REGNUM: Г-н посол, США практически завершают строительство экстраординарного по своим размерам посольства в Ереване. После смены власти в Грузии, кажется, причин или аргументов против строительства такого же офиса в Тбилиси не остается - не собирается ли Вашингтон переместить свой региональный head-office (головной офис) в грузинскую столицу?

Ваш вопрос несколько странен. США поддерживают хорошие отношения со всеми странами Южного Кавказа или, как вы в России называете, Закавказья. В Ереване мы строим очень красивое, хорошее, современное здание посольства США в Армении. Новое посольство США строится и в Тбилиси. Вообще, мы строим около 40 посольств в разных странах мира. При этом главная задача заключается в увеличении безопасности нашего персонала как раз в период роста угрозы терроризма. К тому же, все посольства США, поддерживая, конечно, общение между собой, напрямую подчинены Вашингтону. И никаких региональных head-offices у нас нет. Что касается конкретно нового посольства США в Армении, то одна из причин, которая сделала целесообразным строительство столь большого здания - это наличие внушительных программ помощи самой Армении. С 1990 года мы предоставили республике помощь на сумму в полтора миллиарда долларов. Это содействие распределено в социально-экономической сфере, в области здравоохранения, образования и развития предпринимательства.

REGNUM: Американская помощь Грузии также достигает больших размеров. Известно, и пресса писала об этом, что в период правления Эдуарда Шеварднадзе возникало много вопросов по поводу использования этой помощи. В частности, экс-президенту Грузии высказывались претензии в плане эффективности использования средств. Удовлетворены ли Вы тем, как используется американская помощь Арменией?

Во-первых, я посол США в Армении, а не в Грузии и не собираюсь рассуждать о том, насколько целесообразно используется или использовалась американская помощь грузинской стороной. Что касается Армении... Уровень американской помощи Армении, в расчете на душу населения, является наиболее высоким в Евразии. В августе 2004 года, приступив к деятельности на посту посла США в Армении, я удостоверился, что при значительной в плане масштабов, помощь Армении представляется на очень высоком качественном уровне. Мы не просто вручаем деньги, но и обеспечиваем высококачественную техническую помощь. Образно выражаясь, мы не даем голодному человеку рыбу, мы даем ему удочку и показываем, как ею пользоваться.

Возвращаясь к собственно основным задачам американской политики на Кавказе... Наша задача состоит в достижении трех основополагающих целей: это стабильность и безопасность, развитие здоровой экономики и рост благосостояния не только маленьких групп населения, а всего народа и, наконец, формирование настоящих демократических институтов. При этом, хотелось бы добавить, что достижение вышеуказанных целей ни коим образом не идет в разрез с задачами политики Российской Федерации. Думаю, Москве также необходимы региональная стабильность, развитые в экономическом и демократическом плане соседи.

REGNUM: Кажется, Россия, меньше чем США, уделяет внимание достижению последней из перечисленных Вами задач, а именно развитию демократических институтов. Чем это может быть обусловлено?

Аналогично, я не собираюсь вдаваться в тонкости российской политики, но хочу отметить: мы считаем, что, несмотря на все трудности, системы демократических и рыночных отношений являются наилучшим решением всякого рода проблем. Именно поэтому, мы стараемся развивать демократию и рыночную экономику во всех странах мира, обращаем внимание на права человека и верховенство закона. В данном контексте приведу слова Уинстона Черчилля, который говорил, что демократия самая худшая система за исключением остальных, более худших.

REGNUM: Насколько весомо влияние армянской диаспоры в США и насколько ее позиция влияет на политику официального Вашингтона в отношении Армении?

Общеизвестно, США - многонациональное общество, естественно, что действуют здесь и национальные лобби. Армянская община США организована, имеет четкие задачи и хорошо финансируется. Наша позиция заключается в следующем: мы рассматриваем армянскую диаспору в качестве партнера - партнера, с которым можно достичь весомых результатов. Со дня прибытия в Ереван я провел множество встреч с представителями армянской диаспоры США. В начале будущего года я собираюсь посетить места компактного проживания армян уже в самих Соединенных Штатах - в Нью-Йорке, Массачусетсе, Центральной и Южной Калифорнии.

REGNUM: Тем не менее, усложняет ли американо-турецкий диалог близкое общение с армянской диаспорой?

Хочу отметить, что Турция - наш давний союзник и партнер, с которым предстоит много дел. В то же время, мы хорошие друзья и с Арменией и с другими странами, окружающими Турцию.

REGNUM: Сегодня активно муссируются различные точки зрения относительно возможных последствий открытия границы между Арменией и Турцией, в первую очередь, для армянской экономики. Как можно избежать негативных последствий?

