"С уходящим годом многие жители Бурятии прощаются с легким сердцем". Итоги года подводят все республиканские издания - еженедельник "ИнформПолис", "МК в Бурятии", "Прайм ТВ" и другие газеты.

Високосный год всегда тяжелый. Самым памятным событием в 2004 году многие называют трагедию в Беслане. И хотя год начался с теракта в московском метро, потом были взрывы на стадионе в Грозном, когда погиб президент Чечни Ахмат Кадыров, и падение двух самолетов, но именно трагедия первого сентября в осетинской школе потрясла всех. Еще и потому, что там погибла землячка, учитель истории Бесланской средней школы Дарима Аликова. Потом бывшие заложники вспоминали, что она до последней минуты оставалась рядом со своими учениками. После первого взрыва в спортзале она подсаживала детей, чтобы те могли выбраться из ада.

Самым ярким событием уходящего года улан-удэнцы назвали визит в Калмыкию духовного лидера буддистов мира Далай-ламы XIV. Он приехал в Россию впервые после многолетнего перерыва. Неизгладимое впечатление оставил и октябрьский визит в республику Митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла. Высокопреосвященнейший освятил Свято-Одигитриевский собор. Это событие для православных верующих Бурятии стал великим днем уходящего года.

А московские ученые, исследовав феномен "нетленного тела" хамбо-ламы Итыгилова назвали его сенсацией года не только в истории буддизма, но и человечества вообще. Образцы тканей, взятые через 75 лет после погребения, показали, что органика кожи, волос и ногтей ничем не отличается от органики живого человека. Объяснить феномен Итэгилова наука пока не в силах.

В этом году в июле Россия объявила об окончании строительства Байкало-Амурской магистрали. "Стройка века" неофициально закончилась чуть более года назад - в декабре 2003 года после того, как через Северомуйский тоннель на Восток прошел первый железнодорожный состав с грузом. БАМ строили ровно 30 лет. Огромная стройка закончилась, однако оставила после себя не меньше проблем. Летом нынешнего года 13 бывших строителей Байкало-Амурской магистрали почти на месяц отказались от пищи, протестуя против того, что им до сих пор не выплатили компенсации на переселение в центральные регионы России. По подсчетам специалистов, на их переезд необходимо около 1 млрд. рублей.

В целом год для республики прошел достаточно спокойно. Впервые после трех засушливых лет хлеборобы получили хороший урожай зерновых. Благоприятным был год и для лесников. В отличие от прошлых лет огненная стихия обошла Бурятию стороной. Преобразился Улан-Удэ. Летом этого года центральная улица города - Ленина, стала пешеходной и с легкой руки улан-удэнцев называется не иначе как Арбат.

"Майдан незалежности по-бурятски. В Иволгинске произошел революционный переворот". Как пишет еженедельник "Номер один в Бурятии", "ситуация в Иволгинском районе Бурятии поразительно напоминает бурные страсти на центральной украинской площади. Но если в соседнем государстве вопрос "кому быть у власти?" в последние дни как-то решается, то в Бурятии он только еще дальше заходит в тупик. 27 декабря Иволгинский совет депутатов на внеочередной сессии вынес на повестку дня вопрос об утверждении нового главы района и сместил с должности действующего главу Леонида Буркова.

Предыстория такова. 7 декабря прошлого года вместе с депутатами Госдумы народ выбирал и глав местного самоуправления. В Иволге им был объявлен Владимир Дашамолонов. Однако бывший глава района Леонид Бурков, также претендовавший на этот пост, усмотрел нарушения закона по Оронгойскому избирательному округу, и через полгода Верховный суд Бурятии аннулировал результаты голосования. Тем самым маятник качнулся в пользу Л. Буркова, и он вернулся в свой кабинет. Но тогда мало кто мог знать, что борьба за кресло главы района только разворачивается. Через несколько месяцев по инициативе В. Дашамолонова недействительными были признаны результаты голосования в поселке Сотниково.

Неизвестно, насколько долго мог затянуться этот процесс "непризнания", если учесть, что избирательных округов в районе свыше десяти, но недавним решением того же Верховного Суда Бурятии прошлогодние результаты голосования на пост главы района были вовсе аннулированы, поскольку не была установлена истинность волеизъявления 25% иволгинцев, внесенных в избирательные списки. То есть тем самым стороны вернулись к предстартовому состоянию до 7 декабря 2003 года, и в новом 2005 году в районе неизбежно грядут новые выборы со всеми его атрибутами.

Пока не решен вопрос, когда именно будут новые выборы. Бесспорно пока то, что вынесение вопроса об утверждении нового главы и назначение на этот пост В. Дашамолонова на сессии райсовета сейчас преждевременно. Пункт 3 статьи 18 федерального закона о выборах в органы местного самоуправления гласит, что "полномочия выборного должностного лица местного самоуправления начинаются со дня вступления его в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного должностного лица". То есть полномочия Л. Буркова, полученные им еще на выборах в 1999 году с отменой итогов выборов 2003 года остались в силе. Тем не менее, депутаты уже хотят видеть нового главу.

