Глава Парламентской ассамблеи НАТО: Армения должна получить контроль над Нагорным Карабахом: Нагорный Карабах за неделю

Степанакерт, 27 декабря 2004, 01:25 — REGNUM  

Новый сопредседатель Минской группы ОБСЕ. Перед январской сессией ПАСЕ. О пражских встречах. "Пакетно" или "поэтапно"?: спор семилетней давности. Что означает "форпост"? Будет ли Степанакерт участвовать в переговорах? Глава Парламентской ассамблеи НАТО: Армения должна получить контроль над Нагорным Карабахом. Степанакерт.

Новый сопредседатель Минской группы ОБСЕ

Как сообщает "Ноян Тапан", в Минской группе (МГ) ОБСЕ по урегулированию нагорно-карабахского конфликта сменился сопредседатель от Франции. Им стал Бернар Фасие, который сменил на этом посту Анри Жаколена. "Надеемся, что французский дипломат в отличие от своего предшественника Анри Жаколена проявит большую активность на новом посту и внесет свой вклад в решение проблемы Нагорного Карабаха", - сказал в связи с этим пресс-секретарь министерства иностранных дел Азербайджана Метин Мирза.

В начале января сопредседатели Минской группы ОБСЕ в очередной раз посетят регион. Цель поездки - уточнить детали визита миссии ОБСЕ, намеченного на конец января. Предполагается, что помимо сопредседателей Минской группы ОБСЕ по урегулированию нагорно-карабахского конфликта в миссию ОБСЕ войдут представители Германии, Италии, Швейцарии и Финляндии.

Перед январской сессией ПАСЕ

Обсуждение на январской сессии Парламентской ассамблеи Совета Европы доклада Дэвида Аткинсона по Нагорному Карабаху (НК) не внесет существенных изменений в переговорный процесс по урегулированию карабахской проблемы, считают некоторые азербайджанские эксперты. Как сообщает газета "Еркир", в интервью бакинской газете "Эхо" политолог Габиль Гусейнлы сказал: "Не надо ждать чуда. Европейские и западные организации не выходят за рамки общего подхода к урегулированию карабахской проблемы". В свою очередь конфликтолог Эльхан Мехтиев, согласно "Эхо", считает, что обсуждение доклада Аткинсона "ни к чему не приведет", поскольку "в докладе учтены интересы обеих сторон". По мнению Мехтиева, решение ПАСЕ не будет иметь реальной силы, поскольку Минская группа "монополизировала вопрос урегулирования карабахского конфликта".

Газета "Аравот" сообщает, что делегация Армении в ПАСЕ провела совещание с целью уточнения своей тактики на январской сессии ПАСЕ. Было решено не бойкотировать сессию и полностью реализовать свое право на выступление в ходе обсуждения доклада Дэвида Аткинсона. Газета сообщает, что представители провластного и оппозиционного крыла продолжат в вопросе Карабаха выступать с единых позиций.

Бывший сопредседатель Минской группы ОБСЕ от России Владимир Казимиров направил докладчику Парламентской ассамблеи Совета Европы по нагорно-карабахской проблеме Дэвиду Аткинсону письмо, в котором отчет Д. Аткинсона о нынешнем положении вокруг Нагорного Карабаха подвергнут резкой критике, сообщает бакинская "525-я газета". Один из главных моментов, вызвавших недовольство Казимирова, - отсутствие отображения в отчете роли России в процессе урегулирования конфликта: "Достижение перемирия в Нагорном Карабахе стало возможным благодаря посредничеству не ОБСЕ, а России. Посредническая миссия России отражена в резолюциях 874 и 884 ООН, в решениях Будапештского саммита ОБСЕ. ОБСЕ позабыла отметить роль России в предотвращении кровопролития в Нагорном Карабахе. Зачем понадобилась Совету Европы такая неточность?" Казимиров считает, что, хотя в документах по урегулированию конфликта интересы сторон сбалансированы, в подготовленном Дэвидом Аткинсоном документе этот баланс нарушен в пользу Азербайджана. Другая группа претензий Казимирова связана с историей развития проблемы, с игнорированием воздействия на карабахскую проблему военных действий 1992-1994 гг., отношения сторон к международным документам. По словам газеты, Казимиров "не остановился перед тем", чтобы представить Азербайджан как "инициатора варианта разрешения конфликта военным путем". Он считает, что в процессе урегулирования конфликта ссылка на международные документы - опасная тенденция: "Решения Хельсинского саммита не отражают нынешнее состояние конфликта. В этих документах не отражено даже понятие "стороны конфликта". "Решения же Будапештского саммита приняты в самый тяжелый период военных действий. Руководители 52 государств возложили миссию ведения переговоров между сторонами не на Минскую группу, а на сопредседателей. Переговоры должны вестись не только между Азербайджаном и Арменией, но также и с Нагорным Карабахом, поскольку в решениях Будапештского саммита говорится не о двух сторонах, а обо "всех сторонах" конфликта", пишет Казимиров. Посредник утверждает, пишет газета, что в резолюциях Совета Безопасности ООН и документах ОБСЕ Нагорный Карабах косвенно принимается как сторона конфликта: "В вашей резолюции этот вопрос обходится молчанием, заявляется, что конфликт происходит между Азербайджаном и Арменией. Это - шаг, рассчитанный на интересы Баку. В первоначальном варианте подготовленной вами резолюции отражен призыв к официальному Баку к диалогу с политическими силами в Нагорном Карабахе. Однако вы включили в документ понятие "азербайджанская община Нагорного Карабаха". Между позициями Азербайджана и азербайджанской общины Нагорного Карабаха нет никакой разницы, интересы обоих субъектов представляет Баку. Не могу понять того, что ОБСЕ представляет местное население Нагорного Карабаха как общину". Казимиров считает безосновательной ссылку в отчете на резолюции Совета Безопасности ООН. "Основной упор в этих документах делается на требовании о выводе оккупационных сил. Азербайджан до 1994 года не выполнил требований этих резолюций и отдал предпочтение силовому варианту. В резолюции 853 содержится требование о безусловном выводе оккупационных сил с территории Нагорного Карабаха, а в других резолюциях слово "безусловное" не употребляется". Как пишет Казимиров, учитывая то, что в 1994 году официальный Баку не выполнил требований резолюций ООН, было бы неправильным утверждать, что положения этих документов не выполнены лишь армянской стороной. "Азербайджан не выполнил ни одного из требований, выдвинутых в этих резолюциях. С другой стороны, Баку требует от Турции не прекращать блокаду Армении, время от времени распространяет заявления о военном решении проблемы, в Азербайджане усиливаются антиармянские настроения". Казимиров утверждает, что в отчете Аткинсона число "оккупированных районов Азербайджана" за исключением Нагорного Карабаха дается неверно: "Вы заявляете, что оккупировано 8 районов, на самом же деле 5 районов оккупированы полностью, а 2 - частично. В документе говорится только о территориях, оккупированных Арменией, и забыт факт оккупации азербайджанской армией армянских земель (Башкенд)". Казимиров пишет, что при составлении документа была допущена тавтология, и в заключение, по версии газеты, отмечает: "Моя цель в написании настоящего письма не состоит в том, чтобы обвинить Баку за нерешенность карабахской проблемы. Однако то, что вы всю вину сваливаете на одну сторону, - несправедливо".

