Прокуратура Республики Алтай обнародовала справку о результатах проверки хода аварийно-восстановительных работ в районах республики, пострадавших от землетрясения, произошедшего здесь в сентябре 2003 года. Об этом сообщает корреспондент ИА REGNUM в Горно-Алтайске.

Приводим текст справки полностью:

"Проведенной прокуратурой республики в период с 23.12.2004 г. по 25.12.2004 г. проверкой установлено, что на 25 декабря 2004 года работы на территории республики, пострадавшей от землетрясения в сентябре-октябре 2003 г., по ликвидации его последствий характеризуются следующим образом.

По данным Министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального хозяйства республики и ФГУП "Ростехинвентаризация" по Республике Алтай в результате землетрясения в сентябре-октябре 2003 года 1780 человек утратило жилье, для ликвидации последствий землетрясения требуется около 2 млрд. 400 млн. рублей, из которых на строительство жилья (504 домовладения) необходимо свыше 400 млн. рублей. В декабре 2003 года по итогам конкурсов были заключены договоры на строительство только 329 домов, затем в марте, июне 2004 года - еще на 175 домов. Указанные дома, за исключением 40, подлежали сдаче в эксплуатацию "под ключ" в июне 2004 г., к 1 сентября 2004 г. должны быть построены остальные 40 домов. После заключения договоров правительство Республики Алтай более чем в течение полугода не изыскивало средства для финансирования этих работ, пассивно ожидая помощи федерального центра, несмотря на то, что решение таких вопросов статьей 26.3 ФЗ "Об общих принципах законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в первую очередь возложено на органы государственной власти этих субъектов.

Так, распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.11.03 № 1586-р на мероприятия по ликвидации последствий землетрясения из федерального бюджета предусмотрено выделение на условиях софинансирования 535,2 млн.рублей, из которых в 2003 году должны быть перечислены 186,4 млн.рублей.

Обязательства федерального бюджета по 2003 году были выполнены. На условиях софинансирования 23 и 24 декабря 2003 года Министерству промышленности, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Алтай были перечислены 186,4 млн.рублей, из которых на строительство жилья предназначено 86,2 млн.рублей, из расчета 431 тысяча рублей на одно утраченное домовладение. Такая стоимость жилого дома была заложена в обращении Главы Республики Алтай в Госстрой России, который в последствии представил ее в Правительство Российской Федерации, хотя реальная цена в два-три раза выше.

Следовательно, по жилью Республикой Алтай должно быть заложено не менее 125 млн. рублей.

В то же время, Законом РА от 30.01.2004 № 1-РЗ "О республиканском бюджете Республики Алтай на 2004 год", затраты на ликвидацию последствий землетрясения утверждены лишь в сумме 25 млн.рублей, из них на строительство жилья предназначено менее 2 млн.рублей.

Таким образом, в республиканский бюджет на 2004 год не были включены необходимые расходы на ликвидацию последствий землетрясения, объем финансовых средств, выделенных из бюджета республики на эти цели является явно недостаточным. Вместе с тем, этот закон предусматривает финансирование строительства и реконструкцию объектов, необходимость в которых менее значима по сравнению с возведением жилых домов и объектов социальной сферы в данных условиях. Такими объектами являются, например, здание республиканского драмтеатра (50 млн. руб.), бассейна (25 млн.рублей), зал заседания правительства РА (10 млн. руб.), конно-спортивная школа (6 млн. руб.), а также иных объектов.

В соответствии со ст. 94 Конституции Республики Алтай законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет средств бюджета Республики Алтай, рассматриваются Государственным Собранием - Эл Курултай Республики Алтай по представлению Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай либо при наличии заключения указанного лица.

