Центр политических технологий рассчитал шансы губернаторов на назначение
Адыгея, 6 января, 2005, 16:12 — ИА Регнум. Центр политических технологий провел свой экспертный опрос, посвященный оценке влияния российских региональных лидеров по состоянию на декабрь 2004 г. и их перспективам сохранить свои посты в результате назначения Президентом.
В опросе не учитывались Брянская и Ульяновская область, где губернаторы Юрий Лодкин и Владимир Шаманов выбыли из предвыборной борьбы, а новые губернаторы на момент опроса еще не определились.
Оценка шансов губернаторов на назначение проводилась по пятибалльной шкале. По мнению экспертов, наиболее высокие шансы на назначение имеют те губернаторы, которые получили оценку свыше четырех баллов. Оценка от 3,5 до 3,99 баллов означает шансы выше среднего. Оценка от 3 до 3,49 баллов означает шансы ниже среднего. Самые низкие шансы на назначение имеют губернаторы, получившие оценку ниже трех баллов.
Предполагаемыми факторами успеха для губернаторов эксперты считают следующие:
1. Высокая и притом доказанная в глазах Кремля социально-политическая стабильность. Губернатор воспринимается как влиятельная консолидирующая фигура, уход которой может привести к негативным последствиям. Такая стабильность в числе прочего подразумевает налаженные отношения губернатора с бизнесом, в т.ч. бизнесом крупным и обладающим лоббистским потенциалом на федеральном уровне.
2. Высокая личная популярность, доказанная на недавних выборах. Это может реально сделать действующего губернатора безальтернативной фигурой, против которой даже при желании в Кремле не смогут возразить.
3. Прочные отношения губернатора с Кремлем. Такой губернатор, как правило, активно поддерживает кремлевские инициативы, участвует в процессах выработки решений на федеральном уровне, а потому признается очень полезным партнером. Отмечаются хорошие отношения губернатора с теми или иными влиятельными группами в федеральном центре.
Негативные факторы, которые могут закрыть губернаторам дорогу к назначению, являются "обратной стороной" позитивных. При этом следует обратить внимание на слабые позиции губернаторов-коммунистов: принадлежность к оппозиционной партии, естественно, резко снижает шансы на назначение. Например, предпоследнее место занял тульский губернатор Василий Стародубцев, у которого полномочия истекают весной. В "группе риска" оказались те губернаторы, которые одержали "несанкционированные" победы на выборах (например губернатор Алтайского края Михаил Евдокимов) или втянулись в конфликты с федеральным центром, резко снизив свои лоббистские возможности (Анатолий Лисицын (Ярославская область), Константин Титов (Самарская область), Кирсан Илюмжинов (Калмыкия)). Нестабильность ситуации практически закрывает, по мнению экспертов, вариант с переназначением президента Карачаево-Черкесии Мустафы Батдыева. На президентские решения скорее всего повлияет устойчивое мнение о слабости региональной власти в Калининградской области и Корякском АО.
При этом многие эксперты отмечают, что некоторые губернаторы могут и не пойти на новый срок, в добровольном или добровольно-принудительном порядке договорившись с центром о назначении преемника. Свою роль здесь может, например, сыграть возрастной фактор. Например, низкие шансы Александра Дзасохова (президент Республики Северная Осетия) на назначение эксперты склонны объяснять его индивидуальными договоренностями с центром по фигуре преемника. Возможно, по этой же причине шансы Муртазы Рахимова оцениваются ниже среднего. В случае с Романом Абрамовичем эксперты говорят о низкой вероятности того, что он сам захочет остаться губернатором. Не столь высокое место занял в этом рейтинге и Юрий Лужков, который, по мнению экспертов, дорабатывает последний срок.
Экспертная оценка шансов действующих губернаторов быть назначенными президентом
В экспертном опросе приняли участие 18 известных российских специалистов в сфере политической регионалистики:
1. Акопов П. ("Политический журнал").
2. Бадовский Д. (НИИ социальных систем).
3. Боков В. (ЦКТ "Пропаганда").
4. Гаман-Голутвина О. (РАГС при Президенте РФ).
5. Дианов М. (Институт региональных проблем).
6. Иванов В. (газета "Ведомости").
7. Куликов О. (секретарь ЦК КПРФ по информационно-аналитической работе).
8. Кынев А. (Фонд развития региональной политики).
9. Лысенко В. (Институт современной политики).
10. Михайлов С. (Российский общественно-политический центр).
11. Петров Н. (Институт географии РАН, Московский центр Карнеги).
12. Титков А. (Московский центр Карнеги).
13. Туровский Р. (Центр политических технологий).
14. Федоров В. (ВЦИОМ).
15. Хомяков В. (Совет по национальной стратегии).
16. Чирикова А. (Институт социологии РАН).
17. Шувалов В. (МГУ им. М.В.Ломоносова).
18. Юсуповский А. (Фонд "Институт развития").
Методика расчетов рейтинга политического влияния региональных лидеров
Оценка проводилась по пятибалльной шкале по трем параметрам:
- экспертная оценка влияния в федеральном центре (с учетом влияния во властных структурах и федеральной бизнес-элите),
- экспертная оценка влияния в местной властной и деловой элите,
- экспертная оценка популярности среди населения.
Итоговый рейтинг представляет собой общую оценку политического влияния регионального лидера, в равной мере учитывающую все аспекты его влияния. При расчетах сначала определялась средняя для всех экспертов оценка влияния каждого регионального лидера по каждому из трех показателей. Затем для каждого регионального лидера был вычислен итоговый рейтинг, представляющий собой среднее арифметическое для трех указанных выше оценок влияния.