О пражских встречах

Переговоры по армяно-азербайджанскому урегулированию должны вестись в рамках "Пражского процесса". Об этом, согласно азербайджанскому информагентству Day.Az, заявил журналистам президент Азербайджана Ильхам Алиев. "Если обратить внимание на историю переговоров, то увидим, что в течение последнего года определились новые рамки их проведения, особенно процесс, именуемый Пражским", - сказал он. Алиев отметил, что "переговоры, которые предстоит провести в будущем, должны вестись именно в этих рамках". Алиев подчеркнул, что позиция Азербайджана в переговорном процессе "однозначна и окончательна". "Я чувствую, что силы, занимающиеся этим вопросом, приближаются к этой позиции". Глава Азербайджана сказал также, что, "если переговоры пройдут конструктивно и армянская сторона, как это бывало в прошлом, не будет отходить от согласованных позиций, мы можем прийти к определенному соглашению".

"Министры иностранных дел Армении и Азербайджана были в шаге от подписания соглашений в Праге", - заявил российский сопредседатель Минской группы ОБСЕ Юрий Мерзляков. Согласно газете "Еркир", российский дипломат подчеркнул, что президенты Азербайджана и Армении должны были проанализировать соглашения, достигнутые министрами иностранных дел АР и РА Эльмаром Мамедъяровым и Варданом Осканяным при участии сопредседателей Минской группы ОБСЕ после встречи в Астане и вынести решение об их принятии или непринятии. Особо отметив, что "желание Азербайджана вынести карабахскую проблему на обсуждение в ООН смешало все карты", российский сопредседатель Минской группы ОБСЕ оценил как успешный шаг недопущение обсуждения этой проблемы в ООН. Хотя, по словам Мерзлякова, предпринятый Азербайджаном шаг, на несколько месяцев затормозил урегулирование нагорно-карабахской проблемы, тем не менее, он надеется на успешный результат встречи, проведение которой запланировано на 2005 год в Праге: "Я верю, что 2005 год станет переломным в решении карабахской проблемы, и мы достигнем успешного результата". Таким образом, заключает газета, цель инициативы Баку о внесении в повестку Генассамблеи ООН вопроса "об оккупированных территориях Азербайджана" становится более чем очевидной - затянуть переговорный процесс. Примечательно, пишет газета, что азербайджанская сторона постоянно обвиняет в этом официальный Ереван.

По мнению Владимира Казимирова, Баку и Ереван создают лишь видимость переговоров. Как сообщает газета "Азг", бывший российский посредник по карабахскому урегулированию опубликовал в "Независимой газете" статью, в которой утверждает, что различий в позициях конфликтующих сторон сегодня больше, чем при покойном президенте АР Гейдаре Алиеве. "Он (Алиев-отец) требовал только освобождения территорий, находящихся за пределами Нагорного Карабаха, в то время как Ильхам Алиев включает Карабах в число оккупированных территорий". Казимиров пишет, что в 2004 году состоялось 9 армяно-азербайджанских встреч: три из них на уровне президентов и шесть между министрами иностранных дел. "Однако на деле прогресса нет. А параллельно с переговорами между сторонами идет "холодная война". По словам посредника, попытки Баку перенести решение проблемы в другие инстанции к прогрессу не приведут. Наивно ждать, что стороны, не выполняя требования Совета Безопасности ООН, вдруг станут считаться с рекомендациями Генассамблеи ООН или ПАСЕ, пишет посредник, напоминая, что доклад ПАСЕ, подготовленный Терри Дэвисом и Дэвидом Аткинсоном, пестрит неточностями и искажениями фактов. В заключение Казимиров пишет, что посредники Минской группы ОБСЕ должны более жестко требовать от сторон конфликта выполнения решений Будапештского саммита ОБСЕ 1994 года и "возобновления серьезных переговоров".