Однако Глава Республики Алтай, Председатель Правительства Республики Алтай Лапшин М.И. не предпринимал до июня 2004 года действий по пересмотру расходной части республиканского бюджета на 2004 года и выделению необходимых средств на строительство жилья гражданам, пострадавшим от землетрясения. Органы государственной власти Республики Алтай заняли выжидательную позицию, длительное время не принимали должного участия в финансировании мероприятий по возведению жилья, несмотря на то, что в сложившейся ситуации обеспечение им пострадавших граждан имеет приоритетное значение. Вследствие этого строительство жилья и объектов социально-культурной сферы в республике практически полностью осуществлялось за счет средств, выделенных из федерального бюджета. Все это негативно отразилось на бесперебойном финансировании строительства разрушенных домовладений. Проведение конкурсов и заключение договоров осуществлялось в отсутствие проектно-сметной документации на возводимые объекты, без заключения государственной экспертизы по ней.

После разработки и утверждения такой документации было выявлено, что стоимость жилья в 2 - 3 раза превышает его стоимость, установленную договорами подряда. Так, договоры подряда определяют среднюю стоимость жилого дома в 390 316 рублей, а общую стоимость работ в сумме 83 527 800 рублей. Однако по проектно-сметной документации стоимость домов составляет от 676 271 до 1 336 102 руб.

Учитывая это, подрядные организации не имеют возможности возвести жилые дома в соответствии с проектно-сметной документацией и СНиП. Кроме того, сами сроки сдачи жилья, установленные договорами (сентябрь-октябрь 2004 года) являются неприемлемыми, так как не учитывают суровые климатические условия местностей, в которых произошло землетрясение. Финансовая несостоятельность подрядчиков является одной из причин замедленных темпов строительства жилых домов и других объектов. Об этом свидетельствуют выводы ГУ Территориальное управление Госстроя в СФО от 13.08.2004 г., на который был возложен контроль за ходом строительно-восстановительных работ распоряжением правительства № 1586 от 03.11.2003г, а также проведенные прокуратурой проверки.

Так, в с. Бельтир на строительстве жилья задействовано 11 подрядных организаций. Из объяснений практически всех следует, что задержкой в строительстве объектов является отсутствие денежных средств, волокита при оформлении документов в УКСе. Наиболее проблемным подрядчиком является ООО "Гео-Адриатика" (г. Москва), заключившее подряд на строительство в с. Бельтир 26 жилых домов, из которых в стадии 90 % готовности только 3.

В республиканской массовой газете "Звезда Алтая" № 185-186 (17503-504) за 28.10.2004 года в статье "Работа и ее имитация" говорится о "московской фирме "Геодриатик", строители которой не получают заработную плату, высказывания Главы Республики по поводу этой же фирмы о том, что им "предъявлены жесткие требования к прокуратуре республики, т.к. они "наезжают" на тех, кто пашет с утра до ночи и снисходительны к тем, кто срывает весь строительный процесс". Вывод публикации заключается в том, что "недобросовестность подрядчиков дает повод для упреков в адрес правительства республики".

В ходе проводимой проверки, установлено, что одной из причин является неисполнение данным ООО договора субподряда от 20.05.2004 года, заключенного с ООО НФСП "Ника" (г. Москва). В частности, представитель ООО НФСП "Ника" пояснил, что заказчик (ООО "Гео-Адриатика"), получивший свыше 10 млн. рублей, не осуществлял в течение последних 3 месяцев в соответствии с п. 5 договора поставку материалов и конструкций, в связи с чем работы вынужденно приостановлены, зарплата не выплачивается.

Изучением материалов установлено, что 12.05.2004 г. ОО "Гео-Адриатика" заключило договор с ЗАО "ГАЛС групп" (с. Майма) на "выполнение отдельных видов строительно-монтажных работ на объекте, а также оформление разрешительной документации на разработку делового леса, производство работ по рубке леса на корню с последующей переработкой и поставкой на объект: Республика Алтай, Кош-Агачский район, с. Бельтир"M.

