ПОЛИТИКА

Если бы кто-то проводил негласный конкурс, какое СМИ больнее пнет губернатора, многие саратовские газеты конца декабря дружным строем вышли бы в финал.

"МК в Саратове" посвящает ему несколько полос, забыв даже о любимом пиаре Володина. "Вопрос о назначении Дмитрия Аяцкова губернатором практически решен. Назывались даже суммы, якобы уплаченные ДФ президентским администраторам за то, чтобы его кандидатуру порекомендовали президенту: от 30 до 37 миллионов долларов, - пишет газета. - Разговоры о губернаторстве взбудоражили общественность, которая пребывала несколько дней в состоянии легкой паники: неужели Путин оставит нам Аяцкова на новую пятилетку? Ожидалось, что ДФ со дня на день сложит свои полномочия и вверит судьбу президенту. Затем появилось предположение, что Кремль не рекомендовал саратовскому выскочке высовываться и велел ждать окончания срока полномочий.

После этого волна паники немного спала. А сам его превосходительство на своей пресс-конференции в понедельник публично сказал, что писать заявление об отставке не собирается. "В феврале, а может быть, чуть раньше решение по губернатору Саратовской области будет принято, - сказал Аяцков. - На все воля президента. Я знаю, что в графике встреч президента в феврале стоит фамилия Аяцкова. И разговоры о том, кто там построился у Кремлевской стены, сильно преувеличены".

Широко рекламирует газета деятельность "Народного антикоррупционного фронта" и "Фонда борьбы с Д. Ф. Аяцковым", связывая череду массовых политических акций, которые будут проходить с 26 декабря ежедневно в разных формах, с предполагаемым заседанием областной Думы, которой 29 декабря будет представлено имя нового губернатора. Сам Аяцков по этому поводу заявляет: "Это борьба не со мной, а с теми устоями, с той Конституцией, с теми законами, по которым мы сегодня живем с вами. Если хотите - это борьба с президентом".

Ударом ниже пояса можно считать следующую публикацию "МК в Саратове" - интервью с бывшим саратовским вице-губернатором и некогда главой областного Совета Безопасности Александром Мирошиным, ныне заместителем руководителя ФГУП "Бюро технической инвентаризации" Саратова.

Мирошин подробно рассказывает читателям, как Аяцков пришел к власти, как фальсифицировались выборы и убирались неугодные силовики и руководители муниципальных образований, для чего был придуман "голубой" компромат на Володина и как не был допущен к выборам лидер местных коммунистов Валерий Рашкин. Александр Мирошин утверждает, что к наиболее грязным провокациям не имеет отношения, поскольку осуществлялись они "людьми, готовыми ради денег на все", но, тем не менее, не спорит, что вся работа Совбеза оплачивалась из бюджета области в размере от 3 миллионов рублей в месяц.

Свой же уход Мирошин объясняет тем, что начал, дескать, говорить губернатору правду: "Я стал говорить, что столько воровать нельзя. Можно намазывать на хлеб черную икру, но при этом надо еще что-то делать. А в последнее время все уходило на икру".

В качестве десерта "МК в Саратове" предложил свою точку зрения на то, кому именно на черную икру уходили бюджетные деньги. "В Саратове в последние времена лучшим местом для зарабатывания на жизнь был "Сокол", - пишет газета. - Футбольный клуб всегда старался ставить перед собой максимальные цели из возможных. Соответственно находились на это и нужные финансы". При любом варианте финансирования "Сокол" не был безденежным. "К примеру, в прошлом и этом году лидеры команды получали не менее 10 тысяч у. е. в месяц. К этому прибавлялись немалые премиальные. За победу в игре на выезде - 2000 у.е., при ничьей - 1000 у. е. на игрока. В домашних играх суммы премиальных снижались в два раза... Руководящий "Соколом" Александр Корешков в прошлом сезоне, по одной информации, получал по 20 тысяч баксов в месяц. Скорее всего, столько же зарабатывал коуч саратовцев и в этом году". Всего, по словам главы спорткомитета Андрея Марченко, объявившего на одной из пресс-конференций затраты почти всех бюджетных клубов области, на все расходы "Соколу" было выделено 180 000 000 рублей! Суммы, эквивалентной шести миллионам долларов, в этом году хватило пермскому "Амкару", чтобы уверенно сохранить место в премьер-лиге. Добавив всего 2 млн. у. е., московское "Торпедо" боролось за медали и еврокубки. Так почему саратовскому "Соколу" для повышения в классе не хватило денег, с которыми команды играют в премьер-лиге?" - задается вопросом "МК в Саратове" и адресует его к руководителям клуба и ревизионным органам.