Бакинская газета "Зеркало" пишет, что, отвечая на вопросы журналистов, президент Азербайджана Ильхам Алиев сделал сенсационное заявление. "По сути он заявил, что в ходе пражских переговоров Армения и Азербайджан договорились о принципах урегулирования карабахского конфликта". Глава государства неожиданно раскрыл и то, в чем заключаются эти согласованные принципы. "В ходе пражских переговоров удалось достичь серьезных договоренностей. Тому доказательство и то, что стороны уже говорят о продолжении не каких-то неопределенных переговоров, а "Пражского процесса". Я могу раскрыть даже основную суть достигнутых результатов. Стороны договорились о принципах урегулирования карабахского конфликта. Решено пойти по пути поэтапного урегулирования карабахского конфликта", - заявил И. Алиев.

Представитель МИД Армении Гамлет Гаспарян опроверг заявления Ильхама Алиева о принятии решения о поэтапном урегулировании конфликта в Нагорном Карабахе. "Мы вновь подтверждаем, что "Пражский процесс" по карабахскому урегулированию происходит в пакетном направлении. И мы готовы к продолжению "Пражского процесса", о чем не раз заявляли", - заявил пресс-секретарь МИД Армении. (ИА REGNUM).

"Пакетно" или "поэтапно"?: спор семилетней давности

На вопросы газеты "Азг" ответил бывший министр иностранных дел РА Александр Арзуманян.

Г-н Арзуманян, первый президент РА недавно заявил: то, что мы могли иметь в 97 году, уже потеряно безвозвратно. Вы согласны с этой точкой зрения?

Ситуация в 1997 году была более благоприятная для армянской стороны, и выдвинутые предложения давали возможность добиться урегулирования, которое исходило из интересов народа РА и НКР (Нагорно-Карабахской Республики - прим. ИА REGNUM). Левон Тер-Петросян считал, что время работает на Азербайджан, и в то время надо было идти на переговоры, поскольку неизвестно, будут ли в будущем подобные благоприятные условия. Я думаю, что прошедшие 7 лет показали, что первый президент был прав.

В 97-м нам предлагали вывести армянские силы из контролируемых территорий, однако четко не оговаривалось при этом, что же получит взамен Карабах. Это считаете успехом?

Предложения 97-го были опубликованы в прессе. Относительно статуса НКР были два противоположных, взаимоисключающих подхода - азербайджанский и НКР. Поскольку эти два противоположных подхода невозможно было привести к общему знаменателю, то было решено разделить обсуждение этих вопросов, перейти к поэтапному варианту, в первой части которого содержится предложение о прекращении конфликта, подписании мирного договора, что предполагало вывод войск с некоторых освобожденных территорий, возвращение беженцев, против чего населению НКР предоставлялись четкие гарантии безопасности, заверенные на международном уровне. При этом Армения признавалась гарантом безопасности НКР, а вопрос статуса становился отдельной темой переговорного процесса. И тогда, и сейчас я повторяю, что любой конфликт не может быть разрешен в полном объеме, надо идти поэтапным путем. В Софии, до начала заседания Совета министров ОБСЕ, власти твердили, что сторонам никакого предложения представлено не было. Однако в ООН представитель США Сюзан Мур заявила, что сторонам два месяца назад были сделаны предложения, сопредседатели ждут ответов сторон и потому нецелесообразно на данный момент ставить на голосование Генеральной Ассамблеи азербайджанскую резолюцию. В Софии Совет министров ОБСЕ выступил с заявлением, в котором вновь указал, что в Астане сторонам были сделаны предложения, призвав на основе этих предложений продолжить переговоры. Совет министров ОБСЕ в своем заявлении также отмечает, что в рамках Пражских встреч удалось пересмотреть все критерии конфликта. А в Астане сторонам было предложено вывести армянские силы с азербайджанских территорий, находящихся за пределами НКР, после чего в НКР и Азербайджане организуются референдумы. Это предложение не что иное, как предложение поэтапного варианта переговоров.

Вы читали предложение, которое было представлено сторонам в Астане, если, конечно, такой документ существует в письменном виде?

Безусловно - нет. Эти документы не были опубликованы. Подробности любого предложения, являющегося основой переговорного процесса, должны быть обсуждены в условиях конфиденциальности. Я говорю не о подробностях, а о принципах, на которых зиждутся предложения. В этом смысле информация, которой я сегодня владею, дает мне основание утверждать, что речь идет о модифицированном поэтапном варианте.

Не думаете ли, что Армения оказалась в политической изоляции после Лиссабона в 1996 году, когда все страны ОБСЕ, кроме Армении, выступили против Армении?

Вовсе нет. В Лиссабоне была сделана попытка навязать Армении такой вариант урегулирования, который был неприемлем и не исходил из интересов Армении и НКР. И потому Армения, руководствуясь своими национальными интересами, воспользовалась правом вето и не позволила, чтобы ей был навязан неприемлемый вариант. Армения не была изолирована и могла, как полноправный и ответственный член сообщества, четко сформулировать свою позицию и сделать свои подходы доступными. Сегодняшняя изолированная Армения не сможет наложить вето, потому что измелилась атмосфера. Сегодняшняя Армения дошла до того состояния, когда Республика Армения рассматривается как страна, оккупировавшая территорию Азербайджана. В прошлом Армении никогда не предъявлялось обвинений в незаконной оккупации и заселении чужих территорий, в этнических чистках. ("Азг").