В соответствии с п.4.2 Устава ЗАО "ГАЛС групп", учредителями данного общества со слов Генерального директора ЗАО Пиянзина Н.С. являются: юридическое лицо - ООО "Инвестиционно-сырьевая компания" (г. Москва, учредители данного общества: Лапшин А.М. (сын главы республики Михаила Лапшина - ИА REGNUM) и другие). Организационные просчеты Правительства Республики Алтай привели к тому, что подрядчики не обеспечили быстрое восстановление жилой инфраструктуры. Реально к строительству первых 329 домов приступили в апреле 2004 года и лишь 200 жилых домов, поскольку УКС-2 были внесены изменения в договоры подряда, свидетельствующие о приостановлении строительства 129 жилых домов, как было указано "из-за отсутствия финансирования из федерального бюджета". Темпы строительства возросли только в сентябре 2004 года, когда в бюджете республики после вмешательства прокуратуры республики (направления заявления в Верховный Суд Республики Алтай о признании в порядке п.2 ст.19 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" грубого нарушения Главой Республики Алтай, Председателем Правительства Республики Алтай Конституции Российской Федерации, ФЗ "О защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Конституции Республики Алтай) были перераспределены средства с менее значимых статей на возведение жилищных объектов. При проведении проверки сопоставлялись данные пресс-службы Правительства Алтай, данные Министерства промышленности, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Алтай, данные подрядных организаций с посещением строящихся объектов.

Из общего числа подлежащих восстановлению по республике (новое строительство) 504 полностью разрушенных жилых домов на 25.12.2004 года строится 431 из них: фундаменты заложены для 17 домов, возводятся стены на 41 доме, подведены под крышу 35 домов, отделочные работы начаты и ведутся на 58 домах, заканчиваются на 70 домах, закончено строительство на 210 (по данным пресс-службы Правительства Республики Алтай 308, данным Министерства промышленности, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Алтай 329).

Основная часть жилья строится в Кош-Агачском и Улаганском районах, где в ходе проверки были проверены все строящиеся объекты. Так, в селе Новый Бельтир Кош-Агачского района из 203 домов закончено строительство 105, на 19 завершаются отделочные работы, на 36 ведутся отделочные работы, 15 возведены под крышу, на 16 возводятся стены, на 10 возведен лишь фундамент. В селе Ортолык Кош-Агачского района из 45 домов на 33 завершаются отделочные работы, на 2 ведутся отделочные работы, 5 возведены под крышу, на 5 возводятся стены. В селе Кош-Агач Кош-Агачского района (мкр "Аэропорт) из 53 домов закончено строительство 31, на 4 завершаются отделочные работы, на 5 ведутся отделочные работы, на 5 возводятся стены, на 5 возведен лишь фундамент. Всего в Кош-Агачском районе закончено строительство 166 жилых домов (по данным пресс-службы Правительства Республики Алтай 206, данным Министерства промышленности, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Алтай 276, по данным представителей администрации МО "Кош-Агачский район" 166). В селе Акташ Улаганского района из 40 домов на 34 закончено строительство, на 6 (многоквартирный дом) возводятся стены. В селе Чибит Улаганского района из 22 домов на 10 закончено строительство, на 7 ведутся отделочные работы, 2 возведены под крышу, на 1 возводятся стены. (Пресс-службой Правительства Республики Алтай правильно указано количество законченных строительством домов, но при этом замалчивается, что 18 домов находятся в различной стадии строительства, на 2 начато лишь возведение стен.) В селе Кызыл-Озек Майминского района, где строятся дома жителям пострадавших районов из 7 домов на 4 ведутся отделочные работы, 1 возведен под крышу, на 5 возводятся стены.

