24 декабря в ОАО "Якутгазпром" состоялась пресс-конференция. Ее темой была заявлена подготовка насильственного захвата и попытка смещения руководства компании. Из всего, что было сказано, стало ясно: нынешнее руководство "Якутгазпрома" не торопится возвращать государственное имущество, находя всевозможные причины для затягивания процесса.

Участники пресс-конференции представились следующим образом: Евгений Язев - и.о. генерального директора, Кирилл Трубицын - начальник юридического отдела ННГК "Саханефтегаз" и Павел Хохлов - старший вице-президент ННГК "Саханефтегаз". В то же время в ННГК "Саханефтегаз" сообщили, что К. Трубицын и П. Хохлов уволены из компании в сентябре-октябре. Е. Язев, по мнению Управления по технологическому и экологическому надзору по РС(Я), не соответствует квалификационным требованиям и должен быть отстранен. Сам Е. Язев считает рекомендацию о его отстранении попыткой смещения "по надуманным причинам".

Е. Язев сообщил, что Руслан Шипков разослал извещения о заседании Совета директоров ОАО "Якутгазпром", в повестку которого вносятся вопросы о переизбрании генерального директора общества, а также об одобрении соглашения о досрочном расторжении договора безвозмездного пользования государственным имуществом, который был заключен между республикой и "Якутгазпромом" в 2002 году.

Совет директоров "Саханефтегаза" - основного акционера "Якутгазпрома" - уже принял решение о досрочном расторжении договора 2002 года. Теперь этот вопрос должна решить "дочка" - газовая компания. И это Е. Язев тоже не отрицает. Тем не менее, с извещением он не согласен. Почему? Во-первых, участники пресс-конференции считают, что Руслан Шипков - рядовой член Совета директоров ОАО "Якутгазпром", а не председатель. Таковым, по их мнению, является С. Сокровольский. К слову сказать, они также не признают полномочия президента "Саханефтегаза" Афанасия Максимова - несмотря даже на определения судебных инстанций. Во-вторых, и это главное, нынешнее руководство "Якутгазпрома" не горит желанием возвращать находящиеся в безвозмездном пользовании объекты газового хозяйства. Как сказал Е. Язев, "мы никогда не говорили, что это наше имущество, но мы всегда признавали, что оно государственное". Однако, бесспорно государственным имуществом они считают только 1 и 2 нитки магистрального газопровода. Более того, республика, оказывается, еще должна подтвердить, что именно она, а не федеральный центр, является собственником этого имущества. Хотя, как известно, это подтверждается реестром государственного имущества РС(Я), да и договор о передаче имущества в безвозмездное пользование "Якутгазпром" подписывал с правительством Республики Саха (Якутия). Но теперь Е. Язев заявляет, что этот договор руководство "Якутгазпрома" просто не признает. Но не потому что его подписало республиканское, а не федеральное правительство, а потому что он, якобы, неправильно составлен. В частности, в нем не расписано, какие конкретно объекты переданы в пользование "Якутгазпрому".

С одной стороны, Е. Язев заявил на пресс-конференции, что решение Совета директоров "Саханефтегаза" о досрочном расторжении договора 2002 года - это то направление, в котором должен был идти "Якутгазпром". С другой стороны, истинный настрой нынешнего руководства "Якутгазпрома" прозвучал в других его словах на той же пресс-конференции: "Если мы подпишем соглашение о расторжении договора, значит мы признаем этот договор". А признавать, видимо, не хочется.

Таким образом, предлагается многоступенчатый торг. Сперва от республики требуют подтверждения прав собственника, потом инвентаризацию объектов и земельных участков и, наконец, 380 млн. руб. - такова сумма финансовых претензий "Якутгазпрома".

О каком захвате шла речь? Е. Язев сообщил, что руководству "Якутгазпрома" из достоверных источников стало известно, что после заседания Совета директоров, которое созывает Р. Шипков, планировался "насильственный захват" здания акционерного общества, смежных помещений и автотранспорта. "Такие планы были и они на сегодня не обнулены", - сказал он. По этому поводу 23 декабря Е. Язев направил в прокуратуру города Якутска и республики "Заявление о готовящемся преступлении". Он также обратился с просьбой о защите к председателю комитета Госдумы РФ, председателю Газового комитета Валерию Язеву. Письмо от "Якутгазпрома" отправлено и президенту РФ Владимиру Путину. Странно было бы ожидать, что президент страны будет вмешиваться в очевидные вещи. Или "Якутгазпрому" нужно напоминание от президента, что общество - дочерняя компания "Саханефтегаза" и должна выполнять решения материнской компании?

Как видно, руководство акционерного общества пытается перевести дело из экономической плоскости в политическую. Поскольку нынешнее руководство "Якутгазпрома" представляет ЮКОС, возникает соблазн преподнести решение хозяйственных вопросов как политическую акцию - гонения региональной власти. В действительности сегодня большой ЮКОС вообще мало интересуется Якутией. Якутия тоже не собирается определять судьбу ЮКОСа. Есть другие, гораздо более насущные задачи. Скорее всего, цель всех этих обращений гораздо проще - как можно дольше не расставаться с государственным имуществом, а если расстаться, то не задаром, сообщило ЯСИА.