Экономика России в 2004 году оценена как "в основном несвободная"
Москва, 6 января, 2005, 02:00 — ИА Регнум. Американский фонд "Heritage Foundation" и издание "The Wall Street Journal" опубликовали свой 11-й по счету "Index of Economic Freedom" - проект, измеряющий экономическую свободу в странах мира.
Как уже сообщало ИА REGNUM, самая свободная в минувшем году экономика действовала в Гонконге. Второе и третье место в списке заняли соответственно Сингапур и Люксембург. На четвертом месте по степени экономической свободы оказалась бывшая советская республика - Эстония. После Ирландии, Новой Зеландии, Великобритании, Дании, Исландии, Австралии и Чили на 12-м месте находятся США и Швейцария.
Россия с оценкой свободы в 3.56 занимает лишь 124-е место - перед Румынией и Камеруном, но после Индонезии и Руанды. Это соответствует оценке свободы экономики России в 1995 году. В целом, эксперты отмечают в России ухудшение налогового бремени, усиление государственного вмешательства в экономику, улучшении денежной политики, барьеры для притока капитала и иностранных инвестиций. Кроме того, отмечен низкий уровень защиты частной собственности и высокий уровень бюрократического вмешательства в экономику.
Индекс Экономической Свободы (Index of Economic Freedom) - это практическое руководство для мировой экономики. Он включает в себя анализ по каждой стране и дает информацию по инвестиционным индексам, налогам, пошлинам, банковской системе, денежной политике, активности неформального или черного рынка и т.д.
Публикацией Индекса Экономической Свободы-2005 The Heritage Foundation/Wall Street Journal Index of Economic Freedom отмечает свое 11-летие. Идея подготовки такого "индекса экономической свободы" как понятного инструмента для крупных должностных лиц и инвесторов впервые появилась в The Heritage Foundation в конце 80-х годов ХХ века. Цель исследования тогда была разработать систематическую и эмпирическую систему, при помощи которой можно было бы измерить степень экономической свободы стран по всему миру. В конце концов, были найдены такие объективные экономические критерии, которые с первого издания в 1995 году используются для изучения и ранжирования различных стран в ежегодных публикациях Индекса Экономической Свободы.
Однако этот индекс - есть несколько больше, чем просто набор данных полученных в результате исследования. Это тщательный теоретический анализ факторов, которые наиболее сильно влияют на экономический рост. Более того, хотя существует много теорий относительно источников и причин экономического развития, полученные результаты однозначны. Страны с наибольшей экономической свободой также обладают и высокими показателями экономического роста в долгосрочном периоде и более являются более процветающими по сравнению со странами с меньшей экономической свободой.
В Index of Economic Freedom-2005 исследуется 161 страна по 50 независимым параметрам, которые входят в 10 групп факторов экономической свободы. Низшая оценка - наиболее предпочтительная. Более высокая оценка по каждому фактору означает более существенное вмешательство государства в экономику и более низкую степень экономической свободы в этой стране.
Эти 50 параметров сгруппированы в следующие факторы:
- Торговая политика
- Фискальное бремя государства
- Вмешательство государства в экономику
- Денежная политика
- Приток капиталов и иностранные инвестиции
- Банковская деятельность и финансы
- Зарплаты и цены
- Право собственности
- Активность неорганизованного рынка
ИА REGNUM публикует выводы исследования экономической свободы в России
Россия
Место 124
Оценка 3.56
Категория: в основном несвободная
Победив на выборах в апреле 2000 года и переизбравшись в марте 2004, Президент Владимир Путин сосредоточился на консолидации политической власти и проведении экономических реформ. Значительные перемены в политике стали сигналом конца эпохи Ельцина. Путинское послание олигархам, что подход "бизнес есть бизнес" больше не работает, было подкреплено высылкой из страны и арестом самых заметных из них. Вопросы, окружающие то количество власти, которое умудрился сконцентрировать в одних руках Путин, остаются в изобилии. Во время второго срока своего правления Путин ввязался в многомиллиардную программу по улучшению образования, здравоохранения и обороны. Экономика выигрывает от растущих цен на энергоносители. Правительство хвастается бюджетным профицитом в 1,8% от ВВП и положительным балансом выплат около 2% ВВП, несмотря на высокую инфляцию в 1 процент в месяц. В марте 2004 Путин заявил о создании внутреннего и Евразийского газового рынка, позволяющему другим российским производителям использовать газпромовские трубопроводы и ломающему запреты иностранно владение российскими акциями. Россия также сделала шаг к членству в ВТО, проведя успешные переговоры с Европейским союзом. Российская денежная политика стала на 1 балл лучше в этом году, однако индексы налогового бремени и госвмешательства в этом году ухудшились на пол пункта. Также на целый бал упала оценка притока капиталов и иностранных инвестиций. В результате Россия прошла год на 0.1 бала хуже, чем предыдущий период.
Торговая политика:
3(-) ( умеренный уровень протекционизма)
Согласно отчету Всемирного Банка, средневзвешенный уровень таможенных пошлин в 2002 году (это самые последние данные, которые Всемирный Банк смог предоставить) составил 8.4%. Согласно данным Торгового представительства США, наиболее значимые беспошлинные барьеры включают "дискриминационные и запретительные поборы и платы, а также дискриминационный режим лицензирования, регистрации и сертификации".