Аналогичное положение в с. Чемал Чемальского района, где из 15 домов на 4 заканчиваются отделочные работы, 7 возведены под крышу, на 4 возводятся стены. Ни один дом из числа строящихся за счет средств федерального бюджета (и иных источников) государственной комиссией к эксплуатации не принят. Вместе с тем, принимая во внимание нормы продолжительности строительства (СниП 1.04.03-85), с учетом соответствующего финансирования, обеспечения материалами, рабочей силы, для окончания строительства потребуется: 17 домов, под которые заложены только фундаменты, от 1 до 2 месяцев, 41 дома, где возводятся стены, от 1 до 1.5 месяцев, 35 домов, подведенных под крышу, не менее 1 месяца, 58 домов, где начаты и ведутся отделочные работы, не менее 15 дней.

Таким образом, реальные сроки окончания строительства всех жилых домов, в том числе и с учетом мнения специалистов подрядных организаций, остаются прежними - конец января - начало февраля 2005 года, сдача домов государственной комиссии - не ранее апреля-мая 2005 года.

Жители села Бельтир Кош-Агачского района наиболее пострадали в результате землетрясения. Село подлежит переносу на новое место, а жители переселению, но до настоящего времени основная часть жителей проживают в сараях, банях, а также в арендуемых квартирах. Продолжают проживать в домах, грозящих обвалом, 10 семей (39 человек), где в составе большинства семей несовершеннолетние дети (19), пенсионеры, инвалиды. На сельском сходе граждан села Бельтир 26.10.2004 года принято решение, что переезд в новое село возможен при условии 100 % готовности школы (включая здание интерната). Вместе с тем, предположительное время окончания строительства учебного корпуса школы в с. Бельтир без интерната и спортивного зала - не ранее 10.01.2004 г. (Информация генподрядчика "Ревик-Про", г. Новосибирск).

На этом же сходе принято решение о поэтапном переносе села, согласно же на переезд лишь 60% жителей села, при этом проблемным остается вопрос строительства хозяйственных построек, выпаса скота, т.к. большинство жителей имеют личный скот, в старое село завезены сено, дрова, уголь. В селе не решен вопрос водоснабжения. Не известен и ориентировочный срок завершения строительства водозаборного сооружения с разводящими сетями, т.к. проект не прошел экспертизу и находится на доработке. Кроме того, в селе отсутствуют объекты торгово-бытового комплекса, фельдшерско-акушерский пункт, аптека.

В целях решения жилищных вопросов лиц, утративших дома в результате землетрясения, в июле 2004 г. Правительством Республики Алтай принято решение выделить республиканские средства гражданами для приобретения жилья на вторичном рынке. Из 75 семей, изъявивших желание получения бюджетных средств для приобретения жилья на первичном и вторичном рынке, получили свидетельства 68, в том числе в Кош- Агачском районе 28, Улаганском 40. Реализовали свидетельства и прибрели жилье только 28 семей. Вместе с тем, решить жилищный вопрос все семьи не смогут, поскольку рынок жилья в республике ограничен. Таким образом, заверения на всех уровнях Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай Лапшина М.И. об обеспечении к 01.12.2004 г. жильем жителей населенных пунктов республики, пострадавших в результате землетрясения, в ходе проверки не подтверждаются.

Не соответствуют действительности данные Правительства Республики Алтай о масштабности строительства, готовности объектов к сдаче. Так, по информации Министерства промышленности, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Алтай о строительстве жилых домов для жителей Кош-Агачского и Улаганского районов Республики Алтай, пострадавших в результате землетрясения в сентябре-октябре 2003 года, следует, что из 431 строящегося дома на 25.12.2004 года завершены работы на 329 домах, 260 из них предъявлены рабочим комиссиям.

При проверке установлено, что на 25.12.2004 г. реально закончено строительство на 210 домах, акты рабочих комиссий о приемке домов представлены не были, за исключением 19. В информации не упоминается о том, что на 17 домах имеется в наличии лишь фундамент, а на 76 не начаты отделочные работы. Исходя из результатов проверки, прокуратура Республики Алтай пришла к выводу о том, что жители Улаганского и Кош-Агачского районов республики и к 31 декабря 2004 года не приобретут и им не будут построены жилые дома, а также не будет восстановлено часть объектов соцкультбыта. Из 213 пострадавших в результате землетрясения объектов соцкультбыта восстановительные работы завершены на 72 (23 объекта образования из 81, 3 здравоохранения из 19, 12 культуры из 29, 34 инженерной инфраструктуры из 84), что составляет 33 %.

