"Как власть проскользнула между Чубайсом и Дерипаской".

("Красноярский рабочий", 30.12.04, Юрий Чувашев)

Новый год - хоть и не Рождество, но без волхвов с дарами тоже никак нельзя. А потому в канун праздника краевая власть, сплетясь двуедино исполнительной и законодательной своими ветвями, вручала народонаселению дары и тут же обстоятельно разъясняла их смысл и значение.

Вручение даров взял на себя Совет администрации края. А именно - с 1 января 2005 года в регионе вводятся три разновидности нормы социального потребления электроэнергии. Первая из них - для населения, проживающего в центральных и южных районах края, - составляет 50 киловатт-часов на человека в месяц. В пределах этой нормы люди будут платить от 46 (в основном) до 66 копеек за киловатт-час, в зависимости от того, какие стационарные плиты установлены в домах - электрические или газовые и где находится жильё - в городе или селе.

Вторая, повышенная социальная норма определена для жителей северных территорий края. С учётом климатических особенностей местности она составляет 70 киловатт-часов в месяц на человека. А третья распространяется на жильё, оборудованное в установленном порядке электроотопительными приборами. В данном случае социальная норма - 400 киловатт-часов на абонента в месяц в течение отопительного сезона.

Краевая власть полагает, что в пределах социальной нормы платить за электроэнергию станет около 70 процентов населения края. Ну а за всё, что будет потребляться сверх лимита, рассчитываться придётся уже по так называемому экономически обоснованному тарифу, который без применения понижающего коэффициента 0,7 составляет 1 рубль 18 копеек за киловатт-час. Отрадно, впрочем, что этот коэффициент применяться всё же будет.

Предновогодний оптимизм "волхвов" из лагеря исполнительной власти без излишнего пафоса и в разумных пределах разделили и "волхвы" законодательные. К примеру, председатель постоянной комиссии Законодательного Собрания по экономической политике и собственности Всеволод Севастьянов, характеризуя грядущие тарифные нововведения, сделал акцент на том, что всё это происходит "в русле сложившейся в стране в последние годы политики перекладывания тягот реформ с государства на население".

В то же время Севастьянов отметил и наличие "красноярского эксклюзива" в ходе триумфального шествия тарифной реформы по России, признав социальную значимость договорённостей краевой администрации с Федеральной службой по тарифам. Поскольку, мол, регион по-прежнему является донором, то и Москва продолжает с этим считаться. Тогда как другие регионы не могут себе позволить социальные нормы потребления электроэнергии и другие льготы для населения. Так что, резюмировал Всеволод Николаевич, краевая власть в этот раз достаточно удачно сманеврировала между Чубайсом и Дерипаской. И теперь задача дня - отстаивать региональные тарифные завоевания в условиях стратегического курса на усреднение тарифов в целом по стране.

В общем, когда брызги новогоднего шампанского высохнут, красноярский "тарифный эксклюзив" можно будет оценить уже более трезво и реально. И на собственном кармане ощутить просчитанность социальных норм и ту самую экономическую обоснованность сверхнормативных тарифов. А заодно и начинать корректировать бюджет, поскольку за всё в этой жизни приходится платить.

"Бюджет плох, но мог быть ещё хуже".

("Красноярский рабочий", 30.12.04, Всеволод Севастьянов)

Завершилась очередная финансовая эпопея - бюджет на 2005 год Законодательным Собранием принят. На экранах и в эфире - различные отголоски этого события. Кто-то говорит, что бюджет хороший, кто-то считает, что обе ветви власти успешно потрудились в трудной ситуации, кто-то поминает бюджет и его создателей не очень лестными словами.

Чтобы по возможности объективно оценить ситуацию, начать необходимо со следующего. В стране продолжается движение по социально-экономическому курсу, определённому ещё Гайдаром. Да, это вызывает всё большее недовольство, да, возмущение проявляется даже на заседаниях правительства России, как это было при рассмотрении вопросов развития культуры и образования. Да, даже так называемая "партия власти", чувствуя, что дело пахнет экономическим крахом, начинает высказывать претензии к правительству. Но верные последователи Гайдара и Касьянова - Греф и Кудрин делают своё дело, продолжая разрушать когда-то созданный в СССР государственный каркас экономической безопасности страны. Может быть, президент и имеет другие намерения (дело "Юкоса", например, осторожные шаги на экономическом пространстве СНГ, развитие отношений с Китаем, Индией и т. д.), но кардинально ситуация не меняется.

Россия продолжает расшаркиваться перед Западом. Это и из "штанов выскакивающее" стремление побыстрее, с опережением графика, уплатить наши долги западным фирмам, и размещение золотого запаса страны в ценных бумагах Соединённых Штатов, и перевод стабилизационного фонда (около 20 млрд долларов при бюджете страны немногим более 100 млрд) в государственные обязательства стран Западной Европы, причём всего под 1-2 процента. Это и проведение реформ в социальной сфере, когда расходы на образование, культуру, здравоохранение и жилищно-коммунальное хозяйство настойчиво перекладываются на плечи населения.