Вице-спикер Национального Собрания (НС) Армении Ваган Ованнисян в ответ на напоминание газеты "Аравот" о недавних высказываниях пресс-секретаря первого президента Левона Зурабяна ("действующие власти не могут решить вопрос Карабаха", "прав был Левон Тер-Петросян, когда сказал, что то, что мы могли получить в 97-м, сегодня уже невозможно", а также "любое сегодняшнее решение будет поэтапным" - прим. ИА REGNUM) сказал: "Напрасно они надеются, что люди забыли 97 год - это было совсем недавно. Не хочу спорить - в дальнейшем могут быть такие тактические решения, в которых пакет содержал бы элементы поэтапности. Все возможно, все зависит от наших интересов. Если завтра поэтапный вариант обеспечит наши интересы, я сразу стану сторонником поэтапного варианта. Мне важны национальные интересы, а не технологии их достижения. В конце концов, пакетный вариант был выбран по той простой причине, что он в данный момент более соответствовал нашим интересам. В конце концов, это не догма, и пусть поэтапность и пакет не тычут нам в глаза. Важно не это, а то, что предлагалось. А то, что предлагалось со стороны Левона Тер-Петросяна, если мы на это согласимся, турки и сегодня с радостью прибегут. Что они тогда предлагали? Они предлагали сохранить Карабах в составе Азербайджана. Если это то, на что был согласен Левон, а именно так и было, то и сейчас, если пойдем на это, в Баку нам зааплодируют и сразу прибегут к столу переговоров. Но так мы не защитим свои национальные и государственные интересы. И пусть не обманывают народ".

Откликаясь на опубликованное в "Аравот" интервью Вагана Ованнисяна, газета "Чоррорд Ишханутюн" заявляет, что Ваган Ованнисян, "мягко говоря, врет" - Левон Тер-Петросян не соглашался оставлять Карабах в составе Азербайджана. Газета разъясняет, что одним из достоинств поэтапного варианта являлось то, что вопрос статуса Нагорного Карабаха "откладывался и не предопределялся". "А когда в 1996-м в Лиссабоне ОБСЕ попробовала принять документ, в котором утверждалась территориальная целостность Азербайджана, Армения наложила на него вето. Если бы власти были согласны "сохранить Карабах в составе Азербайджана", то не стали бы накладывать вето". При этом газета напоминает, что именно так поступил нынешний президент Армении Роберт Кочарян, когда "без зазрения совести подписал в Стамбуле документ, подтверждающий территориальную целостность Азербайджана". Газета отмечает также, что "освободить путем переговоров 7 "оккупированных" районов" было в 97-м "программой-максимум Азербайджана", тогда как всего несколько дней назад официальный Баку заявил, что "возвращение оккупированных территорий" является для них предусловием начала переговоров. То есть, пишет "Чоррорд Ишханутюн", Ваган Ованнисян глубоко заблуждается, думая, что после 1997-го ничего не изменилось, и РА в любой момент может вернуться к прежней ситуации.

Газета "Аравот" пишет, что на встрече с журналистами министр иностранных дел Армении Вардан Осканян "высказал любопытные мысли по различным вопросам". Газета, в частности, приводит его слова о карабахском конфликте без комментариев: "Мы должны добиться одновременного решения всех вопросов, связанных с конфликтом, но при этом необходимо иметь возможности для маневрирования. То, что нам удалось сделать вместе с предыдущими властями Азербайджана, с новым руководством, пожалуй, трудно будет осуществить. Это мы понимаем". "Сегодня Армения стоит перед альтернативой: либо настаивать на участии Карабаха и не идти на переговоры, либо идти на переговоры, но без Карабаха, ради того, чтобы переговорный процесс не прервался. Президент выбрал второй вариант, подойдя к вопросу со следующих позиций: важно не то, кто с армянской стороны участвует в переговорах, а о чем ведутся переговоры". "Я утверждаю: да, в те дни (в 1997 г.) в повестке был поэтапный вариант. Я участвовал в этом процессе и считал, что это тоже вариант решения, если политические силы его поддерживают, если народ требует этого. Выяснилось, что это не так". "Сегодня я вижу серьезную возможность добиться закрепления права народа Нагорного Карабаха на самоопределение и добиться международного признания этого права. Такой шанс сегодня содержит "Пражский процесс". Поэтому считаю преждевременным сожалеть о том, что мы упустили время. У нас еще есть возможность добиться больше того, что когда-либо нам предлагалось. То, что сегодня мы обсуждаем, больше, чем нам предлагали в 1997 году".

"Мы стремимся к фиксированию права народа Нагорного Карабаха на самоопределение и достижению его международного признания в рамках "Пражского процесса". В отношении сроков реализации этого права можно проявить гибкость. Без фиксации этого права мы не пойдем на какой-либо договор", - заявил Вардан Осканян журналистам, указав при этом на необходимость снять табу на обсуждение различных вариантов урегулирования конфликта. "Нам необходимо здоровое обсуждение. Вопрос Нагорного Карабаха - не дело одних лишь властей. Это вопрос всего армянства, и ответственность велика. На сегодняшний день есть реальная возможность получить намного больше, чем это можно было сделать раньше", - подчеркнул глава армянского МИД. (ИА REGNUM).

