В Москве с рабочим визитом находятся руководители единого муниципального образования "город Норильск" - глава города Олег Бударгин, председатель городского Совета Сергей Шмаков и председатель Федерации профсоюзов ЕМО "город Норильск" Людмила Магомедова. В минувший понедельник состоялось вручение их обращений к Правительству Российской Федерации и в Государственную Думу Федерального Собрания РФ.

(Тексты обращений прилагаются).

Председателю Правительства Российской Федерации Касьянову М.М.

Копия: в Государственную Думу Российской Федерации

Уважаемый Михаил Михайлович!

Уважаемая Валентина Николаевна!

В настоящее время руководством страны активно уделяется внимание разработке Концепции государственной политики Российской Федерации в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выработке конкретных предложений по решению всего спектра проблем, свойственных северным территориям. Об этом свидетельствует поручение Президента РФ № 515-рп от 17 сентября 2001 года о разработке рабочей группой по проблемам развития северных территорий РФ, созданной при Президиуме Госсовета РФ, Концепции государственной политики РФ в районах Крайнего Севера, Постановления Правительства РФ "О концепции государственной поддержки экономического и социального развития районов Севера" от 7 марта 2000 года № 198, а также проведенные 23 мая 2002 года Комитетом Государственной Думы по проблемам Севера и Дальнего востока парламентские слушания на эту тему.

Поскольку обсуждаемые проблемы особенно актуальны и непосредственно касаются территории единого муниципального образования город Норильск", обращаемся к Вам с предложением, которое, надеемся, заинтересует Вас и получит дальнейшее развитие. Город Норильск воплощает в себе все общие черты и характеристики освоения и развития территории Крайнего Севера России:

суровые климатические условия, дискомфортность условий проживания и их неблагоприятное влияние на человека;

наличие градообразующего базового предприятия;

экономика, базирующаяся на недропользовании;

необходимость осуществления северного завоза;

экологические последствия широкомасштабного индустриального развития; миграция населения и объективная необходимость ротации кадров;

особенности содержания и эксплуатации жилищного фонда, коммуникаций, дорог в условиях Крайнего Севера и т.д.

Можно сказать, что территория города Норильска является уникальной моделью всего Крайнего Севера России.

В связи с этим для ускорения решения северных проблем предлагаем использовать Норильск в качестве экспериментальной площадки и провести на этой базе комплексный анализ существующего законодательства по Северам, подготовить и разработать соответствующие нормативные и законодательные акты по всем аспектам северных проблем, присущих всем северным территориям страны. В первую очередь, это:

повышение конкурентоспособности базовых отраслей и предприятий; регулирование межбюджетных отношений;

формирование оптимальной системы управления, бюджетная обеспеченность и достаточность северных территорий;

рационализация численности населения, содействие переселению социально незащищенных граждан;

реформирование системы оплаты труда работников бюджетной сферы;

совершенствование системы социальной поддержки и гарантий граждан, работающих и проживающих в регионах Севера;

пенсионное обеспечение северян;

реформирование жилищно-коммунального хозяйства в условиях Крайнего Севера;

обеспечение северного завода;

интеграция экономики Севера.

Начать такую работу предлагаем уже сегодня с разработки и обкатки в условиях Норильска новой системы оплаты труда работников бюджетной сферы, работающих и проживающих в условиях Крайнего Севера.

Мы считаем этот вопрос одним из важнейших, требующих решения в первую очередь. К сожалению, в процессе перехода к рыночным отношениям действующая системы оплаты труда бюджетников, основанная на Единой тарифной сетке и окладах, районных коэффициентах и северных надбавках к ним, полностью исчерпала себя. И давно реально не отражает и не дифференцирует уровень оплаты труда в зависимости от природно-климатических, географических, экономических и медико-биологических условий проживания и труда.

