Иркутские экологи не согласны с результатами госэкспертизы проекта нефтепровода

Иркутск, 23 декабря 2004, 13:54 — REGNUM  Иркутская общественная организация "Байкальская экологическая волна" (БЭВ) намерена обжаловать в суде результаты государственной экологической экспертизы проекта "Обоснования инвестиций в строительство нефтепроводной системы "Восточная Сибирь - Тихий океан", разработанного АК "Транснефть". Об этом 22 декабря на пресс-конференции заявил руководитель направления "Общественный контроль" БЭВ Виктор Кузнецов. По его словам, жалоба будет направлена в суд в том случае, если руководитель Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (ФСЭТАН) подпишет положительное заключение госкомиссии, которая уже рекомендовала проект к дальнейшей проработке.

По данным иркутских экологов, проект "Восточная Сибирь - Тихий океан", предполагающий строительство магистрального нефтепровода вдоль БАМа от Тайшета (Иркутская область) до бухты Перевозная (Приморский край), уже прошел государственную экологическую экспертизу. 2 декабря в Москве состоялось заключительное заседание комиссии, которая вынесла положительное решение по проекту. Однако, подчеркнул Виктор Кузнецов, по мнению экологов, экспертиза прошла с существенными нарушениями. В частности, у БЭВ есть претензии к АК "Транснефть", касающиеся проведения в июле общественных слушаний по оценке воздействия проекта на окружающую среду. Например, в протокол общественных слушаний не вошли предложения и замечания независимых экспертов - иркутских ученых.

- Мы сформулировали 65 серьезных замечаний, но представители "Транснефти" их проигнорировали, - сказал Виктор Кузнецов.

Кроме того, по словам Виктора Кузнецова, АК "Транснефть" не представила ряд материалов для проведения общественной экологической экспертизы (ОЭЭ) в нескольких регионах, в том числе в Иркутской области. Не были продемонстрированы тома обоснования инвестиций в проект и по возможным чрезвычайным ситуациям. По мнению экологов, без них объективное проведение экспертизы невозможно. Руководитель "Общественного контроля" заметил, что экологи неоднократно обращались с требованиями предоставить материалы в ФСЭТАН к "Транснефти", однако "получали лишь отписки". В ответе БЭВ от первого вице-президента АК "Транснефть" Владимира Калинина говорится, что необходимые документы были представлены Региональной благотворительной общественной организации "Общественная экология", которая проводила ОЭЭ и слушания. Однако неясно, отметил Виктор Кузнецев, почему "только московской организации выдали эти материалы и наделили ее эксклюзивным правом".

В конце ноября девять российских экологических организаций направили открытое письмо президенту РФ Владмиру Путину с претензиями по проекту нефтепровода. Экологи просят разобраться с нарушениями российского законодательства, допущенными АК "Транснефть" и ФСЭТАН в ходе подготовки и проведения общественных слушаний и государственной экологической экспертизы. Кроме того, предлагается продлить сроки экспертизы до четырех месяцев и предоставить заинтересованной общественности необходимую проектную документацию, поскольку "неоправданная спешка в принятии важного государственного решения чревата самыми тяжелыми экономическими, социальными и экологическими последствиями для России".

Однако, по словам Марины Рихвановой, в настоящее время экспертиза уже завершена - с опережением почти на месяц. Она считает, что сроки урезали "по звонку" далеко не в интересах общества. В таком случае, подчеркнула эколог, "смысл государственной экологической экспертизы, предполагающей уменьшение отрицательного воздействия объектов на окружающую среду, теряется, это нехорошая тенденция".

Между тем сами независимые эксперты БЭВ на пресс-конференции отметили, что, по их мнению, последний проект, предложенный "Транснефтью", не учитывает многие моменты и разработан поверхностно. Так, профессор, доктор технических наук Ярослав Иванько считает, что разработчики проекта пользовались материалами по гидрообстановке в Иркутской области 20-летней давности и не учли последние условия, в том числе изменение русел рек.