"Пусть депутаты райсовета сначала изберут территориальную избирательную комиссию и назначат выборы, как того требует закон. Кого народ изберет, тот и станет главой. Я ведь не настаиваю на своей кандидатуре и готов хоть завтра передать полномочия законно избранному главе", - считает Л. Бурков. Однако райсовет руководствуясь, видимо, "революционной" целесообразностью самовольно назначил нового главу, не дожидаясь новых выборов. Некоторые наблюдатели назвали произошедшее "революционным переворотом". Л. Бурков сейчас дожидается вердикта Генеральной прокуратуры России, который разрешит вопрос о том, кто должен руководить районом в период до новых выборов главы".

""Бурятэнерго" теперь можно присоединять к СУЭК". Как пишет еженедельник "Номер один в Бурятии", "один из гигантов российского энергетического рынка - компания СУЭК получила разрешение Федеральной антимонопольной службы на покупку больших пакетов акций в целом ряде энергетических предприятий. На экономическом языке это называется консолидацией активов.

Разрешение, данное ФАС СУЭКу, касается приобретения акций и долей примерно в 50 предприятиях. СУЭК разрешили купить по 47% "Бурятэнерго", "Кузбассэнерго", "Дальэнерго", и "Амурэнерго", 46% "Хабаровскэнерго", по 45% - "Читаэнерго" и "Алтайэнерго" и 48% - "Омскэнерго". Также СУЭК может включить в свой состав разрез "Тулунский", "Востсибуголь", "Красноярскую угольную компанию", "Приморскуголь", "Хакасуголь", "Черногорскую угольную компанию", разрез "Изыхский" и "Читинскую угольную компанию" и многие другие аналогичные предприятия.

Получив право на покупку солидных пакетов акций, Сибирская угольно-энергетическая компания в свою очередь предоставила государству право регулировать цену на уголь компании. Также компанию обязали уведомлять обо всех сделках купли-продажи любых своих мало-мальски заметных активов. По всей видимости, это говорит о том, что СУЭК признают монополией. Консолидацию бизнеса компания намерена провести в январе-марте 2005 года. В свете имеющейся неурегулированной задолженности между "Бурятэнерго" и СУЭК в размере 200 млн. рублей, становятся возможными переговоры о переуступке части акций "Бурятэнерго" угольной компании, являющейся основным поставщиком топлива для городских ТЭЦ. Кроме того, государство теперь может снизить непомерную для "Бурятэнерго" цену поставляемого угля".

"Подозреваемые в краже и милиционеры поменялись ролями, сотрудников правоохранительных органов обвинили в применении пыток". Как пишет еженедельник "Номер один в Бурятии", "по статье "Превышение служебных полномочий" осужден сотрудник милиции. Виновным себя он не считает, но доказать свою невиновность ему не удалось. Второй милиционер, проходивший по этому делу, покончил с собой. Дело о краже труб, послужившее поводом к преследованию милиционеров, так и осталось нераскрытым, а не без оснований подозреваемые в той краже лица ушли от какой-либо ответственности. "Знал бы, как печально закончится дело, ни за что бы, ни пошел тогда в милицию с заявлением. Да пропади пропадом они, эти трубы, из-за них человек умер", - говорит лишившийся своего добра Павел Преловский.

Предыстория этого дела прозаична и по нынешним временам даже банальна. 23 марта у жителя поселка Восточный (Бурятия) Павла Преловского со двора украли 11 труб. Его семья уже 8 лет самостоятельно строит коттедж на окраине поселка, жилье было практически готово. Оставалось только соорудить систему канализации, для чего семья и приобрела трубы. Но утром 23 марта дочь Преловского увидела с веранды, что незнакомые люди загружают на "Камаз" их добро. Номер машины она запомнила, но без родителей шум поднимать побоялась, о случившемся дочь сообщила вечером, когда те пришли с работы.

На следующее утро отец пошел с заявлением в Загорское отделение милиции. Найти похитителей труб надежда была, ведь данные о грузовике у них имелись. Прибывшие милиционеры обследовали место происшествия и возбудили уголовное дело. Вскоре установили организацию, которой принадлежал "Камаз", выяснили личность водителя, которым оказался некий Завьялов. Но в тот день за рулем находился другой человек - Ермолаев. Оба они были допрошены, однако о случившемся ничего внятного рассказать не могли. Дескать, это не мы, "какие-такие трубы"?

Шло время, водители давали противоречивые показания, и 21 апреля следователь поручил участковому уполномоченному Евгению Малыгину доставить их для повторного допроса. Допрашивали привезенных оперуполномоченный Игорь Морозов и участковый Е. Малыгин. О том, что происходило, стороны на состоявшемся недавно суде рассказали следующее.