Комментируя откровения Мирошина "Московскому комсомольцу", газета "Новые времена в Саратове" отмечает: "Когда бывший вице-губернатор и глава незаконного сыскного агентства под вывеской власти делает подобные заявления, то, живи мы в мало-мальски нормальном обществе, прежде всего разразился бы громкий скандал. Герой-губернатор должен был бы вызвать обидчика на дуэль или застрелиться. На худой конец - опровергнуть обвинения. Да и соответствующие государственные структуры потребовали бы объяснений по каждому изложенному факту. Теперь же реакции избирательные. Уличения не то что в злоупотреблениях, а в преступлениях высших должностных лиц сыплются как из рога изобилия, а принимаемых мер не густо. А сами лица, в данном случае сам Аяцков, безмятежно обещают молчать в ответ на грядущие - а в их появлении он не сомневается - разоблачения. И в который раз демонстрирует манию величия, заявляя, что у нас появились собственные "калугины". Генерал Калугин, как известно, служил государству, потом стал обличать режим. Обличители же Аяцкова служили интересам отнюдь не государства, а персоне губернатора и его клана.

В откровениях Мирошина отразилась вся мера падения саратовской власти. Она такова, что стала тяготить даже верных губернаторских слуг." В качестве иллюстрации того, какой должна быть областная власть, газета публикует отчет о командировке в областную администрацию Пензенской области и столь "уперто" пиарит "упертого губернатора" Василия Бочкарева - доктора экономических наук и кандидата социологических, находящегося на втором сроке губернаторства в Пензе, словно третий губернаторский срок Бочкарева будет его первым сроком губернаторства в Саратове.

Газета "Богатей", анализируя "хоровод вокруг Аяцкова", затеянный Вячеславом Мальцевым, называет его "предновогодним политическим шоу".

В качестве главной причины, заставившей деятелей "Народного фронта" развить столь бурную политическую активность, Вячеслав Мальцев назвал имеющуюся у него информацию о том, что 29 декабря на очередном заседании областной думы возможно внесение президентом для утверждения на третий губернаторский срок кандидатуры Дмитрия Аяцкова.

От юмористического настроения "Богатей" легко переходит к мистическому.

"По легенде, проклятие, брошенное с костра магистром ордена тамплиеров, стало причиной гибели династии Капетингов, - пишет газета. - В последний год руководства областью Дмитрия Аяцкова (в том, что он больше не будет ни избран, ни назначен, не сомневается никто, кроме, может быть его самого) уместно вспомнить и о другом проклятии. Оно было сделано перед смертью шефом Аяцкова сначала по птицепрому, а затем и по мэрии Юрием Китовым.

Такое впечатление, что это проклятие преследовало Аяцкова всю его губернаторскую карьеру. В кресле губернатора Дмитрий Федорович был подобен сказочному царю Мидасу. С одной лишь разницей: к чему бы не прикасался Мидас - все обращалось в золото, то, за что брался Аяцков, превращалось совсем в другую субстанцию".

Газета недвусмысленно намекает на роль криминальных структур в организации прихода Аяцкова во власть, утверждает, что экономических успехов область под руководством Аяцкова не достигла, а напротив, началось сползание в долговую яму.

То, что осталось от промышленности Саратовской области, представляет собой жалкое зрелище; что саратовская промышленность, ориентированная на оборону, особенно болезненно переживала рыночный период, слово "рынок" было воспринято буквально, и в заводских корпусах вместо станков зашумели базары и барахолки.

Отдельные попытки Аяцкова создать благоприятные условия для местных товаропроизводителей не имеют ничего общего с экономикой, а носят скорее лоббистский характер. Весьма оригинально подошел губернатор к решению дорожной проблемы. Дороги в нашей области и до Аяцкова были в худшем состоянии, чем в соседних регионах. Не то, чтобы губернатор смог улучшить их состояние, но при нем из них научились извлекать выгоду. После назначения Джлавяна министром транспорта и дорожного строительства подчиненные его министерству МУПы обязывались открывать счета в "Партнер-банке", зарегистрированном в Балтае, на родине Дмитрия Федоровича и Геворга Джалаловича. Дорожники, в соответствии с планом, занимались ремонтом, а вот деньги из бюджета получали с большим опозданием. Средства для покрытия кассового разрыва предлагалось брать все в том же "Партнер-банке" под людоедские проценты. В результате, часть бюджетных денег уходила в доход банка в качестве платы за кредит. В итоге, в части дорожных предприятий области началась процедура банкротства.

Политические убеждения губернатора, пожалуй, можно было бы сформулировать одной фразой: "Рядом с сильным". Аяцков всегда примыкал к партии власти, как бы она ни называлась: КПСС, НДР, "Отечество" или "Единая Россия". Отсутствие всяких убеждений, кроме убеждения в собственной правоте, способно приносить неплохие дивиденды современному политику.

По коррупции мы стабильно входим в первую тройку, тесня Москву и Краснодар. Наш губернатор по афористичности может поспорить с Виктором Черномырдиным, по прожектерству - с Маниловым. Что же касается фактографии, то Аяцков тут опережает барона Мюнхгаузена. Особенно хорошо Дмитрию Федоровичу удаются экспромты в выступлениях перед президентами. В 1996 году Аяцков заявил о шестимиллионном урожае зерна, в этом - о средней пятитысячной зарплате.

