В конце мая в ряде портов Норвегии проходила совместная проверка российских судов на наличие коллективных трудовых договоров. Она была организована Арктическим отделением Российского профессионального союза моряков и Норвежским профсоюзом моряков. Лидеры облсофпрофа заявили, что считают эту акцию незаконной. За комментариями по данному поводу murfish.ru обратились к председателю Арктического отделения РПСМ Константину Кривенко.

- Константин Валерьевич, как Вы воспринимаете вышеуказанное заявление представителей облсофпрофа?

- Дело в том, что с первого мая этого года в Норвегии введена дополнительная должность инспектора Международной федерации транспортников. В его задачи входит инспекционная проверка не только транспортных, как это было раньше, но и рыболовецких судов всех флагов. В ходе проверки мы не навязывали договора международного уровня, однако мы всегда будем требовать соблюдения международных правил в отношении тех условий, которые оговорены в международных конвенциях, ратифицированных Россией. Поэтому я не вижу какой-то незаконности в наших действиях. Мы всего лишь проверяем суда на соответствие рабочих условий международным требованиям.

- Каковы результаты проверки?

- За то время, что я находился в Норвегии, нами было проверено порядка 30 судов. Из них 24 рыболовецких. На 60% судов коллективные договора отсутствуют вообще. Но еще раз подчеркну, что мы не ставили перед собой цель кого-то заставить платить зарплату российским морякам согласно международным требованиям. Ведь международные требования, это требования ITF для "удобного" флага".

"Удобный" флаг отличается тем, что владелец судна под таким флагом выплачивает заработную плату, которая не облагается налогом, и на нее не распространяются никакие страховые выплаты. От рыболовецких предприятий мы не требуем какого-то глобального повышения существующих расценок по зарплате. Мы прекрасно понимаем те проблемы, которые возникают перед судовладельцами при покупке аукционных квот. И не нужно делать из нас каких-то финансовых монстров, душащих местных рыбопромышленников.

Кстати, во время пребывания в Норвегии я провел встречу с представителями норвежской брокерской компании, занимающейся продажей российских арестованных судов. В результате встречи была достигнута договоренность о включении в порядок продажи арестованного имущества пункта о возмещении долга по заработной плате членам экипажей таких судов. Благодаря этому мы добились выплаты долга работникам предприятия "Севрыба -2".

- Константин Валерьевич, перед инспекционной поездкой в Норвегию прозвучала информация о том, что к судовладельцам, не имеющим колдоговоров, будут применены жесткие санкции, вплоть до запрета на поставки рыбопродукции на норвежский берег.

- На сегодняшний день никакие санкции пока не применялись. Прежде всего, это связано с правовым ваккумом. То есть большинство судовладельцев попросту не имеют представления даже об элементарных требованиях к коллективному договору. Поэтому пока требуется время, чтобы люди смогли ознакомиться хотя бы с базовыми документами.