Глава Департамента экономического сотрудничества МИД РФ Андрей Кондаков считает, что "вступать в ВТО надо, это - наш осознанный стратегический выбор, продиктованный всей логикой наших рыночных реформ. Разумной альтернативы ему нет. Но при всей внешней привлекательности быстрого решения "проблемы ВТО" важно не поддаться нарастающему ажиотажу и вести линию на такой эндшпиль, который неизбежную плату за входной билет минимизировал бы, а связанные с членством преимущества максимизировал". В статье А.Кондакова, опубликованной в журнале "Эксперт" (№ 48, 2004 год) глава Департамента экономического сотрудничества отмечает, что требуется проявлять повышенную осмотрительность и избегать соблазна "прорваться" в ряды ВТО: история показывает, что такие форсированные решения весьма далеки от оптимальных. "На кону стоит ни много ни мало судьба всей российской экономики. Поэтому все принимаемые в области присоединения к ВТО решения должны быть четко выверенными и взвешенными, без ненужной спешки и без привязки к "красным дням календаря". Скорость в таком серьезном и долгосрочном деле имеет второстепенное значение, главное здесь - те обязательства, которые мы реально возьмем на себя".

В статье отмечается, что России по-прежнему в виде своеобразной платы за ускоренное членство предлагают пойти на весьма значительные уступки - например, облегчить доступ на свой рынок иностранным производителям товаров и услуг. Многие из этих уступок заметно снизят степень защиты целых секторов российской экономики, поскольку они столкнутся лицом к лицу с гораздо более подготовленными конкурентами из-за рубежа. Помимо выполнения стандартных требований ВТО России также настоятельно рекомендуют присоединиться к факультативным соглашениям - например, по торговле гражданской авиатехникой и товарами информационных технологий, по правительственным закупкам. В число "рекомендуемых" обязательств входят и ограничения как по экспортным субсидиям на сельхозтовары, так и в секторе услуг. "Но все эти факультативные требования - еще полбеды. России предъявляются такие условия, которые и вовсе не регулируются ВТО, - например, соотношение внутренних и экспортных цен на энергоносители; транссибирские перелеты; отмена экспортных пошлин; принципы взимания налога на добавленную стоимость на экспорт нефти и газа... Особую угрозу для российской экономики представляет требование выравнять внутренние и внешние цены на энергоносители, прежде всего на природный газ. Если мы примем это требование, то внутренние цены вырастут в несколько раз, что равнозначно добровольному отказу от одного из наших естественных конкурентных преимуществ. По сути, такой шаг поставил бы идущую сейчас реформу российского энергосектора под международный контроль", замечает А.Кондаков.