Во Владимирской школе публичной политики прошел "круглый стол", посвященный проблеме реформирования вооруженных сил Российской Федерации. Один из сторонников введения альтернативной гражданской службы (АГС), кандидат экономических наук Алексей Андрианов, заявил, что происходящее последние тринадцать лет в российской армии нельзя назвать реформой. "Заменить кокарды и покупать две ракеты в год - это не реформа", - подчеркнул Андрианов. Говоря о АГС, Андрианов отметил, что в нынешнем виде закон не будет эффективно работать. "Во Владимирской области ни один из призывников не заявил о желании проходить альтернативную службу. Но в ближайшее время в наш регион должны прибыть ребята из Иркутска. Правда, как они будут жить на 600 рублей в месяц, я не представляю".

На вопрос о будущем АГС, Андрианов ответил, что институт гражданской службы никуда не денется. В России много домов престарелых, приютов, лесхозов - везде можно применять труд альтернативщиков. В России, по мнению Алексея Андрианова, только в Пермской области альтернативной службе уделяют необходимое внимание.

Бывший заместитель военкома Владимирской области по призыву, а ныне руководитель региональной общественной приемной полномочного представителя Президента РФ в ЦФО Сергей Голев обратил внимание на то, что в России 70% военного бюджета идет на содержание, и лишь 30% - на развитие (в США все наоборот).

Сейчас в российских вооруженных силах служат 1 160 000 человек, из них около 400 000 офицеров. К 2007 году в армии должны служить 372 000 контрактников, а призыв придется сохранить еще в течение 20 лет.

В ходе дискуссии были затронуты темы неуставных отношений, расходования средств министерства обороны (один из участников "круглого стола" привел пример, когда в их части приходилось рубить новые бушлаты лопатой и закапывать патроны). Руководитель аналитического отдела института политического и военного анализа Александр Храмчихин рассказал об упущенных возможностях реформирования российской армии в 1992, 1994 и 1997 годах. Главной ошибкой, по словам Храмчихина, была передача реформирования армии в руки самим военным. Понятно, что ничего кардинально нового они предложить не могли. Говоря о документе "Актуальные задачи развития российской армии", Храмчихин отметил, что создается ощущение о несогласованности авторов разных разделов. Причем, в документе ни разу не упоминается флот, а авиации посвящено лишь несколько срок. Главной ошибкой "Актуальных задач..." Александр Храмчихин назвал то, что авторы рассматривают в качестве возможных противников страны НАТО, но ни слова нет о Китае, армия которого примерно равна населению России.

Говоря о принципе комплектования, Храмчихин заявил, что это прикладной вопрос, который в России вышел на первое место. "Например, и в РФ, и в Израиле - служат по призыву, но при этом израильская армия - самая профессиональная, а в российской, как правило, два года молодой человек подвергается унижениям, ничему не учится и морально разлагается. Контрактная система - не панацея. Ярчайший пример: кувейтская контрактная армия практически без боев сдалась иракской в начале 1990-х годов", - заявил он. По его мнению, в России, при переходе на контрактную систему, существует опасность люмпенизации армии: за деньгами туда пойдут уголовники, люди с начальным или средним образованием. К тому же Храмчихин привел слова Александра Суворова: "Я не наемник, я русский". Александр Храмчихин видит выход в контрактной форме прохождения службы для младших командиров, набранных из "срочников". Рядовые должны служить 1 год.

Во Владимирской школе публичной политики тема реформирования армии будет продолжена в 2005 году.