«Великий» алтайский Курултай привел к очередному расколу
Горно-алтайская пресса активно обсуждает итоги прошедшего на минувших выходных в Республике Алтай форума, который изначально задумывался организаторами как Улу Курултай (великий съезд) и был призван объединить разрозненные общественные объединения этнических алтайцев. На деле вместо ожидавшихся нескольких тысяч участников в урочище Кабайлу-Межелик собрались около 250 человек, а сам съезд завершился очередным расколом. Оценки дальнейших перспектив этого движения у политиков разнятся, однако в одном они сходятся — попытка объединить алтайскую общественность и тем самым усилить оппозиционные настроения коренного населения провалилась.
По большому счету, эта история началась несколько лет назад с раскола авторитетного общественного движения «Курултай алтайского народа». Весной 2011 года прошел внеочередной съезд этого движения, на котором Эл башчы (руководителем организации, неформальным духовным лидером алтайцев) был избран молодой политик Эжер Татин, занимавший тогда пост вице-мэра Горно-Алтайска. Этот курултай получил неофициальное название «чиновничий». Через несколько дней общественность, не согласная с принятыми решениями, провела свой, альтернативный, съезд. Эл башчы на нем был избран депутат Госсобрания от Кош-Агачского района Урмат Князев. Управление Минюста РФ по Республике Алтай после правовой экспертизы документов не стало регистрировать полномочия ни одного из избранных лидеров, сославшись на многочисленные нарушения. В 2012 году вновь прошло два Курултая. На «чиновничьем» Эл башчы был избран писатель Бронтой Бедюров, на «альтернативном» — депутат горно-алтайского горсовета от КПРФ Василий Кудирмеков. С тех пор эти Курултаи существовали параллельно, преодолеть раскол в организации не удавалось, хотя попытки объединения периодически предпринимались.
В прошлом году занимавший тогда должность секретаря республиканской терминологической комиссии Владимир Торбоков рассказал о планах провести Улу Курултай (великий съезд). По его словам, на этом мероприятии планировалось «упразднить все другие институты самоорганизации алтайского народа, включая зайсанат». «По предварительным подсчетам, на всеобщем съезде будут участвовать несколько тысяч алтайцев всех родов. Основными вопросами станут: защита земли, родного языка и веры. На нем будет избран единый Эл Башчы алтайского народа, главы алтайцев районов и отдельных территорий. Организаторы намерены пожертвовать не менее десяти коней на угощение столь внушительного собрания, — писал тогда Торбоков в Facebook. — Массовый сбор алтайцев проходил в последний раз в начале лета 1904 года в долине Теренг Усть-Канского района. Сход был разгромлен полицией силами русских крестьян и крещеных казахов. Суд над организаторами проходил в Бийске. В историографии эти события трактуются двояко: как реакционное и как национально-освободительное движение алтайского народа».
Параллель с памятными событиями в долине Теренг выглядела для властей весьма настораживающе. Напомним, в 1904 году на Алтае разнеслась весть, что Чету Челпанову и его приемной 12-летней дочери явился Бурхан, который провозгласил скорый приход Ойрот-хана. В долине Теренг вокруг Чета на моления в ожидании скорого пришествия Ойрот-хана стали собираться алтайцы. Озабоченные этим собранием власти мобилизовали окрестных крестьян и направили их на разгром лагеря. Челпанов и другие активисты были арестованы, их обвинили в том, что они «ложно уверяли соплеменников в существовании бога Бурхана, возбуждали к неповиновению русским властям». Суд, проходивший в Бийске в 1906 году, обвиняемых оправдал. Многие алтайцы до сих пор воспринимают события в долине Теренг весьма болезненно и считают их проявлением насильственной колонизации.
При этом необходимо добавить, что незадолго до заявления Торбокова в Республике Алтай прошли выборы главы региона. Победу на них одержал действующий губернатор Александр Бердников, однако в ходе анализа итогов голосования стало очевидно, что районы с преимущественно алтайским населением не поддержали ставленника Кремля. Оппоненты Бердникова в этой ситуации намеревались использовать Улу Курултай как еще один способ дестабилизации обстановки и давления на губернатора.
Примечательно, что в конце прошлого года Бердников назначил «глашатая Улу Курултая» Владимира Торбокова председателем Комитета по информационной и национальной политике. Эта структура, в числе прочего, призвана заниматься вопросами межконфессиональных и межнациональных отношений, курировать работу властей с диаспорами и национальными общественными организациями.
Весной инициаторы Улу Курултая предложили следующий механизм его проведения: Эл башчы двух Курултаев — то есть Василий Кудирмеков и Бронтой Бедюров — должны были сложить полномочия, организации должны были быть распущены, и вместо этих двух структур планировалось создать новую организацию и избрать нового лидера.
