Экономика России в 2004 году оценена как "в основном несвободная"

Москва, 6 Января 2005, 02:00 — REGNUM  Американский фонд "Heritage Foundation" и издание "The Wall Street Journal" опубликовали свой 11-й по счету "Index of Economic Freedom" - проект, измеряющий экономическую свободу в странах мира.

Как уже сообщало ИА REGNUM, самая свободная в минувшем году экономика действовала в Гонконге. Второе и третье место в списке заняли соответственно Сингапур и Люксембург. На четвертом месте по степени экономической свободы оказалась бывшая советская республика - Эстония. После Ирландии, Новой Зеландии, Великобритании, Дании, Исландии, Австралии и Чили на 12-м месте находятся США и Швейцария.

Россия с оценкой свободы в 3.56 занимает лишь 124-е место - перед Румынией и Камеруном, но после Индонезии и Руанды. Это соответствует оценке свободы экономики России в 1995 году. В целом, эксперты отмечают в России ухудшение налогового бремени, усиление государственного вмешательства в экономику, улучшении денежной политики, барьеры для притока капитала и иностранных инвестиций. Кроме того, отмечен низкий уровень защиты частной собственности и высокий уровень бюрократического вмешательства в экономику.


Индекс Экономической Свободы (Index of Economic Freedom) - это практическое руководство для мировой экономики. Он включает в себя анализ по каждой стране и дает информацию по инвестиционным индексам, налогам, пошлинам, банковской системе, денежной политике, активности неформального или черного рынка и т.д.

Публикацией Индекса Экономической Свободы-2005 The Heritage Foundation/Wall Street Journal Index of Economic Freedom отмечает свое 11-летие. Идея подготовки такого "индекса экономической свободы" как понятного инструмента для крупных должностных лиц и инвесторов впервые появилась в The Heritage Foundation в конце 80-х годов ХХ века. Цель исследования тогда была разработать систематическую и эмпирическую систему, при помощи которой можно было бы измерить степень экономической свободы стран по всему миру. В конце концов, были найдены такие объективные экономические критерии, которые с первого издания в 1995 году используются для изучения и ранжирования различных стран в ежегодных публикациях Индекса Экономической Свободы.

Однако этот индекс - есть несколько больше, чем просто набор данных полученных в результате исследования. Это тщательный теоретический анализ факторов, которые наиболее сильно влияют на экономический рост. Более того, хотя существует много теорий относительно источников и причин экономического развития, полученные результаты однозначны. Страны с наибольшей экономической свободой также обладают и высокими показателями экономического роста в долгосрочном периоде и более являются более процветающими по сравнению со странами с меньшей экономической свободой.

В Index of Economic Freedom-2005 исследуется 161 страна по 50 независимым параметрам, которые входят в 10 групп факторов экономической свободы. Низшая оценка - наиболее предпочтительная. Более высокая оценка по каждому фактору означает более существенное вмешательство государства в экономику и более низкую степень экономической свободы в этой стране.

Эти 50 параметров сгруппированы в следующие факторы:

  • Торговая политика
  • Фискальное бремя государства
  • Вмешательство государства в экономику
  • Денежная политика
  • Приток капиталов и иностранные инвестиции
  • Банковская деятельность и финансы
  • Зарплаты и цены
  • Право собственности
  • Активность неорганизованного рынка

ИА REGNUM публикует выводы исследования экономической свободы в России

Россия

Место 124

Оценка 3.56

Категория: в основном несвободная

Победив на выборах в апреле 2000 года и переизбравшись в марте 2004, Президент Владимир Путин сосредоточился на консолидации политической власти и проведении экономических реформ. Значительные перемены в политике стали сигналом конца эпохи Ельцина. Путинское послание олигархам, что подход "бизнес есть бизнес" больше не работает, было подкреплено высылкой из страны и арестом самых заметных из них. Вопросы, окружающие то количество власти, которое умудрился сконцентрировать в одних руках Путин, остаются в изобилии. Во время второго срока своего правления Путин ввязался в многомиллиардную программу по улучшению образования, здравоохранения и обороны. Экономика выигрывает от растущих цен на энергоносители. Правительство хвастается бюджетным профицитом в 1,8% от ВВП и положительным балансом выплат около 2% ВВП, несмотря на высокую инфляцию в 1 процент в месяц. В марте 2004 Путин заявил о создании внутреннего и Евразийского газового рынка, позволяющему другим российским производителям использовать газпромовские трубопроводы и ломающему запреты иностранно владение российскими акциями. Россия также сделала шаг к членству в ВТО, проведя успешные переговоры с Европейским союзом. Российская денежная политика стала на 1 балл лучше в этом году, однако индексы налогового бремени и госвмешательства в этом году ухудшились на пол пункта. Также на целый бал упала оценка притока капиталов и иностранных инвестиций. В результате Россия прошла год на 0.1 бала хуже, чем предыдущий период.