Что означает "форпост"?

Россия веками присутствовала на Кавказе и у нее есть свои интересы, заявил 23 декабря на пресс-конференции в Кремле президент России Владимир Путин. "У нас есть свои интересы на Южном Кавказе. Эти интересы должны быть гарантированы, но, конечно, они должны сочетаться с интересами других, включая Грузию, Армению и Азербайджан", - отметил он. Путин также подчеркнул, что Россия готова выступить в качестве посредника в урегулировании нагорно-карабахского конфликта. "Мы готовы выступать в качестве посредников и гаранта на переговорах, которые состоятся между Арменией и Азербайджаном. Мы не хотим на длительную историческую перспективу стать неблагоприятными партнерами для одной из сторон. Мы не хотим брать на себя эту ответственность, они должны договориться сами", - подчеркнул он. ("Ноян Тапан").

Согласно бакинской газете "Новое Время", президент России Владимир Путин заявил, что Россия не будет пользоваться "закулисными методами" для реализации своих национальных интересов на постсоветском пространстве. "Мы не будем использовать никакие закулисные методы, чтобы обеспечить свои национальные интересы. Для нас намного важнее иметь добрые отношения с народами СНГ", - заявил президент, выступая 22 декабря на заседании Госсовета в Кремле.

Бакинская газета "Зеркало" пишет, что глава Азербайджана Ильхам Алиев высказал опасения, что достигнутые с Арменией договоренности могут быть не реализованы. Фактически, пишет газета, он заявил, что это может произойти по вине Кремля: "Если Армения будет вести себя как независимое государство и не откажется, как было не раз, от уже достигнутых договоренностей, то в ближайшее время мы выйдем на подписание конкретного соглашения". "При этом И. Алиев напомнил, что, будучи недавно с официальным визитом в Ереване, председатель Госдумы Борис Грызлов назвал Армению "форпостом России на Южном Кавказе". "До сих пор мы думали, что Армения - независимое государство. А сейчас оказывается, что это форпост. Поэтому у нас возникают сомнения в том, с кем же вести переговоры - с "форпостом" или же его хозяином", - заявил И. Алиев.

У президента Армении Роберта Кочаряна складывается впечатление, что азербайджанскому президенту не дают покоя сложившиеся сегодня теплые отношения между Арменией и Россией. Это мнение, сообщает "Арминфо", президент РА озвучил на пресс-конференции в рамках своего рабочего визита в Лорийскую область Армении. "Ильхам Алиев в каких-то переживаниях, думаю, зря, никто не мешает ему строить подобные отношения, и ревность здесь неуместна. Мы, к примеру, не испытываем волнения по поводу теплых отношений Азербайджана с Турцией", - заявил Роберт Кочарян. По его мнению, на процесс урегулирования карабахской проблемы данное заявление не должно влиять.

Газета "Аравот" опубликовала комментарий министра иностранных дел Армении Вардана Осканяна по поводу заявления спикера Госдумы РФ Бориса Грызлова: "Я бы посоветовал не заострять внимание на этом вопросе. Мне кажется, использованное им слово (форпост) неверно отражает характер наших отношений. Я уверен, что господин Грызлов имел в виду действительно добрые отношения между нашими странами. Он просто использовал не то слово". "Я утверждаю, что наиболее самостоятельную политику на Кавказе ведет именно Армения, поскольку ее политика основана на комплементаризме, что дает максимальную возможность для маневрирования".

А в ответ на слова Ильхама Алиева Вардан Осканян, согласно "Арминфо", сказал: "Заявление о "форпосте" России, которым якобы является Армения, свидетельствует об отсутствии политического опыта у азербайджанской администрации". По словам Осканяна, Армения - суверенное независимое государство, имеющее дружеские и партнерские связи с другими странами. Министр при этом подчеркнул, что никто не может диктовать Армении - ни сегодня, ни в будущем. "Наша политика - свидетельство независимой политики Армении, а спекулирование этим вопросом подсказывает мне, какой существует подход к этому вопросу в Азербайджане".

"Если азербайджанская сторона (если верить публикациям СМИ) пребывает в замешательстве и не знает, с кем вести переговоры, то мы вынуждены указать ей в сторону Степанакерта. Надеемся, они хорошо знают, где Нагорный Карабах". Об этом, комментируя слова президента Азербайджана Ильхама Алиева, заявил пресс-секретарь МИД Армении Гамлет Гаспарян, передает ИА REGNUM.

Будет ли Степанакерт участвовать в переговорах?

Пресс-секретарь МИД Азербайджана Метин Мирза исключил участие Нагорного Карабаха в переговорном процессе по урегулированию карабахского конфликта. Об этом сообщает газета "Азг" со ссылкой на "Интерфакс". "Указание армянской стороны, с кем нам вести переговоры, считаю неуместным", - заявил Метин Мирза, комментируя слова своего армянского коллеги. Как напоминает газета, в ходе своей последней пресс-конференции министр иностранных дел Армении Вардан Осканян заявил, что участие Нагорного Карабаха в переговорном процессе будет возможно тогда, "когда его участие в переговорах станет неизбежным". "На данный момент сохранится тот формат, который существовал последние годы". По словам Осканяна, единственной причиной неучастия в переговорах Карабаха является отказ азербайджанской стороны.