Фискальное бремя государства
Подоходный налог. Оценка 1.5 (-) (низкий уровень налогов)
Налогообложение предприятий. Оценка. 3 (-) (умеренный уровень налогов)
Изменения в государственных расходах. 5 (стало хуже) (высокий рост)
Конечная оценка 3.1 (стало хуже) (умеренная стоимость правительства)
Россия приняла новый налоговый кодекс и утвердила плоскую шкалу налогообложения на доход в размере 13%. Самый большой налог для предприятий - 24%. В 2002 году, основываясь на данных Международного Валютного Вонда и российского Министерства финансов, государственные издержки увеличились на 4.1% достигнув 38,2% от ВВП. Для сравнения в 2001 году госрасходы были сокращены на 0.3%. Как итог, российское фискальное государственное бремя в этом году становится хуже на 0,5 пунктов.
Государственное вмешательство в экономику
Оценка 2,5 (стало хуже) (умеренный уровень)
Всемирный банк в своем докладе отметил, что в 2002 году государство израсходовало на себя 16.9% ВВП. В том же самом году, согласно МВФ 8.06% всех своих доходов Россия получила от госкомпаний или от компаний, в которых государство владеет частью акций. В 2001 году эта цифра составляла 4.2%. В результате, по этому фактору Россия проигрывает пол пункта.
Денежная политика
Оценка 4 (стало лучше) (высокий уровень инфляции)
С 1994 по 2003 год российский средневзвешенный годовой уровень инфляции составил 16.03%, тогда как с 1993 по 2002 - 20.16%. В результате оценка российской денежной политики прибавляет в весе на один балл.
Приток капитала и иностранные инвестиции
Оценка 4 (стало хуже) (высокие барьеры)
Официальные и неофициальные барьеры препятствуют иностранным инвестициям в Россия. Официально Россия поддерживает ограничения на инвестиции в аэрокосмическую отрасль, в добычу природного газа, страхование, электроэнергетику, оборону, природные ресурсы и крупномасштабные строительные проекты. Согласно данным Американского Департамента Коммерции, "неопределенность и нехватка прозрачности в российском налоговом законодательстве и госуправлении, непоследовательное государственное регулирование, ненадежность судебной системы, криминал и коррупция - все это "отговаривает" инвесторов". В добавок, хотя иностранцам позволено участвовать в приватизационной программе "обращение с иностранными инвестициями часто остается неправильным". В общем, в этой категории Россия теряет 1 пункт.
Банковская деятельность и финансы
Оценка 4 (-) (умеренный уровень)
Банковский сектор сосредоточен в двух госбанках. Согласно американскому департаменту коммерции, "контролируемый государством Сбербанк в 2002 году на частных депозитах держал 784 млрд. рублей ($25 млрд.) это около 70% всех депозитов в стране. И 25% всех банковских активов в стране. Увеличивающееся беспокойство - от неработающих или невозвратных займов. "Риск-менеджмент в большинстве российских банков остается слабым, хотя улучшается", - говорится в сообщении Economist Intelligence Unit.
Растет озабоченность, что официальный уровень невозвратных заемов, может быть занижен. Банковская деятельность, построенная на отношениях таким образом - норма в России.
Зарплаты и цены
Оценка 3 (-) (умеренный уровень вмешательства)
Государство либерализовало практически цены на все. Однако существует список компаний, которые доминируют в российской промышленности, и в этот список включены 300 объектов, среди которых 60 - средние по величине компании. Упоминание компании в этом списке не означает, что государство будет вмешиваться в ее бизнес. Но для них определены ценовые потолки. И этот уровень цен им нельзя нарушать, без санкции контролирующего органа. А зарплаты в России минимально низкие.
Право собственности
Оценка 4 (-) (низкий уровень защиты)
Защита частной собственности в России слабая. The Economist Intelligence Unit сообщает, что "судебная система в этой стране остается слабой и является предметом насмешек и вмешательств. Контракты, которые тщательно составлены и выполняются, являются наиболее безопасными. Однако многие инвесторы столкнулись с тем, что в случае даже если суд принимает решение в их пользу, это решение не исполнятся. Судебная коррупция - серьезная проблема". Американский Департамент Коммерции сообщает, что американские фирмы определяют коррупцию как проблему и в количествах инстанций и в размерах взяток.
Бюрократическое регулирование
Оценка 4 (-) (высокий уровень)
Согласно Financial Times, "несмотря на более чем десятилетие пост-коммунистических реформ, российская бюрократия остается большой силой. Коррупция повсюду". Американский Департамент коммерции сообщает, что законодательство "в постоянном движении, различные группы в правительстве борются между собой, и законы создаются как результат этой борьбы. В этой обстановке переговоры и коммерческие контракты сложны и растянуты во времени. Отслеживание законодательства, президентских указов и правительственных резолюций - изматывающая задача. Однако исполнение закона также создает дальнейшие сложности: различные чиновники, региональные государственные и судебные органы интерпретируют и применяют правовые акты непоследовательно и решения одного могут быть перечеркнуты другим".
Неорганизованный рынок
Оценка 4 (-) (высокий уровень активности)
Transparency International присвоил в 2003 году России оценку 2.7. Таким образом, наша оценка России в этом году - 4.