Торговая политика:

3(-) ( умеренный уровень протекционизма)

Согласно отчету Всемирного Банка, средневзвешенный уровень таможенных пошлин в 2002 году (это самые последние данные, которые Всемирный Банк смог предоставить) составил 8.4%. Согласно данным Торгового представительства США, наиболее значимые беспошлинные барьеры включают "дискриминационные и запретительные поборы и платы, а также дискриминационный режим лицензирования, регистрации и сертификации".

Фискальное бремя государства

Подоходный налог. Оценка 1.5 (-) (низкий уровень налогов)

Налогообложение предприятий. Оценка. 3 (-) (умеренный уровень налогов)

Изменения в государственных расходах. 5 (стало хуже) (высокий рост)

Конечная оценка 3.1 (стало хуже) (умеренная стоимость правительства)

Россия приняла новый налоговый кодекс и утвердила плоскую шкалу налогообложения на доход в размере 13%. Самый большой налог для предприятий - 24%. В 2002 году, основываясь на данных Международного Валютного Вонда и российского Министерства финансов, государственные издержки увеличились на 4.1% достигнув 38,2% от ВВП. Для сравнения в 2001 году госрасходы были сокращены на 0.3%. Как итог, российское фискальное государственное бремя в этом году становится хуже на 0,5 пунктов.

Государственное вмешательство в экономику

Оценка 2,5 (стало хуже) (умеренный уровень)

Всемирный банк в своем докладе отметил, что в 2002 году государство израсходовало на себя 16.9% ВВП. В том же самом году, согласно МВФ 8.06% всех своих доходов Россия получила от госкомпаний или от компаний, в которых государство владеет частью акций. В 2001 году эта цифра составляла 4.2%. В результате, по этому фактору Россия проигрывает пол пункта.

Денежная политика

Оценка 4 (стало лучше) (высокий уровень инфляции)

С 1994 по 2003 год российский средневзвешенный годовой уровень инфляции составил 16.03%, тогда как с 1993 по 2002 - 20.16%. В результате оценка российской денежной политики прибавляет в весе на один балл.

Приток капитала и иностранные инвестиции

Оценка 4 (стало хуже) (высокие барьеры)

Официальные и неофициальные барьеры препятствуют иностранным инвестициям в Россия. Официально Россия поддерживает ограничения на инвестиции в аэрокосмическую отрасль, в добычу природного газа, страхование, электроэнергетику, оборону, природные ресурсы и крупномасштабные строительные проекты. Согласно данным Американского Департамента Коммерции, "неопределенность и нехватка прозрачности в российском налоговом законодательстве и госуправлении, непоследовательное государственное регулирование, ненадежность судебной системы, криминал и коррупция - все это "отговаривает" инвесторов". В добавок, хотя иностранцам позволено участвовать в приватизационной программе "обращение с иностранными инвестициями часто остается неправильным". В общем, в этой категории Россия теряет 1 пункт.

Банковская деятельность и финансы

Оценка 4 (-) (умеренный уровень)

Банковский сектор сосредоточен в двух госбанках. Согласно американскому департаменту коммерции, "контролируемый государством Сбербанк в 2002 году на частных депозитах держал 784 млрд. рублей ($25 млрд.) это около 70% всех депозитов в стране. И 25% всех банковских активов в стране. Увеличивающееся беспокойство - от неработающих или невозвратных займов. "Риск-менеджмент в большинстве российских банков остается слабым, хотя улучшается", - говорится в сообщении Economist Intelligence Unit.

