Многим сотрудникам частного предприятия, пострадавшим при взрыве на лакокрасочном производстве 9 декабря на территории Марийского хладокомбината будет сложно получить компенсации - многие из них не имели трудовых книжек, получая деньги "вчёрную", пишет еженедельник "Аргументы и Факты в Марий Эл". Но зарплата была одной из самых высоких в отрасли, и работники молчали. Вроде бы, теперь получается, хозяин никому ничего не должен, а семьи погибших вместо регулярных выплат получат какие-то небольшие единовременные подачки. Это слухи. Но полной ясности действительно нет. Когда "АиФ в Марий Эл" поднимал вопрос о конкретных цифрах, многие чиновники отсылали журналистов из кабинета в кабинет.

По словам Николая Махова, заместителя руководителя Государственной инспекции труда в Республике Марий Эл, официальный заработок по бухгалтерии ЧП в среднем около тысячи рублей. Но работали сдельно, поэтому реальная зарплата колебалась от 5 до 7 тысяч. Для рядового горожанина это вполне приличные деньги, поэтому люди соглашались на условия с грубым нарушением требований трудового законодательства. Работали по 12 часов в день (малярный участок был круглосуточный). Мер со стороны частного предпринимателя и руководства цеха по охране труда не предпринималось. Например, часто забивалась вентиляция, и рабочие палками стучали по воздуховодам, чтобы как-то прочистить ее. На протяжении четырех последних дней в одной из покрасочных кабин не работало гидроулавливзющее устройство для очистки воздуха от вредных лакокрасочных паров. В ходе расследования установлено, что маляры неоднократно обращались к начальнику цеха, мастеру с жалобами. Сам цех после реконструкции был пущен без приемки объекта государственной комиссией с участием органов надзора. Достаточно было любой искры или статического разряда, чтобы случилось то, что случилось 9 декабря. Николай Махов сообщил, что была создана специальная правительственная комиссия в составе 9 человек по расследованию случившегося. В течение 15 дней ей требуется оформить акты о несчастном случае на каждого пострадавшего и погибшего работника. Сейчас решается вопрос о четырех рабочих, чьи трудовые отношения с частным предпринимателем не определены.

- Уже известно, что Юсуп Солтанов перечислял страховые взносы в региональное отделение Фонда социального страхования по Республике Марий Эл, но не на всех, а только на 14 из 23 пострадавших. Остальные могут подтвердить свои трудовые права только через суд. Согласно федеральному закону, застрахованным работникам.

потерявшим трудоспособность при несчастном случае, будут выплачены единовременные и ежемесячные страховые пособия (в зависимости от степени потери трудоспособности и среднего заработка). Супругу или супруге погибших работников, а также иждивенцам положены единовременные страховые выплаты в размере 60 МРО, а всем иждивенцам будут начислены ежемесячные страховые выплаты (в зависимости от среднего заработка, причем только официально прошедшего по бухгалтерским документам), - заявил Николай Михайлович.

- Хотя выясняется, что не со всеми были оформлены трудовые отношения, сам допуск к работе является оформлением трудового договора. Кроме того, все пострадавшие имеют право взыскать нанесенный моральный вред с работодателя. Но компенсация может быть возмещена только судом.

Правительством Республики Марий Эл была создана комиссия по оказанию социальной поддержки семьям погибших и пострадавшим при взрыве. На ее заседании от 13 декабря определена материальная помощь в размере 50 тысяч каждой семье погибшего и 15 тысяч - пострадавшим от взрыва. Министерством социальной защиты населения и труда Республики Марий Эл производятся выплаты.

На сегодняшний день трагедия унесла жизни уже 15 человек: 12 из них погибли на месте, трое скончались от полученных ожогов в больнице.