Как сообщила пресс-служба обладминистрации, и.о. директора департамента транспорта и связи администрации Архангельской области Лев Быков прокомментировал итоги работы Архангельского морского порта в ушедшем году и перспективы развития в наступившем:

Введение понижающего коэффициента 0,8 на перевозку железнодорожным транспортом кузнецкого угля на экспорт через порт Архангельск приведет к росту объемов его перевалки. Планируется и рост объемов отгрузки нефтепродуктов. Справится ли наша одноколейная железная дорога с такой нагрузкой?

Участок Обозерская - Исакогорка вызывает у нас некоторые опасения, поскольку он однопутный, к тому же перевозка грузов обеспечивается тепловозной тягой. Однако акционерное общество "Российские железные дороги" в 2004-2005 годах выделяет 55 миллионов рублей на разработку проекта, который предусматривает электрификацию этого участка и создание дополнительных путей на промежуточных станциях для разъезда составов. В свою очередь, мы будем ставить перед РЖД вопрос о необходимости строительства двухпутного железнодорожного полотна на всем участке Обозерская - Исакогорка. Это требование времени, поскольку пойдет нефть с Приводино. ОАО "Роснефть" планирует увеличить отгрузку на экспорт до пяти миллионов тонн нефти в год. Объемы перевалки других грузов через Архангельский порт будут расти. В целом, транспортные предприятия региона имеют значительный объем грузопотока, около 12 миллионов тонн в год.

Можно ли назвать какие-то цифры по объемам перевозок, осуществляемых Архангельским портом?

За 11 месяцев 2004 года порт переработал 5 миллионов 22 тысячи тонн грузов (для сравнения: несколько лет назад не было и трех миллионов). Из них больше миллиона переработано ОАО "Архангельский морской торговый порт". Из общего объема три миллиона триста тридцать тысяч - это наливные грузы. Если раньше мы считали, что основной груз, идущий через Архангельск, - это пиломатериалы, то теперь их не так и много - всего 659 тысяч тонн. Из перспективных грузопотоков можно назвать перевозку контейнеров. Здесь ежегодный рост до 40 процентов. Например, за 11 месяцев прошлого года объем контейнерных перевозок достиг 125 тысяч тонн. Оборудованный на Экономии контейнерный терминал позволяет обрабатывать до 75 тысяч контейнеров в год. Это очень перспективное направление, ведь в контейнере груз доставляется практически от двери до двери, исключаются лишние перевалки. Уже сейчас до Архангельска по суше автомобильным транспортом контейнерных грузов перевозится больше, чем по железной дороге. В контейнерах можно перевозить любой груз, причем полностью обеспечивается его сохранность.

А сколько морских и речных судов обработал Архангельский порт в прошлом году?

За 11 месяцев обработано 2435 судов. Радует, что сейчас Северное морское пароходство - наш основной оператор, имеющий достаточно солидный флот, - взял курс на приобретение судов. За последние два года его флот увеличился на три теплохода. Имеются планы строительства еще двух. Естественно, они приобретают суда для перевозки основных грузов, прежде всего, для пиломатериалов.

Лев Юрьевич, как обстоят дела с дноуглубительными работами на акватории Архангельского морского порта?

Ежегодно на эти работы затрачивается от 40 до 70 миллионов рублей. В 2004 году на углубление подходных каналов порта затрачено 62 миллиона рублей. Впервые за несколько последних лет, помимо судоходного канала, на подходах к порту были проведены дноуглубительные работы на акватории погрузочно-разгрузочного района Бакарица. На каналах достигнуты и поддерживаются проектные глубины 9,2 метра. Вместе с тем, необходимо расширять канал, чтобы облегчить движение судов. Нужно будет начинать эту работу сразу после открытия летней навигации.

И все-таки следует признать, что Архангельск находится в невыгодном положении по сравнению с другими портами...

Да, это так. Во-первых, у нас длинный подходной канал, во-вторых, наш порт замерзающий, и, наконец, небольшие глубины. Например, мы можем принимать только танкеры "двадцатитысячники". Для сравнения: в Мурманск заходят "стотысячники". Если нам углубить канал до 11 метров, то смогут заходить танкеры-"тридцатитысячники", а это сразу скажется на увеличении грузооборота порта. Конечно, на это нужны большие деньги - миллионы долларов. Проект строительства глубоководного причала в районе Сухого моря существует, предпроектную разработку выполнил институт "ЛенморНИИпроект". Конечно, туда надо подводить железную дорогу, достраивать автомобильную, но построить район порта с глубиной канала до 11 метров там вполне реально. Думаю, что в следующем году мы проведем в Архангельске крупное совещание с участием заинтересованных лиц и выясним, нужен ли такой проект. Администрация области рассматривает его, безусловно, как положительный. Это перспектива Архангельска, перспектива порта, это решение многих проблем.

Известно ли, когда состоится следующее заседание Морской коллегии?

Коллегия уникальна тем, что в ее работе участвуют ведущие министры: обороны, транспорта, экономического развития, связи, природных ресурсов - люди, которые могут совместно решать вопросы на межведомственном уровне. Поступило предложение провести в 2005 году четыре заседания коллегии, из них два - выездных, предположительно на Дальнем Востоке, а также в Астрахани или Новороссийске. Уже есть перечень вопросов, запланированных к рассмотрению. Мы в своем регионе на уровне области тоже ежеквартально будем рассматривать серьезные вопросы: по судостроению в Северодвинске, по реконструкции Красной пристани и прочие.

Будет ли восстанавливаться Красная пристань?

Мы обращались за помощью в федеральный бюджет. Пока дело застопорилось из-за того, что один из причалов - № 109 - принадлежит частному предпринимателю. Госимущество пытается вернуть этот причал в госсобственность, дело находится в арбитражном производстве. У нас достигнута договоренность с Росморпортом, что они профинансируют проект реконструкции причала в размере трех миллионов рублей. Но должен сказать, что этот вопрос не интересен Росморпорту и Минтрансу, поскольку причалы Красной пристани перестали использоваться для проведения грузовых работ. Да и пассажирские суда там теперь не швартуются. Поэтому администрации области предложено сделать этот участок продолжением набережной и отремонтировать за счет средств, выделяемых на строительные программы, не связанные с портом. С этим можно согласиться. То есть сейчас нам нужно выполнить проект за счет выделенных трех миллионов, а затем искать деньги на ремонт этого участка набережной.