- Не скажу, что авторы проекта халтурили, но и не скажу, что очень хорошо относились к работе. Строить трубу нужно, но нужно делать это с умом, а не просто провести эту ветвь, - сказал он.

Однако главной претензией к проекту, по словам профессора, доктора геолого-минералогических наук Юрия Тржцинского, является сейсмоопасность территорий, по которым пролегает трасса нефтепровода. По его мнению, целесообразно перенести маршрут еще севернее, отодвинуть нитку нефтепровода от уникального озера на максимальную отметку.

- Нынешний "северный вариант" предполагает прокладку трубопровода в 100 км от севера Байкала. Однако трасса по-прежнему проходит через сейсмоопасные зоны, где вероятны землетрясения до 10-11 баллов. Кроме того, существует опасность схода лавин и селей, что также чревато авариями на трубопроводе. Если трубу "порвет", нефть в любом случае выльется в Байкал. На мой взгляд, безопасней было бы вообще обойти Байкал и построить трубу по маршруту Тайшет - Усть-Кут - Ленск. Такой вариант обойдется не дороже сегодняшнего, а может, даже дешевле, - резюмировал Юрий Тржцинский. Об этом сообщает ИА Байкальская служба новостей.

Общая длина магистрального нефтепровода "Восточная Сибирь - Тихий океан" составляет 4 тыс. 130 км. Изменение первоначального проекта на "северный вариант" удлинило его почти на 250 км. По территории Иркутской области пройдет 764 км нефтепровода. Его маршрут проложен по Иркутско-Черемховской равнине и Лено-Ангарскому плато. Кроме того, в нашем регионе будет построено семь перекачивающих станций и резервные хранилища с общим объёмом 2,7 млн. тонн. Для обеспечения работы каждой перекачивающей станции потребуется около 100 человек. На строительстве нефтепровода "Транснефть" предполагается задействовать 6,5 тыс. жителей Иркутской области.

Если Вы заметите ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl+Enter, чтобы отослать информацию редактору.
Главное сегодня
NB!
27.02.17
Пентагону нужно тратить средства не больше, а умнее – NI
NB!
27.02.17
«Рубль поддержит его привлекательность»
NB!
27.02.17
Уоррен Битти ошибся с «Лучшим фильмом 2016 года»
NB!
27.02.17
Как мертвое стало живым в воздухе: Нестеров
NB!
27.02.17
КНР: Новая ракета-носитель «Чанчжэн-8» будет создана до 2019 года
NB!
27.02.17
Опрос: крымские татары не хотят уезжать из Крыма на Украину
NB!
27.02.17
Пушков: Украина не сможет вернуть Крым, даже с планом
NB!
27.02.17
Более сотни надгробий осквернены на еврейском кладбище в Филадельфии
NB!
27.02.17
Опрос: лишь 5% украинцев совсем не говорят на русском языке
NB!
27.02.17
Наше всё: угасание исторического огня или ожидание новой любви?
NB!
27.02.17
Хорошо забытое старое: выходит в свет новая версия легендарного Nokia 3310
NB!
26.02.17
Аваков рассказал о «плане» по возвращению Крыма и Донбасса
NB!
26.02.17
Собачий террор: свердловчане обвиняют службы отлова собак в бездействии
NB!
26.02.17
Пушков о провале информатора WADA Степановой: «Все силы ушли на доносы»
NB!
26.02.17
Савченко в Донбассе: почему это так пугает Киев
NB!
26.02.17
Великий пост дарует великие возможности
NB!
26.02.17
Неизвестный облил Касьянова зеленкой на «Марше памяти» Немцова
NB!
26.02.17
«Крысиное царство» губернатора Анатолия Артамонова
NB!
26.02.17
Из акронима ИГИЛ / ИГИС* пора убрать определение «исламское»
NB!
26.02.17
Бои рыцарей ко Дню защитника Отечества
NB!
26.02.17
Нагорный Карабах: кто заинтересован в военной эскалации
NB!
26.02.17
Главком ВКС РФ: В 2017 году армия закупит 160 новых самолетов и вертолетов