Иркутские экологи не согласны с результатами госэкспертизы проекта нефтепровода

Иркутск, 23 декабря 2004, 13:54 — REGNUM  Иркутская общественная организация "Байкальская экологическая волна" (БЭВ) намерена обжаловать в суде результаты государственной экологической экспертизы проекта "Обоснования инвестиций в строительство нефтепроводной системы "Восточная Сибирь - Тихий океан", разработанного АК "Транснефть". Об этом 22 декабря на пресс-конференции заявил руководитель направления "Общественный контроль" БЭВ Виктор Кузнецов. По его словам, жалоба будет направлена в суд в том случае, если руководитель Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (ФСЭТАН) подпишет положительное заключение госкомиссии, которая уже рекомендовала проект к дальнейшей проработке.

По данным иркутских экологов, проект "Восточная Сибирь - Тихий океан", предполагающий строительство магистрального нефтепровода вдоль БАМа от Тайшета (Иркутская область) до бухты Перевозная (Приморский край), уже прошел государственную экологическую экспертизу. 2 декабря в Москве состоялось заключительное заседание комиссии, которая вынесла положительное решение по проекту. Однако, подчеркнул Виктор Кузнецов, по мнению экологов, экспертиза прошла с существенными нарушениями. В частности, у БЭВ есть претензии к АК "Транснефть", касающиеся проведения в июле общественных слушаний по оценке воздействия проекта на окружающую среду. Например, в протокол общественных слушаний не вошли предложения и замечания независимых экспертов - иркутских ученых.

- Мы сформулировали 65 серьезных замечаний, но представители "Транснефти" их проигнорировали, - сказал Виктор Кузнецов.

Кроме того, по словам Виктора Кузнецова, АК "Транснефть" не представила ряд материалов для проведения общественной экологической экспертизы (ОЭЭ) в нескольких регионах, в том числе в Иркутской области. Не были продемонстрированы тома обоснования инвестиций в проект и по возможным чрезвычайным ситуациям. По мнению экологов, без них объективное проведение экспертизы невозможно. Руководитель "Общественного контроля" заметил, что экологи неоднократно обращались с требованиями предоставить материалы в ФСЭТАН к "Транснефти", однако "получали лишь отписки". В ответе БЭВ от первого вице-президента АК "Транснефть" Владимира Калинина говорится, что необходимые документы были представлены Региональной благотворительной общественной организации "Общественная экология", которая проводила ОЭЭ и слушания. Однако неясно, отметил Виктор Кузнецев, почему "только московской организации выдали эти материалы и наделили ее эксклюзивным правом".

В конце ноября девять российских экологических организаций направили открытое письмо президенту РФ Владмиру Путину с претензиями по проекту нефтепровода. Экологи просят разобраться с нарушениями российского законодательства, допущенными АК "Транснефть" и ФСЭТАН в ходе подготовки и проведения общественных слушаний и государственной экологической экспертизы. Кроме того, предлагается продлить сроки экспертизы до четырех месяцев и предоставить заинтересованной общественности необходимую проектную документацию, поскольку "неоправданная спешка в принятии важного государственного решения чревата самыми тяжелыми экономическими, социальными и экологическими последствиями для России".

Однако, по словам Марины Рихвановой, в настоящее время экспертиза уже завершена - с опережением почти на месяц. Она считает, что сроки урезали "по звонку" далеко не в интересах общества. В таком случае, подчеркнула эколог, "смысл государственной экологической экспертизы, предполагающей уменьшение отрицательного воздействия объектов на окружающую среду, теряется, это нехорошая тенденция".

Между тем сами независимые эксперты БЭВ на пресс-конференции отметили, что, по их мнению, последний проект, предложенный "Транснефтью", не учитывает многие моменты и разработан поверхностно. Так, профессор, доктор технических наук Ярослав Иванько считает, что разработчики проекта пользовались материалами по гидрообстановке в Иркутской области 20-летней давности и не учли последние условия, в том числе изменение русел рек.

- Не скажу, что авторы проекта халтурили, но и не скажу, что очень хорошо относились к работе. Строить трубу нужно, но нужно делать это с умом, а не просто провести эту ветвь, - сказал он.

Однако главной претензией к проекту, по словам профессора, доктора геолого-минералогических наук Юрия Тржцинского, является сейсмоопасность территорий, по которым пролегает трасса нефтепровода. По его мнению, целесообразно перенести маршрут еще севернее, отодвинуть нитку нефтепровода от уникального озера на максимальную отметку.

- Нынешний "северный вариант" предполагает прокладку трубопровода в 100 км от севера Байкала. Однако трасса по-прежнему проходит через сейсмоопасные зоны, где вероятны землетрясения до 10-11 баллов. Кроме того, существует опасность схода лавин и селей, что также чревато авариями на трубопроводе. Если трубу "порвет", нефть в любом случае выльется в Байкал. На мой взгляд, безопасней было бы вообще обойти Байкал и построить трубу по маршруту Тайшет - Усть-Кут - Ленск. Такой вариант обойдется не дороже сегодняшнего, а может, даже дешевле, - резюмировал Юрий Тржцинский. Об этом сообщает ИА Байкальская служба новостей.

Общая длина магистрального нефтепровода "Восточная Сибирь - Тихий океан" составляет 4 тыс. 130 км. Изменение первоначального проекта на "северный вариант" удлинило его почти на 250 км. По территории Иркутской области пройдет 764 км нефтепровода. Его маршрут проложен по Иркутско-Черемховской равнине и Лено-Ангарскому плато. Кроме того, в нашем регионе будет построено семь перекачивающих станций и резервные хранилища с общим объёмом 2,7 млн. тонн. Для обеспечения работы каждой перекачивающей станции потребуется около 100 человек. На строительстве нефтепровода "Транснефть" предполагается задействовать 6,5 тыс. жителей Иркутской области.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter, чтобы отослать информацию редактору.
×

Сброс пароля

E-mail *
Пароль *
Имя *
Фамилия
Регистрируясь, вы соглашаетесь с условиями
Положения о защите персональных данных
E-mail