, где собираются люди, которые остались без жилья, где могут находиться раненые и, может быть, в беспамятстве и так далее".

Давая интервью телеканалу НТВ, Владимир Борголов показал семейные фотографии: Сергей с женой у моря, в ресторане и маленький Владик. Они любили Таиланд и приехали сюда на Новый год в третий раз. Брат до сих пор не верит в произошедшее. Надеются на чудо и Олеся, старшая дочь Борголовых, вместе с мужем и бабушкой. Ждут возвращения своего гендиректора и сотрудники "Электросвязи". В настоящее время на развалинах отеля "Софитель" работают российские спасатели. В оперативном штабе не исключают, что им удастся обнаружить еще какие-либо следы россиян".

"Монетизация льгот свершилась тихо и мирно, недовольны только милиционеры". Как пишет еженедельник "Номер один в Бурятии", "первыми, кто начал работать в послереформенных условиях, стали кондукторы. Как известно, с 1 января проезд для всех категорий граждан, включая пенсионеров, ветеранов и инвалидов, стал платным. Но, вопреки многим ожиданиям, льготники "платный проезд" восприняли с пониманием, социального взрыва не произошло. Корреспонденты еженедельника убедились в этом сами, проведя не один час в городских трамваях, где монетизация вроде бы должна была наиболее заметно ударить по льготникам.

Четверг, 6 января. 13.00. Трамвай №4. В салоне не очень много народу, в основном пенсионеры. На остановке "Республиканская больница" в салон входят два пенсионера. Остальные пассажиры провожают их любопытным взглядом. "Оплатите, пожалуйста, проезд". Дедушка отработанным за долгие годы движением достает из внутреннего кармана удостоверение. Кондуктор некоторое время стоит в изумлении и подбирает слова. "Разве вы не знаете о монетизации льгот? Платный проезд теперь отменен. Вам нужно заплатить 5 рублей или купить проездной билет". "Так что же это за реформа такая? Мне объясняли, что монетизация льгот - это когда мне вместо льгот деньги выдают, а получается, что я теперь сам за свои льготы должен платить?". Сидевшие в салоне бабушки не выдержали такой непросвещенности и стали объяснять, что это за реформа такая и в чем ее смысл.

"Вообще-то пожилые люди у нас очень дисциплинированные", - рассказала корреспонденту кондуктор трамвая Вера Ивановна. - "Проблемы только с пьяными возникают, а в основной массе люди подготовлено подошли к реформе, даже если кто-то ругаться начинает, другие пассажиры в салоне встают на защиту кондуктора, помогают объяснить, о реформе друг другу сами рассказывают. Готовиться пенсионеры к реформе начали еще в декабре. Многие получили перед Новым годом пенсию и сразу купили проездные билеты за 95 рублей".

"Раньше мы вообще мало продавали пенсионных проездных билетов, за месяц, может, пару штук. А тут в день по 20 продаем", - рассказывает диспетчер управления трамвая, - "удивительно, но пенсионеры, ветераны с пониманием к реформе относятся, очень дисциплинированно, а вот "молодые" льготники ругаются. Но и их можно понять. Для них проездные гораздо дороже стоят - 220 рублей".

К самому болезненному - переходу от удостоверений до взимания платы за проезд в управлении трамвая начали готовиться заранее. Прежде всего, провели инструктаж с кондукторами: объяснили, что за реформа и как работать с гражданами в новых условиях. За неделю до Нового года кондуктора стали предупреждать граждан о том, что с 1 января отменяется льготный проезд. Так же водители трамваев регулярно читали объявления о реформе по трамвайному громкоговорителю. А с 25 декабря 2004 года во всех трамваях появились объявления, предупреждающие граждан все о том же. "Некоторые еще проездные не купили, но деньги готовят заранее. Вот только не все еще пенсию получили и не все могут сейчас проезд оплатить", - рассказывает кондуктор Сергей Геннадьевич, - "мы их жалеем, не берем пока с них деньги. Они люди ответственные: как получат пенсию, сразу купят проездной".

"На сегодня вопрос решен по всем категориям граждан, кроме детей-сирот. Мы так кондукторам и объяснили, что до 15 января дети-сироты будут ездить, как и раньше" - рассказывает наставник кондукторов Татьяна Иннокентьевна, - "а что будет потом, пока не ясно. До сих пор нерешенным остается и вопрос с милицией. Раньше сотрудники МВД могли, как и льготники, ездить в общественном транспорте бесплатно. Сейчас они не внесены ни в один реестр получателей компенсаций, а значит льготы для них отменены".

"Пенсионеры уже все проездные имеют, проезд оплачивают, редко, кто встретится возмущающийся", - рассказывает кондуктор Вера Ивановна, - "молодцы пенсионеры наши, ответственные. Они знают, что раз трамваи работают, значит, они должны что-то зарабатывать. Вот только милиция не хочет оплачивать проезд. Категорически отказываются. Объясняют просто: "Мы как ездили бесплатно, так и будем ездить бесплатно, мы этого закона в глаза не видели, ничего не знаем".

А что поделать с такими? Трамвай - это такое место, где можно встретить все категории льготников: от ветеранов Великой Отечественной войны до детей-сирот. Раньше практически все они ездили по удостоверениям, то есть бесплатно. Теперь кондукторы требуют с льготников, так же как и со всех остальных граждан установленную оплату за проезд - 5 рублей или проездной билет. Вопреки многим ожиданиям с вступлением в силу закона о монетизации льгот социального взрыва не произошло. Народ на улицу не вышел, революцию не устроил и даже в трамваях ветераны, инвалиды хоть и признают, что ездить за деньги все равно, что последние крохи от сердца отрывать, но проезд оплачивают, как и все остальные".

