REGNUM: Г-н премьер-министр, в конце года больше принято говорить об успехах, но мы чаще спрашиваем об упущениях. Что правительству Армении в этом году не удалось сделать?

Все программы, предусмотренные на 2004г., выполнены. Утвердив исполнительную часть бюджета 2004 г., у нас появились дополнительные сэкономленные средства в размере $25 млн., которые направлены в сферу капитального строительства. Конечно, достижений больше, чем упущений. Конечно, есть желание внести большую динамичность в процесс реформирования социальной сферы. В 2004 году были планы приступить к реформам систем ипотечного кредитования, страхования и социальных фондов, однако, несмотря на определенный прогресс, желаемых результатов достичь не удалось. Переговоры с Всемирным Банком заняли более долгий период, чем мы предполагали, и мы не успели завершить формирование правовой базы. В 2005 году интенсификация реформ в этих трех, в целом, взаимосвязанных направлениях станет для правительства стратегическим приоритетом.

В отличие от 2004 года, формируя бюджет 2005 года, мы воздержались от повышения зарплат госслужащих, таким образом, несколько отклонившись от программы. Взамен, произошло повышение базового оклада военнослужащих, сотрудников правоохранительных структур и органов национальной безопасности. Вместе с этим вдвое увеличены зарплаты учителей и работников сферы культуры.

Ощутимый прогресс зафиксирован в сфере энергетики. То о чем, мы говорили в начале года, претворено в жизнь. 30 ноября заложено начало строительства газопровода Иран-Армения. Сдана в эксплуатацию вторая высоковольтная линия электропередач (ЛЭП) Шинуайр (Армения) - Иран мощностью 200 МВт, что позволило удвоить мощность энергообмена с Ираном. Подписано соглашение о строительстве третьей высоковольтной ЛЭП.

В целом, по итогам года мы планировали обеспечить 8% рост ВВП, и, хотя год еще не завершен, думаю, показатель этот не опустится ниже 10%.

Несомненным успехом является и включение Армении наряду с другими 16 государствами в программу "Вызовы тысячелетия", которая реализуется одноименным американским агентством в странах, добившихся явных успехов в развитии человеческого ресурса и оздоровлении экономического климата.

REGNUM: Какие отрасли в первую очередь являются локомотивами этого роста?

В этом году, в основном, таковыми стали строительство и производство сельхозпродуктов. Сферы, традиционно обеспечивающие высокий рост - обработка алмазов и ювелирная отрасль - в этом году были в силу объективных причин несколько пассивны. Россия пересмотрела условия поставок необработанных алмазов, что, естественно, сказалось на активности соответствующей армянской отрасли, приведя к снижению объемов экспорта бриллиантов из Армении.

REGNUM: Претерпела ли изменения в течение 2004 года структура инвестиций по странам и структура связей с внешнеэкономическими партнерами? Вот, например, стало ли больше Ирана, а кого-то может меньше?

Во-первых, нельзя сказать, что взаимоотношения с Ираном строятся за счет кого-либо. С Ираном мы начали сотрудничать в новой для Армении сфере - газовой промышленности. Уровень отношений, которые налажены с Россией, как с основным импортером газа в Армению, ни коим образом не пострадал. Повторюсь, новый партнер не обретен за счет старого. А позитивные тенденции в указанных вами структурах, во многом обеспечены за счет новых рынков Европы и американского континента. Помимо этого, дает о себе знать и экспорт сельскохозяйственных продуктов и стройматериалов в Россию.

REGNUM: Г-н премьер, сложился ли у Вас образ того, чего Вы хотите достичь лет через пять? Какой должна стать экономика Армении, какие должны появиться новые акценты?

В первую очередь, в этот образ укладывается устранение транспортной блокады нашей страны. Это касается открытия границы с Турцией, разблокирования железной дороги через Грузию в Россию, ввода в эксплуатацию железнодорожной паромной переправы порт "Кавказ" (Россия) - Поти (Грузия). С запуском транспортных линий, естественно, резко увеличатся объемы нашего экспорта, будут сняты барьеры в поставках армянской продукции сельского хозяйства, в первую очередь, в Россию и другие страны СНГ. Увеличится скорость экспорта и уменьшится себестоимость транспортных расходов. Интенсивный рост армянской экономики и обеспечение его многополярности может быть обеспечено с установлением стабильности в регионе, решением проблемы Нагорного Карабаха. Последнее сократит также расходы правительства в оборонной сфере, позволив направить дополнительные средства в социальную и другие важные отрасли, послужит созданию более благоприятного инвестиционного климата.