В настоящее время практически на всех северных территориях уровень средней заработной платы работников бюджетной сферы с учетом районных и северных коэффициентов ниже бюджета прожиточного минимума (БПМ), а заработная плата работника по первому разряду ЕТС составляет около 20 процентов БПМ. Такая ситуация ставит работников бюджетной сферы, в том числе и финансирующихся из федерального бюджета, работающих и проживающих на Севере, не просто на уровень бедности, а на грань выживания, в совершенно дискриминационное положение по сравнению с бюджетниками, проживающими в более благоприятных условиях. Происходят негативные изменения демографической ситуации, территория становится непривлекательной для притока молодежи и высококвалифицированных кадров, происходит вымывание из бюджетной сферы наиболее профессиональных и подготовленных кадров. Пенсионеры не выезжают с Севера, так как к моменту выхода на пенсию отсутствуют накопленные в виде отложенного спроса средства. Увеличивается доля нетрудоспособного населения. Все это приводит к дальнейшему ухудшению социального и экономического развития Северов.

Новая система оплаты труда применительно к условиям Крайнего Севера должна учитывать соответствие уровня оплаты труда стоимости жизни в районах Крайнего Севера.

Учитывая изложенное, просим Вас принять положительное решение по нашим предложениям и дать необходимые поручения соответствующим министерства и ведомствам об использовании города Норильска в качестве экспериментальной площадки по разработке механизмов, принципов, порядка и реализации государственной политики Российской Федерации в районах Крайнего Севера.

Кроме этого, с учетом особой значимости Норильского промышленного района для экономики страны и Красноярского края, неотложности решения проблемы поддержания уровня жизни работников бюджетной сферы города Норильска в 2003 году убедительно просим Вас поручить Министерству финансов РФ проработать вопрос о механизме включения в бюджет города Норильска на 2003 год дополнительных выплат, компенсирующих стоимость проживания в районах Крайнего Севера с учетом бюджета прожиточного минимума (БПМ).

На наш взгляд, до разработки пи принятия новой система оплаты труда, а также упорядочивания межбюджетных отношений между федеральным центром, субъектами Федерации и муниципальными образованиями решением вопроса может стать скорейшее принятия нормативного акта, гарантирующего при расчете Фонда финансовой поддержки Красноярскому краю на 2003 год включение в консолидированный бюджет края указанных компенсационных выплат, установленных органами местного самоуправления Норильска работникам бюджетной сферы и работникам органов государственного управления, проживающим и работающим в едином муниципальном образовании "город Норильск".

Со своей стороны мы готовы предоставить все необходимые расчеты и обоснования дополнительных выплат, а также принять непосредственное участие в работе. Заранее благодарим за внимание к нашим проблемам и надеемся на дальнейшую помощь и конструктивную работу.

Председателю Правительства Российской Федерации Касьянову М.М.

Уважаемый Михаил Михайлович!

Обращаемся к Вам - председателю Правительства Российской Федерации - от имени работников бюджетных организаций единого муниципального образования "город Норильск".

Забота об экономической и социальной стабильности, необходимость принятия неотложных мер по разрешению проблем, связанных с уровнем жизни населения, проживающего в районах Крайнего Севера, обязывают нас к этому. Ситуация, сложившаяся в нашем регионе, сложна и еще более усиливается экстремальными экологическими и техногенными условиями, напрямую отражаясь на качестве и стоимости жизни в нашем заполярном городе.

Норильск находится в зоне абсолютной дискомфортности для проживания: среднегодовая температура - минус 14С, из 365 дней в году - 90 метельных, 265 дней не тает снежный покров. Отдаленность территории от центральной части России и слаборазвитая транспортная сеть ставит жителей региона в большую зависимость от авиакомпаний, осуществляющих грузовые и пассажирские перевозки.

Нагрузка со стороны техногенных факторов на организм человека, а в особенности на детский, чрезвычайно велика. Ежегодно в атмосферу происходит выброс загрязняющую веществ около 8500 кг на одного жителя ( для сравнения: в городе Красноярске этот показатель составляет 200 кг на одного человека в год).

Компенсация утраты здоровья практически несоизмерима.

И на фоне этого - крайне высокая стоимость жизни и крайне низкий уровень доходов работников бюджетной сферы. Минимальный размер оплаты труда работников бюджетной сферы в городе Норильске в 2001 году составил 14 процентов бюджета прожиточного минимума, а в городе Красноярске - 32 процента. Это наглядно свидетельствует о том, что районный коэффициент, установленный для нашего региона, по объективным причинам обязан быть выше как минимум в 2,3 раза. Прожиточный минимум для трудоспособного населения Норильска в три раза выше, чем в среднем по России.