Всё это неизбежно сказывается и на бюджетах субъектов РФ. После принятия закона, перераспределяющего расходные обязательства между Федерацией и краями, областями, на Красноярский край дополнительно к имеющимся переложено 9 млрд рублей расходов (на себя Федерация перевела всего 2,8 млрд). Кроме того, в нашем краевом бюджете составными частями являются денежные ресурсы Таймыра и Эвенкии.

И когда в СМИ фигурируют данные о том, что бюджет 2005 года вырос на 10 млрд рублей по сравнению с 2004 годом, иллюзий строить не нужно. Никакого реального роста нет, наоборот, есть его заметное сокращение в здравоохранении, культуре, социальной защите. В результате, например, осталось менее половины краевых социальных программ, принятых в 2000-2001 годах. Дай бог, что называется, удержаться в рамках роста инфляции, которую планируют на уровне 8,5 процента. Но ведь и в этом году планировали 10, а получилось почти 12.

Ко всему прочему, на голову сваливается порочная во всех смыслах монетизация и добавляет проблем грядущее повышение тарифов в энергетике. Совет администрации края хотя и пытается увеличить бюджетные расходы в социальной сфере (чаще под давлением), но в целом проводит линию правительства.

Наглядным примером является программа приватизации, согласно которой из 274 нынешних госпредприятий и учреждений в государственной собственности края должно к 1 января 2007 года остаться всего 18, при этом некоторые из этих 18 ориентированы в ближайшем будущем на переход в акционерные общества.

А ещё нужно учесть, что во внесённом администрацией проекте бюджета предлагалось полностью отменить закон о ветеранах Красноярского края. Из всего принятого в 2000 году объёма льгот оставалась только льгота на телефон и радио. Теперь можно понять, какова была цена предложенного главного финансового документа края.

Ни у какого нормального человека этот бюджет не может вызвать положительного отклика. Естественная реакция - чувство протеста. Приходится в связи с этим слышать суждения о том, что нечего разговаривать с этими властями, нужно голосовать по всем пунктам "против", а ещё лучше уйти, как это делают иногда коммунисты в Госдуме. Но там, в Федеральном Собрании, у коммунистов и их сторонников нет шансов отстоять какие-либо позиции в интересах народа. А в крае такая возможность есть.

Кроме того, непринятие бюджета не позволило бы выплачивать деньги, предназначенные для замены льгот, лишило бы финансирования переданных краю профтехучилищ (а это касается более десятка тысяч человек) и т. п.

Но главное всё-таки в том, что борьба за бюджет с нашей стороны - это борьба за удержание социальных гарантий, за возможность дать нормальное образование сельским ребятам и сохранить хоть в какой-то форме бесплатное здравоохранение. Это борьба, которую мы обязаны вести, отстаивая интересы трудящихся. Это, наряду с возможностью обличать пороки нынешнего общества, разъяснять, какова фактическая политика правящих в государстве сил, - важнейшая задача парламентской деятельности коммунистов.

И ещё хочу напомнить, что группу депутатов, прошедшую от блока "Коммунисты и аграрии - за власть народа!", составляли в Законодательном Собрании 18 человек. Именно тогда были приняты законы о ветеранах Красноярского края, о защите прав ребенка, о социальной защите работников бюджетной сферы, об образовании, более 20 социальных программ.

За что же и как боролись мы при рассмотрении бюджета 2005 года? Прежде всего, на совещании, где участвовали оба первых заместителя губернатора и его заместитель, начальник главного финансового управления, была заявлена принципиальная позиция. Если будут убраны 10 льгот из закона о ветеранах и сам закон не просто приостанавливается, а отменяется совсем, мы всеми силами будем бороться и против принятия бюджета, и против конкретных лиц, отстаивающих его в таком виде. На первом этапе переговоров в качестве компромисса администрация приняла вариант, где в рамках нового закона "О мерах по социальной поддержке ветеранов" была введена статья о том, что сохраняется льгота на жилищно-коммунальные услуги. Однако, понимая, что эту формулировку можно толковать различно, мы уже на сессии добились расшифровки понятия "коммунальные услуги". Сейчас в это понятие включены электроэнергия и тепловая энергия, газ, водоснабжение и водоотведение, вывоз отходов, оплата топлива и его транспортировка в домах, не имеющих центрального отопления. Правда, введение этой части в действие со второго полугодия - цена компромисса.

В новом Законе "О мерах по социальной защите ветеранов" учтены, после длительных дискуссий, и льготы по оплате жилья для работников бюджетной сферы села. Сохранена система защиты малоимущих при оплате жилья для всех категорий населения.