REGNUM: Транспортные проблемы через территорию Грузии связаны не только с абхазской железной дорогой, но и с высокогорными перевалами. Заставили ли эти проблемы внести какие-то уточнения в тактику и планы правительства Армении?

Это от нас мало зависит. Были попытки использовать старые транспортные схемы, такие как, Армения - Иран - Каспийское море - Астрахань (Россия). В 1992-93 г.г. данный маршрут использовался нами как запасной. С запуском железнодорожного парома порт Кавказ, наши возможности увеличатся. Как известно, недавно в Армении побывал глава транспортного ведомства России Игорь Левитин, который одновременно является сопредседателем армяно-российской межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству. В ходе визита было подписано соглашение с Департаментом железных дорог Армении о создании совместного предприятия по транспортным перевозкам. Аналогичные соглашения подписаны с Грузией, Азербайджаном и Абхазией. В свою очередь наша делегация провела переговоры в Тбилиси, предпринята попытка создания рабочих групп для объединения этих четырех-пяти предприятий в единое целое. Делается все возможное для создания предпосылок решения проблем в транспортной сфере в нашем регионе. В этом заинтересованы не только мы, но и Грузия с Россией. Во всяком случае, встречи с президентом и премьер-министром Грузии внушают такую надежду, и в данном направлении уже проделаны конкретные шаги.

REGNUM: Можно ли сказать, что до тех пор, пока в обозримом будущем транспортная проблема не решена, Армения все более будет акцентирована на сферы, не требующие больших транспортных расходов и усилий. Таковыми являются высокие технологии или программирование. Существует ли для этого не только внутренний ресурс, но и самое главное - программа правительства?

Вот уже три года развитие высоких технологий объявлено правительством одним из приоритетных направлений своей деятельности. Сегодня в Армении наблюдается увеличение количества совместных предприятий, занятых в программировании и электронном проектировании. Продолжается работа в направлении обеспечения рынка сборки компьютеров, чтобы своими силами удовлетворять внутренний рынок. Несколько дней назад в Ереване находился председатель Государственной Думы России Борис Грызлов, который во время встречи подтвердил, что в бюджете России на 2005 год предусмотрены средства, которые будут использованы для возобновления работы завода "Марс", что также послужит серьезным стимулом для дальнейшего развития армянского рынка высоких технологий.

REGNUM: В этом году также активно обсуждалась схема "предприятия за долги". Поначалу казалось, что сделка послужит не только увеличению рабочих мест, потоку инвестиций, но и быстро улучшит здоровье финансовой системы Армении. Однако, с одной стороны, никаких впечатляющих результатов не зафиксировано, с другой же - складывается впечатление, что и большого экономического смысла для России это не имеет. Не оказалась ли данная тема жертвой политического ажиотажа?

Возможно, такой вывод и напрашивается. В действительности же, завод "Марс", переданный российской стороне, в советское время являлся самым крупным предприятием подобного класса, построенным по проекту англичан. Его продукция была предназначена не только для Армении, но и России. По этой причине в государственном бюджете РФ 2005 года впервые предусмотрены довольно солидные суммы для инвестирования в это предприятие. Переданные, напряду с "Марсом", научно-исследовательские институты и раньше работали по российским заказам. То есть, в данном контексте особняком стоит задача возобновления работы "Марса". Как уже отмечалось, суммы предусмотрены, чем созданы реальные предпосылки на 2005 год.

REGNUM: В каком денежном эквиваленте оцениваются эти заказы?

Пока трудно дать оценку. Но, возможно, в середине следующего года можно будет внести конкретику. В этом году проведена предварительная работа, подготовлена соответствующая программа, нуждающаяся в финансировании.

В прошлом году мы говорили о возможном открытии границы с Турцией. Эксперты говорят о возможном мощном воздействии на армянское производство, сельское хозяйство и розничные сети. Сейчас, вероятно, когда будет идти речь о поэтапном открытии границы, хотя бы в рамках приграничной торговли, можете ли Вы рассказать о каких-то подготовительных мероприятиях со стороны армянского правительства в плане защиты местного производителя, создания конкурентной среды и т.д.?

