29 декабря, в Международный день биоразнообразия, Гринпис России провел пресс-конференцию, посвященную выпуску доклада "Государственные природные заповедники и национальные парки России: угрозы, неудачи, упущенные возможности".

По мнению авторов доклада, существующая система государственного управления особо охраняемыми природными территориями (ООПТ) России находится в состоянии глубокого кризиса и представляет собой бессмысленное бумаготворчество и грубую имитацию природоохранной деятельности.

Бывший заместитель начальника департамента особо охраняемых природных территорий, объектов, сохранения биоразнообразия МПР России, заслуженный эколог Российской Федерации Всеволод Степаницкий отметил крайнюю неэффективность государственного управления системой ООПТ на федеральном уровне, которая стала, в частности, следствием непрекращающейся череды реформ государственных природоохранных органов. "Только в МПР России за последние четыре года были созданы и потом ликвидированы четыре структурные подразделения, которые занимались особо охраняемыми природными территориями, - сказал он, - а сейчас создается пятая. Для сравнения - Служба национальных парков ЮАР существует порядка 70 лет, Службе национальных парков США более 100 лет". В результате последней реформы управление российскими заповедниками и национальными парками передано Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, однако эти функции не свойственны для данной структуры, а потому и неприоритетны для нее, констатировал В.Степаницкий. "Сегодня в составе Росприроднадзора остался всего лишь маленький отдельчик - номинально пять человек, а фактически три человека, тогда как раньше в МПР этими вопросами занимался самостоятельный департамент, - сказал он. - Считается, что можно силами трех человек управлять на федеральном уровне системой из 130 заповедников и национальных парков, которые находятся по всей стране, занимают гигантскую площадь, и где 10 тысяч штатных работников".

"Ни одна страна мира, имеющая подобную систему природных резерватов общенационального значения, даже близко не ведет подобную управленческую политику, - подчеркнул В.Степаницкий. - Во всех этих странах, начиная с США и заканчивая Кенией и Танзанией, для управления этими резерватами создан специальный орган. Как правило это Служба национальных парков - структура, аналогичная российским федеральным агентствам. На этот управленческий путь уже встала Украина, по нему пытается идти Грузия. Я глубоко убежден, что если Россия не встанет на этот путь, мы потеряем эту систему".

В ходе пресс-конференции были приведены свежие примеры попыток использования территорий ООПТ в несвойственных целях. Часто подобные попытки прикрываются соображениями экономической эффективности. В частности, это касается проектов проведения дорог по территориям ООПТ, допущения там иной хозяйственно деятельности или даже строительства крупных гидротехнических сооружений. Характер моды приобретает разработка проектов устройства горнолыжных курортов на территориях заповедников и национальных парков, что явно связано с увлечением Президента Владимира Путина горнолыжным спортом. В ходе подготовки доклада выявилось, что если ранее федеральные власти просто не справлялись с региональными, то в последнее время выявилась новая тенденция, когда попытки изъятия земель ООПТ совершаются именно федеральными органами власти, отметил эксперт лесной кампании Гринпис Михаил Крейндлин.

Участники пресс-конференции напомнили о том, что в декабре 2004 года лидеры общественных природоохранных организаций обратиться к президенту РФ с предложением создать специализированное Федеральное агентство по особо охраняемым природным территориям, уполномоченное осуществлять государственное управление в этой сфере и функционирующее под непосредственным руководством правительства РФ.

Справка: Развитие сети особо охраняемых природных территорий (ООПТ), полностью или частично изъятых из хозяйственного использования, является одной из важнейших форм сохранения биоразнообразия. Это предусмотрено Конвенцией ООН по биоразнообразию, ратифицированной Россией. Система российских ООПТ является одной из самых развитых и признанных в мире. Многие заповедники и национальные парки России охраняются различными международными конвенциями и соглашениями и имеют международное значение.

На сегодняшний день в России существуют 100 государственных природных заповедников общей площадью 33,5 млн га (свыше 1,57% площади страны) и 35 национальных парков площадью 7 млн га (0,41% площади России). 95 заповедников и все национальные парки находятся в системе Министерства природных ресурсов Российской Федерации.

Российское законодательство не только налагает режимные ограничения хозяйственной и иной деятельности на территориях ООПТ, но и предусматривает полный запрет на изъятие предоставленных им земельных и водных участков.