Вторая линия противостояния возникла в связи с повышением тарифов на электроэнергию. Правительство устойчиво проводит линию на прекращение перекрёстного субсидирования, когда относительно низкий тариф для населения и сельских товаропроизводителей оплачивается за счёт промышленных предприятий. Предложенный вариант (по сути, продиктованный сверху) предусматривал рост тарифов для населения на 43 процента, а для сельских предприятий и фермеров - в 2 раза. И если для населения 66 копеек за киловатт-час немалая нагрузка, то для многих сельхозпредприятий это равносильно команде по уничтожению поголовья. Например, крупнейшее хозяйство России Назаровский совхоз, чей руководитель Валерий Андреевич Исаев шёл по нашему предвыборному списку и делами которого мы и сегодня можем гордиться, будет платить за электроснабжение около 90 млн рублей! Наверное, хозяйство выживет, но урон, в том числе и его социальной политике, будет нанесён немалый.

Поэтому на сессии депутаты-аграрники В. Ерёмин, В. Исаев, П. Миков подняли вопрос о дотировании расходов сельских хозяйств на электроэнергию. Создана комиссия по подготовке официального постановления, координатором которой стал автор данной статьи. В комиссию вошли в основном аграрники, представители КПРФ и блока "За Лебедя!".

По предложению комиссии было принято постановление, в котором сказано: "Рассмотреть вопрос о бюджетном субсидировании затрат на электроэнергию для сельхозтоваропроизводителей в объёме 50 процентов от стоимости фактически потреблённой электроэнергии с ежемесячной адресной компенсацией. Внести предложения по соответствующей корректировке бюджета на 2005 год". К сожалению, в целом это сделать не удалось, губернатор сошёлся с депутатами-аграрниками на компромиссном варианте: 40 млн рублей в качестве компенсации (одна седьмая требуемой суммы) на первый квартал и выработка механизма для поддержки энергосберегающей политики сельхозпредприятий.

Не всё так, как хотелось бы, но в дополнение к ранее выделенным ресурсам это всё же не просто поддержка села, а форма активного противодействия правительственной политике по фактическому уничтожению отечественного сельхозпроизводства. Многие не знают, что на 2005 год правительство отказалось от дотаций аграрного сектора на федеральном уровне.

Настоящие баталии развернулись вокруг программы приватизации, формирующей неналоговые доходы бюджета. Конечно же, ещё с советских времён остались некоторые организации, численностью от 8-10 до нескольких десятков человек, которые уже давно не выполняют никаких государственных функций. Но программа предусматривала акционирование 24 автомобильных предприятий, обеспечивающих на территории края муниципальные перевозки, целую сеть аптек, тоже несущих социальную функцию, два государственных проектных института, Канскую табачную фабрику - теперь уже единственное российское предприятие дешёвых сигарет, три крупных хлебоприёмных предприятия и т. д. Их продажа могла принести в бюджет несколько десятков миллионов рублей, но с точки зрения управления социальными потребностями их значимость неизмеримо выше, да и активы стоят на порядок дороже.

Так что борьба за краевую собственность - это борьба даже не столько за конкретные рабочие места, сколько за возможность защиты социальных гарантий. Мы не можем влиять на федеральную собственность и федеральные учреждения и видим, во что это оборачивается - закрыты десятки предприятий, потеряны более 100 тыс. рабочих мест.

Пока удалось отбиться и почти всё перечисленное выше отстоять, не позволить акционировать и приватизировать. Но борьба ещё продолжается за проектные институты, за канскую "табачку" и коркинскую "Агрохимию", через которую в прошедшем году был произведён на государственные деньги закуп гербицидов. Нужно держаться дальше.

Стоит упомянуть ещё об одном, хотя и слабеньком, результате: на 30 рублей подняли детские пособия. В целом сумма позорная для общества, но сам факт сохранения обязательств государства важен. Того и гляди, и от этого власть откажется. Вопрос подняли, провели С. Андронова и В. Бибикова.

По ряду предложений, в том числе коммунистов С. Андроновой, В. Бибиковой, П. Медведева, аграриев В. Ерёмина, В. Исаева, П. Микова и ряда других депутатов, не состоящих во фракции "партии власти", внесены важные пункты в постановление Законодательного Собрания по закону о бюджете 2005 года. Здесь и вопрос о последующем повышении зарплаты бюджетникам, и поручение об анализе практики уклонения от налогов крупнейших ФПГ, и...

Короче, есть за что бороться коммунистам-патриотам при принятии бюджета. Раз не можем пока изменить политическое устройство общества, значит, нужно делать всё возможное, чтобы не дать правящему в стране режиму до конца развалить Россию. Не дадим развалить - легче потом и быстрее будем восстанавливать. Хотя, похоже, это задача следующего поколения.

ОТ РЕДАКЦИИ. Каждый из нас имеет право не только ознакомиться, но и поставить собственную оценку годовому бюджету. Но реально сделать это очень сложно. Впервые, наверное, за всю историю края власть решила не доводить до широких слоёв населения содержание этого документа - он будет опубликован в малотиражном журнале, который вы не найдёте даже в большинстве библиотек. Так что остаётся доверяться чужому мнению, в том числе и депутатскому.

Всеволод СЕВАСТЬЯНОВ, председатель постоянной комиссии по экономической политике и собственности Законодательного Собрания края, профессор.