Сейчас, накануне ухода Аяцкова с поста губернатора, припоминается еще одно высказывание. Когда, благодаря его стараниям, был удален на пенсию начальник УВД Владимир Булгаков, Аяцков в телеинтервью с нескрываемым ехидством сказал, что Булгакову пора вручать удочки, чтобы было чем заняться на пенсии. По аналогии с историей семилетней давности, хочется сказать: "Хорошей вам поклевки, Дмитрий Федорович!" - заключает свой материал газета "Богатей" под занавес пуская под видом "проверенного слуха" новость о назначении новым саратовским губернатором посла России в Болгарии.

СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА

Газета "Толк" одна из немногих не стала участвовать в травле политика, а обратила взор на российских граждан, которым "партия власти" приготовила неприятный сюрприз: в областном бюджете явно не хватает средств на поддержание акции "монетизация льгот".

На недавнем заседании административного совета при губернаторе области у глав районов и мэров крупных городов вопросов к первому лицу не было. Они как бы уверены, что с переводом натуральных льгот в рубли на их территориях проблем не будет. Первое лицо такое спокойствие даже насторожило. Д. Ф. Аяцков высказал опасение, что вопросов в таком важном деле нет только у плохо знающих действительную обстановку руководителей. Основания волноваться у губернатора есть. Чем ближе январь, тем больше волнений даже в Кремле. Статистики подсчитали, что неработающего населения на территории области 1 миллион 740 тысяч человек (при численности всего населения - 2 миллиона 643 тысячи).

Детей, по данным комитета госстатистики, в структуре населения области 19%. То есть, грубо говоря, 500 тысяч. Стариков и инвалидов 600 тысяч. Получается, что столько же составляют студенты, безработные и всякие разные деклассированные элементы. Такого обилия иждивенцев ни один бюджет не выдержит.

А облдумовская газета "Неделя области" прямо заявляет: пожилые люди не хотят больше быть просто ветеранами труда или тружениками тыла, реабилитированными или пострадавшими от политических репрессий. Все, кто последние годы болел, имеет долгое время какой-то недуг, стремятся оформить группу по инвалидности. Потому что инвалидом быть вернее. "У лиц, попавших в федеральный регистр льготников (куда входят и инвалиды), меры социальной поддержки больше и по объему и в денежном выражении. Возьмем, к примеру, инвалида 2-й группы. Что он будет иметь в новом году? Ежемесячную выплату - 550 рублей и социальный пакет на 450 рублей, который включает в себя бесплатное лекарственное обеспечение, бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте - хоть каждый день - и санаторно-курортную путевку. Правда, хотя в прессе и пишут, что путевка - раз в три года, у нас в министерстве постановления правительства РФ на этот счет пока нет. И нельзя сказать, как часто можно будет ездить на лечение в санаторий. Кроме того, у инвалидов сохранены 50-процентные жилищно-коммунальные льготы, средства реабилитации. Конечно же, у людей срабатывает здравый смысл".

Газета предлагает простой и логичный вариант: увеличить основной размер пенсии всем, кому она причитается, исключить всякие "прибавки", чтобы освободить и медиков, и комиссии от неоправданной нагрузки: "И люди были бы спокойны. Иногда смотришь: приведут бабульку, она уже вся трясется, ничего не соображает, сидела б себе дома на диванчике... А ведь ей до нас еще врачей пришлось проходить... На оформление транспортных средств стариков ведут - некоторые уже еле стоят".

КРИМИНАЛ

"В Саратове вербуют рабов, - пишет газета "Богатей". - О том, что в Чечне широко применяется практика использования рабов, известно давно. Но Чечня - черная дыра правового поля, там, кроме рабства, проблем хватает. А вот что интересно - в сопредельных республиках достаточно часто находят заложников, вывезенных из центральной России. Если в Ингушетии и Дагестане не идут бои, то это не значит, что некоторые представители этих республик не копируют опыт своих соседей.

В Древнем Риме ценнее считались те рабы, которые были более сильными, выносливыми и обладали навыками в ремеслах. Российская действительность вносит свои коррективы в рабовладельческий бизнес. У нас имеет значение не столько физическое состояние раба, сколько возможные правовые последствия от владения им. Заявить о факте рабовладения в правоохранительные органы может либо сам похищенный, либо его родственники в связи с пропажей. Современные торговцы живым товаром предпочитают иметь дело с бомжами - тем самым они исключают родственников из числа заявителей. Когда же человек попадает в рабство, хозяин сам позаботится о том, чтобы добраться до милиции ему было бы затруднительно". По сообщению газеты, еженедельно на автостоянке около саратовского вокзала появляется пассажирская "Газель" с дагестанскими номерами. В течение трех дней два смуглых джигита вербуют местных бомжей для работы в Дагестане якобы на кирпичном заводе. Заметим сразу, что в Дагестане нет ни одного действующего кирпичного завода. Вероятно, бомжи об этом не знают, потому что представителям южной республики в течение трех дней удается навербовать 10-12 человек. Пока никто из "работников" назад не вернулся.