"Реформа застала льготников врасплох". Как пишет еженедельник "ИнформПолис", "ситуация сложилась непростая. Пенсионеры, которые обычно получают деньги по графику до 10 января, свои кровные вместе с ежемесячными денежными выплатами увидели уже до Нового года. Остальным положенные выплаты будут разносить только с 11 января. Льготы же на проезд были отменены с 1 января. Поэтому те, кто раньше ими пользовался, возмущаются, когда кондукторы просят их оплатить проезд.

"У меня пенсия только 18 декабря, я и так еле-еле концы с концами свожу", - волнуется Галина Иннокентьевна, женщина с усталым и недовольным лицом в сером искусственном полушубке. - "Мне надо каждый день на уколы ездить. Вот моя знакомая пенсию получила еще в декабре, а я, получается, буду почти месяц из собственного кармана платить". Тем не менее, деньги за билет протягивает кондуктору. Галина Андреевская, пассажирка трамвая №4, получает пенсию 12 января, но за проезд заплатила без лишних напоминаний. "А куда деваться?" - спокойно говорит она. - "Трамвай - основной транспорт, на маршрутке еще дороже".

У кондукторов свои соображения по поводу социальных нововведений. "А мы что сделаем, это же не мы решение принимали, а государство", - объясняет Валентина Валерьяновна, кондуктор трамвая №7. - "Хотя многие пассажиры уже проездные купили. У нас вообще народ терпеливый, ко всему привычный". По словам ее коллег, возмущаются действительно немногие, в основном предпочитают платить. Правда, некоторые пассажиры говорят, что у них вообще нет денег - пенсию-то пока не принесли. Таким "зайцам" пока стараются идти навстречу. "Не будешь же бабушку из трамвая выталкивать", - говорит Анна, кондуктор трамвая №7, приветливая женщина лет тридцати.

Однако бывают ситуации, когда пассажиры ведут себя вызывающе и оскорбляют кондукторов. Тут уж работники транспорта отвечают по-разному, в зависимости от характера и воспитанности. Трамвайным кассирам, которые никакого отношения к монетизации не имеют и ответственности за нее не несут, остается только ждать, пока льготники постепенно привыкнут к тому, что платить за проезд все-таки нужно".

"В дацане на Верхней Березовке начинается строительство уникального храма - макета буддийского рая". Как пишет еженедельник "ИнформПолис", "Деважин-дуган будет представлять собой трехэтажное кирпичное здание традиционной храмовой архитектуры. В нем поместится модель рая Будды Амитабхи - Будды Безграничного света. Еще этот рай называется Сукхавати, в переводе с санскрита - "счастливая страна" или "чистая земля". По представлениям буддистов, это своего рода параллельный мир. Почва и вода в "чистой земле" благородны, постройки выполнены из золота, серебра, кораллов и драгоценных камней. Обитатели Сукхавати, люди и боги, там же достигают нирваны - состояния высшего блаженства и полного покоя. Но Сукхавати - это не нирвана, а промежуточное состояние на пути к ней, место, где каждый день восходит солнце. Все обитатели Сукхавати живут неизмеримо долго и наслаждаются беспредельным счастьем, утверждается в священных буддийских текстах.

Раз в месяц, 15 числа по лунному календарю, в новом дугане будут проходить молебны, способствующие перерождению живых существ в чистых землях. "Верующие часто задают мне вопрос: "А зачем строить еще один храм?", - говорит Баир Цыбиков, гэбгы-лама дацана на Верхней Березовке. - "Но дацан - это не один храм, а комплекс дуганов по философии, тибетской медицине, Калачакре, с типографией и т.д. Сейчас построены и действуют только два дугана. Первый взнос в новое строительство внес хамбо-лама, он выделил средства на оплату проектной сметы".

Баир-лама сообщил, что глава буддистов России благословил братьев Германа и Олега Харахиновых, владельцев компании "Гевс", как основных меценатов строительства Деважин-дугана. "Я занимаюсь бизнесом, а это не только положительные, но и разрушительные эмоции", - говорит Герман Харахинов, генеральный директор фирмы "Гевс". - "Строительство храма - прекрасная возможность проявиться тем, кто ищет себя. В мире все связано, может быть, Деважин-дуган сделает нас чуточку лучше. Я не хочу говорить, что строить будет только "Гевс", хорошо, если присоединятся другие люди, будем строить храм всем миром".

По словам Баира-ламы, участие в возведении храма могут принять все желающие: "Любой верующий может положить свой кирпичик". И это не в переносном, а в буквальном смысле. Сейчас на стройплощадку завезены кирпичи и установлен киоск. Там можно выкупить кирпичик и написать на нем свое имя. Этими кирпичами выложат стены дугана, а так как Деважин-дуган напрямую связан с процессом реинкарнации, участие в этой акции способствует благоприятному перерождению всех жертвователей. Первыми внесли свой вклад ламы дацана "Хамбын хурэ", а также иркутский предприниматель Александр Кобрин, выкупивший целый КамАЗ кирпичей.

Активно участвуют и другие иркутяне, например, Ирина и Илья Минникес, преподаватели Байкальского государственного университета экономики и права. "Положив свой кирпичик, я помогу построить что-то хорошее", - говорит Ирина Минникес. - "Несколько лет назад в дацане на Верхней Березовке стояли только деревянные домики. А сейчас уже два прекрасных капитальных храма, значит, здесь есть жизнь, сюда ходят люди и они во что-то верят. Может быть, поэтому в Бурятии народ гостеприимный и доброжелательный, не такой нервный, как в Иркутске".

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.