Баку готов пойти на диалог с руководством самопровозглашенной Нагорно-Карабахской Республики, но при условии выхода из переговоров Армении, пишет бакинская газета "Новое Время". "В принципе, это (диалог Баку с Карабахом) может быть возможно, но в этом случае руководство Армении официально должно заявить о самоустранении из конфликта и последующем невмешательстве в него", - заявил заведующий отделом внешних связей администрации президента Азербайджана Новруз Мамедов журналистам. Представитель администрации президента отметил, что в таком случае Баку готов вести переговоры с Нагорным Карабахом как с составной частью Азербайджана.

Президент Нагорного Карабаха Аркадий Гукасян выразил сожаление в связи с тем, что "на данном этапе проходящего под эгидой Минской группы ОБСЕ процесса мирного урегулирования делается попытка искусственно изолировать карабахскую сторону". Согласно "Медиамакс", Гукасян выразил уверенность, что "именно этот фактор не позволяет дать переговорам новый стимул, что могло бы развить то положительное, которого стороны конфликта с помощью международного посредничества достигли за последние 10 лет". "Азг" отмечает, что президент НК не стал уточнять, кто конкретно пытается искусственно изолировать карабахскую сторону от процесса мирных переговоров.

Глава Парламентской ассамблеи НАТО: Армения должна получить контроль над Нагорным Карабахом

"Европейцам, американцам и россиянам предстоит сообща найти компромисс, согласно которому Армения получила бы временный контроль над Карабахом, а в дальнейшем статус Карабаха был бы определен на референдуме - в течении пяти или десяти лет", пишут в статье "Путин и призраки империи", опубликованной в газете "Фигаро", глава Парламентской ассамблеи НАТО Пьер Леллуш и бывший министр иностранных дел Испании Ана Паласио. Как сообщает PanARMENIAN, в статье анализируются отношения между ЕС и Россией на фоне украинских событий. "Успех демократии на Украине должен быть положен в основу общей стратегии наших демократических стран. Цель этой стратегии - положить конец "замороженным" конфликтам на границах Европы", считают авторы статьи. В дальнейшем судьба народов, живущих на границе России и ЕС, будет зависеть от того, будет ли победа "за российским неоимпериализмом, или ЕС сможет установить "pax europa". Для этого "западные демократии", по мнению авторов, должны выступить с инициативами по разрешению конфликтов на постсоветском пространстве. "Замороженные конфликты" в грузинских провинциях - Южной Осетии и Абхазии, также как и в Приднестровье, имеют много общего между собой. Конфликт, в котором столкнулись Армения и Азербайджан в Нагорном Карабахе, сложнее, он имеет несколько другую природу", пишут Ана Паласио и Пьер Леллуш. "Что касается Турции, то ей предоставляется возможность показать, что страна желает войти в европейскую семью: для этого следует открыть границу с Арменией, что очень сильно облегчило бы жизнь этой республике, которая подвергается безжалостной блокаде вот уже 15 лет... Наконец, в обмен на сотрудничество с Азербайджаном в этом конфликте Запад должен завязать тесные партнерские отношения с этой страной", резюмируют авторы. Оба автора статьи посетили Армению и Нагорный Карабах в конце октября этого года, в составе делегации немецкого отделения фонда Германа Маршалла (США). Они выступили за участие Нагорного Карабаха в переговорах по урегулированию конфликта.

Бакинская газета "Эхо" пишет, что один из членов делегации Азербайджана в Парламентской ассамблее (ПА) НАТО, Алимамед Нуриев, комментируя статью Леллуша, выразил глубокое сожаление в связи с тем, "что люди такого ранга не имеют никакого представления об истоках карабахской проблемы и обо всех ее последствиях, не интересуются ею, а потом публикуют такие странные материалы". "Я считаю, что Леллуш выдал абсолютно нереальное предложение. Видимо, он просто не знает того, что Азербайджан ни при каких условиях не согласится ни на какой вариант потери своих суверенных территорий. А ведь по сути это и имеет в виду автор. Просто странно вообразить себе, чтобы Азербайджан взял и официально согласился на какой-то временный контроль Армении над Карабахом. То есть дать оккупанту возможность чувствовать себя хозяином на захваченных землях. Нет, Азербайджан пытается сейчас мирным путем решить вопрос, но к результатам это не приводит. И лично я сторонник того, что уже нет другого пути освобождения Карабаха от оккупации, кроме военного". "Каждый политик имеет право на свое собственное мнение, - заявил в своем комментарии "Эхо" член парламентской комиссии по вопросам обороны и национальной безопасности Азербайджана Владимир Тимошенко. - ПА НАТО на карабахский конфликт абсолютно никакого влияния не имеет, и оказать его она не может. Это личное мнение главы ПА НАТО, которое идет абсолютно вразрез с мнением на сей счет руководства Азербайджана и нашего народа. Мы никогда на такие предложения не пойдем. Вот Леллуш съездил в Армению, его там в чем-то убедили, вот он и выдает это в статье. Более весомые европейские и международные структуры, ООН заявили о признании территориальной целостности Азербайджана. А если после решения конфликта справедливым образом армяне захотят ездить в Карабах к своим родственникам, то такая возможность им будет предоставлена, такой режим будет обеспечен". "Если бы это опубликовал армянин, можно было бы не обращать никакого внимания. Но поскольку это написал руководитель ассамблеи, я лично намерен призвать наших делегатов подготовиться и выступить в ПА НАТО с пожеланием, чтобы подобного рода заявления со стороны руководства столь уважаемой структуры впредь не звучали, потому как они не совсем корректны. Это обязательно будет сделано". Другой участник ПА НАТО от Азербайджана, депутат Артыг Кямалов, считает, что эта статья не более чем выражение личного мнения Леллуша. "Ведь на нас она никакого влияния оказать не может, на позицию нашей страны. А она прекрасно известна всему миру и в том числе, думаю, и господину Леллушу - мы не отдадим никому ни сантиметра своей земли. Мы хотим мирного решения конфликта, не хотим, чтобы вновь лилась кровь, но если и впредь все будет тянуться так, как прежде, то терпения у нас просто не хватит. И народ об этом говорит".