Некоторое время казалось, что эта схема устраивает всех, даже власти заявляли, что поддерживают процесс объединения. Улу Курултай был назначен на конец июня, местом его проведения было избрано урочище Кабайлу-Межелик, расположенное близ села Ело в Онгудайском районе Республики Алтай. В этом месте уже на протяжении многих лет проводятся игры Эл Ойын — главный культурно-спортивный праздник Горного Алтая.
Однако в начале июня Курултай под руководством Бронтоя Бедюрова принял решение, что проведет свое собрание в третьем квартале нынешнего года. Тем самым фактически проведение объединенного съезда было сорвано и стало очевидным, что запланированное в Кабайлу-Межелике мероприятие никак не сможет претендовать на статус «великого».
Тем не менее Василий Кудирмеков решил не отказываться от идеи проведения мероприятия, хотя и признал на открытии форума, что он по сути является собранием «альтернативного» курултая. На съезд прибыли 247 делегатов, он длился два дня — 27 и 28 июня. Неожиданно для организаторов и многих местных наблюдателей на второй день лидером организации был избран предприниматель Мерген Теркин из Ело, который является представителем так называемой «каракольской» группировки последователей Ак-Тян (Белой веры). Это религиозное течение, языческое по своей сути, вызывает неоднозначную оценку у местного населения. Некоторые местные авторы обращают внимание на то, что именно «каракольцы» стоят за осквернениями буддистских и христианских святынь в Онгудайском районе, имеют приговоры за религиозный экстремизм и кичатся этим.
Избрание Теркина проходило в напряженной и конфликтной обстановке, пишут местные СМИ. «Голосование проходило следующим образом — сторонники Теркина отходили направо от трибуны, сторонники Кудирмекова — налево. В результате победу одержал Мерген Теркин, сторонников которого оказалось большинство — 141 человек», — рассказывают «Новости Горного Алтая». «Шантаж, угрозы и запугивания — вот их оружие. „Кто не продает Алтай, тот должен голосовать за Теркина“, — вот их призыв к делегатам, собравшимся в урочище Кабайлу-Межелик, — пишет, в свою очередь, газета „Постскриптум“. — А кто же согласится быть „продажным“? Тем более, когда было навязано открытое голосование. „Вы не должны выступать против Алтай Кудая (языческое божество — прим. ИА REGNUM)“, — еще одно указание со стороны новоявленных „черносотенцев“, которому были вынуждены подчиниться те делегаты, которые остались на второй день».
Участник собрания Алексей Куданов в публикации на сайте газеты «Листок» рассказал, что оппоненты «каракольцев» подвергались неприкрытому давлению: большинство «каракольских» делегатов кричали, одна молодая женщина вырвала из рук чемальского зайсана Карыша Кергилова во время выступления микрофон. Ее никто не осадил, наоборот, онгудайские мужчины пришли ей на помощь. После этого делегация Чемальского района покинула собрание, и уже ничто не мешало Мергену Теркину одержать победу. «Стыд и срам было смотреть на беснующихся женщин», — написал Куданов.
«Трудолюбивый фермер, владелец немаленького хозяйства, Мерген Теркин известен онгудайцам как бывший депутат райсовета, — рассказывают о нем в „Листке“. — Он баллотировался на пост главы Онгудайского района, где уступил победу единороссу Мирону Бабаеву, став вторым, а также боролся за кресло депутата республики по сводному округу Онгудайского и Шебалинского районов, где проиграл единороссу-куладинцу Сурдашу Текенову, сыну районного спикера Эдуарда Текенова. Ранее Мерген Теркин состоял в рядах партии „Родина“, но после отказа руководства партии выдвинуть его кандидатом на пост главы Республики Алтай в прошлом году покинул ее ряды. Также известен как один из активистов движения „Ак Jан“ (Белой веры). По-видимому, эти выборы стали для Мергена Теркина решающим моментом. Оказалось, что к ним он подготовился основательно, и победу, как на прошлых выборах, никому отдавать не собирался».
«Мерген Михайлович — ответственный и мудрый человек, — пишет его сторонница Аржана Рыкова. — Он честен и глубоко уважает обычаи, традиции, культуру алтайского народа, своей веры. От того и народ его поддерживает безукоризненно. У него есть твердая опора и надежный тыл за спиной. Дай Бог, чтобы эта опора и тыл поддерживали его до конца, и чтобы этот человек не сломался под систему власти».
