Читинские газеты на этой неделе были удивительно единодушны в выборе тем. Регион только "оклемался" от выборов депутатов областной думы и глав муниципальных образований, как на носу - выборы мэра областного центра. Данная ситуация и стала определяющей для журналистов, которые вошли в колею, по которой, видимо, будут катиться до нового года. На этот раз среди общих тем - монетизация льгот, областной бюджет и деятельность новой областной думы.

Депутаты областной думы своими решениями уже показали народу, чего они стоят. Впрочем, большинство избирателей, явно не поняло, кто же представляет их интересы в законодательном собрании. Тем не менее, бюджет обсужден и почти принят, повышение зарплат на бумаге стало реальностью, у области появился новый представитель в Совете Федерации, а "главный депутат" области Анатолий Романов дал первую пресс-конференцию, где сделал ряд достаточно не то, что интересных, но необычных заявлений.

Уже известно, что новый сенатор от Читинской области - представитель Санкт-Петербурга, обладающий многочисленными связями в столицах, а потому могущий помочь области в решении ее вопросов на федеральном уровне. Что ж, решение это вполне логичное - эдакий профессиональный менеджер, которого нанимают на работу. Вполне деловой подход. Хотя для тех же журналистов фигура сенатора, а точнее его функции, слишком расплывчаты - с его работой и обязанностями знаком очень узкий круг лиц. Потому, кого там назначили, для избирателей никакого значения не имеет. Другое дело, что, назначив Томчина (представителя партии СПС), дума перешла дорогу давнему сподвижнику Романова по партии - бывшему заместителю мэра Читы Ибрагимову. Романов на пресс-конференции несколько раз намекал на то, что он поставил интересы области выше своих партийных задач, и что за это его, вполне возможно, будут ругать товарищи из Москвы. Создается впечатление, что Анатолий Павлович лукавил, потому как сам же объявил, что кандидатура Томчина согласована с администрацией Президента. Хорошая эта организация - администрация Президента - сначала там согласовали партию, которая должна выиграть на выборах в Госдуму, потом стали согласовывать губернаторов, теперь вот - еще и сенаторов. Так что "Единая Россия" никаких санкций к Романову применять не будет - потому, как сама не так давно была "согласована" в Кремле.

"Эффект" на третьей полосе поместил интервью заместителя губернатора области по социальным вопросам Константина Карасева. Константин Иванович, некогда проректор технического университета и доктор наук, по просьбе Сергея Гриднева "рисует" портрет "среднестатистического забайкальца". Получается так: 270 тысяч пенсионеров, столько же молодежи и около 700 тысяч экономически активного населения. Из последней группы в сфере производства занято 470 тысяч человек. Уровень безработицы, согласно официальным данным, не так высок - 12 тысяч человек. Но по оценкам статистики гораздо больше - 85 тысяч человек. Карасев признает, что "живется забайкальцам нелегко", мотивируя такой вывод тем, что "зарплата на 20-30% ниже, чем в центральных регионах страны - ее уровень, в среднем, составляет 6900 рублей".

Говоря об основных проблемах, с которыми сталкивается регион, Карасев отметил, что "в бюджете 2004 года мы потеряли порядка двух с лишним миллиардов рублей за счет того, что часть налогов ушла в федеральный центр, а на наш бюджет были возложены обязательства по повышению зарплаты в сумме, ни много, ни мало, 1 млрд.70 млн. рублей! Плюс к этому на нас совершенно неожиданно "свалилась" ветеринарная служба, плюс продолжилась передача ведомственного жилья военным министерством и ОАО РЖД".

