Руководитель Центра политических и социальных исследований Карелии Анатолий Цыганков прокомментировал для ИА REGNUM таблицу рейтинга влияния российских региональных лидеров и их перспективам сохранить свои посты в результате назначения президентом РФ.

"Критерии, по которым эксперты определяют влиятельность региональных лидеров, а что им еще любопытнее рассмотреть, как мы понимаем, степень перспективности сохранения за действующими губернаторами их руководящих постов, скорее опровергают, чем подтверждают выставленные ими оценку конкретно главе республике Карелия С. Катанандову.

Ни о какой социально-политической стабильности в республике говорить просто не приходится, если знать здешнюю ситуацию. Всю вторую половину прошлого года как раз наблюдался из месяца в месяц усиливающийся рост протестных настроений в обществе, которые в декабре вылились в самый массовый с момента ГКЧП (1991 г.) общегородской митинг в Петрозаводске - не менее 4 тысяч человек пришли на него, потребовав отставки главы Карелии. За все годы правления губернатора Катанандова Карелией более дискомфортной политической ситуации в "мирное время" (не в периоды избирательных обострений) он не переживал. Соответственно оценки по данному показателю могут быть только минусовыми.

Исходя из первого тезиса, а чуть позже мы его еще дополним, категорически нельзя наделять карельского губернатора роль консолидирующей фигуры. В лучшем случае его боится ближайшее его политическое окружение и таят свои дурные мысли о нем представители бизнеса. Безоговорочной поддержкой он пользуется только как "работодатель" для класса госчиновников, но и даже и среди этой группы достаточно тех, кто недоволен его вынужденной политикой экономии на них (не повышается заработная плата в 2005 г.).

Оценочно дискуссионным можно назвать тезис о том, что уход Катанандова с поста губернатора Карелии может иметь негативные последствия. В определенной мере это предположение верно, поскольку нет влиятельного и пользующегося хотя бы относительно широкой поддержкой политической фигуры, способной прямо сейчас на равных конкурировать с Катанандовым. И в этом смысле уход первого лица неизбежно вызовет острейшую конкуренцию в политико-экономической среде, что будет иметь и негативные последствия. Но в силу того, что Катанандов не является именно лидером общественного сознания, а лишь служит чиновником высокого ранга (он ни Тулеев, ни Громов, ни Лужков, ни Илюмжинов - нет у него подобной харизмы), то о чиновнике долго переживать не станут.

Подвижка настроений произойдет лишь в кругу бизнеса. Но именно эта социальная группа сегодня представляет даже большую опасность для губернатора, чем настроение "улицы", открыто требующей его отставки. Есть масса признаков того, что бизнес-элита не довольна Катанандовым, прежде всего, раздражаясь на его неуважительное отношение к их деятельности и плохо скрываемыми преференциями, которые имеют определенные персоны вокруг него. В случае если появится политическая фигура, которая представит реальную конкуренцию Катанандову (ее сейчас нет), то бизнес сообщество в немалой своей части поспособствует обновлению руководящего состава Карелии.

Сложно говорить о высокой личной популярности Катанандова. Этого, конечно, нет. Популярность на страхе наказания не держится. И что еще хуже, прошлый год прошел для руководителя как год коррупционных разоблачений. Катанандов благоразумно первым осуждает коррупционеров от власти, но люди, наблюдая за судебными делами о взяточниках, думают про себя об известной русской пословице про рыбу, которая гниет с головы. Нет претензий к губернатору, но есть постоянно расширяющееся психологическое недоверие к его окружению, которое он и формирует, а значит, и отвечает за него.

Сложно давать оценку отношений губернатора Карелии с Кремлем. Эта закулисная тема. Тут всякая оценка будет лишь оспариваемой догадкой. Потому воздержусь от комментариев. Хотя на уровне византийских пересудов обсуждались ряд анекдотических тем, когда, например, глава Карелии накануне своего дня рождения в 2004 г. надеялся на орден "За заслуги перед Отечеством" более высшей степени, чем ему присвоил президент страны (отметили только IV степенью). Вообще, в этом кругу лиц многие заняты подсчетом "знаков внимания", оказываемых президентом лично главе Карелии. Информация о личном звонке президента В. Путина на квартиру С. Катанандову в день его рождения была распространена в СМИ Карелии как сверхважная.

Думаем в Кремле (тут опять невольно впадаешь в грех допущений) с приязнью относятся к карельскому губернатору. Он не досаждает. Он послушен. Он желает быть на хорошем счету. Как государственный служащий он трудится добросовестно. В целом социально-экономические показатели (статистика) в Карелии хорошие. Карелия ничем не угрожала в 2004 г. федеральному центру (ни сепаратизма, ни голодных бунтов, ни жилищно-коммунальных трагедий). В этой номинации можно дать высокий бал Катанандову.

Как самый высокий балл он заслуживает и за поддержку кремлевских инициатив. Редкую инициативу он, наверное, не сможет принять, объяснив ее своевременность и разумность. Впрочем, это общероссийский симптом губернаторского состояния. Но именно поэтому Катанандов плохой партнер, в смысле он - не полезный советчик. Жизнь приучила его к роли медиатора. Как не надо ждать от него подвоха, так и доброго совета тоже.

На федеральном уровне отношения у Катанандова с первым чиновным эшелоном весьма поверхностные. Никто за сохранение его на посту губернатора биться в Москве не будет. Даже московское карельское землячество (мало влиятельное общественное образование) с молчаливым скепсисом относится к нему, и когда президент Путин озвучил идею назначений губернаторов, то в этой среде о фамилии Катанандова вспомнили не в первую очередь.

К какому выводу можно прийти после всего сказанного. Во-первых, эксперты некорректно оценили губернатора Катанандова (их умозаключения, на наш взгляд, мало основываются на фактических событиях). Во-вторых, размещение средне статистического главы республики в середине списка, по-своему логично, хотя его балльность чрезмерно преувеличена, думается нам. И, в-третьих, в Карелии нет скамейки запасных политиков (претендентов в губернаторы), дожидающихся своей очереди, так что президенту не из кого тут выбирать лучшего и политически близкого. Положение Катанандова в этом смысле весьма завидное. Если ничего сверхординарного не случится, то его вполне могут оставить на третий губернаторский срок, руководствуясь принципом: лишь бы хуже не стало.