Олег Григорьевич, продолжающиеся в нашей стране реформы органов государственной власти затронули и институт полномочных представителей президента РФ. Расскажите, пожалуйста, как изменились функции Главного федерального инспектора, какие задачи он выполняет?

Основной задачей Главного федерального инспектора является организация на территории субъекта РФ работы по реализации территориальными органами государственной власти основных направлений внутренней и внешней политики государства, определяемых президентом РФ, а также решений федеральных органов государственной власти. Кроме того, Главный федеральный инспектор отвечает и за обеспечение реализации на территории субъекта кадровой политики президента РФ. Также наша служба постоянно предоставляет необходимую информацию для обеспечения деятельности полномочного представителя, а также для подготовки регулярных докладов президенту РФ об обеспечении национальной безопасности в федеральном округе, о политическом, социальном и экономическом положении в субъекте РФ.

Сегодня в центре общественного внимания находятся инициативы президента РФ по укреплению вертикали власти. Растут опасения, что укрепление вертикали приведет к "выключению" общества из политической жизни...

Многие представители администрации президента РФ уже давали по этому поводу разъяснения. Нужно признать, что реформа управления государством идет по стране, хоть и с определенными огрехами. В целом проводимые реформы направлены на повешение эффективности деятельности всех государственных структур и для более эффективного управления государством. Что касается Новгородской области, то здесь, как и в других регионах, проходит процесс образования территориальных органов новых правительственных структур. Происходит назначение руководителей. Отмечу, что не все из ныне действующих руководителей останутся на своих местах. Причем при переназначении будет учитываться, прежде всего, эффективность работы той или иной структуры для обеспечения нормальной жизнедеятельности населения области.

В этой связи, по моему мнению, целесообразно осуществлять общественный контроль над деятельностью как федеральных, так и областных государственных структур. Это обеспечивает определенную прозрачность в их действиях. Именно по этому я, как Главный федеральный инспектор, уделяю особое внимание работе с населением. В Великом Новгороде постоянно работают общественные приемные в центре "Диалог" и ДК "Акрон", а каждый четвертый понедельник месяца я веду прием граждан по личным вопросам здесь, в здании администрации области.

Много говорится последнее время об "укрупнении регионов". Этот процесс объединения субъектов Российской Федерации также призван решать задачи по более эффективному управлению государством?

Президентом России на экономическом направлении ставится задача создать на базе нашего государства территориально-промышленный комплекс, который был бы управляемым и взаимосвязанным. Сегодня территория России делится на регионы, в основном, по национальной принадлежности. Можно отметить, что такой принцип административно-территориального деления не оказывает положительного влияния на развитие экономических и социальных процессов в нашей стране. Поэтому процесс объединения регионов в территориально-промышленные комплексы закономерен. Например, совсем недавно губернатор Красноярского края Александр Хлопонин инициировал работу по укрупнению края за счет близлежащих автономных округов. Вполне логично, ведь эти субъекты РФ традиционно имеют тесные экономические взаимоотношения. Думаю, этот пример подтверждает, что объединение регионов происходит не на плановой основе, а в связи с экономической целесообразностью. Регионы с недостаточно развитой экономикой и дальше будут объединяться с более сильными.

Еще одна популярная тема для обсуждения - назначение губернаторов. Какова, на ваш взгляд, цель этой реформы?

Оговорюсь, что назначение губернаторов, как и укрупнение регионов, не носит экстренного характера. Те из них, кто избран и эффективно осуществляет свои полномочия, без сомнения будут работать до конца срока. К неэффективным же руководителям в рамках имеющихся норм законодательства будут предприняты определенные меры. С учетом монетизации льгот неэффективные управленцы просто не смогут руководить регионами. Ведь регионы, руководимые такими губернаторами, как правило, получают значительную помощь из центра. Система межбюджетных отношений просто вынудит такого руководителя уйти со своего поста. В противном случае его отставку инициирует народ, проживающий на территории региона.

Олег Григорьевич, вы сравнительно недавно вступили в должность Главного федерального инспектора. Какие основные проблемы приходится вам решать в ходе своей деятельности?

С моей точки зрения характерной для Новгородской области является недостаточность взаимодействия отдельных федеральных структур при реализации конкретных задач. Зачастую наблюдается параллелизм в работе разных структур, чрезмерная бюрократия. В отдельных госструктурах забывают, что они выполняют свою работу для жителей области, а не для отчета в Москву. Например, большое количество жалоб поступает на работу органов юстиции и службы судебных приставов. Не убавляет проблем и проходящая на территории области реорганизация большей части структур федерального подчинения. Ведь с этим связано сокращение их штатной численности. Постоянно поступают от населения жалобы на социальные проблемы, недостаточно эффективную работу ЖКХ. Эти и другие вопросы удается разрешать с помощью администрации Новгородской области, с которой налажено эффективное взаимодействие.