Существующая оплата труда работников бюджетной сферы, проживающих на северных территориях, включающая применение районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате, исчерпала себя, так как перестала выполнять функцию районного регулирования.

Кроме того, серьезную проблему для территории представляют "межотраслевые разрывы" в оплате труда. Так, например, уровень заработной платы работников культуры в среднем не достигает 80 процентов уровня заработной платы соответствующего профессионального и квалификационного состава работников образования. Следует отметить, что в ряде субъектов Российской Федерации, часть территорий которых имеет статус районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, органами государственной власти и местного самоуправления проводится работа по повышению уровня доходов работников бюджетной сферы. Она сводится в основном к установлению различного рода доплат и надбавок, фиксированной материальной помощи за проживание в экстремальных климатических условиях.

Существующие схему указывают на несовершенство системы оплаты труда и требуют настоятельной необходимости ее изменения.

Решение проблем, связанных с регулированием уровня доходов работников бюджетной сферы, в Норильске осуществлялось за счет собственных бюджетных поступлений в строгом соответствии с Законом Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" (ст.4), Бюджетным Кодексом РФ (ст.ст.69,70,75) на основе решений Норильского городского Совета.

Суть их сводилась к установлению компенсационных выплат, начисляемых на тарифные ставки и должностные оклады работников, финансируемых из всех уровней бюджета, за работу и проживание в неблагоприятных природно-климатических условиях. Несмотря на определенную стабилизацию социально-экономической обстановки в регионе, достигнутую благодаря последовательной и целенаправленной работе органов местного самоуправления и Заполярного филиала ОАО "ГМК "Норильский никель", являющегося градообразующим предприятие, безусловно влияющего на формирование цен на территории, положение работников бюджетной сферы и пенсионеров, проживающих в едином муниципальном образовании "город Норильск", остается весьма сложным и достигло критической отметки в период формирование бюджета текущего года.

Одна из причин - сложнейшие бюджетные отношения между субъектов Федерации - Красноярским краем - и городом Норильском. Другая причина - отсутствие законного, гарантированного механизма учета нормативов средств, оставляемых самодостаточным в плане наполнения бюджета территориям, направляемых на регулирование уровня доходов работников, при формировании Фонда финансовой поддержки развития субъекта Российской Федерации. И, как следствие этого - отмена компенсационных выплат работникам бюджетных организаций города Норильска, падение уровня доходов в 2002 году более чем в три раза по сравнению с предыдущим финансовым годом. В связи с особой важностью для экономики России Норильского промышленного района - территориального комплекса по добыче и переработке цветных металлов, в целях обеспечения выполнения долгосрочной программы социально-экономического развития единого муниципального образования "город Норильск", ведения конструктивного экономически обоснованного диалога между Красноярским краем и Норильском, убедительно просим Вас дать поручение соответствующим Министерствам о подготовке к подписанию проекта Постановления (Распоряжения) Правительства Российской Федерации "О регулировании оплаты труда работников бюджетной сферы единого муниципального образования "город Норильск" (проект прилагается). Кроме того, нам представляется целесообразным объявление территории единого муниципального образования "город Норильск" в качестве экспериментальной площадки по отработке тарифной политики государства, направленной на кардинальное реформирование системы оплаты труда работников бюджетной сферы с учетом специфики северных регионов. Со своей стороны, готовы предоставить имеющийся статистический материал и высказать ряд предложений по обозначенной теме.

Уважаемый Михаил Михайлович!

Разрешите заранее поблагодарить за участие и выразить надежду на то, что наши предложения будут внимательно изучены и найдут отражение в соответствующем нормативном документе Правительства Российской Федерации. Подписание этого документа жизненно важно не только для работников бюджетной сферы, но и для всех жителей единого муниципального образования "город Норильск", - территории, нацеленной на выполнение задач, поставленных Правительством РФ по повышению уровня благосостояния населения, укрепления стабильности, экономического роста во имя процветания России.