Впрочем, очень многие эксперты считают, что победа Теркина на самом деле является пирровой — вряд ли Курултай под его руководством станет влиятельной республиканской организацией. Так, Алексей Куданов пишет: «Религиозное большинство радикальных сторонников Ак-Тян не является представительством алтайского народа. Избрание Эл башчы Теркина фанатиками Ак-Тян по сути является лишь тем, что религиозное сообщество Ак-Тян избрало его своим официальным руководителем». Куданов считает необходимым отменить итоги голосования, провести новый съезд, при этом Теркин должен войти в совет организации как представитель религиозного движения Ак-Тян «и не более».
«Вряд ли деятельность Теркина выйдет за пределы Онгудайского района, — пишет один из комментаторов на сайте „Новости Горного Алтая“. — Его группа имеет четко выраженную религиозную направленность, причем местечковую, и не поддерживается большинством алтайцев… Кудирмеков в любом случае является фигурой республиканского масштаба, и мог привлечь в свои ряды недовольных нынешним положением людей титульной национальности. А вот чтобы вступить в Курултай Теркина, нужно разделять их религиозные убеждения. В ближайшее время оттуда люди разбегутся, но каракольцы власть все равно не отдадут. Так что вместо объединения мы получим в итоге еще один Курултай алтайского народа».
«Василий Кудирмеков не стал возмущаться, признав победу Теркина, и вот так у алтайцев появился третий, или четвертый, или пятый, я уже со счета сбился, Курултай», — иронизирует алтайский журналист Амыр Айташев, рассказывая о съезде. О том, что Кудирмеков «достойно передал свои полномочия», пишет и Аржана Рыкова. Более того, она пытается представить нового лидера продолжателем дела бывшего руководителя Курултая: «Василий Кудирмеков на протяжении своей деятельности постоянно работал вместе с Мергеном Теркиным. Основной его опорой и наставником был именно этот человек. Они вдвоем работали за интересы народа».
Впрочем, сам Василий Кудирмеков публично пока не комментировал случившееся, однако известно, что люди из его окружения уже подготовили жалобу в Минюст с перечислением многочисленных нарушений при проведении съезда. Не исключено, что принятые в Кабайлу-Межелике решения будут признаны незаконными.
Говоря о политическом значении прошедшего съезда, стоит отметить, что многие считают случившееся «победой правящего класса». «Полной победой завершилась многолетняя борьба родственно-кланового аппарата чиновного люда алтайской национальности и главы региона по ликвидации Курултая алтайского народа, названными недругами „кудирмековским“», — считает, например, Алексей Куданов.
«Газетные заголовки говорят сами за себя — „Курултай ни о чем“, „Все альтернативнее и альтернативнее“, „Улу Курултай получился потешным“. Конечно, это провал той работы по объединению Курултаев, которую вели некоторые политики на протяжении последнего года, — отмечает политолог Анатолий Савостин. — Сейчас проигравшие много говорят о том, что при попустительстве властей „легализовались“ экстремистская группировка „актяновцев“, хотя я бы не драматизировал ситуацию — они как сидели в своих долинах, так и останутся там. Курултай у них если и не заберут, то создадут новый, а „актяновский“ курултай станет фактически немногочисленной религиозной организацией. Но, как бы то ни было, идея объединения общественных движений алтайцев, с помощью которого некоторые политики рассчитывали давить на власти, особенно накануне выборов в Госдуму, оказалась дискредитированной: люди сейчас шутят про „наш девяносто девятый курултай“. Видимо, придется выждать еще пару лет, чтобы вернуться к идее объединения».
Курултай алтайского народа был создан в 1997 году, незадолго до первых всенародных выборов главы республики. Первым Эл башчы стал кандидат на пост губернатора Юрий Антарадонов. Впрочем, должность Эл башчы не помогла ему стать главой республики — на выборах он занял второе место, пропустив вперед Семена Зубакина. В 2011 году из-за разногласий по политическим вопросам в организации возник раскол.
Добавим, что в Республике Алтай нет единства и среди представителей коренных малочисленных народов. Несколько лет назад в регионе существовало три объединения, претендующих на статус ассоциации коренных малочисленных народов. Раскол удалось преодолеть лишь в 2012 году, когда прошел объединительный съезд и была создана Ассоциация коренных малочисленных народов Республики Алтай «Звенящий кедр». Однако в прошлом году в связи с выборами главы республики и депутатов Госсобрания противоречия между разными центрами влияния в организации усилились, часть оппозиционно настроенных членов организации попытались сместить Любовь Пешперову с поста президента, но безуспешно. В этом году ее оппоненты создали Ассоциацию коренных малочисленных народов Республики Алтай.
По данным переписи населения 2010 года, в Республике Алтай проживают 206,1 тыс. человек, в том числе 114,8 тыс. русских; 68,8 тыс. алтайцев; 12,5 тыс. казахов. К коренным малочисленным народам — теленгитам, тубаларам, челканцам, кумандинцам — причислили себя 7,7 тыс. человек.