В соответствии с договорами подряда на строительные и ремонтно-восстановительные работы окончание строительных и монтажных работ по реконструкции с усилением строительных конструкций здания средней школы с. Чибит Улаганского района определено 25.12.2004 г. На 25.12.2004 г. на данном объекте завершены работы по усилению фундаментов здания, ведется разработка рабочего проекта и работа по усилению здания. В связи с медленными темпами реконструкции школы, отсутствием проектно-сметной документации сдача ее в эксплуатацию планируется не ранее следующего учебного года Окончание строительства школы на 180 мест в с. Бельтир Кош-Агачского района, согласно договора подряда на строительство объекта определено 01.09.2004 г. (в соответствии с графиками производства строительных работ первоначальный срок окончания работ определен - апрель, июнь, июль, сентябрь 2004 года). На 25.12.2004 года закончены работы на блоке "А" и "Б" - учебном корпусе, столовой и котельной. Окончательный срок сдачи школы, как было указано ранее, 10.01.2005 года. В соответствии с договором подряда на строительство объекта окончание работ по возведению школы на 180 мест в с. Ортолык Кош-Агачского района определено 01.11.2004 г. (первоначальный срок окончания работ установлен - апрель 2004 года). По состоянию на 25.12.2004 г. на данном объекте закончены работы по устройству фундаментов, ведется засыпка грунта и обвязка фундаментов для монтажа каркаса корпуса школы. (По информации пресс-службы Правительства Республики Алтай средняя школа в с. Ортолык сдана в эксплуатацию, что не соответствует действительности). В с. Акташ выполнены работы по демонтажу старого здания, подготовлена рабочая площадка, ведутся работы по устройству фундамента.

В республике не решается вопрос своевременного строительства объектов здравоохранения. Не начато строительство больницы на 60 коек с поликлиникой на 100 посещений в с. Кош-Агач Кош-Агачского района. Ведутся работы по подготовке рабочей площадки для строительства, проводится экспертиза проектно-сметной документации. Медленными темпами ведется восстановление разрушенной больницы в селе Акташ Улаганского района.

Согласно договора подряда на строительные и ремонтно-восстановительные работы окончание работ по реконструкции с усилением строительных конструкций здания аптеки и поликлиники с. Акташ Улаганского района определено 25.12.04 (в соответствии с графиком первоначальный срок окончания работ определен - июль 2004 года). На 25.12.2004 года на указанных объектах выполнены работы по усилению зданий, устройству кровли, установке оконных блоков, подготовке теплового контура инженерных сетей. Ориентировочный срок окончания восстановительных работ на данных объектах по данным подрядчика не ранее февраля 2005 года.

Таким образом, принимая во внимание нормы продолжительности строительства (СниП 1.04.03-85), с учетом соответствующего финансирования, обеспечения материалами, рабочей силы, для окончания строительства потребуется не менее 6-9 месяцев, реальные же сроки окончания строительства всех объектов соцкультбыта, инженерной инфраструктуры, в том числе и с учетом мнения специалистов подрядных организаций, сентябрь-октябрь 2005 года. Кроме того, в ходе проведения в октябре 2004 года проверки установлено, что 1349 семей граждан, пострадавших в результате землетрясения на территории Республики Алтай, ранее включенных в списки объектов, требующих капитального ремонта, проживают в аварийных домах.

В связи с тем, что в течение года последующими толчками степень разрушения данных помещений достигла аварийного состояния, данные дома безотлагательно требуют дополнительного обследования и оценки технического состояния, 11.10.04 прокуратурой республики в адрес Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай Лапшина М.И. направлено представление с предложением о проведении дополнительного осмотра указанных жилых домов и оценки их технического состояния.