С уважением, Председатель Федерации профсоюзов Единого муниципального образования "город Норильск" Л.В. Магомедова

* * *

Председателю Комитета Государственной Думы по проблемам Севера и Дальнего Востока Пивненко В.Н.

Уважаемая Валентина Николаевна!

Обращаюсь к Вам от имени жителей единого муниципального образования "город Норильск", в котором возникла нестабильная социально-экономическая ситуация. Причем масштабные проблемы Норильска характерны для всего российского государства. На Крайнем Севере, в том числе в Норильском промышленном районе, в городе Норильске, сосредоточена значительная часть природных ресурсов, необходимых для развития экономики страны. В то же время Заполярье, где расположен Норильск, отличается экстремальными климатическими условиями, особенно тяжелой для человеческого организма средой обитания.

Использование рабочей силы в сложнейших условиях проживания сопряжено с затратами дополнительных финансовых ресурсов и установление дополнительных гарантий социальной защищенности для работников, занятых в производстве в Норильском промышленном районе.

Норильск значительно отдален от регионов с благоприятным климатом; в зимний период, который длится в Заполярье девять месяцев в году, доставка материальных продовольственных ресурсов осуществляется в регион либо авиатранспортом, либо Северным морским путем. Это значительно увеличивает цены на продукты питания и потребительские товары, резко увеличивая тем самым величину прожиточного минимума в Норильске для трудоспособного населения в три раза выше, чем в среднем по России. За апрель 2002 годы по расчетам региональной комиссии по экспертизе потребительских бюджетов он составил 5771 руб.

Оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате. Основные принципы оплаты труда работников на северных территориях установлены статьей 7 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях". Составленная в бытность СССР система применения районных коэффициентов и процентных надбавок исчерпала себя, так как не обладает долговременным стабилизационным эффектом и перестала выполнять функцию районного регулирования. Гиперинфляция, в сущности, уничтожила стимулирующий характер установленных в дореформенный период районных коэффициентов и процентных надбавок для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

На фоне крайне высокой стоимости жизни ярко выделяется низкий уровень доходов работников бюджетной сферы единого муниципального образования "город Норильск". Так, вместе с районным коэффициентом и северными надбавками средний доход работников бюджетной сферы составляет от минимального потребительского бюджета 60-70 процентов.

Зарплата бюджетников составляет 25-30 процентов от дохода работников промышленности - их в г. Норильске около 60 процентов работающего населения. Высокий уровень доходов работников промышленного сектора определяет спрос и диктует уровень цен на потребительском рынке города. Таким образом, работники бюджетной сферы, где занято население, обеспечивающие национальную безопасность страны (здравоохранение, культура, просвещение, управление территорией), оказались в дискриминационных условиях.

Следует подчеркнуть и тот факт, что единое муниципальное образование "город Норильск" занимает весьма скромную часть территории Российской Федерации, а главный хозяйствующий субъект территории - Заполярный Филиал "Горно-металлургической компании "Норильский никель" - дает полтора процента (!) внутреннего валового продукта страны. Налицо диспропорция между значимостью региона в системе народного хозяйства России и доходами людей, проживающих на территории единого муниципального образования "город Норильск".

На основании изложенного, обращаемся к Вам с предложением пересмотреть виды и размеры существующих гарантий и компенсаций для лиц, проживающих и работающих в районах Крайнего Севера, т.е. в условиях перманентного климатического, психологического и физического стресса. Исходной базой для осуществления территориального регулирования оплаты труда и предоставления социально-трудовых гарантий и компенсаций может стать новое районирование северных территорий по природно-климатическим условиям. По мере стабилизации экономической ситуации районные коэффициенты прелагаем заменить на индексацию заработной платы, пропорциональную региональному удорожанию стоимости жизни по сравнению со среднероссийскими показателями.

Уважаемая Валентина Николаевна!

В связи с этим, просим Вас разработать новую систему оплаты труда для работников бюджетной сферы северных территорий с учетом наших предложений. Просим также при разработке проекта бюджета Российской Федерации на 2003 год учесть новую систему оплаты труда для граждан, проживающих и работающих в районах Крайнего Севера.

С уважением, Председатель Городского Совета единого муниципального образования "город Норильск" С.А Шмаков