Выход из сложившейся ситуации один: "Будем экономить". Далее Константин Иванович описывает возможные пути этой экономии. Среди прочего интересной представляется позиция, которая попадает в русло споров про реформу системы образования: "Можно оптимизировать и процесс обучения. Зачем держать полную среднюю школу, в которой учатся 80 учеников, не "закрывается" половина предметов и 11-классники не имеют базовых знаний из-за отсутствия того или иного учителя? Не проще ли этих ребят подвезти в базовую оснащенную школу или интернат?". В прошлом номере "Эффект" устами Надежды Трофимовой уже рассуждал на эту тему, ясно давая понять, что сама реформа ничего хорошего не принесет. Впрочем, тогда автор рассматривал вариант, при котором "в один кабинет посадят, например, учеников пятых, шестых и седьмых классов. И один учитель должен будет вести у них три урока на разные темы", потому как "по новым нормативам в классах обязательно должно заниматься по 25 человек, а в тех школах, где наполняемость классов меньше, их будут уплотнять". С этой позиции предложение Карасева, которое, судя по всему, гармонирует с позицией Министерства образования, вполне логично.

Александр Федосеев ожидаемо рассказывает об областном бюджете. Читинские журналисты как завороженные повторяют одни и те же цифры, одни и те же факты, и делают одни и те же выводы. Тема бюджета низводится до простого перечисления фактов. Словно магнитом притягивает пишущую братию тот факт, что "областная дума нового, четвертого, созыва начала с рассмотрения рекордного количество вопросов - 65". Как прицепились к этому "рекорду" после пресс-конференции Романова, так теперь и таскают его из материала в материал. Из той же пресс-конференции практически никто не вынес факта скрытого противостояния Облдумы и администрации, который озвучил Анатолий Романов. Рассказывая о законопроекте, согласно которому заработную плату бюджетникам всё-таки поднимут с 1 января, Романов отметил, что он принят независимо от областного бюджета. Романову сразу же задали вопрос - а как же администрация будет повышать зарплату, если в бюджете просто нет денег на это, на что председатель, не задумываясь, ответил, что это проблемы администрации. Хороший такой новогодний подарок для областного Комитета финансов. Такое впечатление, что народные избранники порой не понимают, что они делают.

Показатель менталитета нынешнего состава региональной думы коротко выражен всего в одном предложении Федосеева: "Выступающие отмечали, что невозможно поднять экономику региона, опираясь только на собственные силы". Как говорится: "Здравствуйте, приехали" - осталось только посыпать голову пеплом. Да, федеральный центр лютует, уводя из регионов большинство налогов. Да, в московских министерствах принимают драконовские и часто нелогичные решения. Но нельзя же вот так расписываться в собственной беспомощности. Читинская областная дума четвертого созыва еще не показала себя во всей красе - для этого у депутатов есть четыре года, но ряд решений законодательного органа и ряд высказываний людей, которые входят в его состав, уже на этом этапе пугают.

Главный архитектор Читы Валерий Логунов рассказывает читателям газеты о том, как городские власти будут бороться с автомобильными пробками, которые в последнее время стали неизменным символом областного центра. Логунов озвучивает два варианта. Первый малопонятен, второй предполагает расширение проезжей части за счет ликвидации промежутка между тротуаром и проезжей частью: "территория между проездной частью и тротуаром - это не газон! Он засыпан песком, там нет травы и на нем припарковывают машины. Это резерв, за счет него мы и будем расширять улицы и кое-где будем вырезать старые тополя, высаживать другие деревья". Ликвидация промежутков - занятие благородное, особенно учитывая тот факт, что в центре Читы уже несколько лет эти промежутки с маниакальной настойчивостью застраиваются огромными такими бетонными клумбами под траву. Для расширения дороги клумбы придется рано или поздно сносить. Но это - частности. Проблема пробок в Чите вызвана не только узостью основных транспортных развязок и их неудобной проектировкой (хотя это главные факторы). Многим коммунальным службам, а уж тем более милиции, зачастую "до фонаря" - что там и как там будет, если мы вот сейчас перекроем пару улиц. В итоге, нередко можно встретить огромную пробку, вызванную тем, что в час-пик железнодорожники в оранжевых накидках решили провести плановые ремонтные работы на участке путей, перегораживающих автомобильную магистраль. Результат - озлобленные водители, в большинстве случаев куда-нибудь опаздывающие, вынуждены скрипеть зубами, разглядывая лениво копошащихся рабочих.