Из ответа, подписанного Главой Республики Алтай, Председателем Правительства Республики Алтай Лапшиным М.И. следует, что во исполнение требований, изложенных в представлении, Главой Республики Алтай, Председателем Правительства Республики Алтай Лапшиным М.И. дано поручение Министерству строительства, промышленности и жилищно-коммунального хозяйства Республики Алтай об обращении в Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости о проведении указанного осмотра и оценки соответствующей аккредитованной службой, находящейся на территории Республики Алтай.

Министерством строительства, промышленности и жилищно-коммунального хозяйства Республики Алтай подготовлен проект письма за подписью Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай на имя Президента Российской Федерации с просьбой о направлении поручения в Правительство Российской Федерации о проведении дополнительного осмотра указанных жилых домов и оценки их технического состояния, который в ноябре 2004 года направлен в администрацию Президента Российской Федерации на согласование.

Министерством по делам ГО и ЧС Республики Алтай в соответствии с требованиями, указанными в представлении, проведено обследование лишь 10 жилых домов в с. Бельтир, 5 жилых домов в с. Акташ, грозящих обвалом, что явно недостаточно. Поскольку меры, принятые Главой Республики Алтай, Председателем Правительства Республики Алтай Лапшиным М.И., недостаточны и граждане продолжают проживать в дома, грозящих обвалом и аварийных домах, в ходе проводимой проверки совместно с прокурорами Улаганского и Кош-Агачского районов в суды указанных районов направлено 203 исковых заявлений по защите конституционных прав граждан на жилье. Строительство жилья и объектов инфраструктуры в республике осуществляется крайне медленно также вследствие отсутствия разработанного и утвержденного жесткого графика с указанием сроков подготовки проектно-сметной документации, строительства и сдачи каждого конкретного объекта, не осуществление должным образом контроля за деятельностью Министерства промышленности, строительства и жилищно-коммунального хозяйства республики, Управления капитального строительства по ликвидации последствий землетрясения.

Кроме того, при анализе передач, блоков новостей и иных программ ГТРК "Эл-Алтай", посвященных деятельности Правительства Республики Алтай по ликвидации последствий землетрясения, установлены нарушения требований ФЗ "О средствах массовой информации" со стороны руководства и журналистов телерадиовещательного канала республики.

В передачах, блоках новостей и иных программах ГТРК "Эл-Алтай", посвященных деятельности Правительства Республики Алтай и Главы Республики Алтай Лапшина М.И. при ликвидации последствий землетрясения журналистами телерадиокомпании допускается односторонний подход к освещению вышеуказанной темы. Ошибки и недостатки в работе Правительства Республики Алтай замалчиваются, до граждан доводится неполная и нивелированная информация, тем самым граждане не получают достоверных сведений, а права журналистов компании используются с целью сокрытия общественно значимых сведений.

Результаты прокурорских проверок и мнение должностных лиц органов прокуратуры по вопросам деятельности Правительства при ликвидации последствий землетрясения доводятся до граждан в усеченном виде, либо в интерпретации журналистов. В передачах ГТРК "Эл-Алтай", посвященных приезду в Республику Алтай Полномочного Представителя Президента России в СФО Квашнина А.В. и его участию в расширенном заседании Правительства РА 12.10.2004 г. не отражены критические моменты в выступлениях Полномочного Представителя, касающиеся вопросов организации работ по ликвидации последствий землетрясения".

Кстати, как удалось выяснить корреспонденту ИА REGNUM, именно в связи с тем, что в передачах ГТРК "Эл-Алтай" "не отражены критические моменты в выступлениях Полномочного Представителя, касающиеся вопросов организации работ по ликвидации последствий землетрясения", председателю гостелерадиокомпании Татьяне Яшевой прокуратурой было направлено официальное предостережение о недопустимости нарушения закона "О средствах массовой информации".