Члены армянской общественной инициативы "В защиту освобожденных территорий" считают, что на международном уровне карабахская проблема не может быть урегулирована "ни Минской группой, ни Советом Европы, ни каким-либо другим форматом", сообщает газета "Аравот". "Решение проблемы может быть только армянским, и оно предполагает скорейшее и полное заселение всех освобожденных районов, провозглашение в их отношении сверхвласти Армении. Решить карабахскую проблему Армения и НКР могут только на основе собственной программы односторонних шагов, которая "оставит Азербайджану одну альтернативу: смириться либо не смириться с этим решением". Односторонними шагами, по мнению организации, являются следующие: "Армения и НКР заявляют о продолжении прямых или опосредованных контактов с Азербайджаном, в случае достаточного сближения позиций сторон армянская сторона будет готова посредством прямых переговоров с Азербайджаном добиться подписания межгосударственного договора о мире и сотрудничестве. Республика Армения должна также заявить о своей готовности не нарушать первой режим перемирия, Нагорный Карабах воссоединяется с РА. На тот момент его официально объявленные границы должны включать все районы, реально контролируемые в настоящее время НКР. При этом Нагорный Карабах должен иметь статус, предполагающий наличие органов местного самоуправления. Армения (включая НКР) в одностороннем порядке на неопределенное время замораживает свои притязания на насильственно присоединенные к Азербайджану армянский Нахиджеван и районы Северного Арцаха (Арцах - историческое название Нагорного Карабаха - прим. ИА REGNUM). Республика Армения подтверждает, что в одностороннем порядке открывает проходящие через свою территорию железнодорожные и автомобильные дороги из Азербайджана в Нахиджеван и из Турции в Азербайджан. Для пользования этими дорогами устанавливается значительная квота, которая будет увеличена в соответствии с объемами транзитного сообщения Армения-Европа, обеспечиваемого Турцией, и Армения-Россия или Иран, обеспечиваемого Азербайджаном. РА в одностороннем порядке объявляет о предоставлении ограниченному числу граждан Азербайджана права на проживание в местах их рождения, расположенных на своей территории (включая Нагорный Карабах). Длительное и законопослушное проживание на территории Армении даст им также право получить гражданство Республики Армения. В случае нарушения Азербайджаном перемирия или осуществления враждебных и иных действий со стороны Азербайджана или Турции Армения в одностороннем порядке откажется от своих обязательств".

Степанакерт

Как сообщает Информационный портал МИД НК, 24 декабря президент Нагорного Карабаха Аркадий Гукасян подписал указ о назначении Арарата Даниеляна заместителем премьер-министра НК с освобождением от должности руководителя аппарата президента. Другим указом руководителем аппарата президента НК назначен Армен Залинян, который освобожден от должности советника президента по государственно-правовым вопросам. Президент подписал также указ об освобождении от должности министра образования, культуры и спорта Армена Саркисяна в связи с переходом на другую работу. На эту должность назначен Ашот Гулян, который освобожден от должности министра иностранных дел. На должность главы МИД НК назначен Арман Меликян. Указом президента НК освобожден от должности и министр сельского хозяйства Беник Бахшиян. На эту должность назначен Ваграм Багдасарян, занимавший ранее пост заместителя министра сельского хозяйства.

22 декабря состоялось очередное пленарное заседание Национального Собрания Нагорного Карабаха, на котором было рассмотрено около 20 вопросов, касающихся в основном социальной и налоговой сфер. Депутаты одобрили законопроекты "О минимальной месячной зарплате", "О применении контрольных кассовых аппаратов", о внесении изменений и дополнений в законы "О налоге на добавленную стоимость", "О налоге на прибыль", "О подоходном налоге", "О налоговой службе", "Об организации и проведении проверок в НКР", "О бюджетной системе НКР", "О выплатах по обязательному социальному страхованию", "О налоге на торговлю" и т.д. Изменения внесены в законы "О государственной регистрации юридических лиц", "О государственных пенсиях", "О налоге на землю". Проект госбюджета НК на 2005 год представил министр экономики и финансов республики Спартак Тевосян. Он отметил, что бюджет будущего года имеет социальную направленность, значительные средства будут вложены в сферу производства. Согласно прогнозам правительства, в 2005 году будет зарегистрирован существенный рост почти во всех экономических и социальных сферах: на 20-25% - в сфере промышленности, на 6% - в сфере сельского хозяйства, товарооборот вырастет примерно на 25%, более чем на 11% увеличится внутренний валовой продукт. (Информационный портал МИД НК).

