17 декабря руководитель Федерального агентства железнодорожного транспорта Михаил Акулов провел совещание по вопросу практической реализации постановления Правительства РФ №242 от 15.05.2004 г. "О неотложных мерах по строительству железнодорожной линии Беркакит-Томмот-Якутск". В совещании приняли участие представители Правительства Республики Саха (Якутия) во главе с Председателем Правительства Егором Борисовым, представители ОАО "Российские железные дороги", ОАО "Корпорация "Трансстрой", Министерства транспорта РФ, Министерства экономического развития и торговли, Федерального агентства по управлению федеральным имуществом. По итогам совещания состоялась встреча с журналистами.

М.Акулов отметил, что к концу 2004 года завершается определенный этап в реализации постановления Правительства РФ №242 от 15.05.2004 г. "О неотложных мерах по строительству железнодорожной линии Беркакит-Томмот-Якутск". "Это большой проект, который долго готовился, согласовывался, прежде чем Правительством было принято решение о продолжении уже существующей линии Беркакит-Томмот до Якутска", - сказал он.

В постановлении Правительства РФ отмечалась целесообразность продолжения строительства железнодорожной линии Беркакит-Томмот до Якутска с обеспечением ввода в эксплуатацию пускового комплекса Томмот-Кердем в 2010 году с общими затратами на его строительство в размере 15 млрд. рублей. В том числе средства федерального бюджета составляют 2 млрд. рублей, Правительства РС(Я) - 9 млрд. рублей, ОАО "РЖД" - 4 млрд. рублей.

На Федеральное агентство железнодорожного транспорта были возложены функции государственного заказчика строительства железнодорожного участка Томмот-Якутск с пусковым комплексом Томмот-Кердем железнодорожной линии Беркакит-Томмот-Якутск.

Созданная в Федеральном агентстве железнодорожного транспорта конкурсная комиссия 16 декабря подвела итоги открытого конкурса по выбору генерального подрядчика на строительство новой железнодорожной линии. Победителем признано ЗАО "Инжиниринговая компания "Трансстрой". По словам М. Акулова, большой опыт строительства на севере России, строительство БАМа помогли Корпорации выдвинуть те условия, которые и были признаны конкурсной комиссией наиболее выгодными и эффективными.

Как отметил первый вице-президент ОАО "Корпорация "Трансстрой" Ефим Басин, компания "Транстрой" обязалась в недельный срок после подписания контракта на подрядные работы развернуть стройку. "Мобилизация всех сил дает нам право верить, что ввод в эксплуатацию участка Томмот-Кердем протяженностью 340 км удастся завершить на два года раньше срока, определенного в постановлении Правительства РФ", - сказал он.

Планируемый объем финансирования строительства железной дороги на 2005 год составляет около 5 млрд. рублей, из них средства федерального бюджета - 340 млн. рублей, средства бюджета Республики Саха (Якутия) - 342 млн. рублей, ОАО "РЖД" выделит 1 млрд. рублей. Кроме того, за счет продажи активов Республики Саха (Якутия) в ряде акционерных обществ планируется привлечь около 3 млрд. рублей.

На совещании обсуждалась возможность продолжения железнодорожной ветки до Якутска. Для этого потребуется строительство моста через реку Лена. В настоящее время в Якутии завершается разработка проекта совмещенного железнодорожно-автомобильного моста через реку Лена, ширина которой в месте планируемого строительства составляет около трех километров. Интерес к проекту проявляют различные инвесторы, в том числе компании Китая и Турции. Республика планирует уже в 2006 году приступить к реализации этого проекта с тем, чтобы к моменту завершения строительства железной дороги до Кердема мост уже был готов, что даст возможность перейти на левый берег реки и провести железную дорогу до Якутска, а это еще 110 км путей.

По мнению министра транспорта, связи и информатизации РС(Я) Владимира Членова, завершение строительства железнодорожной линии до Кердема позволит существенно сократить затраты на Северный завоз в республику, который оценивается в настоящее время в 18 млрд. рублей ежегодно. В дальнейшем строительство моста и продолжение железнодорожной ветки до Якутска позволит решить важнейшую социальную задачу - обеспечить прямое железнодорожное сообщение со столицей Якутии. Кроме того, строительство железной дороги будет способствовать вовлечению в экономический оборот огромной минерально-сырьевой базы республики, сообщает ИА "Маркетинг и Консалтинг".