"Экстра" начинает с предвыборного материала "Выбора нет". Речь идет о выборах мэра города Читы, которые состоятся 30 января. В местной прессе уже давно идут "подготовительные бои" - горожанам чаще всего рассказывают о положительных итогах работы нынешнего мэра Анатолия Михалева. Честно говоря, массированная волна оптимизма сыграла свою роль - в победе Михалева и до этого мало кто сомневался, а сейчас его проигрыш практически невозможен. Материал Ирины Богодуховой едва ли не первый, неплохо написанный и явно проплаченный "наскок" на мэра. Автор очень удачно всё разложила по полочкам, достаточно убедительно показав безальтернативность грядущего голосования. Сначала Ирина вспомнила события четырехлетней давности, когда мэра выбирали не горожане, а депутаты городской думы. Тогда Михалев победил с третьего захода и с большим трудом. Сейчас кандидатов пять. Среди них, кроме Михалева, главный врач одной из больниц, генеральный директор некоего ООО, и парочка "темных лошадок" - военный пенсионер и временно неработающий гражданин. Далее Богодухова совершенно верно подмечает, что "на городском уровне повторяется схема, опробованная в марте 2004 года, когда мы выбирали губернатора". Тогда кроме победившего Равиля Гениатулина в числе кандидатов был генерал-майор в запасе и какой-то водитель. "Налицо чистой воды калька", - восклицает Ирина. А потом объясняет мотивы: "Во-первых, используется фактор "народной амнезии" - это когда о выборах, о списках и о фигурантах основная масса населения забывает практически на следующей неделе после оглашения результатов. А, во-вторых, и, в главных, сложившаяся ситуация - результат успешно решенной задачи по выстраиванию вертикали власти. Эта самая власть, если помните, ненавязчиво навязала-таки россиянам свою партию, своего президента, а читинцам - еще и своего губернатора, областное законодательное собрание, и вот теперь настала очередь местного самоуправления". В этой части всё понятно. Во многом с автором можно согласиться. Действительно - ни в выборах губернатора, ни в выборах мэра избирателям не предлагают альтернативы и это завуалированное нарушение демократических принципов, декларированное в Конституции. Другой вопрос в том, почему этой альтернативы нет. Понятно, что постаралась власть, но так другим кандидатам никто не запрещает регистрироваться и бороться за место. В области достаточно примеров, когда все старания властных структур не имели успеха. Почему же нет достойных претендентов на кресло, которое сейчас принадлежит Михалеву? И на этот вопрос пытается ответить Ирина. Она вспоминает о Михаиле Радченко - известном не только в городе, но и в области строителя, который уже претендовал на этот пост и о Владимире Алферове - генеральном директоре ОАО "Читаэнерго", который в свое время соперничал с Михалевым. Совершенно неожиданно автор "закапывает" концовку материала, не отвечая на вопрос, который сама перед собой поставила: "Это только два примера "альтернативщиков", которые по вполне понятным причинам не пошли на выборы. Слишком сильная была бы борьба, слишком много средств пришлось бы затратить". Ну и что? Это не повод отказываться от борьбы, и никаких "понятных причин" не озвучено.

Материал Ирины Богодуховой в очередной раз показывает наличие еще одной проблемы, о которой часто забывают. То, что нет альтернативы - вина не только и не столько государства. Во многом эта вина общества, которое не может найти в своих многомиллионных рядах кандидатов, которые могли бы достойно представлять их интересы во властных структурах. Даже если есть достойный кандидат, который успешен в жизни, он чаще всего откажется участвовать в выборах, как это сделал тот же Алферов или Радченко. Так что, город получит того мэра, которого он заслуживает, и валить всё на власть - глупо.