США выступают за открытие армяно-турецкой границы. Мы склонны считать, что такой шаг будет выгоден не только для Армении, но и для восточных провинций Турции - выгоден в плане развития коммерции и туризма. Да, в армянском обществе наличествует дискуссия вокруг возможных последствий закрытия границы. При этом некоторые экономисты попытались вычислить процентное соотношение воздействия закрытой границы на общее состояние армянской экономики в динамике. Они обнаружили, что, за более чем десятилетие простоя границы, данный показатель с каждым годом уменьшается. В первые годы после закрытия границы негативный эффект составлял около 50%, позже он сократился до 27%, а согласно последним оценкам - колеблется в районе 11%-13%. Очевидно, произошло следующее - рыночные силы нашли способы компенсировать данное ограничение. Согласно последним статистическим данным, Турция на сегодня является седьмым по уровню товарооборота торговым партнером Армении, опять-таки, несмотря на то, что граница на замке. Так или иначе, мы продолжаем выступать за открытие армяно-турецкой границы, и поднимаем вопрос перед турецкой стороной, в том числе, и по дипломатическим каналам.

REGNUM: Интересно, что Вы упомянули о выгоде для восточных турецких провинций. Правильно ли я понимаю, что Вы видите начало для урегулирования армяно-турецких отношений в приграничном, межрегиональном сотрудничестве без установления контактов на государственном уровне?

Я не говорил этого. Мне кажется, что процесс урегулирования всех этих проблем должен протекать одновременно, а не в каком-то определенном порядке. Именно с этой целью США с Францией и Россией, являясь сопредседателями Минской группы ОБСЕ, совместно работают с Арменией и Азербайджаном над поиском длительного и справедливого решения карабахской проблемы.

REGNUM: Как Вы считаете, насколько реально выполнение условия, выдвинутого Францией на пути вступления Турции в Европейский Союз? Я имею в виду, признание Геноцида армян.

Я не собираюсь комментировать высказывания президента Ширака или министра иностранных дел Барнье. Эти высказывания были сделаны в контексте недавнего решения ЕС, определившего дату начала переговоров с Турцией о вступлении в Евросоюз. Что я могу сказать: США верят, что у Турции есть будущее в ЕС, мало того, ее вступление в долгосрочной перспективе окажет благоприятное влияние на весь регион. В частности, это касается и Армении с Грузией, у которых появится общая граница с большим европейским рынком.

REGNUM: Вы упомянули Минскую Группу ОБСЕ. Известно, что деятельность МГ подвергается резкой критике со стороны Азербайджана. Существуют ли какие-либо новые дополнительные аргументы в пользу работы этой структуры?

Во-первых, есть легальный аргумент, заключающийся в том, что ООН попросила ОБСЕ заняться данной проблемой и помочь сторонам найти ее решение. Есть еще и практический аргумент, который состоит из двух частей. Первая часть - МГ накопила большой опыт и знания в данной области, и второе - сопредседатели работают в хорошем и тесном сотрудничестве. Как известно, министры иностранных дел Армении и Азербайджана продолжат переговоры в середине января. Я бы хотел особо подчеркнуть, что независимо от того, кто является посредником, ответственность решения самой проблемы лежит на двух сторонах. Посредники могут лишь оказать им содействие в поиске этого решения.

REGNUM: Очевидно, Россия придерживается аналогичной позиции.

Думаю, и Франция придерживается той же позиция. Все три страны-сопредседателя поддерживают хорошие контакты с обеими сторонами.

REGNUM: Чувствуется ли влияние событий на Украине на отношения США со странами постсоветского пространства? Да или нет?

Я не могу дать однозначный ответ на поставленный вопрос. Газеты часто спекулируют на эту тему. В частности, я видел материал в газете Guardian, которая выдвигает версию о том, что США обладают каким-то секретным планом не только в отношении Украины, но и в отношении других постсоветских государств. Это, конечно же, не соответствует действительности. Я полностью отрицаю существование такого мастер-плана. Наоборот, мы приветствуем мирные демократические процессы и поддерживаем развитие гражданского общества во всех странах. В нашем подходе отсутствует избирательность, мы содействуем всему политическому спектру, а не отдельным партиям или кандидатам. Со временем они становятся полноправными участниками политического процесса. Вместе с этим, мы готовы сотрудничать с любым политическим деятелем, который приходит к власти посредством свободных и демократических выборов. Как известно, все страны-члены ОБСЕ подписали принципы свободных и честных выборов, сформулированные в 1990 году в Копенгагене.

REGNUM: Г-н посол, армянскому парламенту предстоит обсудить и вынести решение по вопросу отправки армянского гуманитарного контингента в Ирак. Общественность Армении в этой связи демонстрирует неоднозначный подход. Как Вы можете прокомментировать данную ситуацию, или направить какой-либо message армянской общественности?

Мы понимаем нервозность некоторых слоев армянского населения в связи с этой проблемой. В то же время мы приветствуем решение армянского правительства направить в Ирак гуманитарный контингент, состоящий из саперов, водителей и медперсонала. Ирак сегодня пребывает в очень тяжелой ситуации, там активизировались террористические силы. Мы считаем, что наилучшим способом установления стабильности, демократии и благосостояния в Ираке является выступление международного сообщества единым фронтом. Это важно не только для нашей страны, но и для региона и всего мира.