Растет озабоченность, что официальный уровень невозвратных заемов, может быть занижен. Банковская деятельность, построенная на отношениях таким образом - норма в России.

Зарплаты и цены

Оценка 3 (-) (умеренный уровень вмешательства)

Государство либерализовало практически цены на все. Однако существует список компаний, которые доминируют в российской промышленности, и в этот список включены 300 объектов, среди которых 60 - средние по величине компании. Упоминание компании в этом списке не означает, что государство будет вмешиваться в ее бизнес. Но для них определены ценовые потолки. И этот уровень цен им нельзя нарушать, без санкции контролирующего органа. А зарплаты в России минимально низкие.

Право собственности

Оценка 4 (-) (низкий уровень защиты)

Защита частной собственности в России слабая. The Economist Intelligence Unit сообщает, что "судебная система в этой стране остается слабой и является предметом насмешек и вмешательств. Контракты, которые тщательно составлены и выполняются, являются наиболее безопасными. Однако многие инвесторы столкнулись с тем, что в случае даже если суд принимает решение в их пользу, это решение не исполнятся. Судебная коррупция - серьезная проблема". Американский Департамент Коммерции сообщает, что американские фирмы определяют коррупцию как проблему и в количествах инстанций и в размерах взяток.

Бюрократическое регулирование

Оценка 4 (-) (высокий уровень)

Согласно Financial Times, "несмотря на более чем десятилетие пост-коммунистических реформ, российская бюрократия остается большой силой. Коррупция повсюду". Американский Департамент коммерции сообщает, что законодательство "в постоянном движении, различные группы в правительстве борются между собой, и законы создаются как результат этой борьбы. В этой обстановке переговоры и коммерческие контракты сложны и растянуты во времени. Отслеживание законодательства, президентских указов и правительственных резолюций - изматывающая задача. Однако исполнение закона также создает дальнейшие сложности: различные чиновники, региональные государственные и судебные органы интерпретируют и применяют правовые акты непоследовательно и решения одного могут быть перечеркнуты другим".

Неорганизованный рынок

Оценка 4 (-) (высокий уровень активности)

Transparency International присвоил в 2003 году России оценку 2.7. Таким образом, наша оценка России в этом году - 4.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору.
Главное сегодня
NB!
19.01.17
Налоговое ярмо: трудоспособные украинцы собирают чемоданы и бегут из страны
NB!
19.01.17
В Севастополе политические партии создают коалицию
NB!
19.01.17
«Решение о переводе выплат бюджетникам на карту «Мир» не пересмотрят»
NB!
19.01.17
СКР возбудил дело о махинациях на выборах в Воронежской области
NB!
19.01.17
Комитет рекомендовал ГД поддержать декриминализацию побоев во II чтении
NB!
19.01.17
США должны поддержать создание курдского государства — NI
NB!
19.01.17
Волгоград: Ученые и историки против переноса краеведческого музея
NB!
19.01.17
КС разрешил России не платить почти 2 млрд евро по «делу ЮКОСа»
NB!
19.01.17
Радио REGNUM: первый выпуск за 19 января
NB!
19.01.17
The National Interest: Почему системы THAAD США – «красная черта» для КНР?
NB!
19.01.17
«За два года Минкульт заключил 15 незаконных сделок по госзакупкам»
NB!
19.01.17
Вторая профессия для священника: у РПЦ финансовые трудности?
NB!
19.01.17
Аксёнов: Многие украинцы признают Крым частью РФ, но боятся сказать об этом
NB!
19.01.17
На Сахалине пациентка отсудила 1,3 млн за удаление здоровой почки
NB!
19.01.17
Суд США заставит Пентагон рассекретить фотографии пыток в тюрьме Абу-Грейб
NB!
19.01.17
Си Цзиньпин: Китай построит «новую модель отношений» с США
NB!
19.01.17
Минфин не поддержал антитабачную концепцию Минздрава
NB!
19.01.17
«Трамп в состоянии победить в этой войне»
NB!
19.01.17
Человек русской культуры грузинского происхождения
NB!
19.01.17
Европейский либерализм у власти
NB!
19.01.17
Лукас Лейва впервые забил за 6 лет и принес «Ливерпулю» победу
NB!
19.01.17
Почему уничтожают психиатрию?