Конкретных программ нет, но стратегически вопрос поставлен следующим образом: как можно больше насытить спрос внутреннего рынка товарами местного производства. Вообще, армянский рынок еще в 90-ых годах приобрел немалый опыт в плане общения с турецкими и иранскими товарами, они были почти во всех магазинах. Однако мы оказались в состоянии противопоставить им более качественные и дешевые товары местного производства. В числе турецких товаров, которые могут составить реальную конкуренцию местным аналогам - кожаные изделия и сухофрукты. Во всех случаях, торговля будет взаимовыгодной, конкуренция между местными и турецкими производителями обеспечит победу качества и цены. Мы в свою очередь попытаемся заинтересовать турецкую сторону армянской продукцией, часть наших товаров будет экспортироваться уже по укороченному пути, соответственно выиграет себестоимость. Турецкие же власти должны будут позаботиться о конкуренции с армянскими товарами в своих восточных приграничных районах.

REGNUM: Осенью следующего года начнутся переговоры о присоединении Турции к ЕС. Процесс этот будет носить поэтапный характер и даже если полное присоединение будет отложено до 2015 года, очевидно, Турция уже начнет проходить многочленные "процедуры сближения" к европейским стандартам - экономики, стандартов, гигиенического и санитарного контроля. Для того, чтобы торговать с турками, точно такие же процедуры придется пройти и Армении. Следовательно, многочисленные нормативные акты и законы, в принципе, должны уже готовиться. Ведется ли такая работа?

Не будем забывать, что Армения торгует со странами ЕС уже более 10 лет. У нас действует нормативная база, позволяющая экспортировать и реализовывать товары отечественного производства на европейском рынке. Мало того, ЕС является одним из крупнейших торговых партнеров Армении, то есть определенные правила игры со странами ЕС нами уже уточнены. Наши сельскохозяйственные продукты экспортируются в страны ЕС и в США. Шесть лет кропотливой работы позволили нам вступить в ВТО, вся нормативно-правовая база Армении соответствует этим стандартам и признается ими. Конечно, процесс носит продолжительный характер, в гармонизации нуждаются еще целый ряд сфер. Именно по этой причине, когда в 2004 году было заявлено о принятии новой программы ЕС "Расширенная Европа: Новые соседи", в Армении была создана соответствующая межправительственная комиссия под моим руководством, которая объединяет усилия в разных сферах с экспертами рабочих групп из стран Европейского Союза. В результате инвентаризации, мы стараемся выявить все те положения, которые не соответствуют нормам ВТО и ЕС, а затем привести их к этим стандартам. Этот процесс займет несколько лет.

REGNUM: Когда речь идет о приграничной торговле, то, в первую очередь, от наплыва турецких товаров могут пострадать мелкие и средние производители, не имеющие ни возможности, ни привычки работать в стандартах, в которых работают крупные экспортеры...

Риск, конечно, существует. Подобная ситуация наблюдалась когда-то в торговых отношениях Армении с Ираном. Мы смогли противостоять и создать такой баланс, который предусматривает реализацию армянских товаров в Иране и иранских в Армении, без какого-либо ущерба или дисбаланса. Мы будем использовать опыт торговли Армения-Иран в процессе конкретизации наших торговых отношений с турецкой стороной. И потом, стоит учитывать, что за весь этот период опосредованная торговля между Арменией и Турцией не прекращалась. Товарооборот, так или иначе, происходит через посредников, которые неплохо наживаются на этом.

REGNUM: Соединение иранской энергетической системы с российской, по идее, может привести к уточнению региональных цен на рынке электроэнергии. Можно ли спрогнозировать в какую сторону качнутся цены?

Иран, имея огромные запасы газа, испытывает довольно острую потребность в электроэнергии. Дефицит электроэнергии препятствует полноценной деятельности целого ряда предприятий в северных провинциях этой страны. Для решения всех этих вопросов достигнута обоюдная договоренность армянской и иранской сторон, осуществлять обмен иранского газа на армянскую электроэнергию. Что касается региональных цен... Если такой вопрос и возникнет, то его решение потребует немало времени. Да, Азербайджан, Иран и Россия имеют намерение создать общую сеть. В будущем в нее, возможно, войдут и Армения с Грузией, поскольку энергосистемы этих двух стран приватизированы, они являются частными и встает вопрос безопасности энергосистемы региона. Какие-то процентные изменения, конечно, быть могут, однако существенное влияние на цены маловероятно, поскольку в каждой стране существует орган, регулирующий тарифы. С другой стороны, на Ереванской ТЭЦ будут произведены соответствующие работы, финансируемые на японский кредит, которые позволят повысить экономичность станции, и минимизировать возможности влияния на цены.