Степанакертская газета "Азат Арцах" сообщает, что увеличение расходов бюджета в основном обусловлено включением в проект средств на решение социально-бытовых и жилищных вопросов беженцев. В будущем году намечается построить для беженцев 40 домов, причем 30 из них - в Степанакерте. Кроме того, пишет газета, бюджетом предусмотрен и ремонт квартир в селах. Речь идет о тех квартирах, которые были сданы переселенцам без выполнения внутренних отделочных работ и обеспечения коммунальных услуг. В будущем году в четырех населенных пунктах НК будут отремонтированы по десять таких домов. Таким образом, заключает "Азат Арцах", ремонтируя ежегодно 30-40 таких квартир, проблему можно решить в течение 3-4 лет. Газета пишет также, что, по словам министра соцобеспечения НК Ленстона Гуляна, бюджет его ведомства на 2005 год увеличился на 316 млн. драмов, что позволит продолжить выполнение имеющихся программ и составить новые. В числе новых программ - строительство квартир для детей-сирот. В будущем году будет построено 7 домов для детей-сирот, которым уже исполнилось 18 лет. Причем эти дома будут построены по месту жительства детей.

В Нагорном Карабахе восстанавливается один из старинных видов традиционных для края ремесел - ковроткачество. Как сообщает "Арминфо", карабахские ковры, сотканные искусными мастерами, традиционно пользовались хорошим спросом как в пределах края, так и за рубежом. В настоящее время одним из преуспевающих ковроткаческих предприятий НК является закрытое акционерное общество "Овани", владельцем которого является американский предприниматель Овик Махсереджян (Лос-Анджелес). По словам исполнительного директора предприятия Олега Бахшияна, на предприятии сегодня ткут около 100 видов ковров, в том числе сувенирных - с изображением символов Нагорного Карабаха, в частности, памятника "Мы и наши горы". Продукция предприятия главным образом реализуется в США и Канаде. В нынешнем году объемы реализации по сравнению с прошлым годом выросли почти вдвое, что во многом связано также с увеличением числа туристов, посетивших республику. На производстве занято более 40 человек. Зарплата работников с октября месяца увеличилась с 17 тысяч драмов до 19 тысяч драмов за 1 квадратный метр ковра.

Как сообщает "Ноян Тапан", в Арцахе недавно распространилось неизвестное вирусное заболевание, для диагностирования которого нет соответствующих лабораторий не только в Арцахе, но и в Армении. По словам начальника эпидотдела Республиканского центра гигиены и антиэпидемиологического контроля Карине Балаян, если за 11 месяцев 2003 года было зарегистрировано 11 тысяч 104 случаев, то уже за тот же период этого года - 12 тысяч 888 случаев. Было отмечено, что только в ноябре текущего года в Арцахе зарегистрировано 1442 случая заболевания этим вирусом, в том числе 463 - в Степанакерте. В результате проверок, осуществляемых центром, выяснилось, что в школах Степанакерта температура ниже 18 градусов. По состоянию на 17 декабря, согласно данным отдела образования Степанакертской мэрии, из 7288 учеников школ 2434 не посещают школы по причине заболевания. По той же причине, по решению министерства культуры, спорта и образования НК, занятия в школах не будут проводиться с 20 декабря по 7 января. Вместе с тем, сообщает агентство, министр здравоохранения НК Зоя Лазарян опровергла эту информацию. "В Арцахе случаев заболевания неизвестным вирусом не зарегистрировано, и сведения об этом не соответствуют действительности". Зоя Лазарян отметила, что просто наблюдается ежегодное повышение заболеваемости верхних дыхательных путей, что обычно и происходит в ноябре-декабре. По словам министра, исходя из этого в школах Арцаха зимние каникулы начались несколько раньше обычного, а занятия возобновятся раньше предусмотренного срока.

В Степанакерте состоялась презентация сборника произведений писателей Южного Кавказа "Время жить". В сборнике представлены небольшие художественные произведения - новеллы и рассказы 18 авторов. Нагорный Карабах представлен рассказом Вардгеса Овяна "Я люблю тебя, жизнь". Сборник презентовали координаторы проекта в Армении и Нагорном Карабахе Алвард Бархударян и Гегам Багдасарян. Они, в частности, отметили, что целью проекта является наведение мостов доверия между странами Южного Кавказа, налаживание былых связей. Была представлена также книга Алвард Бархударян "Карабах на грани веков", в которой помещены статьи, очерки и интервью автора, касающиеся карабахской войны. Сборник произведений писателей Южного Кавказа "Время жить" издан при поддержке Форума неправительственных организаций (НПО) и фонда Генриха Белля (Германия) в рамках проекта "Построение доверия между грузинским и абхазским обществами с участием "Кавказского форума НПО". Сборник напечатан в городе Майкоп (Россия) тиражом 5800 экземпляров. ("АРКА").

В столице Нагорного Карабаха Степанакерте 23 декабря состоялось награждение победителей ежегодного конкурса среди журналистов, проводимого Союзом журналистов НК. Как сообщает корреспондент ИА REGNUM, решением жюри "Золотого пера" и премии в размере 50 тысяч драмов (около $100) удостоился главный редактор Общественного телевидения НК Норайр Гаспарян. Победителями в номинациях "Лучший политический анализ" и "Лучшие публикации на военные темы" стали, соответственно, редактор независимой газеты "Что делать" Мурад Петросян и сотрудник армейской газеты "Мартик" Мгер Арутюнян. Победитель в номинации "Лучшее журналистское расследование" не был определен.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.