Из показаний гражданина Завьялова: "В отделе стали допрашивать. Минут 30 Малыгин спрашивал про какие-то трубы, угрожал и требовал признания. Потом меня вывели из кабинета, и минут через 15-20 в отдел привезли Ермолаева. Мне сказали подождать, а Ермолаева завели в кабинет. Я слышал из кабинета крики, стоны, они продолжались 30-40 минут. Ермолаев кричал, что никаких труб он не трогал. Потом Ермолаев вышел бледный и сказал, что над ним издевались. После этого меня опять завели в кабинет, посадили на стул. Морозов пристегнул руки под стулом наручниками, надел на голову противогаз и стал пережимать трубку противогаза. Малыгин удерживал ноги и требовал признания в совершении кражи труб. От удушья я кратковременно терял сознание".

В показаниях Ермолаева говорится примерно о том же: наручники, противогаз, потеря сознания, головокружение. Однако суд нашел много противоречий в его словах. На предварительном следствии он говорил, что наручники на него надевал Морозов, в ходе судебного заседания это действие он отнес к Евгению Малыгину. Путаница и с противогазом - в одном случае надевал его Морозов, в другом - Малыгин. Кое-что непонятно насчет продолжительности допроса: если стоявший за дверью Завьялов слышал крики минут 30-40, то для Ермолаева все это тянулось 1,5-2 часа. Сам Ермолаев суду пояснил, что в первые дни находился в шоковом состоянии, хотел все скорее забыть, поэтому и запутался. Однако большое сомнение в этих показаниях вызывает один момент, записанный в судебном приговоре и не отрицаемый сторонами.

"После всего этого он (Ермолаев) предложил Малыгину и Морозову развезти их по домам. Морозова довезли до Верхней Березовки, а Малыгина до площади Советов". Мог ли человек после таких испытаний сам предлагать услугу своим мучителям? Мог ли вообще самостоятельно вести машину? И почему по очереди стоявшие за дверью Завьялов и Ермолаев, слыша, крики и стоны друг друга, не поспешили обратиться за помощью в находящуюся рядом дежурную часть или к другим милиционерам?

Но самым удивительным для двух сотрудников милиции стал следующий день, когда Ермолаев и Завьялов после освидетельствования в медучреждении пришли с заявлением в прокуратуру. Мол, они нам угрожали и пытали нас. Через некоторое время после этого роли кардинально поменялись - подозреваемые в краже труб стали потерпевшими, а милиционеры - обвиняемыми в превышении полномочий.

Сотрудники Загорского отделения, ставшие свидетелями допроса, отрицают факт пыток. Но не спорят с тем, что наручники на Ермолаеве действительно были, поскольку тот вел себя довольно агрессивно и дерзко. "Суд изначально настроен на обвинительный приговор, поэтому показания сотрудников особо не учитывались. Дескать, желание прикрыть коллегу, честь мундира и все такое", - объясняет Евгений Малыгин. А тот факт, что Ермолаев на суде многое показал против него одного, теперь уже бывший участковый объясняет смертью Игоря Морозова. Оперативник, находясь в сильной депрессии, вызванной, в том числе и данной историей, в сентябре добровольно ушел из жизни.

"Очень тяжело ему было в то время. В милиции ведь не существует выходных, праздников. Днем и ночью на ногах, надо срочно раскрыть преступления. При этом все процессуальные нормы соблюсти, чтобы не получить очередной выговор. А зарплата сами знаете, какая. Когда ему предъявили обвинение в превышении по этому делу, назавтра нашли умершим. Какой парень был... Он сам пошел в армию, чтобы потом работать в милиции. Год отработал в ППС, потом перевелся в уголовный розыск, о котором давно мечтал. Круглые сутки работал, на износ. А что в итоге? Никаких незаконных мер парни не применяли, а маскарад с освидетельствованием водители устроили для собственного прикрытия. Просто в очередной раз убеждаешься, как незащищен сотрудник от таких ударов", - говорят сотрудники милиции, по понятным причинам не пожелавшие называть своих имен.

По решению состоявшегося недавно суда Е. Малыгин приговорен к условной мере наказания. В органы может вернуться через два года. Приговор он не стал обжаловать. Доказать свою невиновность ему сложно, тем более он теперь один. А возвращаться в милицию Евгений не собирается.

"Знал бы, как печально закончится дело, ни за что бы, ни пошел тогда в милицию с заявлением. Да пропади пропадом они, эти трубы. Люди ведь выполняли свою работу, по конкретным лицам и обстоятельствам, а теперь оказались сами виноватыми. Зная номер и цвет машины, я сначала хотел сам выяснить факт кражи. Но тогда это получился бы криминал с моей стороны. Вот и обратился в милицию. Теперь у меня вера в справедливость заметно уменьшилась", - говорит Павел Преловский. Канализацию к новому дому он так и не провел. Уголовное дело по факту кражи его труб приостановлено в связи с неустановлением лиц, к ней причастных".