REGNUM: Хотелось бы из первых уст услышать: достаточен ли для транзита газа в Европу диаметр трубы газопровода Иран-Армения, который строится сейчас?

Этот газопровод не предназначен для транзита, он покроет внутреннюю потребность Армении и позволит обеспечить энергетическую безопасность страны. После завершения строительства, по данному маршруту в Армению будет поступать примерно столько же газа, сколько поступает сегодня через Грузию из России.

REGNUM: То есть, когда возникнет возможность транзита иранского газа в Европу через Армению, надо будет прокладывать новую трубу?

Если такая возможность и возникнет, то для таких целей необходимо будет строить новую ветку.

REGNUM: Недавно было заявлено о планах строительства прямой железной дороги Армения-Иран. Насколько это реально?

Мы изъявили желание провести консультации по данному вопросу. Сначала предполагалось строительство Каджаранского тоннеля, позднее планы были пересмотрены и принято решение строительства новой дороги Мэгри-Капан. С этой целью государство уже инвестировало порядка $16 млн. Железная дорога - удовольствие дорогое. По сути, она должна пройти из Ирана в Армению по маршруту Мэгри-Ехегнадзор потом через Селимский перевал до Мартуни и Вардениса, а затем подключиться к существующей железнодорожной инфраструктуре. Подобный проект не раз предлагался и европейцами. В настоящее время мы разрабатываем определенные программы, с иранской стороной обсуждается целесообразность создания специальной рабочей группы.

REGNUM: На какой стадии находится процесс приватизации каучукового гиганта - завода "Наирит", можно ли сказать, что договоренности с российским концерном "Волгабурмаш" сорваны?

От "Волгабурмаш" поступила просьба продлить процесс еще на четыре месяца, поскольку они испытывали определенные затруднения в плане изыскания средств. Однако мы решили не затягивать дело, и не дожидаться никого. Теперь государство займется восстановлением завода "Наирит". Произведена реструктуризация долгов, и предприятие начнет работать с первого января. Благодаря новому менеджменту мы попытаемся обеспечить полноценную эксплуатацию завода. Параллельно с этим будет работать армяно-китайское совместное предприятие на базе предприятия. В Китае большим ходом продолжается строительство нового завода в рамках этого совместного проекта. В следующем году мы осуществим поставку соответствующих технологий и оборудования. Конечно, необходимы и вклады, примерно, на уровне $15млн - $20 млн. В данном направлении продолжаются обсуждения с участием ряда банков и международных организаций. Задача состоит в том, чтобы в перспективе производить не только каучук, но и перерабатывать отходы от его производства. Рынок реализации такой продукции сегодня даже шире, нежели рынок самого каучука.

REGNUM: В последнее время российские операторы мобильной связи купили операторов не только в Японии, но даже в Туркмении. Готова ли Армения принять российские инвестиции в сферу мобильной связи? Побеждена ли монополия в этой сфере?

Да, этот вопрос мы решили. В результате судебного процесса против компании "Арментел", в Армении стало возможным деятельность второго оператора сотовой связи. Был объявлен тендер, победителем которой стала компания "К-Телеком", работающая в Нагорном Карабахе. Данная компания продолжит свою работу в качестве второго оператора сотовой связи в Армении. Через несколько лет, когда позволит рынок, может встать вопрос и третьего оператора.

REGNUM: Г-н Маргарян, Вы являетесь также главой одной из правящих сил - Республиканской партии. Насколько Армении удалось преодолеть политический кризис, который наблюдался весной 2004 года? Насколько оправданы прогнозы оппозиции о предстоящей смене власти? Возможно ли повторение грузинского и украинского сценариев в Армении?

Я бы не сказал, что политический кризис в Армении был настолько глубок, чтобы иметь подобные последствия. В Армении никогда не сработает розово-оранжевые революционные сценарии по той простой причине, что ситуация здесь в корне отлична. Оппозиция любит говорить о временах года и погоде - предрекая то жару, то холод. На деле, жарко, может быть, было для оппозиции, но не для государства. Очередные парламентские выборы 2007 года и президентские 2008 года пройдут в намеченный срок, досрочной же смены власти не будет, поскольку на то нет общественного заказа. Если такая задача и была поставлена несколькими партиями, которые оставляют за собой право говорить от имени народа, то жизнь показала, что по прошествии двух лет народ им не поверил, и заявления эти не оправдались. Это были исключительно политические желания, которые не сбылись.